Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 7. Советское общество в 1920 – 1930-е гг.




 

План

 

1. Версальско-Вашингтонская система. Международные отношения в 1920-е годы.

2. Сущность и содержание новой экономической политики.

3. Образование СССР.

4. Принятие политическим руководством стратегии форсированного развития. Политические репрессии. Установление самовластия Сталина.

 

Уясните содержание следующих понятий: Версальско-Вашингтонская система, хозрасчёт, трестирование и синдицирование предприятий, концессия, план автономизации, стратегия форсированного развития, индустриализация, коллективизация, политические репрессии, пятилетний план, темпы роста, авторитаризм и тоталитаризм.

 

Источники

 

1. Бухарин, Н.И. Проблемы теории и практики социализма / Н.И. Бухарин. – М.: Политиздат, 1989.

2. Документы свидетельствуют: из истории деревни накануне и в ходе коллективизации 1927–1932 / под ред. В.П. Данилова. – М.: Политиздат, 1989.

3. История советской политической цензуры. Документы и комментарии/ сост. Т.М. Горяева. – М.: Российская политическая энциклопедия, 1997.

4. Кондратьев, Н.Д. Избранные сочинения / Н.Д. Кондратьев. – М.: Экономика, 1993.

5. Народное хозяйство СССР за 70 лет: юбилейный статистический ежегодник / отв. за вып. Л.А. Гуманский. – М.: Финансы и статистика, 1987.

6. НЭП и хозрасчёт / сост. Н.П. Федоренко, В.Л. Перламутров, Н.Я. Петраков. – М.: Экономика, 1991.

7. Пути развития: дискуссии 20-х годов. Статьи и современный комментарий / сост. Э.Б. Корицкий. – Л.: Лениздат, 1990.

8. Советская управленческая мысль 20-х годов: краткий именной справочник / сост. Э.Б. Корицкий, Ю.А. Лавриков. – М.: Экономика, 1990.

9. Реабилитация: политические процессы 30 – 50-х годов / под общ. ред. А.Н. Яковлева. – М.: Политиздат, 1991.

10. Рыков, А.И. Избранные произведения / А.И. Рыков. – М.: Экономика, 1990.

11. Творцы кооперации: сборник / сост. Л.А. Самсонов. – М.: Московский рабочий, 1991.

12. Урал. ХХ век: Книга для чтения по истории / под ред. М.Е. Главацкого. – Екатеринбург: СВ-96, 1997.

13. Чемоданов, И.В. Была ли в СССР альтернатива насильственной коллективизации? / И.В. Чемоданов// Вопросы истории. – 2006. – № 2. – С. 156.

14. Чаянов, А.В. Крестьянское хозяйство / А.В. Чаянов. – М.: Экономика, 1989.

 

Литература

 

1. Борисова, Л.В. Нэп в зеркале показательных процессов по взяточничеству и хозяйственным преступлениям / Л.В. Борисова// Отечественная история. – 2006. – № 1. – С. 84.

2. Гордон, Л.А. Что это было?: размышления о предпосылках и итогах того, что случилось с нами в 30–40-е годы / Л.А. Гордон, Э.В. Клопов. – М.: Политиздат, 1989. – С. 22–38; 45–69; 119–139.

3. Зуев, М.Н. История России / М.Н. Зуев. – М.: Приор, 1998. – С. 109–129; 338–346; 481–495.

4. История России. ХХ век/ А.Н. Боханов, М.М. Горинов, В.П. Дмитренко и др. – М.: АСТ, 1996. – С. 197–280.

5. Кирьянова, Е.А. Раскулачивание крестьянства Центра России в начале 1930-х годов / Е.А. Кирьянова// Вопросы истории. – 2006. – № 5. – С. 146.

6. Куликова, Г.Б. Из истории формирования культа личности Сталина (А. Барбюс и создание биографии "отца народов" в начале 1930-х гг.) / Г.Б. Куликова// Отечественная история. – 2006. – № 1. – С. 98.

7. Новейшая история Отечества. ХХ век / под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. – М.: ВЛАДОС, 1997. – Т.1. – С. 377–411; 432–441; 465–482. – Т.2. – С. 5–18.

8. Отечественная история / под ред. Ш.М. Мунчаева. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1999. – С. 262–283.

