Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 4. Неправильное понимание словоформы




 

1. Мотоцикл догоняет автобус.

Первое существительное воспринимается в значении под­лежащего (а не дополнения). Почему?

2. Ночь сменяет день.День сменяет ночь.

Первое существительное – подлежащее?

3. На палубегруппа русских и грузин.

Это предложение может иметь два смысла:

1.«Грузин» – управляемый родительный падеж (смысл: смешанная группа – русские и грузины).

2.«Грузин» – независимое слово, второе из однород­ных подлежащих (смысл: группа русских и один грузин).

В каком из этих значений (1 или 2) будет воспринята омоформа «грузин» при первочтении? Почему?

 

4. Белок в это время не было, и поэтому экспеди­цию решили отложить на месяц.

Руки долгое время ему не подавал. Но потом обида сгладилась, их отношения улучшились.

Какое затруднение возникает при восприятии этих мик­ротекстов? Как устранить ошибку?

5. Больной помогает больной.

Первое больной воспринимается как обозначение мужчи­ны, а второе – женщины. Почему не наоборот?

6. Горе придется подвинуться, чтобы уступить дорогу реке.

Какая коммуникативная помеха возникает при воспри­ятии этого предложения?

Укажите два способа исправления ошибки.

7. Какое из этих высказываний содержит стилистичес­кую ошибку?

1. Некоторые исследователи считают, что логичес­кое ударение придает слову двойной и даже тройной смысловой вес.

2. Некоторые исследователи считают, что логичес­кое ударение придает слову первое место в предложе­нии.

Подчеркните сигнал ошибки (сочетание, вносящее ясность) и отделите его от предшествующего текста вертикальной чер­той. Над сигналом ошибки поставьте стрелку возврата. В этом месте читающий замечает семантическое рассогласова­ние, возвращается к прочитанной части текста и переосмыс­ливает ее.

8. Вертикальной чертой отделите сигнал ошибки от пред­шествующей части предложения. Над сигналом ошибки пос­тавьте стрелку возврата (против хода чтения): в этом месте читающий возвращается к прочитанной части предложения, переосмысливает ее.

1. Мрачное настроение может вызвать туман.

2. Каждую осень авиационные линии страны мно­гократно пересекают стаи лебедей.

3. Дождь гнал ветер.

9. Весло порвало платье.Платье порвало весло.

При перестановке слов омоформа «весло» остается под­лежащим. Предложение совершенно однозначно. Почему?

10. В этой семье сына любит отец, а дочь любит мать.

Подлежащее здесь мать (а не дочь).

Какие элементы текста обеспечивают такое понимание?

11. Весеннее солнце сменило летнееоно значитель­но щедрее.

Где подлежащее?

12. Руководствуясь общим смыслом предложения, найдите подлежащее.

1. Слова Бернала подтвердили многочисленные исследования.

2. Новые белые автомобили с крас­ным крестом получили многие санатории.

3. Соеди­ненные Штаты прежде всего привлекают богатые не­фтяные запасы этого района.

4. Связь слов опреде­ляет их значение.

5. И вот уже лес изуродовал но­вый песчаный карьер.

6. Маленькие оси часов вер­тятся на еще меньших рубиновых подставках, кото­рые не побеждают годы.

7. Традиционные таблицы уже заменяют диафильмы.

8. Наводнение в Колхи­де вызвало уникальное атмосферное явление, кото­рое бывает, как говорится, раз в тысячу лет.

13. Где подлежащие: а) в восприятии, б) фактическое?

1. Добро побеждает зло.

2. Смех вызывает неожиданное противоречие.

3. Аппетит дает движение, воздух.

4. Фашизм породил империализм.

5. Дом со всех сторон сторожит сад, погруженный в непробудный сон.

6. Леса охраняют реки.

14. Холм закрыл лес.

Это предложение семантически обратимо. Что это значит?

Лето сменяет осень.

Это предложение семантически необратимо. Что это значит?

15. Есть ли ошибка в предложении «Ночь сменяет утро»? А в предложении «Радость сменяет печаль»? Что общего в восприятии этих предложений? Чем их вос­приятие различается?

16. Руководствуясь правилом употребления омоформы дея­тель-объект, определите, правильно ли употреблена первая (или единственная) омоформа.

1. План определяет централизованное управление железной дороги.

2. Семь человек обслуживали че­тыре машины.

3. Многим мужчинам набор готовых фраз заменяет остроумие.

4. Белокэто прозрачная часть яйца.

5. Справедливые жалобы граждан вызы­вают необоснованные требования излишних справок.

6. Учителя школы-интерната № 7 Лукашевича на­градили именными часами.

