Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рентабельность работы предприятия




ВОПРОС 68

1.1. Экономическое содержание прибыли

Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в про­цессе предпринимательской деятельности. Результатом соеди­нения факторов производства (труда, капитала, природных ре­сурсов) и эффективной производственной деятельности хозяй­ствующих субъектов является готовая продукция, которая ста­новится товаром при условии ее реализации потребителю.

Прибыль является дискуссионной категорией. Споры о ее экономической природе идут уже более трех веков, но теория прибыли все еще остается незавершенной и противоречивой, что, естественно, не может не отражаться на управлении эконо­микой.

Для удобства все теории и их экономическую роль в запад­ной экономической науке принято группировать по трем кате­гориям:

1) компенсационные, или функциональные, теории;

2) фрикционные и монополистические теории;

3) научно-технические и инновационные теории.

Эти категории отражают исторически сложившиеся взгля­ды на вопросы прибыли. Предложенная классификация пре­дусматривает выделение основных вопросов, важных для ана­лиза прибыли, и является удобной точкой отсчета для их изуче­ния в процессе принятия управленческих решений.

.Компенсационные, или функциональные, теории утверж­дают, что прибыль есть плата предпринимателю за его услуги по координации и контролю многообразной деятельности предпри­ятия, а также за риск. Предприниматель — ключевая сила, ини­циирующая, организующая и направляющая производственную


Научно-технические и инновационные теории. Общая черта третьей группы теорий прибыли состоит в том, что при­быльность сверх среднего уровня объясняется влиянием техно­логий и нововведений.

Новые методы производства и распределения продукции по­вышают прибыль за счет снижения издержек или путем ней­трализации повышающих издержки факторов. Новые и улуч­шенные товары повышают прибыли путем генерирования бла­гоприятных изменений спроса и (или) цен. Новые методы уп­равления, маркетинга, финансирования и бухгалтерского уче­та содействуют росту прибыли посредством оперативной эконо­мии. Взятые вместе, различные формы инноваций превраща­ются, возможно, в самое сильное оружие, которое используется фирмами для получения стабильной экономической прибыли.

То, что технически передовые методы производства и инно­вационная продукция способны генерировать привлекатель­ную экономическую прибыль, подтверждается показателями прибыли таких компаний, как М1сгозо14, \Уа1-МаН;, 8опу и др. Все эти компании делают упор на инновационную стратегию. Однако прибыли, связанные с инновациями, уязвимы в долго­срочном периоде. По мере распространения инноваций или их имитаций инновационные фирмы постепенно теряют свои пер­воначальные преимущества, усиливается давление конкурен­ции, в ответ на увеличение предложения падают цены, и при­быль возвращается в нормальное русло. Поэтому, если фирма желает продолжить получать прибыль от инновационной дея­тельности, она должна быть способна приводить на смену ста­рым технологиям, прибыль от которых падает, новые. В техно­логически динамичном окружении погоня за инновационными прибылями создает "вечный шторм инновационного разруше­ния", когда на смену старым инновациям, прибыльность кото­рых подорвана, непрерывно появляется что-то новое, лучшее и совершенно иное.

Различие между тремя группами теорий прибыли позволяет сделать вывод о том, что на практике прибыль возникает в ре­зультате воздействия различных факторов, набор которых варьируется от предприятия к предприятию и изменяется во времени. Прибыль возникает от действия внутренних или внешних по отношению к предприятию факторов или, другими словами, из разницы в занимаемых предприятиями на рынках позиций и конкурентного превосходства одного предприятия над другим. Следует отметить, что данная классификация не является исчерпывающей. Более того, не следует считать, что теории одной группы не могут включать элементы других 546


групп. Например, прибыль, полученная инновационным пред­приятием, частично объясняется монополией, которую дает ин­новационное превосходство. В то же время прибыль от иннова­ционной деятельности может частично рассматриваться как компенсация за риск, поскольку предприятие не может знать наперед, будет ли инновации сопутствовать успех на рынке и будет ли получена прибыль предприятием.

Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет определенные функции:

результативную, т.е. получаемая прибыль выступает из­мерителем результатов деятельности предприятия. Но все ас­пекты деятельности предприятия с помощью прибыли оценить невозможно. Такого универсального показателя и не может быть, а поэтому для выяснения конечного финансового резуль­тата необходимо сопоставить стоимость объема реализуемой продукции и стоимость затрат и ресурсов, используемых в про­изводстве;

стимулирующую, т.е. часть прибыли выступает источни­ком материального вознаграждения работников предприятия и выплат дивидендов владельцам капитала;

финансирующую, т.е. часть полученной прибыли являет­ся источником самофинансирования предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется по­лученной прибылью. Доля чистой прибыли, оставшейся в рас­поряжении предприятия после уплаты налогов и других обяза­тельных платежей, должна быть достаточной для финансиро­вания расширения производственной деятельности, науч­но-технического и социального развития предприятия.

Кроме того, прибыль является одним из источников форми­рования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государ­ством своих функций, государственных, инвестиционных, про­изводственных, научно-технических и социальных программ.

В условиях рыночной экономики значение прибыли очень велико. Получение ее ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, необходимой по­требителю, снижение затрат на производство. Для предприни­мателя прибыль является сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы. Определенную роль играют и убытки. Они свидетельствуют об ошибках и просчетах в на­правлении и использовании средств, организации производства и сбыта продукции.



 


рыночной экономики. Это нобуждает предприятия не только поддерживать объем производства на соответствующем уров­не, но и успешно действовать на рынке, на котором происхо­дит реализация созданной продукции, работ и услуг. За счет полученной выручки они возмещают расходы и образуют при­быль.

Рынок для предприятия становится жизненной средой. На нем оно находит все необходимые средства своей жизнедея­тельности в форме денег, товаров и рабочей силы. Здесь оно сбывает собственную продукцию и получает прибыль. Рынок, следовательно, представляет собой важное условие физическо­го и общественного существования предприятия. Поэтому, что­бы получать прибыль, необходимо нормальное функционирова­ние как самого предприятия, так и рынка в целом. Эти два ус­ловия находятся в постоянном противоречии, что в реальной действительности проявляется в различных формах: в наруше­ниях хода воспроизводства, недоиспользовании производствен­ных мощностей, перепроизводстве товаров, избытке или нех­ватке денежных средств и, наконец, в многочисленных бан­кротствах отдельных предприятий. Разрешается это противо­речие посредством постоянного направляющего и дисциплини­рующего воздействия рынка на отдельные предприятия, кото­рые, будучи свободными в предпринимательстве, должны уде­лять должное внимание динамике платежеспособного спроса, отношениям с конкурентами, тенденциям научно-техническо­го прогресса, международной хозяйственной конъюнктуре, по­литике правительства, быстро и действенно реагировать на из­менения ситуации.

Таким образом, исходя из далеко не второстепенной роли прибыли в функционировании рыночной экономики, можно отметить ее характеристики, отражающие сущность данной экономической категории.

1. Прибыль представляет собой форму дохода предприни­мателя, осуществляющего определенный вид деятельности. Эта внешняя, наиболее простая форма выражения прибыли является вместе с тем недостаточной для ее полной характе­ристики, так как в ряде случаев активная деятельность в ка­кой-либо сфере может и не быть связанной с получением при­были (например, деятельность политическая, благотворитель­ная и др.).

2. Прибыль является формой дохода предпринимателя, вло­жившего свой капитал с целью достижения определенного ком­мерческого успеха. Категория прибыли неразрывно связана с категорией капитала — особым фактором производства — ив


усредненном виде характеризует цену функционирующего ка­питала.

3. Прибыль не является гарантированным доходом пред­принимателя, вложившего свой капитал в тот или иной вид бизнеса. Она является результатом только умелого и успешного осуществления этого бизнеса. Но в процессе ведения бизнеса предприниматель вследствие своих неудачных действий или объективных причин внешнего характера может не только ли­шиться ожидаемой прибыли, но и полностью или частично по­терять вложенный капитал. Поэтому прибыль является в опре­деленной мере и платой за риск осуществления предпринима­тельской деятельности.