9. Отечественная история. ХХ век / под ред. А.В. Ушакова. – М.: Агар, 1997. – С. 255–316.

10. Осмыслить культ Сталина / сост. Х.Н. Кобо. – М.: Прогресс, 1989.

11. Павлова, И.В. 1937: выборы как мистификация, террор как реальность / И.В. Павлова// Вопросы истории. – 2003. – № 10. – С. 3–19.

12. Павлова, И.В. Понимание сталинской эпохи и позиция историка / И.В. Павлова// Вопросы истории. – 2002. – № 10. – С. 3–19.

13. Партия социалистов-революционеров в первые годы советской власти// Вопросы истории. – 2006. – № 3. – С. 3.

14. Семенникова, Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций / Л.И. Семенникова. – Брянск: Курсив, 1995. – С. 535–574.

15. Советское общество: возникновение, развитие, исторический финал/ под общ. ред. Ю.Н. Афанасьева. – М.: РГГУ, 1997.

16. Соколов, А.С. Русские экономисты-эмигранты о денежной политике большевиков в 1920-х годах / А.С. Соколов// Вопросы истории. – 2006. – № 3. – С. 102.

17. Терехов, В.С. Рекруты великой идеи. Технические специалисты в период сталинской модернизации/ В.С. Терехов. – Екатеринбург: УрО РАН, 2003.

18. Хлевнюк, О.В. 1937-й. Сталин, НКВД и советское общество/ О.В. Хлевнюк. – М.: Республика, 1992.

19. Хоскинг, Д. История Советского Союза 1917–1991/ Д. Хоскинг. – М.: ВАГРИУС, 1994. – С. 97–189.

 

Методические рекомендации

 

Обратите внимание на то, что в начале 1920-х гг. начинается новый этап советской внешней политики. Западные державы отказались от попыток свержения советского режима в России. Наиболее реальным путём установления контактов с европейскими державами была торговля. Советской России удалось в 1920–1921 гг. заключить ряд экономических соглашений. Однако отсутствие официального признания тормозило развитие экономических связей. Назовите основные причины, в силу которых ведущие европейские государства оказывали в 1920-е гг. дипломатический нажим на Россию?

В конце 1921 г. советское правительство направило западным державам ноту, в которой выражало готовность признать царские долги в обмен на экономическую помощь кредитами и предлагало созвать для урегулирования этих проблем конференцию. Конференция прошла в 1922 г. в Генуе. Каковы были итоги конференции? В чём значение подписания в Рапалло (1922 г.) договора между Россией и Германией?

Изучив литературу, ответьте на вопрос: Почему ни Версальско-Вашингтонская система договоров, ни Локарнские соглашения 1925 г. не привели к значительному смягчению разногласий между европейскими державами? В 1924–1925 гг. СССР восстановил нормальные отношения с Китаем и Японией. Железное кольцо на Тихом океане, созданное "вашингтонской системой" было разорвано.

Рост рабочего движения в Центральной и Восточной Европе в начале 1920-х гг. способствовал появлению в Коминтерне левацких настроений. Подумайте над вопросом: почему Политбюро РКП(б) и Исполком Коминтерна в 1923–1924 гг. главным врагом пролетарской революции в Германии считали социал-демократию?

1920-е гг. стали периодом быстрых темпов мирового экономического развития. Необычайно интенсивно проходил промышленный подъем в США. Однако мировой подъём вскоре сменился глубоким кризисом. Подумайте над вопросом, какие причины привели к экономическому кризису 1929–1933 гг.?

При подготовке ответа на второй вопрос важно выяснить причины и содержание политического и социального кризиса, в котором оказалась Советская Россия в 1920–1921 гг. Сформулируйте главные последствия гражданской войны. Обратите внимание на доктринальные истоки ряда социально-экономических мероприятий периода "военного коммунизма". Раскройте содержание лево-коммунистических настроений в правящей партии. О чём свидетельствует профсоюзная дискуссия, развернувшаяся в конце 1920 года?

К началу 1921 года было зафиксировано более 50 крупных крестьянских выступлений. В марте 1921 года в Кронштадте произошло восстание, выдвинувшее лозунги "Вся власть Советам, а не партиям", "За Советы без большевиков". Какие выводы из этих событий сделало политическое руководство Советской России?

