Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Восстановление (модернизация) ОС




После того, как ОС принято к учету, оно может подвергнуться операциям восстановления - таким, как ремонт, модернизация, реконструкция. В соответствии с ПБУ 6/01,

"Затраты на восстановление объекта основных средств отражаются в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся. При этом затраты на модернизацию и реконструкцию объекта основных средств после их окончания увеличивают первоначальную стоимость такого объекта, если в результате модернизации и реконструкции улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т.п.) объекта основных средств."

В соответствии с ст. 257 НК РФ,

"Первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям."

В 1С:Бухгалтерии предусмотрено автоматизированное отражение в учетной системе операций по модернизации ОС.

Модернизация основных средств предусматривает добавление им новых свойств или улучшение существующих. Модернизация требует определенных затрат, которые обычно включают в первоначальную стоимость основного средства. При модернизации может измениться не только первоначальная стоимость объекта ОС, но и срок его полезного использования и другие показатели.

Не следует путать модернизацию и ремонт. При ремонте - даже сложном и дорогом - стоимость ремонта не включают в стоимость ОС, относя ее на расходы организации.

Для отражения в учете операций по модернизации ОС применяется документ Модернизация ОС (ОС > Модернизация ОС).

Рассмотрим пример.

1.02.2009 модернизирован лазерный принтер. Он был оснащен комплектом дополнительного оборудования стоимостью 12980 руб. Благодаря комплекту дополнительного оборудования принтер приобрел новые качества - повысислась скорость работы, появилась возможность автономной работы принтера в Ethernet-сети. Комплект оборудования приобрели у поставщика ООО "Технодрайв" по накладной №35 от 1.02.2009. Поставщик выписал счет-фактуру №38 от 1.02.2009.

Для начала нам нужно оформить документ Поступление товаров и услуг на приобретенный комплект оборудования (Покупка > Поступление товаров и услуг). Создавая документ, следует выбрать вид операции документа как Объекты строительства. На рис. 61 вы можете видеть форму документа с заполненной вкладкой Оборудование. Мы уже заполняли подобный документ, поэтому здесь мы не будем рассматривать подробности.

 


«Рис. 61» Документ Поступление товаров и услуг, вкладка Оборудование

 

Помимо вкладки Оборудование нам нужно еще ввести данные счета-фактуры на вкладке Счет-фактура.

 

Поступивший объект будет принят к учету следующими записями:

Д08.03 К60.01 11000 руб. Стоимость комплекта оборудования
Д19.08 К60.01 1980 руб. НДС

 

Проводим документ и переходим к следующему этапу нашей работы - к заполнению документа Модернизация ОС (ОС > Модернизация ОС).

Документ имеет шапку и две табличные части - Основные средства и Бухгалтерский и налоговый учет. Рассмотрим особенности заполнения шапки и табличной части Основные средства (рис. 62).

 


«Рис. 62» Документ Модернизация ОС, вкладка Основные средства - начальное заполнение

 

Реквизит шапки документа Событие мы заполним, выбрав событие Модернизация ОС (тип события - Модернизация). В поле Объект следует ввести объект строительства, который мы ранее принимали к учету.

Вкладка Основные средства должна содержать данные об основных средствах, которые подвергаются модернизации. В нашем случае это лишь одно основное средство - Принтер лазерный с инвентарным номером 000000003. Заполнение этого поля производится следующим образом. В первую очередь нужно создать новую строку - самостоятельно, или воспользовавшись кнопкой Подбор, в которой надо указать объект ОС, подвергающийся модернизации. После этого в новой строке таблицы окажется заполненным лишь первый столбец - поля Основное средство и Инв. №. Прежде чем заполнять остальные поля, нужно заполнить вкладку Бухгалтерский и налоговый учет (рис. 63).


«Рис. 63» Документ Модернизация ОС, вкладка Бухгалтерский и налоговый учет

 

Для того, чтобы система автоматически заполнила эти вкладки, нужно нажать на кнопку Рассчитать суммы. При необходимости можно отредактировать заполненные поля, нас устроит автоматическое заполнение.

