Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О вере. Ч. 2. Чем отличаются православие и католицизм [и протестантизм]: О чем спросили француженки, посетившие Соловки?




О вере. Ч. 2. Чем отличаются православие и католицизм [и протестантизм]: О чем спросили француженки, посетившие Соловки?

Прокопий (Пащенко), иером.

12 января 2020 г.

В чем – суть веры? И правда ли, что различные взгляды на нее ведут к одной цели? В чем найти опору, чтобы понять разницу между различными взглядами и сделать выводы относительно лично своей (а не абстрактно понимаемого человека вообще) жизни?

На Соловецкие острова приезжают люди со всего мира. Кто-то «срывается» с далекой по отношению к России точки земного шара, чтобы посетить Соловки. Эти точки находятся на территории Польши, Германии, США, Франции и других стран. Две француженки, оказавшиеся на Соловках, посещали богослужения и даже вызвались помочь с уборкой в храме. Так сложилось, что они познакомились с русской девушкой, жившей во Франции и знавшей французский язык. Ей они задали вопрос, вынесенный в заглавии статьи, а она решили переадресовать его иеромонаху, предложим при том свои переводческие услуги. Состоявшийся в тот день после вечернего богослужения разговор и приводится в статье. В 23 часа закрывались ворота монастыря и нужно было успеть основные моменты обсудить к данному сроку… Последний раздел «Несколько слов о приобщении к благодати Святого Духа» был записан после.

 

 

Раздел 1

 

Книга, в которой разобран озвученный в названии вопрос

Озвученный вопрос разобран в книге патриарха Сергия (Страгородского) «Православное учение о спасении». Эта книга – пример культуры мысли, пример мышления, на основании которого можно решать сложные вопросы. Я вернусь к этой книге, но на время мы про нее забудем.

Еще раз о учении академика Ухтомского о доминанте применительно к религиозному мировоззрению

Сейчас я просто расскажу вкратце суть учения нейрофизиолога академика Ухтомского о работе мозга. Его творения являются базовыми в нейронауке. Он открыл принцип доминанты. Если мы понимаем работу этого принципа, мы понимаем огромное количество вещей. Он объясняет, как формируются модели нашего мышления. Вначале у человека появляется некая доминирующая идея, которая привлекает его внимание, и он начинает долго над ней размышлять. Она становится неким очагом в коре головного мозга.

Например, чем больше человеку начинает нравиться алкоголь, тем больше вещей в окружающей жизни он начинает ассоциировать с алкоголем. Если еще год назад он не видел в какой-то ситуации проблему, то теперь он реагирует тем, что напивается. Причем связь между этими вещами может казаться ему абсолютно логичной. Один алкоголик спросил друга, которые перевернулся на трассе, какая первая мысль пришла ему в голову. И тот ответил: «Напиться».

Это первый принцип доминанты. Все импульсы стекаются к одному очагу.

Или, например, девушке, постоянно заботащейся о своей внешности, начинает казаться, что все мужчины обязаны обращать на нее внимание. Когда она будет выходить из лифта и сзади начнут шушукаться, она, наверняка, подумает, что обсуждают, как она выглядит. А, возможно, речь шла о бизнес планах.

Тут мы переходим ко второму свойству доминанты, который гласит, что во во время ее действия прочие отделы коры головного мозга тормозятся. Таким образом, женщина, одержимая идеей собственной привлекательности, не может даже предположить, что у мужчин в лифте могут быть другие темы для обсуждения, кроме ее внешности. Соответственно, для алкоголика не существует такого времени препровождения как поездки на море, отдых с семьей, чтение книг.

Принцип доминанты помогает нам понять принцип рождения бредовых идей. Сначала у человека под воздействием его страстей рождается некая идея, которая привлекает к себе его внимание. И затем в окружающей действительности он начинает подбирать данные, которые подтверждают его главенствующую точку зрения.

Это первое свойство доминанты, когда данные окружающей реальности переадресуют к текущему очагу. Одновременно человек перестает замечать, что есть миллионы противоречащих его модели фактов.

