Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ортологические словари русского языка

ЛЕКСИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ.

СЛОВО КАК ОСНОВНАЯ НОМИНАТИВНАЯ ЕДИНИЦА ЯЗЫКА

Цель работы: определить природу и сущность слова, его основные признаки, выявить отличие слова от других языковых единиц.

План занятия

I. Определение слова как основной единицы языка.

1. Основные типы научных определений слова.

2. Попытки создания универсального определения слова (Н.М. Шанский). II. Определение слова с точки зрения лексической системы языка.

1. Характеристика слова с точки зрения его взаимоотношения с единицами других уровней, непосредственно связанных с лексическими.

2. Характеристика слова с точки зрения только ему присущих функций.

3. Определение слова, опирающееся на основные дифференциальные признаки (Д.Н. Шмелев).

III. Инвариант и варианты слова.

1. Слово как инвариант лексической системы.

2. Варианты слова на разных языковых уровнях.

а) Словоформа как заместитель слова-инварианта в каждом конкретном контексте (синтагматический уровень).

б) Этимон, лексико-семантический вариант (эпидигматический / ассоциативно-деривационный уровень).

в) Лексема (парадигматический уровень).

IV. Структура слова: отношения манифестации.

1. “Семантический треугольник” / “семантическая трапеция”.

а) Предмет и денотат / реалема. Референт.

в) Понятие и сигнификат.

г) Лексическое значение слова.

д) Знак в речи (звуковая или графическая оболочка слова).

2. Факторы, определяющие лексическое значение слова.

а) Внелингвистические / экстралингвистические факторы.

б) Внутрилингвистические факторы.

Письменные задания

1. (Терминологическая картотека). Используя материалы лекций, лингвистические энциклопедические / терминологические словари и учебные пособия, выпишите на карточки определения основных терминов (укажите источник, приведите примеры): слово, инвариант, словоформа, контекст, этимон, производное слово, лексико-семантический вариант (ЛСВ), корневая группа (словообразовательное гнездо), лексема, денотат /реалема, референт, сигнификат, внелингвистические/ экстралингвистические факторы, внутрилингвистические факторы.

2. Картотека типологии словарей). Выпишите на карточки данные о практически-справочных (ортологических) словарях русского языка (орфографических, орфоэпических).

3. (Картотека персоналий). Выпишите на карточки фамилии, имена и отчества (полностью) следующих лингвистов: Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ, Леонид Арсеньевич Булаховский, Евдокия Михайловна Галкина-Федорук, Борис Николаевич Головин, Владимир Андреевич Звегинцев, Сергей Осипович Карцевский, Виталий Иванович Кодухов, Дмитрий Николаевич Овсянико-Куликовский, Михаил Викторович Панов, Александр Матвеевич Пешковский, Александр Афанасьевич Потебня, Юрий Сергеевич Степанов, Никита Ильич Толстой, Филипп Федорович Фортунатов, Раля Михсидловна Цейтлин.

4. УПРАЖНЕНИЕ. Опираясь на толковые словари, определите в данном ряду количество лексических значений, фонетических и грамматических слов: работать с душой, бить баклуши, взять в долг, отбиваться от дома, во что бы то ни стало, смотреть не на что, не могли бы, бежать изо всех сил, как бы то ни было, ни сном ни духом не виноват.

5. УПРАЖНЕНИЕ. Опираясь на толковые словари, определите количество представленных в данных рядах словоформ, корневых групп (словообразовательных гнёзд), лексико-семантических вариантов, лексем:

а) думать, инáче, úрис, предлог (‘повод’), думой, думал бы, предлог (грамматический термин), думай, úрисы, úначе, ирúс, предложный (падеж), думающий;

б) рельс, рисовать (с натуры), крутой (спуск), рисунок, мучной, рельсовый, крутой (человек), мучительный, рисует (воображение), мука (продукт питания), крутизна, рельса, рисуй, мука (страдание);

в) красный, делал бы, петуший, украсить, делающий, пилка (дров), краснота, дело, (тонкая) пилка, краснеть, петушиный, делать, красить красным, петушиться.

Устное задание

Используя материал учебных пособий и лекций, подготовьтесь к изложению теоретических вопросов занятия[1]. Познакомьтесь с основными ортологическими словарями русского языка, охарактеризуйте их место в типологии словарей.

Рекомендуемая литература

Болотнова Н.С., Болотнов А.В. Современный русский язык: Лексикология. Фразеология. Лексикография. Контрольно-тренировочные задания: учебное пособие. М.: Флинта - Наука, 2009. С. 16-23.

Крысин Л.П. Современный русский язык: Лексикология. Фразеология. Лексикография: учебное пособие. М.: Академия, 2009. С. 32.

Васильев Л.М. Современная лингвистическая семантика. М., 1990. С. 39-42.

Горбачевский А.А. Теория языка. Вводный курс: учебное пособие. М.: Флинта – Наука, 2011. С. 118-136.

Демидова К.И, Зуева Т.А. Современный русский литературный язык: учебное пособие. М. Флинта - Наука, 2007. С. 72.

