Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Приложение к рабочей программе №1

Календарно-тематическое планирование Литература 9 класс 102 часа

№ урока Темы и содержание уроков Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) Дата
  Литература и её роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности. Углубление представлений о литературе как искусстве слова. Выявление уровня литературного развития учащихся Самостоятельная работа. Чтение статьи учебника «О древнерусской литературе» и составление её конспекта. Составление таблицы «Периодизация древнерусской литературы». Чтение «Слова о полку Игореве» в переводе Н. А. Заболоцкого. Подготовка сообщения об истории нахождения рукописи «Слова о полку Игореве»  
  Литература Древней Руси. Слово о полку Игореве» – величайший памятник древнерусской литературы. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. «История открытия „Слова…“». Проблема авторства. Историческая основа памятника, его сюжет. Фрагменты поэмы в актёрском исполнении(пер. Н. А. Заболоцкого) Практическая работа. Сопоставление прозаических и стихотворных переводов «Слова…». Самостоятельная работа. Подготовка выразительного чтения наизусть фрагмента «Слова…». Письменный ответ на вопрос «Какова роль князей Игоря и Всеволода в борьбе за единение сил русского воинства?».  
  Центральные образы «Слова…». Образы русских князей. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Образ Русской земли. Образ автора. Авторская позиция в «Слове…» Выразительное чтение наизусть фрагментов «Слова…». Характеристика героев «Слова. Практическая работа. Анализ различных форм выражения авторской позиции в «Слове…». Самостоятельная работа. Подготовка похвального слова Ярославне в стиле поэтики «Слова…». Письменный ответ на один из вопросов: 1. Чем схожи и различны образы Игоря и Всеволода? 2. Каким вы представляете себе автора «Слова…»?  
  Основная идея и поэтика «Слова…». «Золотое слово» Святослава и основная идея произведения. Соединение языческой и христианской образности. Язык произведения. Переводы «Слова…» Практическая работа. Ответы на вопросы к фрагменту «Слова…» в формате ЕГЭ и их комментирование. Самостоятельная работа. Подготовка таблицы «Периодизация русской литературы XVIII века Домашняя контрольная работа. Письменный ответ на один из проблемных вопросов: 1. Чем привлекательны образы русских князей в «Слове…»? 2. Какие идеальные черты русской женщины отразились в образе Ярославны? 3. Каким предстаёт в «Слове…» образ Русской земли? 4. Каковы способы выражения авторской позиции в «Слове…»? Проект. Составление электронной презентации «Классицизм в изобразительном искусстве»  
  Классицизм в русском и мировом искусстве. Характеристика русской литературы ХVIII века. Гражданский пафос русского классицизма Практическая работа. Составление таблицы «Каноны классицизма» с использованием статьи учебника «Классицизм» и словаря литературоведческих терминов. Самостоятельная работа. Конспектирование статьи учебника «О русской литературе XVIII века». Письменный ответ на вопрос «В чём заключаются достижения литературы XVIII века?»  
  М. В. Ломоносов: жизнь и творчество (обзор). «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Жизнь и творчество М. В. Ломоносова. М. В. Ломоносов — учёный, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха. Особенности содержания и формы оды «Вечернее размышление…». Практическая работа. Подбор цитатных примеров к данной в учебнике интерпретации оды «Вечернее размышление…». Самостоятельная работа. Конспектирование статьи учебника «Михаил Васильевич Ломоносов». Подготовка выразительного чтения наизусть фрагмента оды «Вечернее размышление…» и сообщения об императрице Елизавете Петровне.  
  М. В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Ода как жанр лирической поэзии. Прославление родины, мира, науки и просвещения в произведениях М. В. Ломоносова Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие «ода». Формулирование выводов об особенностях художественного мира, проблематики и тематики од Ломоносова. Практическая работа. Соотнесение содержания оды с особенностями русского просвещения и классицизма (составление таблицы). Самостоятельная работа. Подготовка выразительного чтения наизусть фрагмента оды. Составление «Похвального слова Елизавете Петровне» с использованием цитат из оды. Письменный ответ на один из вопросов: 1. Какими способами поэт достигает высокой торжественности и пышности поэтического слога в «Оде на день восшествия…»? 2. Что прославляет Ломоносов в «Оде на день восшествия…»?  