7. Волос у деда на голо­ве было очень мало.

8. Даже письма матери некогда было ей написать.

9. А вот белок лечить очень трудно (В. Песков).

10. Волны без пены не бывает.

17. Перед вами – три предложения. Оцените каждое и них с точки зрения успешности передачи мысли.

1. Темный корпус пластмассового карандаша скрывает графитовый стержень.

2. Бакены с керосиновыми фонарями заменили далеко видные автоматические буи с ацетиленовым освещением.

3. Самосвал догоняет автобус.

18. Исправьте предложения.

1. Часто оригинал искажает перевод.

2. Газики тя­нули минометы, горные пушкибронетранспорте­ры.

3. Некоторые исследователи считают, что логичес­кое ударение придает слову первое место в предложе­нии.

4. Правила не опровергают исключения.

5. Бекон высокого качества дает скармливание подсвинкам яч­меня.

6. И вот уже лес изуродовал новый песчаный карьер.

7. На уроке химии учитель продемонстриро­вал, что кислород выделяет перекись водорода.

19. Исправьте предложения.

1. Приятные воспоминания прервали взрывы бомб за соседним холмом.

2. Села и рабочие поселки обслуживают кинопередвижки.

3. Этикетки на многих бутылках укра­шают золотые медали.

4. Учитель показал на примерах, что законченность мысли придает интонация.

5. Народные войска встречали тысячи жителей города.

6. Качество пру­да определяет в основном химический состав воды.

20. Исправьте предложения.

1. Врач Петрова уходит в ординатуру, и его будет вести другой доктор.

2. Травы на пастбищах в этом году вдвое меньше обычного.

3. Но в большинстве слу­чаев а литературного языка соответствует диалектное о.

4. Смелостьэто не грубость матери и не побеги из дома.

5. Жаворонки уже прилетели, но травы, цве­тов еще нет.

6. Больной в первый день ходить по ком­нате не разрешили.

21. В каких словах необходимы знаки ударения, предупреждающие неправильное понимание омоформы?

1. Память видит сквозь стены мелькнувшего дома и превращает печь в теплую щеку.

2. Рассмотрим ситуа­цию, когда модель имеет в качестве возможных запол­нений слова не в словарной форме.

3. Разве могли вы вчера подумать, что директора будут жучить по службе не за срыв плана, а за его перевыполнение?

4. Руки не протянешь, так и с полки не достанешь.

5. Гости, ведь не соха у тебя в поле торчит.

6. Иванов, как грибов поганых.

7. И кума жаль, и пива жаль. 8. Хоть ноги у тебя две, а на два дерева не залезешь (Пословицы).

22. В январе Андрей получил 6 писем. Из них 4 он остался доволен.

Какое затруднение возникает при чтении? Как устранить ошибку?

23. Исправьте предложение «Молодости не понять ста­рости».

24. Почему при восприятии фразы возникает затруднение? Как устранить коммуникативную помеху?

Сторожа на ферме не оказалось, и приятели без труда украли двух овец.

Я в больнице не ела, там все время лежишь. Ап­петит дает движение, воздух.

Леса в стране хватает. Заготавливать его можно и нужно больше, чем сейчас.

Письма пушкинской Татьяны у Нади, конечно, не получилось.

 

25. Определите, где это возможно, в каких предложениях омоформа употреблена неправильно. Ошибку исправьте.

1. 1400 спортсменов обслуживали 10 столовых.

2. Эти общие экономические проблемы отодвига­ют более насущные, повседневные нужды.

3. У детей этой группы мышление опережает память.

4. Ложь уби­вает доверие.

5. В 15 часов сводный отряд уголовного розыска и подразделений по борьбе с организован­ной преступностью сменил ОМОН из Санкт-Петер­бурга.

6. Резкое сопротивле­ние священников вызвало сокращение земных пок­лонов во время великопостной молитвы.

7. Нормы морали заменили милиционеры.

8. Исходя из хи­мического состава атмосферы Марса, можно пред­положить, что фиолетовые облака образуют крис­таллы углекислого газа.

9. Смех вызывает неожиданное противоречие.

10. Беды тог­да могло и не быть.

11. Верное содержание уничто­жает скверное изложение.

12. Термин «языковой об­раз мира» (языковое миропонимание) заменяет в бо­лее поздних работах Вайсгербера термин «внутрен­няя форма языка».

13. Наше обозрение продолжа­ет репортаж, полученный из Минска.

14. Обоз с продовольствием сопровождал взвод ав­томатчиков.

15. Директора зажали со всех сторон. Снизу давили трудящиеся. Парткомы исчезли, и граждане, плохо понимая происходящее, все свои беды понесли в кабинет руководителя.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...