Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Архаичные черты в общественной жизни спартиатов

       Военный характер спартанского общества способствовал сохранению в среде спартиатов пережитков доклассовых отношений. Таким пережитком была значительная обоществленность быта спартиатов, связанная с их полным устранением от хозяйственной деятельности и со столь же полным превращением их в военный господствующий класс.

       В быту спартанцев сохранилось много обычаев, восходящи к глубокой древности. Например, архаическая система возрастных классов, которая обнаруживается в недрах спартанского государственного аппарата. В известном смысле политический режим, существовавший в Спарте в V - IV вв. до н.э., можно определить как самую настоящую геронтократию. Важнейшими атрибутами этого режима были такие обстоятельства, как власть совета старейшин, распространявшаяся на все государственные дела, политическая и даже экономическая неправоспособность младших граждан, воспитание подрастающего поколения в духе беспрекословного повиновения старшим по возрасту и т.д.[56]

       Общие трапезы - сисситии также можно считать архаичной чертой быта, однако смешение возрастов в этих коллективах, схожих с мужскими домами родовой общины было по-видимому, результатом коренной перестройки существовавшей здесь древней системы возрастных классов.

       Женщины являлись полными хозяйками в быту. «Их своеволие и могущество - следствие частых походов, во время которых мужья вынуждены бывали оставлять их полными хозяйками в доме, а потому и оказывали им уважение... и даже называли «госпожами».[57] Такое положение женщины явный пережиток матриархата.

       Многие обычаи семейной жизни также восходили к первобытнообщинному строю. Ярким примером этого может служить обряд заключения брака путем похищения девушки-невесты. «Невест брали украдом, но не слишком юных, недостигших брачного возраста, а цветущих и созревших.»[58]

       Семья в Спарте моногамная, но допускались внебрачные отношения и для мужа, и для жены - пережитки группового брака. Рождение женщиной ребенка от доблестного воина - друга её мужа приветствовалось и государством, и обществом, т.к. «... дети вырастают хорошими, коль скоро происхождение их хорошо.»

       Плутарх об этом говорит так: «Ликург решил, что дети принадлежат не родителям, а всему государству, и потому желал, чтобы граждане рождались не от кого попало, а от лучших отцов и материй.»[59]

 

Воспитание спартиатов

       Воспитание детей было подчинено одной задаче - подготовить крепкого и выносливого воина, в любую минуту готового выступить против илотов.

       По этому воспитание и обучение являлось одной из главных государственных забот и осуществлялось на общественных началах. «Согласно законам Ликурга, все новорожденные подвергались специальному осмотру старейшин филы. Если они находили ребенка крепким и здоровым, то его отдавали родителям для выкармливания, тут же назначив ему один из наделов. Если же ребенок имел какой-либо недостаток, который мешал бы ему стать в дальнейшем полноценным воином, его убивали, бросая в апофеты, посчитав, что его жизнь не нужна ни ему самому, ни государству, раз ему с самого начала отказано в здоровье и силе»[60]

       Родители были не в праве сами распоряжаться воспитанием ребенка. Едва мальчики достигали семилетнего возраста, их забирали у родителей и распределяли по отрядам - агелам, где они вместе жили, играли и трудились, причем под словом «трудиться» подразумевалось выполнение гимнастических упражнений. «Агела» - значит стадо. В этом названии пережиточно сохранились следы скотоводческого хозяйства дорийцев до их переселения в Лаконию. Таким образом, система совместного воспитания, вероятно, восходит еще ко времени до дорийского вторжения в Лаконию.[61]

       Воспитывали и обучали детей педономы - государственные воспитатели, избранные из числа наиболее достойных спартиатов. Начальниками агел - агелархами - были мальчики старших возрастных групп, отличавшиеся рассудительностью, сообразительностью и храбростью в драках. Дети должны были во всем равняться на них, исполнять их приказы, молча повиноваться и молча терпеть наказания. Таким образом воспитывалась привычка к строгой дисциплине, которая считалась высшей добродетелью. «Следуйте же за вашими предводителями, куда бы они вас ни повели, соблюдая превыше всего дисциплину и бдительность, и всегда точно выполняйте приказы военачальников. Нет ничего прекраснее и надежнее для большого войска, чем подчиняться единой воле и единому порядку».(II, 11)[62]