  Г. Р. Державин: жизнь и творчество (обзор). «Властителям и судиям». Жизнь и творчество Г. Р. Державина. Идеи просвещения и гуманизма в лирике Г. Р. Державина. Тема несправедливости сильных мира сего. Высокий слог и ораторские, декламационные интонации. Ода в актёрском исполнении Практическая работа. Соотнесение содержания оды с особенностями русского Просвещения и классицизма. Самостоятельная работа. Конспектирование статьи учебника «Гавриил Романович Державин». Подготовка выразительного чтения наизусть оды «Властителям и судиям».  
  Г. Р. Державин. «Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства. Тема поэта и поэзии в творчестве Г. Р. Державина. Стихотворение в актёрском Практическая работа. Составление плана ответа на вопрос «В чём видит свои заслуги перед человечеством лирический герой Державина?». Самостоятельная работа. Подготовка выразительного чтения стихотворения наизусть. Письменный ответ на вопрос «В чём видит свои поэтические заслуги лирический герой стихотворения Державина „Памятник“?».  
  Квинт Гораций Флакк.«К Мельпомене» («Я воздвиг памятник…»). Слово о поэте. Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах – знакомство римлян с греческими лириками. Традиции античной оды в творчестве Державина. Практическая работа. Сопоставление текста оды в переводе Шервинского и вариантов его переложения Ломоносовым и Державиным. Самостоятельная работа. Письменный ответ на вопрос «Чем схожи и различны ода Горация „К Мельпомене“ с одами Ломоносова и Державина?».  
  Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза». Слово о писателе. Понятие о сентиментализме. «Бедная Лиза»: сюжет и герои Подбор примеров, иллюстрирующих понятие сентиментализм». Практическая работа. Составление плана характеристики героев повести. Самостоятельная работа. Конспектирование статьи учебника «Николай Михайлович Карамзин». Письменная характеристика героев повести  
  Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза». Утверждение общечеловеческих ценностей. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы Практическая работа. Составление таблицы «Черты сентиментализма в повести „Бедная Лиза“». Самостоятельная работа. Письменный ответ на вопрос «Почему повесть „Бедная Лиза“ следует отнести к произведениям сентиментализма?». Чтение произведений Карамзина и фрагментов исторического труда писателя «История государства Российского» (глава о Смутном времени и др.)  
  Н. М. Карамзин. «Осень» и другие произведения писателя (урок внеклассного чтения 1). «Осень» как произведение сентиментализма. Стихотворение в актёрском исполнении Практическая работа. Анализ языка стихотворения «Осень». Самостоятельная работа. Подготовка выразительного чтения стихотворения наизусть и его письменный анализ. Подготовка к контрольному сочинению  
  Контрольное сочинение (урок развития речи 1) Письменный ответ на проблемный вопрос «Чем современна литература XVIII века?» (на примере 1—2 произведений). Самостоятельная работа. Конспектирование статьи учебника «Поэзия XIX века».  
  Русские поэты первой половина XIX века: К. Н. Батюшков, В. К. Кюхельбекер, К. Ф. Рылеев, А. А. Дельвиг, Н. М. Языков, П. А. Вяземский, Е. А. Баратынский (урок внеклассного чтения 2) Практическая работа. Краткий письменный ответ на вопрос «Как проявились черты романтизма в стихах русских поэтов начала XIX века?».  
  В. А. Жуковский –поэт-романтик. Слово о поэте. Основные этапы его творчества. «Море»: романтический образ моря. Образы моря и неба: единство и борьба. Особенности языка и стиля стихотворения. Понятие об элегии. Черты элегии в стихотворении Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие «элегия». Практическая работа. Подбор цитат из стихотворения «Море» на тему «Море и небо». Самостоятельная работа. Конспектирование статьи учебника о Жуковском. Подготовка выразительного чтения стихотворения наизусть и его письменный анализ.  
  В. А. Жуковский. «Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встречающиеся на пути поэта. Отношение романтика к слову Характеристика особенностей поэзии русского романтизма (на уровне языка, композиции, образа времени и пространства, образа романтического героя). Практическая работа. Составление плана анализа романтического стихотворения и его устный анализ. Подбор цитат на тему «Отношение поэта-романтика к с лову». Самостоятельная работа. Письменный анализ стихотворения «Невыразимое». Чтение баллады «Светлана»  
  В. А. Жуковский. «Светлана»: черты баллады. Развитие представлений о балладе. Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. «Светлана» как пример преображения традиционной фантастической баллады. Баллада в актёрском исполнении Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие «баллада». Практическая работа. Составление плана письменного высказывания на тему «Черты баллады в „Светлане“ Жуковского». Самостоятельная работа. Подготовка выразительного чтения наизусть фрагмента баллады и письменный ответ на вопрос «Как Жуковский преображает традиционную фантастическую балладу в „Светлане“?»  