Например, ревность является классической бредовой идеей. Мужчина, одержимый ревность, начинает видеть доказательства измены во всем. Вышла в красивом платье – непременно хочет покрасоваться перед мужчинами. А если супруги находятся в запертой квартире, а на улице раздался сигнал, значит, жена выбросила любовникам веревку, по которой они забираются в окошко. Объяснить человеку ошибочность его мнения часто не представляется возможным. Даже если жена проведет его в комнату и покажет, что там никого нет, он скажет, что она успела их предупредить, и они спустились по веревке.

А теперь мы переходим к религии.

Прежде чем говорить о протестантизме, католицизме и православии, вкратце расскажу, как происходят ереси. Например, какой-нибудь верующий челочек захотел отомстить и убить своих соседей. И, допустим, ему удается совершить убийство, скрыться и уйти от следствия. В душе у него возникает внутренний раскол. Одна половина говорит, что он совершил преступление, а вторая – что он прав, убив, как он читает, этих нелюдей. Человек не может долгое время существовать в мучительном состоянии раскола, поэтому создается бредовая система, призванная объяснить справедливость происшедшего. Например, человек начинает притягивать к своему поступку слова из Священного Писания о том, как пророк Илья казнил жрецов языческого бога Ваала.

Пророк Илия жил во времена Ветхого Завета, когда супруга царя ввела культ языческого бога Ваала. По молитвам пророка Илии небо перестало давать дождь, чтобы народ обратился от своих заблуждений. Через три года он предложил народу состязание, сложив два жертвенника. Если Ваал попалит свою жертву огнем с неба, то он и есть истинный Бог. Если Господь – истинный Бог Он. Жрецы Ваала призывали Бога, но огонь не сошел. Когда же молился Илья, огонь сошел с неба, сжег жертву, испепелил дрова и камни, и тогда народ понял, что заблуждался, веря жрецам. Пророк Илья, желая истребить языческий культ, зарезал жрецов Ваала, совращавших людей.

Соответственно, наш современный гражданин, убивший соседей, чтобы оправдать свой поступок, вынужден начать ассоциировать себя с пророком Илией. Как только в его мозгу появляется эта связь, он начинает подтягивать все похожие места Священного Писания к текущему очагу. У него может зародиться ощущение, что все мысли, возникающие в его сознании, непосредственно происходят от Бога.

Пример маниакального поведения на религиозной почве показан в фильм «Семь» с Бредом Питтом. В известном романе “Девушка с татуировкой дракона” был описан маньяк Мартин, который воровал женщин и убивал их, а свои убийства пытался сопоставить с текстами в Священном Писании, в которых говорилось о необходимости покарать грешников.

Если мы не критичны к своим мыслям, на определенном этапе они могут захватить нас. Главную доминанту в жизни человека академик Ухтомский видит на лице другого. В ней выход из человеческих тупиков, из бреда, безумия и психических заболеваний. Смысл доминанты очень прост, но его непросто реализовать в своей жизни. В каждое момент нужно быть готовым отложить в сторону свои концепции и воспринимать ближнего в его конкретности. У нас есть свой жизненный опыт и какие-то наработки. Встречающиеся ситуации мы начинаем осмысливать из прошлого опыта. Но никогда прошлый опыт не должен заслонять от нас живого человека. Иначе мы начинаем видеть лишь только свои модели. Ухтомский упоминает, что подобная ошибка читается в трудах многих ученых. И тот, кто изучал современную психологию и социологию, знает, что часто автор пишет всю книгу, исходя из собственной нереальной модели, и не видит живых людей.

Вопрос разрыва между представлениями людей о реальности (моделями) и тем, чем на самом деле является реальность, разбирал известный современный автор Нассим Талеб в своей книге «Черный лебедь» (также эта мысль просматривается в книгах «Антихрупкость» и «Рискуя собственной шкурой»). Реальность сложна для постижения, и люди, чтобы облегчить контакт с ней, начинают придумывать определенные модели. И так получается, что в нашей жизни возникают слепые пятна, области реальности, которые мы не видим. Мало того, что не видим определенных «зон» реальности. Из этих «зон» вылетают «черные лебеди» – непредсказуемые события, которые полностью меняют нашу жизнь (черный лебедь – автор использует этот образ исходя из мнения, которое некогда бытовало в науке насчет того, что лебедь может быть только белым; после «открытия» Австралии ученые увидели черных лебедей и прежняя модель потерпела крах). Нам может казаться, что на данной отрезке реальности мы – в полной безопасности. А на деле, как потом окажется, речь шла о слепом пятне, из которого вылетает «черный лебедь», ставя нас перед фактом краха всех наших моделей.