       «Самыми же величайшими пороками спартанцы считали глупость, слабость и нерадение, а также самолюбование».(I,122) [63]

       Таким образом, все воспитание сводилось к требованиям беспрекословно подчиняться, стойко переносить лишения и одерживать верх над противником. «Грамоте они учились лишь в той мере, в какой без этого нельзя было обойтись».[64]

       Детей учили говорить немногословно и метко («лаконизм»), так, что в их словах «едкая острота смешивалась с изяществом, чтобы краткие речи вызывали пространные размышления».[65]

       Так же учили пению и музыке. По достижению 20-ти лет юноши получали полное вооружение воинов и вступали в члены одной из сисситий. Воспитание спартанца длилось и в зрелые годы. Непрерывные тренировки и лагерная жизнь, поддерживаемая в мирное время, продолжались до старости. «Никому не разрешалось жить так как он хочет: точно в военном лагере, все в городе подчинялись строго установленным порядкам и делали то из полезных для государства дел, которое им было поручено».[66]

       Государство заботилось о воспитании не только мальчиков, но и девочек, так как спартанская община была заинтересована в том, что бы дети рождались здоровыми и сильными и могли стать в дальнейшем полноправыми воинами. Несмотря на то, что воспитывались девочки матерями, они также должны были выполнять те же упражнения, что и мальчики: бегать, бороться, бросать диск, метать копья, чтобы «.. зародыш в здоровом теле с самого начала развивался здоровым, и сами женщины рожая, просто и легко справлялись с муками»[67]

       Таким образом, вся жизнь спартанцев была подчинена интересам военизированного государства, что способствовало сохранению архаичных черт в быту.

 

 

Заключение

       В результате изучения доступных источников и учебной литературы можно сделать следующие выводы о государственном и общественном строе Спарты.

1. Процессу сложения спартанского государства предшествовал период завоевания территорий, которые к приходу дорийцев-спартиатов были довольно плотно заселены.

2. В связи с тем, что сложение спартанского государства происходило в условиях завоевательных походов, образовалась чрезвычайно военизированное государство, полностью подчиненное целям захвата новых земель и удержания в полном повиновении уже захваченных.

3. Расширение территорий спартанского государства за счет Мессении способствовало созданию стабильной системы землевладения, основанной на строгом соответствии между числом граждан и наделов - клеров. Такая система землевладения и эксплуатация порабощенного населения - илотов стали основой на которой сформировалась социально классовая структура спартанского общества.

4. Важную социально - экономическую роль в истории Спарты, сыграли реформы полумифического царя Ликурга, в достоверности личности которого сомневались уже древние авторы. Основательные преобразования, приписываемые ему, приведшие к торможению имущественного расслоения, позволили оформиться «общине равных», силы каждого гражданина которой были направлены на ведение военных действий внутри и вне полиса. Преобразования проведенные, по преданию Ликургом, в государственном аппарате, создали довольно сбалансированную систему, не позволявшую установиться в Спарте ни тирании ни демократии. Старые органы управления, относящиеся к периоду военной демократии, сохранили некоторые свои функции, но круг вопросов, входящих в их компетенцию сузился. Вся система спартанского государств была направлена на подавление сопротивления илотов. 

Источники

1. Геродот История в 9-ти книгах. - Лененград: Наука, 1972. - 599 с.

2. Плутарх Сравнительные жизнеописания: В 3 т. - Москва: АН СССР, 1963- Т.2. - 546 с.

3. Фукидид История. - Ленинград: Наука, 1981. - 530 с.

4. Хрестоматия по истории Древней Греции / Под ред. Каллистова Д.П. - М: Мысль, 1964. - 694 с.

 

Учебная литература

1. Андреев Ю.В. Спартанские «всадники» // ВДИ. - 1969. - № 4

2. Бергер А. Социальные движения с Древней Спарте. - Москва: Правда, 1936. - 108 с.

3. Древняя Греция / Под ред. Струве В.В. - Москва, Наука, 1964. - 503 с.

4. Колобова К.М. Древняя Спарта в X - IV вв. до н.э. - Ленинград, Наука, 1957. - 440 с.


[1] Фукидид История. -

[2] Бергер А Социальные движения в древней Спарте.

[3] Фукидид История. - Л, Наука, 

[4] Геродот История в девяти книгах. 

[5] Древняя Греция / Под ред. Струве В.В.