  В. А. Жуковский. «Светлана»: образ главной героини. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана – пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам. Развитие представлений о фольклоризме литературы Практическая работа. Подбор цитат на тему «Черты фольклора в балладе „Светлана“». Характеристика особенностей поэзии русского романтизма (на уровне языка, композиции, образа времени и пространства, образа романтического героя). Самостоятельная работа. Письменный ответ на один из вопросов: 1. Какой характер придают балладе «Светлана» элементы русского фольклора? 2. В чём особенности баллады «Светлана» как романтического произведения? Чтение комедии «Горе от ума».  
  А. С. Грибоедов. «Горе от ума». Жизнь и творчество писателя (обзор). Многогранный талант, блестящее образование и дипломатическая карьера Грибоедова. Его связи с декабристами. Отношения с правительством. Любовь и смерть писателя. История создания, публикации и первых постановок комедии. Герои и прототипы Практическая работа. Составление плана письменного высказывания «Черты комедии в пьесе „Горе от ума“». Комментирование «говорящих» фамилий героев. Самостоятельная работа. Конспектирование статьи учебника «Александр Сергеевич Грибоедов». Составление хронологической таблицы жизни и творчества писателя. Письменный ответ на вопрос «В чём исключительность личности Грибоедова?». Подготовка сообщения на тему «„Говорящие“ имена и фамилии  
  А. С. Грибоедов. «Горе от ума»: проблематика и конфликт. Фамусовская Москва. Обзор содержания комедии. Смысл на звания пьесы и проблема ума в ней. Особенности развития комедийной интриги. Своеобразие общественного и личного конфликта в пьесе. Образ фамусовской Москвы. Система образов комедии. Анализ ключевых монологов Фамусова. Скалозуб и Молчалин. Образ Софьи. Гости Фамусова. Фрагменты комедии в актёрском исполнении Работа со словарём литературоведческих терминов. Подбор примеров, иллюстрирующих понятие «комедия». Практическая работа. Составление таблицы «Общественный и личный конфликт в комедии». Подбор цитат на темы «Личный и общественный конфликт комедии» и «Фамусовская Москва в комедии». Сопоставление персонажей комедии. Составление плана групповой характеристики героев. Самостоятельная работа. Письменный ответ на вопросы: «Почему пьесу „Горе от ума“ считают комедией?», «Какие пороки фамусовской Москвы обличает Чацкий в своих монологах?». Подготовка выразительного чтения наизусть одного из монологов Фамусова.  
  А. С. Грибоедов.«Г оре от ума»: образ Чацкого. Чацкий как необычный резонёр, предшественник «странного человека» в русской литературе. Анализ ключевых монологов Чацкого. Особенности любовной интриги. Художественная функция внесценических персонажей. Необычность развязки, смысл финала комедии. Фрагменты комедии в актёрском исполнении Практическая работа. Составление таблицы «Анализ монологов Чацкого». Составление плана анализа фрагмента комедии. Устный анализ эпизода. Самостоятельная работа. Подготовка выразительного чтения наизусть одного из монологов Чацкого. Письменный анализ одного из монологов Чацкого или одного из эпизодов комедии. Подготовка сообщения о Чацком на тему «Чацкий начинает новый век»  
  А. С. Грибоедов. «Горе от ума»: язык комедии. Образность и афористичность языка комедии. Мастерство драматурга в создании речевых характеристик действующих лиц. Конкретно-историческое и общечеловеческое в произведении Практическая работа. Составление таблицы «Речевые характеристики главных героев комедии „Горе от ума“». Самостоятельная работа. Составление цитатной таблицы «Афоризмы в комедии „Горе от ума“». Проект. Подготовка читательской конференции «Проблематика, герои и художественное новаторство комедии „Горе от ума“»  
  А. С. Грибоедов. «Горе от ума» в критике. Критика о пьесе Грибоедова. И. А. Гончаров. «Мильон терзаний» Практическая работа. Конспектирование фрагментов статьи И. А. Гончарова. Самостоятельная работа. Написание аннотаций, отзывов и рецензий на театральные или кинематографические версии комедии. Подготовка к контрольному сочинению по комедии  
  А. С. Грибоедов. «Горе от ума». Классное сочинение или письменный ответ на один из проблемных вопросов Написание сочинения на литературном материале с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Составление плана ответа на проблемный вопрос. Письменный ответ на один из проблемных вопросов: 1. В чём общечеловеческое звучание образов фамусовского общества? 2. Каковы сильные и слабые стороны характера Чацкого? 3. Почему образ Софьи получил разноречивые оценки в критике? 4. В чём особенности конфликта и комедийной интриги в пьесе «Горе от ума»? 5. Как особенности речи персонажей комедии «Горе от ума» раскрывают своеобразие их характеров?  
