Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сюжетно-событийная основа, объем и принципы отбора жизненного материала, временные рамки произведения.




2. Эпичность в раскрытии человеческого характера:

а) изображение героя в многообразии его связей с окружающим миром. Человек и среда. Акакий Акакиевич Башмачкин – мелкий петербургский чиновник, типичный представитель "униженных и оскорбленных";

б) показ внутреннего мира героя через поступки, действия, в сопоставлении с другими персонажами;

в) объективированные формы выражения авторского отношения к герою произведения. Многообразие эмоционально-смысловых оттенков гоголевского слова (ирония, юмор, сатирико-обличительный тон, элементы сочувствия и сострадания).

3. Значение внефабульных элементов в повести. Лирико-драматическое начало в эпических произведениях.

 

II. Особенности гоголевского повествования

(индивидуальные черты стиля писателя)

1. "Простота вымысла" и "совершенная истина жизни" (В.Г.Белинский);

2. "Комическое одушевление, всегда побеждаемое глубоким чувством грусти и уныния" (В.Г.Белинский), "смех сквозь слезы".

3. Гоголевский лиризм.

4. Роль фантастического в повествовании.

 

III. Нестандартные интерпретации повести (Ч. Лотто).

Индивидуальное задание

Литература

1. Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды. О русской повести и повестях Гоголя. Взгляд на русскую литературу 1847 г. (любое издание).

2. Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. –М.; Л. 1959. С.345-374.

3. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. –М., 1988.

4. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. Вариации к теме. –М., 1996.

5. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. –М., 1988.

10. Лотто Ч. Лествица "Шинели" (предисловие к публикации И. Золотусского) // Вопросы философии. 1993. №8. С.58-83.

6. Русская повесть Х1Х века. История и проблематика жанра / Под ред. Б.С.Мейлаха. –Л., 1973. С.3-9, 259-261.

7. Фридлендер Г.М. Поэтика русского реализма. Очерки о русской литературе Х1Х в. –Л., 1971. С.204-209.

8. Чичерин А.В. Очерки по истории русского литературного стиля. Повествовательная проза и лирика. –М., 1977. С.133-137.

9. Эйхенбаум Б.М. Как сделана "Шинель" Гоголя // Эйхенбаум Б.М. О прозе; Сб. ст. –Л., 1969. С.306-326.

Семинарское занятие 5.

Основы стихосложения. Русский стих.

Задание

Отработайте навыки определения метра путем скандирования. Дайте анализ стихотворного текста (по выбору) с учетом особенностей ритмики, рифмовки, строфики. Прокомментируйте высказывания: "Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало" (А.С.Пушкин);

План

1. Понятие стихотворной системы. Связь систем стихосложения с особенностями национального языка. Тоническая, силлабическая и силлабо-тоническая системы в историческом аспекте.

2. Отличие стихотворной речи от прозаической. Ее специфические особенности. Вольный стих. Верл и бр. Стихотворение в прозе.

3. Понятие словесного ритма. Ритм и смысл.

4. Рифма и ее значение в поэзии. Основные функции рифмы. Виды рифмы по месту в строке, по месту ударения, по точности и богатству. Пантор и м (или пантор и фма).

5. Объединение стихов рифмами. Виды рифмовки. Белый стих.

6. Строфа и ее значение. Разновидности строф. Монострофа: 1) двустишия, трехстишия, четверостишия и др.; 2) р о ндо, триол е т, сонет, русская частушка, руба и, японские т а нка и х о кку, польский краков я к и др.

7. Суперстрофы. Сонет и венок сонетов. Онегинская строфа: структура, генезис, художественные функции.

Контрольные задания

1. Прочитайте статьи в хрестоматии Введение в литературоведение: Хрестоматия / Под ред. П. А. Николаева. [1979, 1988] 3-е изд. М., 1997:

1) Тредиаковский В. К. Новый и краткий способ к сложению российских стихов с определениями до сего надлежащих знаний (1735);

2) Ломоносов М. В. Письмо о правилах российского стихотворства (1739);

3) Пушкин А. С. Путешествие из Москвы в Петербург (1833–1834);

4) Белый А. Опыт характеристики русского четырехстопного ямба (1909).