Крысин Л.П. Современный русский язык: Лексикология. Фразеология. Лексикография: Учебное пособие. М., 2009. С. 32, 225,.

Кузнецова Э.В. Лексикология русского языка. М., 1982. Глава II.

Новиков Л.А. Семантика русского языка. М., 1982. § 32.

Норман Б.Ю. Русский язык в задачах и ответах. М.: Флинта – Наука, 2011. С. 32-75, 172-258.

Пименова М.Вас. Современный русский язык. Лексикология. Фразеология. Лексикография: учебно-методическое пособие. Владимир, 2002. С. 6-8.

Современный русский язык: Учебник для вузов / Под общ. ред. Л.А. Новикова. 3-е изд. СПб., 2001. С. 173-178, 185-189.

Современный русский язык: Учебник для педагогических вузов / Под ред. П.А. Леканта. 2-е изд., испр. М., 2001. С. 9-13.

Фомина М.И. Современный русский язык: Лексикология. М., 1990. §§ 4,7.

Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. М., 1972. § 2.

Шмелев Д.Н. Современный русский язык: Лексика. М., 1977. §§ 19-22.

Энциклопедические и терминологические лингвистические словари

Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. 3-е изд. М., 2005.

Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В.Н. Ярцевой. М., 1990.

Немченко В.Н. Основные понятия лексикологии в терминах: Учебный словарь-справочник. Н. Новгород, 1995.

Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М., 1976.

Русский язык: Энциклопедия / Под ред. Ф.П. Филина. М., 1979.

Русский язык: Энциклопедия / Под ред. Ю.Н. Караулова. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1997.

Энциклопедический словарь юного лингвиста / М.В. Панов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Флинта – Наука, 2006.

Ортологические словари русского языка

(орфографические, орфоэпические)

1. Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений для работников радио и телевидения. 5-е изд., перераб и доп. М.: Русск. яз., 1984.

2. Булыко Александр Николаевич. Современный орфографический словарь русского языка: 75 тыс. слов. М., 2004.

3. Бучкина Бронислава Зиновьевна. Орфографический словарь русского языка: Слитно? Раздельно? Через дефис? М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.

4. Бучкина Бронислава Зиновьевна. Слитно или раздельно? Свыше 107 тыс. сложных слов. 3-е изд., испр. и доп. М., 2004.

5. Былинский К.И., Никольский Н.Н. Справочник по орфографии и пунктуации для работников печати. М., 1957.

6. Введенская Л.А., Черкинский П.П. Русское произношение и правописание: Словарь-справочник. Ростов н/Д: Феникс, 1996.

7. Колесников Н.П. Слова с удвоенными согласными: Словарь-справочник. Ростов н/Д., 1995.

8. Ожегов С.И. Орфографический словарь для школьников. М., 1997.

9. Орфографический словарь / Под ред. Д.Н. Ушакова, С.Е. Крючкова. 40-е изд., испр. М., 1988.

10.Орфографический словарь русского языка / Под ред. С.Г. Бархударова, И.Ф. Протченко, Л.И. Скворцова. 13-е изд., испр. и доп. - М., 1974.

11.Орфографический словарь русского языка / Под ред. В.В. Лопатина. 34-е изд., стер. М.: Русск. яз., 1999.

12.Орфографический словарь русского языка / Под ред. С.И. Ожегова и А.Б. Шапиро. М., 1956.

13.Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы / С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред. Р.И. Аванесова; Институт русск. яз. РАН. 6-е изд., стер. М.: Русск. яз., 1997.

14.Орфоэпический словарь русского языка / Автор-составитель Н.И. Новинская. Ростов н/Д: “Феникс”, 2004. – 336 с.

15.Панов Б.Т., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка: Пособие для учащихся. 2-е изд. М., 1985.

16.Полный справочник по орфографии и пунктуации / Под ред. О.А. Соболевой. М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.

17.Резниченко И.Л. Словарь ударений русского языка: Ок. 10 000. Все случаи. Все типы ударений. Способы запоминания. М., 2004.

18.Розенталь Д.Э. Прописная или строчная? (Опыт словаря-справочника). 2-е изд. М., 1986.

19.Русский орфографический словарь: около 160000 слов / Б.З. Букчина, Н.А. Еськова и др.; Под ред. В.В. Лопатина, Институт русск. яз. РАН. М.: Азбуковник, 1999.

20.Русское литературное произношение и ударение: Словарь-справочник / Под ред. Р.И. Аванесова и С.И. Ожегова. М., 1959.

21.Семенова Нелли Михайловна. Прописная или строчная?: Тематический словарь-справочник. М.: Русский язык, 2003. 712 с.

22.Употребление буквы ё: Справочник / Сост. К.И. Былинский и др. М., 1945.

23. Через дефис. Слитно или раздельно?: Словарь-справочник русского языка / Составитель В.В. Бурцева. М.: Русский язык Медиа, 2004. 579 с.


[1] Для иллюстрации теоретических положений желательно приводить не только «лекционные», но и собственные примеры (извлеченные из словарей, учебных пособий, научной литературы, еще лучше – самостоятельно придуманные).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...