4. Прибыль характеризует не весь доход, полученный в процессе предпринимательской деятельности, а только ту часть дохода, которая "очищена" от понесенных затрат на проведение этой деятельности. Иными словами, в количе­ственном выражении прибыль является остаточным показате­лем, представляющим собой разность между совокупным до­ходом и совокупными затратами в процессе предпринима­тельской деятельности.

5. Прибыль является стоимостным показателем, выражен­ным в денежной форме. Такая форма оценки прибыли связана с практикой обобщенного стоимостного учета всех связанных с ней основных показателей — вложенного капитала, полученно­го дохода, понесенных затрат и других, а также с действующим порядком ее налогового регулирования.

С учетом рассмотренных основных характеристик прибыли ее понятие в наиболее обобщенном виде может быть сформули­ровано следующим образом: "Прибыль представляет собой вы­раженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности, представляющий собой разницу между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе этой деятельности".

ВОПРОС 69 + ВИДЫ ПРИБЫЛИ 68

1.3. Формирование и распределение прибыли на предприятии

Не менее важным с точки зрения управления производ-'ственно-коммерческой деятельностью предприятия, в частно­сти, изыскания и реализации резервов роста прибыли, пред­ставляется рассмотрение ее формирования и распределения на предприятии.



 


лики Беларусь "О налогах на доходы и прибыль" (от 24 июля 2002 г., № 134/3) и действующим порядком бухгалтерского учета прибыль отчетного периода включает:

• прибыль от реализации продукции, товаров, работ и услуг;

• прибыль от реализации имущества (прочей реализации);

• доходы от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Расчет и состав прибыли отчетного периода содержатся в форме № 2 "Отчет о прибылях и убытках", входящей в состав годовой бухгалтерской отчетности. В ней имеются показатели, по которым можно рассчитать отдельные составляющие прибы­ли отчетного периода.

Первой, основной частью прибыли отчетного периода явля­ется прибыль от реализации продукции, работ и услуг. Она оп­ределяется как превышение выручки от реализации над себе­стоимостью товаров, продукции, работ и услуг, а также ком­мерческими и управленческими расходами. Возможно превы­шение расходов над полученной выручкой, и тогда возникает убыток, который свидетельствует о недостатках в управлении предприятием.

При расчете прибыли или убытка выручка принимается за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей (выручка нетто). Прибыль от реализации продукции, работ и услуг еще называют прибылью от основной деятельности пред­приятия. На ее формирование большое влияние оказывают тех­нологические и экономические особенности развития отрасли.

Вторая часть прибыли отчетного года показана в "Отчете о прибылях и убытках" в двух статьях: "Прочие операционные доходы" и "Прочие операционные расходы". Разность между ними и составит прибыль (убыток) от реализации имущества.

К операциям, связанным с движением имущества, относятся:

• реализация основных средств (основных фондов и немате­риальных активов) и прочего имущества (излишне закуплен­ных ранее запасов сырья, материалов и некоторых других ви­дов материальных ценностей);

• содержание законсервированных производственных мощ­ностей и объектов;

• аннулирование производственных заказов (договоров);

• результаты переоценки имущества и обязательств, стои­мость которых выражена в иностранной валюте (курсовые раз­ницы).

Характер операций, связанных с движением имущества, свидетельствует о сложностях управления им на стадиях его формирования, использования и реализации. Возникли они в 556


условиях перестройки, когда предприятиям после их привати­зации пришлось свое имущество приводить в соответствие с ор­ганизацией производства продукции, необходимой рынку. Ока­залось, что немалая часть основных фондов подлежит списа­нию из-за их физического и морального износа, а такие опера­ции в основном являются убыточными.

В результате перестройки производства с учетом требований рынка на большинстве предприятий значительная часть иму­щества оказалась ненужной. Возник специфический рынок не­нужного имущества, на котором больше продавцов, чем поку­пателей. Поэтому его распродажа производится по "бросовым ценам", порождая большие убытки. К такой распродаже по­буждает налог на имущество.