  Контрольная работа за первую четверть Письменные ответы на вопросы и тестирование по произведениям, включённым в Кодификатор элементов содержания по литературе для составления КИМ ГИА для выпускников 9 класса и КИМ ЕГЭ для выпускников 11 класса: «Слово о полку Игореве», Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин, В. А. Жуковский, А. С. Грибоедов.  
  А. С. Пушкин: жизнь и творчество. Лицейская лирика (стихотворения по выбору учителя). Хронология жизни и творчества поэта. Многообразие тем, жанров, мотивов лирики: тема человека и природы, тема любви и дружбы, тема свободы, историческая тема. Мотив дружбы, прочного союза друзей. Верность лицейской дружбе на протяжении всей жизни поэта. Пушкин и декабристы Практическая работа. Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка поэта (поэтический словарь, тропы, поэтический синтаксис, фоника и др.) и определение их художественной функции. Самостоятельная работа. Конспектирование статьи учебника «Александр Сергеевич Пушкин». Подготовка выразительного чтения стихотворений наизусть. Составление хронологической таблицы жизни и творчества Пушкина  
  А. С. Пушкин. Лирика петербургского, южного и Михайловского периодов: «К Чаадаеву», «К морю», «Анчар». Проблема свободы, служения родине. Тема свободы и власти. Единение красоты природы, красоты человека, красоты жизни в пейзажной лирике. Стихотворения в актёрском исполнении Практическая работа. Характеристика особенностей поэзии русского романтизма (на уровне языка, композиции, образа времени и пространства, образа романтического героя) Самостоятельная работа. Подготовка выразительного чтения стихотворений наизусть и их письменный анализ. Подготовка сообщения об одном из адресатов любовной лирики Пушкина. Подготовка заочной экскурсии в Михайловское  
  А. С. Пушкин. Любовь как гармония душ в интимной лирике поэта: «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил; любовь ещё, быть может…». Одухотворённость и чистота чувства любви. Адресаты любовной лирики и стихи, им посвящённые. Стихотворения в актёрском исполнении Соотнесение содержания стихотворений с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека. Выявление их тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. Практическая работа. Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка (поэтический словарь, тропы, поэтический синтаксис, фоника и др.) и определение их художественной функции в любовной лирике. Самостоятельная работа. Подготовка выразительного чтения одного из стихотворений наизусть и его письменный анализ. Проект. Составление электронной презентации «Адресаты любовной лирики А. С. Пушкина и стихи, им посвящённые»  
  А. С. Пушкин. Тема поэта и поэзии: «Пророк». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. Библейские параллели в интерпретации темы творчества. Стихотворение в актёрском исполнении Практическая работа. Подбор цитат на тему «Библейские параллели в интерпретации темы творчества». Составление плана и письменный анализ стихотворения. Самостоятельная работа. Подготовка выразительного чтения стихотворения наизусть и его письменный анализ. Проект. Составление электронной презентации «Две Болдинские осени в творчестве поэта»  
  А. С. Пушкин. «Бесы», «Два чувства дивно близки нам…» и другие стихотворения. Две Болдинские осени в творчестве поэта. Душевное смятение и угнетённое внутреннее состояние лирического «я» в стихотворении «Бесы». Его отражение в картинах природы. Слияние личных, философских и гражданских мотивов в лирике поэта. Особенности ритмики, метрики и строфики пушкинской поэзии. Практическая работа. Составление плана и устный анализ стихотворения. Самостоятельная работа. Подготовка выразительного чтения стихотворений наизусть и их письменный анализ.  