Изучив литературу, определите причины перехода к новой экономической политике. С чем связаны дискуссии по проблеме НЭПа в РКП(б)? Раскройте содержание основных мероприятий НЭПа. В чём значение прогрессивного подоходного налога с крестьянства, свободы торговли, разрешения аренды, отмены карточной системы?

Обратите внимание на содержание новой промышленной политики. О чём свидетельствуют попытки перевести объединения государственных предприятий (тресты) на хозяйственный расчёт, внедрить синдикаты снабжающие предприятия сырьём и материалами на коммерческой основе, создание смешанных акционерных обществ и открытие концессий? Почему понадобилось провести финансовую реформу?

К 1925 году был фактически завершён восстановительный процесс в области промышленности. В 1926 по основным видам промышленной продукции был достигнут довоенный уровень. Улучшились условия жизни городского и сельского населения. В тоже время ориентация на сдерживание и ограничение товарно-денежных, рыночных отношений, неэквивалентный обмен между городом и деревней вылились в кризис сбыта ("ножницы цен"). Какие мероприятия предложили осуществить сторонники "расширения нэпа"? Можно ли было с их помощью избежать кризиса хлебозаготовок? Подумайте, почему И. Сталин выступил с теорией обострения классовой борьбы по мере развития социалистических форм хозяйствования?

Изъятие хлеба и репрессии лишь усугубили кризис. В феврале 1929 года в городах снова появились продовольственные карточки. Какие политические, идеологические и экономические причины привели к свёртыванию НЭПа? Каковы последствия отказа от НЭПа?

При подготовке ответа на третий вопрос обратите внимание на то, что к концу 1922 г. в РСФСР входило 10 автономных республик и 11 автономных областей. Ещё в марте 1918 г. была создана первая автономная республика в рамках РСФСР – Татаро-Башкирская. Подумайте над вопросом, почему руководство автономии попыталось создать в ней свою мусульманскую организацию РКП(б) и свою мусульманскую Красную Армию? Почему в 1919–1922 гг. автономные права республик были значительно урезаны? Подписанные в 1919–1921 гг. двусторонние договоры между РСФСР и республиками Азербайджаном, Арменией, Грузией, Украиной и Белоруссией создавали систему связи республик через Россию.

10 августа 1922 г. для выработки проекта будущего федеративного государства была организована комиссия во главе с И.В. Сталиным (народным комиссаром по делам национальностей). Подумайте над вопросом, почему проект объединения республик (план "автономизации") подготовленный комиссией был подвергнут всесторонней критике со стороны представителей Украины и Грузии? В чём заключалась сущность плана "федерализации"? 30 декабря 1922 г. собравшийся I Всесоюзный съезд Советов CCCР принял Декларацию и Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик. Обратите внимание на то, что Совнарком Союза не был образован – его функции взял на себя Совнарком РСФСР.

Обратите внимание на то что, формально являясь федеративным государством, по сути СССР таковым не был. Он представлял собой практически унитарное государство с достаточно жёсткой централизацией, в котором в основу административно–территориального деления страны был положен национально-этнический принцип. Этот принцип ущемлял права отдельных наций в условиях многонациональной среды, а права русских при наличии значительного русского населения в этих национально-территориальных образованьях. В 1920-е гг. властями из национальных районов было выслано, депортировано, репрессировано значительное число русских, прежде всего казаков.