Заполнив вкладку Бухагалтерский и налоговый учет, возвращаемся на вкладку основные средства и выполняем команду Заполнить > Для списка ОС (рис. 64).


«Рис. 64» Документ Модернизация ОС, вкладка Основные средства

Автоматически заполненные параметры нас так же устраивают. Если бы, например, срок полезного использования объекта увеличился - это нужно было бы отразить в поле Новый срок исп. (БУ), при изменении других параметров следовало бы изменить соответствующие поля. Проведем документ и посмотрим, какие движения он сформировал (рис. 65).

 


«Рис. 65» Результат проведения документа Модернизация ОС

 

В бухгалтерском учете документ сформировал запись следующего вида:

Д01.01.Принтер лазерный цветной Epson К08.03.Комплект оборудования 11000 руб.

 

В налоговом учете - такую же запись, но по счетам налогового учета.

По регистру сведений Параметры амортизации ОС (бухгалтерский учет) были сделаны записи о новой первоначальной стоимости объекта и о сроке полезного использования.

По регистру сведений Параметры амортизации ОС (налоговый учет) была сделана запись о новом сроке полезного использования.

В регистр сведений События ОС была сделана запись о модернизации объекта.

В регистре накопления НДС по ОС, НМА сделаны три записи - первая запись - типа Расход, следующая - Приход, и еще одна - Расход.

Обратите внимание на то, что увеличение стоимости ОС при модернизации повлияет на результаты начисления амортизации.

 

Инвентаризация ОС

Существует множество ситуаций, когда проведение инвентаризации ОС в организации обязательно. Это, например, инвентаризация при смене материально-ответственных лиц, инвентаризация при выявлении фактов хищения ОС, обязательная инвентаризация, проводимая один раз в три года. Обычно инвентаризацией в организации занимается специальная инвентаризационная комиссия.

Основная цель инвентаризации - сличить данные бухгалтерского учета и фактического наличия и состояния объектов основных средств. По результатам инвентаризации основные средства, которые числятся в учете, но не обнаружены фактически, должны быть списаны с учета. ОС, обнаруженные фактически, но не числящиеся в учете, нужно принять к учету.

Для ввода в систему данных о результатах инвентаризации применяется документ Инвентаризация ОС (ОС > Инвентаризация ОС).

Сразу хочется отметить, что данный документ может выводить следующие печатные формы: Приказ о проведении инвентаризации (форма № ИНВ-22), Инвентаризационная ведомость (форма № ИНВ-1), Сличительная ведомость (форма № ИНВ-18).

Приказ о проведении инвентаризации (форма № ИНВ-22). Инвентаризация производится на основании приказа (распоряжения, постановления) руководителя о проведении инвентаризации. В приказ входят сведения об инвентаризационной комиссии, о причине проведения инвентаризации, о дате начала и окончания инвентаризации. Форму ИНВ-22 можно сформировать, если заполнить вкладку Дополнительно документа (рис. 66).

 


«Рис. 66» Документ Инвентаризация ОС, вкладка Дополнительно

 

Порядок работы с документом выглядит так. Сначала можно заполнить вкладку Дополнительно, распечатать Приказ о проведении инвентаризации и сохранить документ в базе, не проводя его. После проведения инвентаризации следует заполнить вкладку Основные средства (рис. 67)


«Рис. 67» Документ Инвентаризация ОС, вкладка Основные средства

 

Документ можно заполнить автоматически, воспользовавшись одним из пунктов меню Заполнить. Сносить в документ сведения о фактическом наличии основных средств нужно вручную, проставляя галочку в поле Фактическое наличие для тех основных средств, фактическое наличие которых подтверждено инвентаризацией.

После проведения, документ не формирует ни бухгалтерских ни налоговых проводок, не делает записей в регистрах.