  А. С. Пушкин. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»: самооценка творчества в стихотворении. Вечность темы памятника в русской и мировой поэзии: Гораций, Державин, Ломоносов, Пушкин, Маяковский, Ахматова, Бродский и др. Стихотворение в актёрском исполнении Практическая работа. Подбор цитат на тему «Самооценка творчества в стихотворении». Самостоятельная работа. Сопоставительный анализ стихотворения Пушкина и одного из стихотворений его предшественников и последователей (по выбору).  
  Письменный ответ на один из проблемных вопросов по лирике А. С. Пушкина (урок развития речи 2) Написание сочинения на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта на одну из тем: 1. Как отразились в лирике поэта мотивы свободы и служения родине? 2. Каковы особенности изображения любовного чувства в интимной лирике поэта? 3. Как осмысливает Пушкин в лирике жизненное предназначение поэта? 4. Почему тема памятника является сквозной в русской лирике? 5. В чём созвучие картин природы душевному состоянию человека в лирике Пушкина? Нахождение ошибок и редактирование черновых вариантов собственных письменных работ. Самостоятельная работа. Чтение трагедии «Моцарт и Сальери».  
  А. С. Пушкин. «Моцарт и Сальери». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворённые двумя персонажами трагедии. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества. Проблема «гения и злодейства». Развитие понятия о трагедии как жанре драмы. Трагедия в актёрском исполнении Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие «трагедия». Практическая работа. Устный анализ эпизода трагедии. Самостоятельная работа. Письменный анализ эпизода трагедии или письменный ответ на вопрос «Как решает Пушкин проблему „гения и злодейства“?» (по трагедии «Моцарт и Сальери»). Чтение романа «Евгений Онегин».  
  А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» как новаторское произведение. Творческая история романа. Обзор содержания. История создания. Начальные представления о жанре романа в стихах. Образы главных героев. Онегинская строфа. Структура текста. Основная сюжетная линия и лирические отступления. Фрагменты романа в стихах в актёрском исполнении Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие «роман в стихах». Практическая работа. Характеристика элементов сюжета романа. Составление таблицы «Система образов романа». Самостоятельная работа. Подготовка выразительного чтения наизусть одного из фрагментов романа. Составление плана сообщения «День Онегина». Письменный ответ на вопрос «Зачем автор так подробно описывает день Онегина, обстановку его дома, любимые занятия?»  
  А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»: главные мужские образы романа. Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути Практическая работа. Составление плана сравнительной характеристики Онегина и Ленского (в том числе цитатного). Подбор цитат на тему «Сопоставление Онегина и Ленского» и составление цитатной таблицы. Самостоятельная работа. Письменная сравнительная характеристика Онегина и Ленского  
  А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»: главные женские образы романа. Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга Практическая работа. Составление плана сравнительной характеристики героинь, в том числе цитатного. Подбор цитат романа на тему «Татьяна и Ольга» и составление цитатной таблицы. Самостоятельная работа. Письменная сравнительная характеристика Татьяны и Ольги. Составление устного сообщения «Эволюция образа Татьяны в романе» или письменный ответ на вопрос «Зачем автор рассказывает в романе не одну, а две любовные истории?»  
  А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»: взаимоотношения главных героев. Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем. Письма Татьяны и Онегина в актёрском исполнении Практическая работа. Составление сравнительной характеристики Татьяны и Онегина. Подбор цитат на тему «Онегин и Татьяна». Самостоятельная работа. Подготовка выразительного чтения наизусть одного из писем. Сопоставительный анализ двух писем  
  А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»: образ автор. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Автор-повествователь и автор-персонаж Практическая работа. Подбор цитат на тему «Автор-повествователь и автор-персонаж». Составление плана письменного ответа на вопрос «В чём сходство и различия Онегина и автора-персонажа?». Самостоятельная работа. Подготовка выразительного чтения наизусть одного из лирических отступлений. Письменный ответ на вопрос «В чём сходство и различия Онегина и автора-персонажа?». Подготовка сообщений к семинарскому занятию  
  А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Россия и пушкинская эпоха в романе. Реальные исторические личности как герои романа. Реализм романа. Развитие понятия о реализме литературы Практическая работа. Характеристика художественного мира романа в стихах как реалистического произведения. Самостоятельная работа. Письменный ответ на один из вопросов: 1. Какой показана пушкинская Россия в романе «Евгений Онегин»? 2. Какие черты реалистического произведения присущи роману «Евгений Онегин»?  