[6] Колобова К.М. Древняя Спарта X-IV вв. до н. э.

[7] Бергер А. Социальные движения в Древней Спарте.

[8] Колобова К.М. Древняя Спарта X - IV вв. до н. э.

[9] Фукидид История.

[10] Древняя Греция / Под ред. Струве В.В.

[11] Там же

[12] Геродот История в девяти книгах.

[13] Колобова К.М. Древняя Спарта в Х-IV вв. до н.э.

[14] Плутарх Сравнительные жизнеописания: В 3-х т.

[15] Колобова К.М. Древняя Спарта в X - IV вв. до н.э.

[16] Плутарх Сравнительные жизнеописания: В 3-х т.

[17] Колобова К.М. Древняя Спарта в X IV вв. до н.э.

[18] Древняя Греция / Под ред. Струве В.В.

[19] Колобова К.М. Древняя Спарта в X-IV вв. до н. э. 

[20] Берг А. Социальные движения в древней Спарте

[21] Колобова К.М. Древняя Спарта в X IV вв. до н.э.

[22] Плутарх Сравнительные жизнеописания: В 3-х т.

[23] там же

[24] Плутарх Сравнительные характеристики:В 3-х т.

[25] Колобова К.М. Древняя Спарта в X - IV вв. до н.э.

[26] там же

[27] Геродот История в 9-ти книгах.

[28] Геродот История в 9-ти книгах.

[29] Плутарх Сравнительные жизнеописания: В 3-х т.

[30] Плутарх Сравнительные жизнеописания: В 3-х т. 

[31] Берг А Социальные движения в древней Спарте.

[32] Андреев Ю.В. Спартанские «всадники» // ВДИ.

[33] Хрестоматия по истории Древней Греции / Под ред. Каллистова

[34] Плутарх Сравнительный жизнеописания: В 3-х т.

[35] Плутарх Сравнительные жизнеописания: В 3-х т.

[36] Хрестоматия по истории Древней Греции / По ред. Каллистова.

[37] Плутарх Сравнительные жизнеописания: В 3-х т.

[38] Плутарх Сравнительные жизнеописания: В 3-х т.

[39] Колобова К.М. Древняя Спарта в X- IV вв. до н.э.

[40] Колобова К.М. Древняя Спарта в Х -IV вв. до н.э.

[41] Плутарх Сравнительные жизнеописания: В 3-х т.

[42] Плутарх Сравнительные жизнеописания: В 3-х т.          

[43] Плутарх Сравнительные жизнеописания: В 3-х т.

[44] Плутарх Сравнительные жизнеописания: В 3-х т.

[45] Плутарх Сравнительные жизнеописания: В 3-х т.

[46] Колобова К.М. Древняя Спарта в X- IV вв. до н.э.

[47] Колобова К.М. Древняя Спарта X -IV вв. до н.э.

[48] Хрестоматия по истории древней Греции / Под ред. Каллистова.

[49] Плутарх Сравнительные жизнеописания: В 3-х т.

[50] Хрестоматия по истории древней Греции / Под ред. Каллистова.

[51] Колобова К.М. Древняя Спарта X-IV вв. до н.э.

[52] Хрестоматия по истории древней Греции / Под ред. Каллистова.

[53] Геродот История в 9-ти книгах.

[54] Хрестоматия по истории древней Греции / Под ред. Каллистова.

[55] Хрестоматия по истории древней Греции / Под ред. Каллистова.

[56] Андреев Ю.В. Спартанские «всадники» // ВДИ.

[57] Хрестоматия по истории древней Греции / Под ред. Каллистова.

[58] Хрестоматия по истории древней Греции / Под ред. Каллистова.

[59] Плутарх Сравнительные жизнеописания: В 3-х т.

[60] Хрестоматия по истории древней Греции / под ред. Каллистова.

[61] Колобова К.М. Древняя Спарта в X-IV вв. до н.э.

[62] Фукидид История в 9-ти книгах.

[63] Фукидид История в 9-ти книгах.

[64] Хрестоматия по истории древней Греции /Под ред. Каллистова.

[65] Плутарх Сравнительные жизнеописания: В 3-х т.

[66] Хрестоматия по истории древней Греции / Под ред. Каллистова.

[67] Плутарх Сравнительные жизнеописания: В 3-х т. 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...