Основная ценность документа Инвентаризация ОС заключается в том, что на его основе (то есть - по результатам инвентаризации) можно создать следующие документы:

· Принятие к учету ОС - по тем основным средствам, которые обнаружены в результате инвентаризации. ОС, которые не отражаются в учете, но фактически присутствуют в организации, подлежат оценке по текущей рыночной стоимости (для того, чтобы оценить стоимость объекта ОС, можно пригласить оценщика или, если существует развитый рынок по данному виду ОС, обойтись собственными силами). Эти ОС приходуют, относя на финансовые результаты организации с помощью документа Принятие к учету ОС.

· Списание ОС - для тех ОС, которые присутствуют в учете, но отсутствуют фактически. Если организация не может отнести стоимость утраченных ОС на виновных лиц или на материально-ответственных лиц - эта стоимость списывается (в бухгалтерском учете) на издержки производства. В налоговом учете существуют собственные правила признания доходов и расходов.

· Перемещение ОС - если в ходе инвентаризации выяснилось, что объект ОС, которых находился в одном подразделении организации, на самом деле, находится в другом - этот факт нужно отразить в учете с помощью документа Перемещение ОС.

· Выбытие ОС

· В соответствии с ПБУ 6/01, стоимость объекта основных средств, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учета.

· В частности, причиной для выбытия основных средств могут быть:

· Продажа;

· Прекращение использования вследствие морального или физического износа;

· Ликвидация при аварии, стихийном бедствии и иной чрезвычайной ситуации;

· Передача в виде вклада в уставный капитал другой организации;

· Передача в виде вклада в паевой фонд;

· Передача по договору мены, дарения;

· Внесение в счет вклада по договору о совместной деятельности;

· Выявление недостачи или порчи активов при их инвентаризации;

· Частичная ликвидация при выполнении работ по реконструкции.

В бухгалтерском учете (в соответствии с ПБУ 6/01) и в налоговом учете (в соответствии с гл. 25 НК РФ) предусмотрены различные правила признания доходов и расходов, возникающих при выбытии ОС.

Так, в бухгалтерском учете, если списание объекта основных средств производится в результате его продажи, то выручка от продажи принимается к бухгалтерскому учету в сумме, согласованной сторонами в договоре. Доходы и расходы от списания с бухгалтерского учета объектов основных средств отражаются в бухгалтерском учете в отчетном периоде, к которому они относятся. Доходы и расходы от списания объектов основных средств с бухгалтерского учета подлежат зачислению на счет прибылей и убытков в качестве прочих доходов и расходов.

Общая схема записей по счетам бухгалтерского учета при списании ОС выглядит следующим образом: сначала первоначальная стоимость объекта и сумма накопленной амортизации списываются на счет 01.09 "Выбытие основных средств", после этого, в зависимости от вида операции, остаточную стоимость объекта относят либо на счет 91 "Прочие доходы и расходы" (при реализации, передаче ОС), либо на счет 99 "Прибыли и убытки" (при стихийных бедствиях). Если списывают и демонтируют объект, по которому начислено 100% амортизации, к учету можно принять материалы, оставшиеся от объекта (Д10 К91) в качестве прочих доходов, а расходы по демонтажу - в качестве прочих расходов (К91 Д60, 70 и т.д.)

Для оформления операций по выбытию ОС в 1С:Бухгалтерии предусмотрено несколько документов: Подготовка к передаче ОС, Передача ОС, Списание ОС.

Подготовка к передаче ОС

Подготовка к передаче ОС (ОС > Подготовка к передаче ОС). Документ используется тогда, когда сделка по передаче ОС подлежит государственной регистрации, тогда, когда эта сделка длится достаточно долгое время, например, снятие объекта с учета производится в одном отчетном периоде месяце, а передача - в другом. То есть оказывается, что объект может не использоваться организацией, но числиться на ее балансе.

Предположим, мы хотим подготовить к передаче в связи с продажей Кондиционер (инвентарный номер 000000002), операция производится 25.02.2009.