Третью часть прибыли отчетного периода составляет превы­шение доходов от внереализационных операций над расходами по этим операциям. В "Отчете о прибылях и убытках" доходы и расходы по внереализационным операциям показаны в не­скольких статьях: "Проценты к получению", "Проценты к уп­лате", "Доходы от участия в других организациях", "Прочие внереализационные доходы" и "Прочие внереализационные расходы". В составе этих внереализационных операций учиты­ваются следующие доходы (расходы):

• дивиденды, проценты по акциям, облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим организации, а также про­центы, получаемые от банков и кредитных организаций за пользование денежными средствами, находящимися на счетах предприятия, и проценты по коммерческим кредитам;

• суммы полученных и уплаченных экономических санк­ций (штрафы, цены, неустойки и др.);

• доходы от долевого участия в деятельности других орга­низаций;

• списание дебиторской и кредиторской задолженностей.
Внереализационные доходы и расходы отражают характер

деятельности предприятий и организаций в сфере финансовых отношений. Эта деятельность должна быть направлена на уве­личение прибыли отчетного периода за счет сокращения внереа­лизационных расходов и роста внереализационных доходов.

Рассмотренные выше элементы формируют прибыль отчет­ного периода, которая, в свою очередь, является объектом даль­нейшего распределения. Порядок распределения прибыли свя­зан с действующим налоговым законодательством. Система распределения прибыли прежде всего должна гарантировать выполнение финансовых обязательств перед государством и максимально обеспечивать производственные, материальные и


социальные нужды предприятий и организаций. Прибыль от­четного периода корректируется в процессе распределения: из прибыли отчетного периода уплачивается налог на недвижи­мость (1 % остаточной стоимости основных производственных фондов).

Льготируемая прибыль — это прибыль, освобождаемая от уплаты налога на нее. К льготируемой прибыли может быть от­несена прибыль производственных мастерских, опытно-экспе­риментальных предприятий и предприятий учебных заведе­ний, полученная в процессе практического обучения студентов и учащихся; прибыль предприятий, использующих труд инва­лидов, если их численность составляет не менее 50 % средне­списочного состава промышленно-производственного персона­ла, и т.д.

Из налогооблагаемой прибыли уплачивается налог на при­быль. Ставка налога на прибыль — 24 %, но предприятие мо­жет уплатить налог и по льготной ставке — 15%, если исполь­зует труд инвалидов, доля которых в среднесписочной числен­ности составляет 30—50 %, или прибыль его за год составляет до 5000 МЗП и среднегодовая численность работающих — до 100 человек. Далее вычитается транспортный сбор по ставке 3 %.

Чистая прибыль — это прибыль, остающаяся в распоря­жении предприятия после уплаты налогов и обязательных платежей. Порядок определения чистой прибыли, учитываю­щий механизм налогообложения, рассматривается в соответ­ствии с законодательством Республики Беларусь на момент исчисления.

Чистая прибыль распределяется в порядке, предусмотрен­ном в учредительных документах предприятия. В обобщенном виде чистая прибыль подразделяется на прибыль, направляе­мую на накопление, на потребление и в резервный фонд. При­быль, направляемая на накопление, служит источником фи­нансирования расширения производства, развития предприя­тия. Из прибыли, направляемой на потребление, предприятие выплачивает дивиденды владельцам капитала, производит со­циальные выплаты работникам предприятия.

Номинальная прибыль характеризует фактически полу­ченный размер прибыли. Она соответствует размеру чистой прибыли.

Реальная прибыль — это номинальная прибыль, скоррек­тированная на уровень инфляции.

Минимальная, нормальная и максимальная прибыли связа­ны с планируемым объемом производства; достижение каждой


означает, что предприятие находится в зоне убыточности, безу­быточности либо прибыльности.

Минимальнойт1П) считается прибыль, которая обеспечи­вает предприятию минимальный уровень доходности на вло­женный капитал, равный среднему проценту ставки банков по депозитам, сложившемуся за исследуемый период:

П min=К*МУД min / (100 - СНприб)

где К — вложенный капитал; МУДт!п — минимальный уровень до­ходности; СНприв — ставка налога на прибыль в соответствии с дей­ствующим законодательством.

Нормальная прибыль — это минимальный доход (или пла­та), необходимый для удержания предпринимателя в опреде­ленной отрасли. Она представляет собой соответствующий про­цент дохода на вложенный капитал, который различается в за­висимости от вида деятельности. Если получаемая прибыль меньше нормальной, то наблюдается "бегство" капитала из не­прибыльной отрасли, если больше нормальной, то происходит прилив капитала в прибыльную отрасль.