  А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» в зеркале критики. Литературная критика о романе: В. Г. Белинский, Д. И. Писарев, А. А. Григорьев, Ф. М. Достоевский, философская критика начала ХХ века; писательские оценки. Роман А. С. Пушкина и опера П. И. Чайковского Практическая работа. Подбор цитат на тему «Герои, автор, русская жизнь в романе: оценки русской критики», составление цитатной таблицы. Самостоятельная работа. Письменный ответ на вопрос «Почему роман „Евгений Онегин“ вызвал споры в критике?». Написание аннотаций, отзывов и рецензий на театральные или кинематографические версии романа в стихах.  
  А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Письменный ответ на один из проблемных вопросов (урок развития речи 3) Написание классного или домашнего сочинения на литературном материале с использованием собственного жизненного и читательского опыта на одну из тем: 1. Каковы психологические мотивы поступков и взаимоотношений героев романа «Евгений Онегин»? 2. Какова конкретно-историческая и общечеловеческая сущность характеров Татьяны и Онегина? 3. Как в образе автора романа «Евгений Онегин» отразились черты личности А. С. Пушкина? 4. Какой предстаёт Россия на страницах романа «Евгений Онегин»? 5. Какие философские размышления о жизни отразились в лирических отступлениях романа «Евгений Онегин»? Самостоятельная работа. Составление коллективного сборника ученических исследований «Исторические факты и реальные исторические личности в романе „Евгений Онегин“»  
  М. Ю. Лермонтов. Хронология жизни и творчества. Многообразие тем, жанров, мотивов лирики поэта (с повторением ранее изученного). Тема одиночества, мотив скитаний, гармония мира природы и счастье на небесах, интерес поэта к отечественной истории. Мотивы вольности и одиночества в лирике поэта: «Парус». Тема трагического одиночества в зрелой лирике поэта. Философские размышления о быстротечности жизни, иллюзорности любви и предназначении человека: «И скучно и грустно…». Стихотворения в актёрском исполнении- Практическая работа. Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка поэта (поэтический словарь, тропы, поэтический синтаксис, фоника и др.) и определение их художественной функции. Самостоятельная работа. Подготовка выразительного чтения наизусть и письменный анализ одного из стихотворений. Составление цитатной таблицы «Поэтические миры лирики Пушкина и Лермонтова (на основе статьи учебника «Два поэтических мира»).  
  Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова. Своеобразие воплощения темы поэта и поэзии в лирике Лермонтова: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Есть речи – значенье…», «Я жить хочу! Хочу печали…». Поэтический дар как символ избранности и как источник страдания: «Смерть Поэта», «Поэт», «Молитва» («Не обвиняй меня, Всесильный…»). Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире («Пророк»). Стихотворения в актёрском исполнении Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка поэта (поэтический словарь, тропы, поэтический синтаксис, фоника и др.) и определение их художественной функции в лирике. Практическая работа. Сопоставление стихотворения Лермонтова «Пророк» с одноимённым стихотворением Пушкина. Самостоятельная работа. Подготовка выразительного чтения наизусть и письменный анализ одного из стихотворений. Составление тезисного плана на тему «Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова» или письменного ответа на один из вопросов: 1. Как изменялось отношение Лермонтова к своему поэтическому предназначению в ранней и зрелой лирике? 2. Как воспринимали миссию поэта-пророка Пушкин и Лермонтов?  