На рис. 68 вы можете видеть форму документа Подготовка к передаче ОС.


«Рис. 68» Документ Подготовка к передаче ОС

 

Реквизиты шапки документа заполняются вполне стандартными методами, а вот табличная часть Основные средства требует некоторых разъяснений. Эта табличная часть заполняется на основе информации по интересующему нас объекту ОС, хранящейся в системе. Для того, чтобы система могла автоматически заполнить эту табличную часть, с помощью кнопки Подбор следует выбрать ОС, которое мы хотим подготовить к передаче. Далее, нужно выполнить команду Заполнить > Для списка ОС. Рассмотрим, какими именно данными была заполнена таблица.

· Стоимость (БУ) - это поле содержит первоначальную стоимость ОС по данным бухгалтерского учета. В нашем случае - 54300 руб.

· Ост. стоимость (БУ) - остаточная стоимость объекта - 28055 руб.

· Амортизация (износ) (БУ) - сумма накопленной амортизации по данным бухгалтерского учета - 25340 руб.

· Аморт. за месяц (износ) (БУ) - в это поле вносится сумма амортизации, которая должна быть доначислена по объекту за текущий месяц. Система рассчитала размер амортизации для доначисления как 905 руб. Это - месячный размер амортизации. По выбывающему объекту за последний месяц его использования начисляется полный размер амортизации. Эта особенность начисления амортизации отражена в ПБУ 6/01:

Начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета.

Поля, имеющие отношение к налоговому учету, в нашем случае заполнены аналогично соответствующим полям бухгалтерского учета, однако так будет не для всех объектов ОС.

Проведем документ и посмотрим, какие движения он сформировал (рис. 69).


«Рис. 69» Результат проведения документа Подготовка к передаче ОС

 

Документ сформировал в бухгалтерском учете следующие записи:

Д20.01 К02.01 905 руб. Начислена амортизация за последний месяц использования объекта ОС.
Д02.01 К01.09 26245 руб. Списана сумма начисленной амортизации.
Д01.09 К01.01 54300 руб. Списана балансовая (первоначальная) стоимость объекта ОС.

 

В налоговом учете сделаны похожие проводки.

В регистрах сведений Начисление амортизации ОС (бухгалтерский учет) и Начисление амортизации ОС (налоговый учет) сделана запись о том, что амортизацию по данному объекту ОС больше начислять не надо.

В регистре сведений События ОС организаций сделана запись о событии Подготовка к передаче для объекта Кондиционер.

Передача ОС

Документ Передача ОС (ОС > Передача ОС) выполняет следующие действия:

· Доначисляет амортизацию по списываемому ОС;

· Списывает ОС с учета;

· Делает записи о расчетах с контрагентами по передаваемому ОС.

Выше мы рассматривали документ Подготовка к передаче ОС. Фактически, документ Передача ОС способен заменить документ Подготовка к передаче ОС, он используется тогда, когда операции по выбытию ОС происходят в одном отчетном периоде (месяце).

Документы Передача ОС и Подготовка к передаче ОС могут использоваться совместно.

Рассмотрим пример передачи объекта ОС Кондиционер, который в предыдущем разделе мы готовили к передаче.

02.03.2009 кондиционер выбывает. Его покупает у нашей организации ООО "Разработчик". Реализация проходит в рамках Договора №1 от 02.03.2009, наша организация выставила счет-фактуру №45 от 02.03.2009, кондиционер продан за 35000 руб, в т.ч. НДС 5338,98 руб.

Сформируем документ Передача ОС (рис. 70).