1.4. Планирование прибыли

Процесс планирования прибыли начинается с разработки ценовой стратегии предприятия и обоснования основных пока­зателей отчета о прибылях и убытках по месяцам на год, пред­стоящий за планируемым, — по кварталам и на более длитель­ную перспективу с установлением годовых показателей. Пла­нирование на более длительную перспективу необходимо для обоснования инвестиционной и инновационной деятельности и оценки возможностей решения различных задач перспективно­го развития предприятия.

Главной задачей ценовой стратегии является обоснование такого объема продаж продукции или доли рынка для предпри­ятия, при котором его производство обеспечит получение мак­симальной прибыли.

Для решения этой задачи предприятию следует определить оптимальный размер затрат на производство и сбыт продукции для обеспечения получения прибыли при сложившемся уровне цен на рынке, который предприятие может достичь при реали­зации своей продукции.


Далее находится объем продаж или объем выпуска продук­ции:

Определение порога рентабельности позволяет оценить за­пас финансовой устойчивости предприятия, который является характеристикой его стабильности, т.е. он показывает, на­сколько можно снизить объем производства и реализации про­дукции, оставаясь доходным или рентабельным предприятием. Порог рентабельности отражает, до какого предела возможно это сокращение.

ВОПРОС 70

Рентабельность работы предприятия

В условиях рыночных отношений приходится постоянно принимать неординарные решения, связанные с учетом финан­сового состояния предприятия.

Для оценки эффективности работы предприятия значения показателя прибыли недостаточно. Например, два предприя­тия получают одинаковую прибыль, но имеют различную стои­мость производственных фондов, т.е. основных фондов основ­ного вида деятельности, и оборотных средств. Более эффектив­но работает то предприятие, у которого стоимость производ­ственных фондов меньше.

Рентабельность — это доходность, прибыльность, показа­тель экономической эффективности деятельности промышлен­ного предприятия, отражающие конечные результаты хозяй­ственной деятельности.

В работе предприятий применяется ряд показателей рента­бельности. При расчете рентабельности отражается процентное отношение суммы полученной (ожидаемой) прибыли к одному из следующих показателей: себестоимость продукции, стоимость ос­новных фондов основного вида деятельности, оборотных средств, выручка от реализации продукции (объем продаж) и т.д.

Показатели рентабельности объединяются в следующие группы:

• рассчитываемые для оценки доходности предприятия; ме­тодика их расчета основана на применении показателей прибы­ли за отчетный год, прибыли от реализации продукции, чистой прибыли (в числителе) и показателей реализованной продук­ции, акционерного, собственного, заемного и совокупного ка­питала (в знаменателе);


• рассчитываемые для оценки доходности продукции, ис­пользуемых ресурсов и затрат; методика их расчета также бази­руется на применении показателей прибыли за отчетный год, прибыли от реализации продукции, чистой прибыли (в числи­теле) и показателей совокупных затрат, себестоимости, основ­ных производственных фондов, оборотных средств, оплаты тру­да, численности работников и т.д. (в знаменателе). Наиболее распространенными в практике отечественных предприятий показателями рентабельности данной группы являются рента­бельность продукции, основных фондов основного вида дея­тельности и производства.

Рентабельность продукциипрод) рассчитывается как от­ношение прибыли К СРЙортпимоо.ти пппт^кции:

где П — прибыль; С — себестоимость продукции.

Рентабельность основных фондов основного вида дея­тельности0.п.ф) определяется путем деления прибыли на стоимость основных фондов основного вида деятельности:

где ОПФ — стоимость основных фондов основного вида деятельности.

Рентабельность производствапр) рассчитывается пу­тем деления прибыли на сумму основных фондов основного ви­да деятельности и нормируемой части оборотных средств:

где ОбС„.ч — нормируемая часть оборотных средств.

Чтобы оценить уровень доходности предприятия, проводят анализ показателей за ряд периодов (изучается динамика изме­нений показателей рентабельности). Такой анализ является важным информационным источником разработки перспек­тивных планов развития предприятия и определения тактики поведения на товарном рынке.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...