Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образовательно-правовой статус.

Компетенция субъектов рф в сфере образования

6.1) обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации;

6.2) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (за исключением образования, получаемого в федеральных образовательных учреждениях, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации;

 

совокупность правовых норм, устанавливающих обусловленные соответствующей правосубъектностью образовательного учреждения его юридические права и обязанности (компетенцию), а также систему и механизм осуществления юридических гарантий этих прав и обязанностей.

 

правовые качества образовательного учреждения (правоспособность и дееспособность)

 

основных видах правового статуса образовательного учреждения, как:

Конституционно-правовой статус,

Гражданско-правовой статус,

Финансово-экономический статус,

Административно-правовой статус,

образовательно-правовой статус.

Все эти статусы связаны между собой, что обусловлено свойством системности права как социального регулятора. Кроме того, в зависимости от аспекта анализа деятельности образовательного учреждения и управления этой деятельностью, на передний план выходят различные виды статусов.

Кратко охарактеризуем представленные виды правового статуса образовательного учреждения.

1 общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования

2 всякое образовательное учреждение (учреждение, осуществляющее образовательный процесс) является юридическим лицом. Юридическое лицо отвечает имуществом по своим обязательствам; приобретает и реализует гражданские (имущественные и личные неимущественные) права; исполняет обязанности от своего имени;

3 включает составляющие:

Бюджетный аспект. бюджетное учреждение, т.е. учреждение, финансируемое из бюджета определенного уровня (федерального, бюджета субъекта РФ).

Гражданско-правовой аспект. финансово-экономическом обеспечении предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, не связанной непосредственно с осуществлением образовательным учреждением образовательного процесса. К числу предпринимательской относятся следующие виды деятельности образовательного учреждения:

- торговля покупными товарами, оборудованием;

- оказание посреднических услуг;

- долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций;

- приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;

Налоговый аспект

Едином социальном налоге (ЕСН), страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, взносах на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, налоге на доходы физических лиц – педагогических работников, административного, учебно-вспомогательного и иного персонала образовательных учреждений.

4 Некоторые особенности имеет административно-правовой статус негосударственных образовательных учреждений (НОУ). Основное здесь заключается в том, что, согласно п.5 ст. 12 Закона РФ «Об образовании»¸ для НОУ типовые положения об образовательных учреждениях выполняют функции примерных. Тем самым, НОУ вправе разрабатывать собственные (уникальные, индивидуальные) положения и на их основе столь же индивидуальные уставы. Это, однако, не означает, что устав НОУ может не содержать тех пунктов, которые предусмотрены ст. 13 Закона РФ «Об образовании». Речь идет лишь о том, что каждое НОУ вправе конкретизировать и дополнять данный законодательный перечень пунктами, отражающими специфику образовательной деятельности данного конкретного НОУ. Что же касается собственно административно-правовых отношений, складывающихся в самом НОУ, то они принципиально не отличаются от тех, которые имеют место в государственных образовательных учреждениях, поскольку и те, и другие образовательные учреждения функционируют и должны функционировать строго в рамках действующего законодательства.

5 осуществление именно образовательной (т.е. обучающей и воспитывающей) деятельности определяет смысл существования и социальную роль этого общественно-государственного института-организации. Именно образовательное учреждение образует первичное организационное звено, «молекулу» всей образовательной системы в целом.

Наиболее многочисленными локальными нормативно-правовыми актами являются всевозможные положения, инструкции и правила. Все они могут быть, в зависимости от главных направлений деятельности образовательного учреждения, сгруппированы в несколько групп. Так, в группу положений, регулирующих учебную работу вуза, относятся положения о факультете, о кафедре, о курсовых экзаменах и зачетах, о производственной (педагогической) практике, об итоговой государственной аттестации выпускников, о выпускной квалификационной работе, о порядке перевода, отчисления и восстановления студентов и др. В группу положений, регулирующих внеучебную, в том числе воспитательную, работу, включаются положения о Совете по воспитательной работе со студентами, о кураторе академической группы, об отряде охраны порядка, о студенческих общежитиях, правила проживания в студенческих общежитиях, должностная инструкция специалиста по внеучебной работе и др. Среди инструкций, входящих в группу актов, имеющих общее значение, – должностные инструкции, например, декана факультета, заведующего кафедрой, профессора кафедры, доцента и старшего преподавателя кафедры и др.