Мы можем связать эту мысль с мыслью предыдущей и вашими персонами.

Ко мне обратились три молодые симпатичные девушки с вопросом (то есть – две француженки и переводчица). Если я не пытаюсь понять смысл вопроса, то возникает риск, что моя модель может заслонить меня от вас. Что может понять молодая девушка и зачем с ней говорить о таких вещах в принципе? Если бы я встал на эту точку зрения, то разговор бы не состоялся. И чтобы начать разговор, мне нужно было предположить в вас наличие некого глубокого интереса, а не пользоваться стереотипом, что молодые девушки далеки от размышлений на подобные темы.

Чем взрослее становится человек, тем больше он склонен замыкаться на своих собственных моделях, и тем меньше он способен воспринимать мир в его конкретности. И мир, неистощимый в своем многообразии, закрывается от него стеной собственных представлений. Соотвественно, интерес к миру и переживание полноты жизни становятся недоступными. Себя он может считать очень умным и рациональным, но в то же время ощущает себя несчастным. Академик Ухтомский говорил, что если в текущих трудностях человек замкнется на себе и утратит спасительный светоч любви, он быстро скатится до бреда преследования.

О какой любви идет речь? В Священном писании Нового Завета употребляется четыре слова, обозначающих любовь: эрос, филия, стагрия и агапе. Эрос – это чувственная любовь, откуда произошел термин «эротические отношения». Примечательно, что в книгах Нового Завета это слово не встречается. В греческом издании Нового Завета видно, что слово любовь обозначает не вид плотской чувственной любви. Люди, читающие Новый Завет, по ошибке начинают воспринимать призыв к любви как призыв к сексуальной распущенности (см. подробнее главу «Любовь как способность переключить внимание в жизнь другого. Еще несколько замечаний о страсти гордости и самозамкнутости» из третьей части статьи «ОБРАЩЕНИЕ К ПОЛНОТЕ. Становление личности как путь преодоления зависимого поведения»).

Учение академика Ухтомского можно сопоставить с идеей христианской любви. Если сформулировать эту любовь в рациональных терминах, то она означает безраздельное внимание к ближнему, способность предпочесть его желания своим. Эту идею необходимо сбалансировать мыслью, что к миру мы можем исходить лишь из какого-то сформированного христианского ядра. Человек, который нашел опору в истине, сформировался как личность и обращается к миру с любовью, может избежать распыления.

Если он не нашел опору в истине, то, открываясь на встречу тысячам окружающих людей, он рискует принять в себя тысячи чуждых себе идей и забыть, кто он такой на самом деле. В этой любви, как было сказано, выход из всех патологий и бреда. По сути, перед нами всегда стоит два главных вопроса: выбрать себя, свои ограниченные точки зрения или избрать внимание к притекающей реальности, неистощимой в своем многообразии.

Вот, например, вам попался навстречу человек с красным цветом лица. Если вы имели общение с девятью алкоголиками, у которых был красный цвет лица, то возникает риск, что и встречного человека вы посчитаете таковым. И тогда у вас сформируется предубеждение, а, возможно, что этот человек обладает информацией, которая поможет вам изменить вашу жизнь в лучшую сторону, но из-за возникшего предубеждения вы не воспримите новую информацию. Если же у вас есть доминанта на лицо другого, то как говорил Ухтомский, вы и из встречного сорванца сможете почерпать крупицы мудрости и любви.

Образно говоря, сидя на пне в лесу, на ровном месте вы будете получать огромное количество опыта, информации и сведений. Те сигналы, который несет окружающий мир и которые остаются незаметны для многих, будут улавливаться вами, включаться в вашу картину мира, у вас будет выстраиваться понимание причинно-следственных связей, и перед вами откроется возможность воспринять истину.

Последний пример, прежде чем перейти к ответу на ваш вопрос.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...