  М. Ю. Лермонтов. Любовь как страсть, приносящая страдания, в лирике поэта: «Нищий», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нет, не тебя так пылко я люблю…». Адресаты любовной лирики Лермонтова и послания к ним. Стихотворения в актёрском исполнении Практическая работа. Подбор цитат на тему «Любовь – страдание». Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка поэта (поэтический словарь, тропы, поэтический синтаксис, фоника и др.) и определение их художественной функции в лирике. Самостоятельная работа. Подготовка выразительного чтения наизусть и письменный анализ одного из стихотворений. Письменный ответ на вопрос «В чём своеобразие любовной лирики Лермонтова?». Проект. Составление электронного альбома «Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова и послания поэта к ним»  
  М. Ю. Лермонтов. Тема родины в лирике поэта. Эпоха безвременья в лирике поэта: «Предсказание», «Дума». Тема России и её своеобразие: «Родина». Характер лирического героя поэзии Лермонтова. Поэзия Лермонтова в критике В. Г. Белинского. Стихотворения в актёрском исполнении Практическая работа. Подбор цитат из текста стихотворений на тему «Образ России в лирике Лермонтова». Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка поэта (поэтический словарь, тропы, поэтический синтаксис, фоника и др.) и определение их художественной функции в лирике. Самостоятельная работа. Конспектирование фрагментов литературно-критической статьи Белинского о лирике Лермонтова. Подготовка выразительного чтения наизусть и письменный анализ одного из стихотворений. Подготовка к контрольной работе по лирике Лермонтова. Проект. Составление сборника ученических исследований на тему «Многогранный образ России в лирике М. Ю. Лермонтова»  
  М. Ю. Лермонтов. Письменный ответ на один из проблемных вопросов по лирике поэта (урок развития речи 4) Написание классного или домашнего сочинения на литературном материале с использованием собственного жизненного и читательского опыта на одну из тем: 1. В чём трагизм темы одиночества в лирике Лермонтова? 2. Почему лирический герой поэзии Лермонтова смотрит на своё поколение и на свою эпоху печально? 3. Почему лирический герой поэзии Лермонтова воспринимает любовь как страсть, приносящую страдания? 4. В чём необычность воплощения темы поэта и поэзии в лирике Лермонтова? 5. Как проявилась «странная любовь» Лермонтова к родине в его лирике?  
  Контрольная работа за вторую четверть Письменные ответы на вопросы и тестирование по Произведениям: лирика А. С. Пушкина иМ. Ю. Лермонтова. Роман в стихах «Евгений Онегин». Самостоятельная работа. Чтение романа «Герой нашего времени». Подготовка к проверочной работе на знание содержания романа  
  М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»: общая характеристика романа. «Герой нашего времени» – первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания романа. Главные и второстепенные герои. Особенности композиции Практическая работа. Письменная работа на знание текста романа «Герой нашего времени». Самостоятельная работа. Чтение глав «Бэла» и «Максим Максимыч». Письменный ответ на вопрос «Сколько рассказчиков в романе и каков смысл их смены в повествовании?»  
  М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» (главы «Бэла», «Максим Максимыч»): загадки образа Печорина. Печорин – «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский). Загадки образа Печорина: взгляд со стороны. Смысл смены рассказчиков Практическая работа. Характеристика Печорина в первых двух повестях. Подбор цитат на тему «Образ Печорина в повестях „Бэла“ и „Максим Максимыч“». Самостоятельная работа. Подготовка выразительного чтения наизусть одного из описаний Кавказа. Письменный сопоставительный анализ двух портретов Печорина или письменный ответ на один из вопросов: 1. Какова роль пейзажа в главе «Бэла»? 2. Какими способами автор создаёт психологический портрет Максима Максимыча? 3. Каким видел Печорина Максим Максимыч?  
  М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» (главы «Тамань», «Княжна Мери»). «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. Характер Печорина в его собственных оценках. Печорин как человек, причиняющий страдания другим людям Практическая работа. Подбор цитат на тему «Образ Печорина в главах „Тамань“, „Княжна Мери“». Самостоятельная работа. Письменный ответ на один из вопросов: 1. Какую позицию Печорина по отношению к людям подчёркивает автор в главе «Тамань»? 2. Как характеризует Печорина его поведение в сцене дуэли?  
  М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» (глава «Фаталист»): философско-композиционное значение повести. Мотив предопределения и судьбы. Образ Печорина в повести Практическая работа. Характеристика героя романа в финальной повести. Подбор цитат на тему «Образ Печорина в повести „Фаталист“». Сопоставление характеров и судеб Печорина и Онегина. Самостоятельная работа. Письменный ответ на один из вопросов: 1. Почему повесть «Фаталист» можно назвать философским произведением? 2. Каким образом автор помогает читателю понять загадочную душу Печорина? 3. Подбор цитат на тему «Печорин в системе мужских образов»  
  М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»: дружба в жизни Печорина. Главные и второстепенные герои. Печорин в системе мужских образов романа (Печорин и Максим Максимыч, Печорин и доктор Вернер, Печорин и Грушницкий, Печорин и Вулич) Практичес<
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...