2. Изучите основополагающие признаки тонической, силлабической и силлабо-тонической систем стихосложения.

3. Прокомментируйте высказывания: «...Для героических или величественных передач надо брать длинные размеры с большим количеством слогов, а для веселых – короткие» (В. В. Маяковский). Связаны ли и каким образом размер и смысл?

4. Дайте анализ стихотворного текста (1 по выбору) с учетом особенностей ритмики, рифмовки, строфики (см. художественные тексты для анализа ниже).

5. Отработайте навыки определения метра путем скандирования стихотворений (см. художественные тексты в задании № 6).

6. Определите метр стихотворений, по образцу сделайте схему каждого из них, распределив в данной таблице:

Хорей Ямб Дактиль Амфибрахий Анапест

Лермонтов М. Ю. «Выхожу один я на дорогу…».

Лермонтов М. Ю. «Парус».

Майков А. Н. «Дорог мне, перед иконой...».

Майков А. Н. «Весна! выставляется первая рама...».

Некрасов Н. А. «Несжатая полоса».

Некрасов Н. А. «В стороне от больших городов...».

Полонский Я. П. «Заплетя свои темные косы венцом...».

Полонский Я. П. «Развалину башни, жилище орла...».

Пушкин А. С. «Я помню чудное мгновенье...».

Толстой А. К. «Колокольчики мои, цветики степные...».

Тютчев Ф. И. «Как сердцу высказать себя?».

Фет А. А. «На заре ты ее не буди...».

Фет А. А. «Я жду... Соловьиное эхо...».

Образец

Федор Иванович Тютчев.

* * *

Ум о м Росс и ю не пон я ть, (ударные слоги: 2, 4, 8)

Арш и ном о бщим не изм е рить: (2, 4, 8)

У н е й ос о бенная ст а ть – (2, 4, 8)

В Росс и ю м о жно т о лько в е рить. (2, 4, 6, 8)

28 ноября 1866

 

– –´ / – –´ / – – / – –´ /

– –´ / – –´ / – – / – –´ / –

– –´ / – –´ / – – / – –´ /

– –´ / – –´ /– –´ / – –´ / –

Катрен, перекрестная рифмовка, 4-х стопный ямб.

PS: Соответственно, располагаем само стихотворение и анализ его метра в колонку «Ямб».

Литература

1. Тредиаковский В.К. Новый и краткий способ к сложению российских стихов с определением его надлежащих знаний; Ломоносов М.В. Письмо о правилах российского стихотворчества; А.С.Пушкин. Путешествие из Москвы в Петербург; А.Белый. Опыт характеристики русского четырехстопного ямба (по хрестоматии).

2. Жирмунский В.М. Теория стиха. – Л., 1975.

3. Калачева С.В. Стих и ритм. – М., 1978.

4. Томашевский Б.М. Стилистика и стихосложение. – Л., 1959.

5. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика: Учеб. пособие / Вступ. статья Н.Д. Тамарченко; Комм. С.Н. Бройтмана при участии Н.Д. Тамарченко. – М., 1999. (Сравнительная метрика).

6. Федотов О.В. Основы русского стиховедения. Методика и ритмика: Учебное пособие. – М., 1997.

7. Холшевников В.Е. Основы стиховедения. Русское стихосложение: Учебное пособие. – СПб., 1996.

8. Холшевников В.Е. Стиховедение и поэзия. – Л., 1991.

Словари и справочные издания

1. Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. М., 1962 – 1979.

2. Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001.

3. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.

4. Мещерякова М. И. Литература в таблицах и схемах: Справочное пособие. М., 2000.

 

Литература для обязательного конспектирования

Законспектировать статьи по хрестоматии: Стиховедение: Хрестоматия для студентов филологов / Сост. Л.Е. Ляпина. [1998] М., 2002.*

1. Томашевский Б.М. Стих и язык.

2. Тынянов Ю.Н. Проблема стихотворного языка.

3. Жирмунский В.М. Рифма, ее история и теория.

4. Жирмунский В.М. Композиция лирических стихотворений.

5. Холшевников В.Е. Типы интонации русского классического стиха.

Семинарское занятие 6.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...