Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Жанры массово-информационной литературы




Массово-информационная литература как тип литературы в книговедении или документоведении почти не исследовалась. Название данного типа предложено по аналогии с типом науч­но-информационной литературы: если научно-информацион­ная литература обеспечивает воплощение научного сознания на уровне оперативных некомментированных сообщений, то аналогичному уровню воплощения идеологии должна соот­ветствовать массово-информационная литература. Последнее название хорошо соотносится с тем, что произведения массово-информационной литературы — это сообщения средств массо­вой информации (СМИ), следовательно, термин "массово-ин­формационные" по отношению к подобным документам вполне правомерный.

Произведения массово-информационной литературы явля­ются результатом творчества журналистов, так же, как и про­изведения публицистической литературы. В отличие от по­следних, которые квалифицируются теоретиками журналистики как "аналитические жанры", произведения массово-информа­ционной литературы получили название "информационных жанров". В пределах журналистики такое деление, по-видимо­му, имеет смысл, поскольку "информация" вообще долгое вре­мя трактовалась журналистами как некомментированное опе­ративное сообщение. И.Л. Михайлин отмечает: "В узком значении информация — совокупность коротких некомменти­рованных сообщений. В теории журналистики слово "информация" используется и в специальном значении, в этом случае оно означает конкретный жанр небольшой по объему заметки, сообщающей об определенной новости"1.

Однако с точки зрения документоведения называть один оп­ределенный тип литературы просто "информационной" непра­вомерно, потому что вся, любая литература содержит социаль­ную информацию, предназначенную для передачи в обществе. Рассматриваемый тип литературных произведений считаем возможным называть массово-информационной литературой.

Можно ли связывать функционирование массово-информа­ционной литературы с идеологией как сферой общественного сознания? Ведь массово-информационные сообщения почти не содержат комментариев, подаются как неопровержимые фак­ты, новости жизни и деятельности человека и общества. Но журналисты убедились, что даже некомментированное пред­ставление фактов отражает позицию автора (в отборе фактов, их квалификации, показе их соотношения с другими фактами и т. п.). "Рассказывая о мире вокруг нас даже с помощью ново­стных заметок и некомментированных корреспонденции, жур­налистика, возможно, сама того не замечая, вызывает осущест­вление неявного, превращает несуществующее в ранг суще­ствующего"2. И.Л. Михайлин подчеркивает: "... информация в журналистике — это не просто новости, а работающие сообще­ния, это новости, которые вошли в сознание и повлияли на аудиторию в рассчитанном автором направлении"3.

Жанры массово-информационной литературы имеют опре­деленные общие черты: лаконичность, оперативность сообще­ния о событии, новизна информации. Различаются они объе­мом, наличием толкования, комментариев, способом пре­доставления информации4. Публикуются произведения мас­сово-информационной литературы преимущественно в газетах общественно-политического содержания, но могут быть пода­ны и в журналах (общественно-политических, популярных, производственных и т. п.); могут быть переизданы в неперио­дических изданиях, представляющих творчество журналис­тов, их авторов.

Хроника (хроникальная заметка) — это короткое, как те­леграмма, представление факта. Точный выбор факта, макси­мальная лаконичность, сухой официальный язык — ее изобра­зительные средства.

Заметка — оперативное короткое массово-информационное сообщение (объемом от 20 до 100 строк) о "новости", то есть та­кой информации, которая потенциально превышает то, что уже известно читателям. Может содержать короткий комментарий, толкование непонятных сторон явления или ситуации. Струк­тура заметки — это ответы на вопросы: что? кто? где? когда? как? по какой причине? Жанровые разновидности заметки:

событийная заметка — сообщение о событии, которое состоялось, его фактологическое описание;

анонс — оперативное предварительное сообщение о куль­турных мероприятиях, выставках, концертах и пр., которые должны состояться;

аннотация на книгу или статью как информационное явление, имеющая целью "известить аудиторию о появлении, существовании какого-либо нового издания", описать кратко его качества, сообщить об основных характеризующих его мо­ментах (названии, авторе, издателе, теме, содержании, време­ни появления, цели создания);

мини-рецензия — оценочная заметка, предметом кото­рой является книга, пьеса, кинофильм и т. п.;

блиц-портрет — короткие сведения о человеке;

мини-обозрение — сообщение, описывающее совокуп­ность однотипных событий;

мини-история — основные сведения по какому-либо вопросу (семейная, любовная, профессиональная или другая житейская интрига);

мини-совет — сообщение о возможном порядке действий для достижения определенной цели, без развернутого обосно­вания и аргументации1.

Расширенная информация — текст объемом в 40—70 строк, который сообщает подробности, предысторию события, цифры и статистику. Расширенная информация призвана за­интересовать читателя, развлечь, перенести акцент с результа­тов на обстоятельства.

Репортаж — оперативная форма эмоционального, нагляд­ного изображения события дня, очевидцем или участником ко­торого был автор. Отношение автора к событию выражается подбором деталей, монтажными средствами. Виды репортажа: событийный, постановочный, проблемный, тематически-по­знавательный, актуальный, репортаж-расследование1.

Интервью — результат получения информации журналис­том от респондента с помощью вопросов. Интервью имеет вид диалога. Задача интервью — сообщить новость, повлиять на общественное мнение. Разновидности интервью: интервью-мо­нолог, интервью-диалог, интервью-беседа, интервью-полилог (беседа с несколькими респондентами), интервью-сообщение (сокращенный вариант интервью, в котором поданы лишь фрагменты разговора), интервью-зарисовка (где ответы собе­седника сопровождаются описанием его поведения, одежды, выражения лица и т. п.), проблемное интервью2.

Блиц-опрос — это схожий с интервью метод получения ин­формации и жанр массово-информационной литературы, в ко­тором журналист коротко сообщает об ответах разных людей на один и тот же вопрос3.

Вопросответ — жанр массово-информационной лите­ратуры, в котором журналист или какое-либо компетентное лицо дает ответы на вопросы читателей4.

Отчет — развернутый текст, содержащий концентриро­ванное сообщение о важном событии или мероприятии (съезде, конференции, собрании, фестивале, выставке, спортивных со­ревнованиях, праздниках и т. п.). Отчет как массово-информа­ционное сообщение отличается сухостью и последовательностью изложения, дает конкретное фактографическое последо­вательное описание мероприятия. Виды отчетов: прямой (непосредственно переданный с места события), отчет-коммю­нике (с подведением итогов), отчет-размышление (с элемента­ми комментирования), пространный отчет (сопровождаемый расширенным комментарием)1.

Некролог — сообщение о факте смерти человека. Содержит, как правило, краткую биографию умершего, сообщает о том, где и как он работал, о его достижениях, наградах2.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...