Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теория познания. Гносеология.




Цель: Проанализировать, процесс познания, его специфические особенности для философского знания.

  1. Проблема познания в философии.

1.1. познание как отражение объективной действительности;

1.2. субъект и объект познания;

1.3. диалектический характер процесса познания.

  1. Понятие истины. Диалектика абсолютной и относительной истины.
  2. Единство чувственного и рационального в познании. Уровни познания: эмпирический и теоретический.
  3. Практика как основа и цель познания. Виды практической деятельности.

 

Задания для практической работы.

Темы докладов и рефератов.

Роль практики в процессе познания.

Возможности и границы чувственного познания.

Единство чувственного отражения и абстрактного мышления: критика сенсуализма и рационализма.

 

Литература.

Энгельс Ф. Диалектика природы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.20.

Ленин В.И. Философские тетради. ПСС. Т.29.

Маркс К. Тезисы о Фейербахе. Собр. Соч. Т.3.

Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. ПСС.Т.18.

 

Часть.

Тема 1.

Природа как предмет философского осмысления.

Цель: Рассмотрение Природы, как неотъемлемого элемента философского знания.

  1. Понятие природы. Живая и неживая природа, их взаимосвязь и качественное различие.
  2. Диалектическая взаимосвязь природы и общества. Исторические этапы и тенденции взаимодействия природы и общества.
  3. Противоречие в исторической теме: «общество – природа». Идеи В.И. Вернадского о ноосфере, отношение к ним сегодня.
  4. Научные, социально – философские и этико – гуманистические аспекты.

 

Задания для практической работы.

Вопросы.

  1. Какое содержание вкладывается в понятие «природа»?
  2. Каково соотношение общества и природы? Является ли общество подсистемой системы «природа» или «общество» самостоятельная система, противостоящая природе?
  3. В чем суть идеи В.И. Вернадского о ноосфере?
  4. Как вы понимаете выражение К. Маркса: «Культура, если она развивается стихийно, а не направляется сознательно, оставляет после себя пустыню»?

Темы докладов и рефератов.

Проблемы жизни, ее конечности и бесконечности в условиях земли. Уникальность или множественность во Вселенной.

Природные предпосылки возникновения и существования человека.

Человек как живой организм.

Противоречия в системе «общество – природа» в современную эпоху.

Концепции экологической катастрофы.

Экологические проблемы в Казахстане.

 

Литература.

Введение в философию. Учебник для вузов. В 2-х тт. М.,1989.

Новиков Ю.В. Природа и человек. М.,1991.

Баталов Э.Я. Единство и многообразие – принцип живого мира. // Вопросы философии. 1990.№8.

Аксенова Г.П. О научном творчестве В.И. Вернадского. // Вопросы философии. 1993.№6.

Моисеев Н.Н. Экология, нравственность и политика. // Вопросы философии. 1989.№5.

Федосеев П.Н. Социальные проблемы экологии. / Вопросы философии. 1989.№4.

Туровский М.Б., Туровская С.В. Концепция В. Вернадского и перспективы эволюции теории. // Вопросы философии. 1993.№6.

Алексеев В. Становление человечества. М.,1984.

 

 

Тема 2.

Общество как саморазвивающаяся система.

Занятие: Общество: основы философского анализа.

Цель: Рассмотреть общество, его структуру и особенности развития.

  1. Общество как подсистема объективной реальности. Социальная форма движения материи и ее отличие от процессов живой и неживой природы.
  2. Факторы развития общества. Этапы развития.
  3. Общественные отношения и социальная практика. Цели, интересы, потребности общества. Экономика и политика, их соотношение.

Задания для практической работы.

Вопросы.

  1. В чем заключается отличие социальной формы движения от процессов живой и неживой природы?
  2. В чем состоит отличие законов общества от законов природы?
  3. Объясните высказывание К. Маркса: «Общественная жизнь является по существу практической».
  4. Всякая движущая сила исторического процесса является субъектом?
  5. Назовите основные характеристики общественного субъекта.

Темы докладов и рефератов.

Жан – Жак Руссо об общественном договоре.

О работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства».

География как среда и общества.

Ноосфера – утопия или реальность?

Народонаселение и общество.

Философские основы теоретической модели общества.

 

Литература.

Аристотель. Политика. Соч. в 4-х тт. Т.4.М.,1983.

Кондорсе Ж.А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. В кн.: Мир философии. М.,1991.

Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно – гражданском плане. Соч. в 6-ти тт. Т.6. М.,1996.

Гоббс Т. Левиафан. М.,1986.

Монтескье Ш. О духе законов. М.,1955.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Любое издание.

Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М.,2001.

Бердяев Н.А. Смысл истории. М.,1990.

Самоорганизация и организация в развитии общества. // Вопросы философии. 1995.№8.

 

 

Тема 2.

Общество как саморазвивающаяся система.

Занятие: Социальная структура общества.

Цель: Рассмотрение общества в историко – философском разрезе, различные взгляды на общественное развитие.

  1. Исторические общности людей: род, племя, община. Народность, нация, этнос, государство.
  2. Семья в социальной структуре общества.
  3. Теория пассионарности Л.Н. Гумилева.
  4. Основные направления теории стратификации в западной социологии.

 

Задания для практической работы.

Вопросы.

  1. Составьте стратификационную карту нашего общества.
  2. В чем ограниченность марксистско – сталинской парадигмы о нациях?
  3. Великая Французская революция выдвинула тезис: «Один народ – одно государство». Каковы современные тенденции этой проблемы?
  4. Проблема стабильности и нестабильности социальных групп в концепциях Зиммеля, Дюркгейма, Вебера.

Темы рефератов и докладов.

Трайбализм как социальное явление.

Единство и многообразие мировой истории.

Теория пассионарности Л.Н. Гумилева.

Сущность теории стратификации.

 

Литература.

Бердяев Н.А. Смысл истории.М.,1990.

Аженов М.С. Социальная стратификация: средний класс. // Мысль. 1995.№9.

Философский энциклопедический словарь. М.,1989.

Кишибеков О.Н. Кочевое общество. Генезис, развитие, упадок. А.,1984.

 

 

Тема 2.

Общество как саморазвивающаяся система.

Занятие: Формационный и цивилизационный подходы в изучении общественных процессов.

Цель: Рассмотрение общества с формационного и цивилизационного подходов.

  1. Понятия «формация» и «реальное общество».
  2. Марксистская типология общества. Основные критерии. Структура формации. Диалектика, базис и надстройка.
  3. Цивилизационные критерии в изучении общественных явлений.
  4. Альтернативные направления модернизации общества. Концепция индустриальных обществ: Ростоу, Арон. Теории локальных цивилизаций: А. Тойнби, Н. Данилевский. Общество «третьей волны» Э. Тоффлера.

 

Задания для практической работы.

Вопросы.

  1. Теория стадий У. Ростоу: доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные цивилизации. З. Бжезинский, Д. Белл, Э. Тоффлер. В чем их разница с формационной концепцией К. Маркса?
  2. В чем отличие формационного подхода в изучении общественных явлений от цивилизационного?
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...