 


«Рис. 70» Документ Передача ОС

 

Рассмотрим заполнение реквизитов шапки документа:

 

Организация: Организация, по которой ведется учет, в нашем случае - "Мебельщик";
Контрагент: Организация, которой передают ОС;
Событие: Событие с видом события "Передача" (справочник События с основными средствами);
Подразделение: Подразделение организации, из которого выбывает ОС, в нашем случае - Производственный цех;
Договор: Договор, на основании которого производится передача ОС;
Документ подготовки: документ типа Подготовка к передаче ОС в том случае, если подготовка к передаче производилась с помощью подобного документа. Если документ Передача ОС оформляется для основного средства, которое до момента оформления документа не было подготовлено к передаче, документ самостоятельно формирует все нужные записи.
     

 

В табличной части Основные средства записи делаются автоматически - на основе данных документа подготовки ОС к передаче. Вручную нужно заполнить поля Сумма - указав в этом поле сумму, за которую ОС реализовано, и %НДС, указав процентную ставку НДС.

Проведем документ (кнопкой ОК), после этого откроем форму документа и введем информацию о счете-фактуре.

Посмотрим, какие движения сформировал документ (рис. 71).


«Рис. 71» Результат проведения документа Передача ОС

 

В бухгалтерском учете документ сформировал проводки следующего вида:

Д62.01 К91.01 35000 руб. - Отражена выручка от реализации ОС;
Д91.02 К68.02 5338.98 руб. - Выделен НДС, подлежащий уплате в бюджет;
Д91.02 К01.09 28055 руб. - Отражена остаточная стоимость реализованного объекта ОС.

 

Была отражена выручка от реализации (в качестве прочих доходов), а НДС с реализации и остаточная стоимость списанного кондиционера была отражена в качестве расхода.

 

В налоговом учете сделаны следующие записи:

ДПВ К91.01.1 29661.02 - Отражена сумма выручки от реализации объекта ОС;
Д91.02.1 К01.09 28055 - Отражена остаточная стоимость списанного объекта ОС;

 

Счет ПВ "Поступление и выбытие имущества, работ, услуг, прав" используется в налоговом учете для учета операций, соответствующих его названию.

Списание ОС

Документ Списание ОС (ОС > Списание ОС) используют для списания основных средств, которые морально или физически устарели или подлежат ликвидации в связи с чрезвычайной ситуацией.

Рассмотрим такой пример.

Принтер Epson, который используется в администрации, пришел в негодность и должен быть списан с учета.

Выполним команду ОС > Списание ОС, при заполнении документа (рис. 72) поступим так же, как мы поступали при заполнении документа Выбытие ОС.


«Рис. 72» Документ Списание ОС

 

В поле Событие мы вносим событие Списание (вид события Списание) из справочника События с основными средствами.

В поля Счет (БУ) и Счет (НУ) мы внесли записи о, соответственно, счетах 91.02 и 91.02.1. В соответствии с особенностями выбытия ОС здесь могут быть и другие счета. Соответственно, в полях Субконто (БУ) и Субконто (НУ) следует выбрать подходящие субконто, в нашем случае это Доходы (расходы) связанные с ликвидацией основных средств.

В поле Причина следует ввести причину выбытия ОС, выбрав ее из соответствующего справочника.

Табличная часть Основные средства заполняется в два приема. Сначала добавляют новый объект ОС (то есть в новой строке заполняют поля Основное средство и Инв. №) кнопкой Добавить (или кнопкой Подбор). Далее, по команде Заполнить > Для списка ОС, система заполняет оставшиеся поля строки табличной части данными по остаточной стоимости ОС, о начисленной амортизации и об амортизации за текущий месяц, которую нужно доначислить.

При формировании данного документа доступна печать формы № ОС-4 - эта форма используется для формировании акта о списании объекта ОС.

Проведем документ и посмотрим, какие записи он сформировал в учете (рис. 73).


«Рис. 73» Результат проведения документа Списание ОС

 

Документ сформировал следующие записи в бухгалтерском учете:

Д26 К02.01 - на сумму доначисленной амортизации;
Д02.01 К01.09 - списана начисленная амортизация;
Д01.09 К01.01 - списана первоначальная стоимость объекта ОС;
Д91.02 К01.09 - списана остаточная стоимость объекта ОС.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...