При подготовке четвёртого вопроса уясните особенности внутрипартийного положения в 1928–1929 гг. Обратите внимание на то, что партийные резолюции 1928–1929 гг. закрепили сталинские тезисы о необходимости догнать и перегнать капиталистические страны благодаря ускоренной индустриализации и развитию обширного социалистического сектора в сельском хозяйстве. В Госплане и Высшем Совете Народного Хозяйства началась разработка пятилетнего плана. Первый пятилетний план (1928–1932) первоначально предполагал среднегодовой темп увеличения крупной промышленности на 21,5 процента, однако в 1929 г. темп прироста определялся уже в 32 процента, а в 1931 г. цифры выросли до невероятных размеров – 45–47 процентов прироста в год. К 1933 г. из-за нехватки сырья, топлива, оборудования и финансовых средств темп развития промышленности понизился до 5 процентов. Для понимания сущности индустриализации определите основные источники капиталовложений. Второй пятилетний план был ближе к реальности, чем первый. Выясните, какими были лозунги первой и второй пятилетки. Уясните объективные трудности индустриализации. Несмотря на досрочные рапорты об успехах, большинство показателей первых пятилетних планов достигнуты не были. Не следует преуменьшать масштабов произошедшего за несколько лет промышленного скачка. Страна из аграрной превратилась в аграрно-индустриальную. Технико-экономическая отсталость и зависимость от импорта были преодолены, исчезла безработица, были созданы новые отрасли промышленного производства. Следует также уяснить, что индустриализация была направлена в основном на развитие тяжёлой промышленности и военно-промышленного комплекса. Лёгкая промышленность не получила должного развития и в стране постоянно сказывалась нехватка товаров народного потребления.

Уясните, как связаны между собой индустриализация и коллективизация. Первый пятилетний план предполагал осуществить коллективизацию 20 процентов крестьянских хозяйств в 5–летний срок. Подумайте, почему Сталин настаивал на массовой коллективизации? Выясните содержание политики "ликвидации кулачества как класса". К каким негативным процессам привели насильственные методы коллективизации? Для ответа на этот вопрос используйте статистические материалы (См.: Народное хозяйство СССР за 70 лет. – С. 208, 253).

Изучив источники и литературу, попытайтесь выделить причины политических репрессий. Изучите материалы о трёх московских процессах (август 1936 г., январь 1937 г., март 1938 г.). Обратите внимание на то, что по делам о терроризме проходили бывшие участники дискуссии о внутрипартийной демократии. При расследовании дел единственным источником обвинений становились собственные "признания" обвиняемых.

Подумайте над вопросом, имелись ли альтернативы перерастанию административно-авторитарного политического централизма в деспотическое самовластие? Какую роль в этом процессе сыграла административно управляемая экономика? Как воспринимался Сталин в общественной идеологии и массовом сознании? Каковы последствия сталинизма?

 

 

Рефераты

 

I. Сталинизм как социальное явление.

 

Литература

 

1. Волкогонов, Д. Сталин. Политический портрет / Д. Волкогонов. – М.: Новости, 1991.

2. И.В. Сталин в работе над "Кратким курсом истории ВКП(б)" (Вступительная статья М.В. Зеленева)// Вопросы истории. – 2002. – № 11. – С. 3–30; № 12. – С. 3–27.

3. Илизаров, Б.С. Душа Кобы подлинного / Б.С. Илизаров// Вопросы истории. – 2002. – № 7. – С. 84–100.

4. Илизаров, Б.С. Сталин. Болезни, смерть и "бессмертие" / Б.С. Илизаров// Новая и новейшая история. – 2000. – № 6. – С. 125–146.

5. Медведев, Ж.А. Сталин и "дело врачей". Новые материалы / Ж.А. Медведев// Вопросы истории. – 2002. – № 3. – С. 99–120.

6. Медведев, Р.А. И.В. Сталин в первые дни Великой Отечественной войны / Р.А. Медведев// Новая и новейшая история. – 2002. – № 2. – С. 118–137.

7. Медведев, Р.А. О Сталине и сталинизме / Р.А. Медведев. – М.: Прогресс, 1990.

8. Осмыслить культ Сталина / сост. Х.Н. Кобо. – М.: Прогресс, 1989.

9. Пыжиков, А.В. Последние месяцы диктатора (1952–1953 годы) / А.В. Пыжиков// Отечественная история. – 2002. – № 2. – С. 152–158.

10. Хлевнюк, О.В. Сталин, НКВД и советское общество / О.В. Хлевнюк. – М.: Республика, 1992.

 

II. Жизнь и деятельность Н.И. Бухарина.

 

Литература

 

1. Бухарин: человек, политик, учёный. – М.: Политиздат, 1990.

2. Коэн, С. Бухарин: политическая биография. 1888–1938 / С. Коэн. – М.: Прогресс, 1992.

3. Основные даты жизни и деятельности Н. Бухарина// Бухарин Н.И. Избранные произведения. – М.: Политиздат, 1989. – С. 489–498.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...