 

 

71 Рассмотрение школы как педагогической системы и объекта управления означает, что управленческая деятельность организаторов образования, должностных лиц, учителей, учащихся должна быть в равной мере направлена на выработку целей и достижение результата, на создание условий формирования педагогического и ученического коллективов, на отбор содержания и использование разнообразных средств, форм и методов учебно-воспитательной работы. В таком случае управление позволяет сохранять целесообразность педагогической системы и продуктивно влиять на обновление составляющих ее компонентов.

Цель школы - сформировать основы базовой культуры, включающей интеллектуальную, нравственную, эстетическую, трудовую, экологическую, правовую культуру личности. Общая цель детализируется в частных целях, сформулированных по отдельным направлениям учебно-воспитательной работы. Одним из признаков эффективного управления является умение руководителей школы, учителей, органов ученического самоуправления намечать частные цели и на каждом значительном временном этапе соотносить их с общей целью, регулируя и корригируя оптимальное достижение намеченных результатов.

Существенным показателем эффективности педагогического процесса является характер морально-психологической атмосферы в педагогическом и ученическом коллективах, уровень педагогической культуры родителей учащихся.

Структурные компоненты педагогической системы. Решающая роль в любой социальной системе принадлежит индивидуальному или коллективному субъекту управления. Одним из основных определяющих структурных компонентов педагогической системы школы является деятельность педагогического коллектива и его руководителей или управляющей системы.
Анализ практики и специальных исследований показывает, что коллектив педагогов может эффективно осуществлять достижение целей не только при условии расширения его функций, но и при их обоснованной дифференциации и координации деятельности. Так возникает проблема уровней управляющей системы. Структура управляющей системы большинства школ представлена четырьмя уровнями управления.
Первый уровень - директор школы, назначаемый государственным органом или выбранный коллективом; руководители совета школы, ученического комитета, общественных объединений. Этот уровень определяет стратегические направления развития школы.
Второй уровень - заместители директора школы, школьный психолог, социальный педагог, ответственный за организацию общественно полезного труда, старшие вожатые, помощник директора школы по административно-хозяйственной работе, а также органы и объединения, участвующие в самоуправлении.
Третий уровень - учителя, воспитатели, классные руководители, выполняющие управленческие функции по отношению к учащимся и родителям, детским объединениям, кружкам в системе внеучебной деятельности. К этому уровню могут быть отнесены и педагоги, взаимодействующие с органами общественного управления и самоуправления, с учреждениями дополнительного образования.
Четвертый уровень - учащиеся, органы классного и общешкольного ученического самоуправления. Выделение данного уровня подчеркивает субъект-субъектный характер отношений между учителями и учениками: ученик, являясь объектом взаимодействия, в то же время выступает и субъектом своего развития.

Основное место в управляемой системе принадлежит ученическому коллективу, в котором также можно выделить два уровня управления по вертикали: общешкольный коллектив и классные коллективы. По горизонтали управляемая система представлена ученическими общественными организациями, спортивными секциями, творческими объединениями, кружками, бригадами и т.д. Управляемая система отражает единство и многообразие видов деятельности (учебной, исследовательской, спортивной, художественно-эстетической, общественно-полезной), в которых участвуют школьники.

Рассматривая педагогическую деятельность как процесс решения задач, необходимо отчетливо представлять способы воздействия, взаимодействия и развития управляющей системы на управляемую, т.е. методы. Эффективность системы методов и каждого метода в отдельности, как это было показано ранее, зависит от того, насколько они соответствуют конкретной педагогической ситуации, сложившимся отношениям между педагогами и учащимися, каковы возможные пути их оптимального сочетания.
Методы организации целостного педагогического процесса должны отражать организационное, функциональное и информационное единство системы. Поэтому наряду с методами убеждения, упражнения, контроля и самоконтроля, стимулирования и самовоспитания учитель должен владеть методами сбора и обработки информации, проведения диагностики индивидуального развития, коррекции и др.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...