Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Евразийского Национального университета им. Л. Гумилева

КАЗАХСТАН-ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

Кушкенова Ромина Маратовна

Студент 2 курса юридического факультета кафедры международного права

Евразийского Национального университета им. Л. Гумилева

E-mail: [email protected]

Согласно статье 1 ныне действующей Конституции Республики Казахстан, принятой 30 августа 1995 года, Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. Под правами человека, выражаясь юридическим языком, понимают охраняемую законом меру возможного поведения, направленную на удовлетворение интересов человека. В связи с тем, что обеспечение осуществления прав и свобод человека и гражданина является первостепенной целью государства, необходима Конституция. Что есть Конституция? Конституция – есть основной закон республики, закрепляющий в себе все отрасли национального права: основы экономической, политической и правовой систем государства. Но, прежде всего, Конституция является основным юридическим документом, регулирующим общественные отношения: начиная от естественных прав, носителями которых является каждый рядовой гражданин, заканчивая непосредственно определенными гражданскими правами и обязанностями, к примеру, должностных лиц, каждый из которых находится в тесной взаимосвязи с государством.

 

Актуальность темы правового государства можно представить в виде некоторой иерархии: права, как таковые, в целом являются гарантом осуществления благоприятной жизнедеятельности человечества, в данном случае народа Республики Казахстан; в свою очередь, гарантом осуществления прав человека является Конституция, отображением которого является правовое государство.

 

Понятие «правовое государство» было введено в научный оборот в XIX веке немецкими исследователями-юристами, в частности Карлом Велькером.[1] Велькер предложил и обосновал идею о том, что обществу присуще 3 начала: земное, духовное и нравственное, в котором нравственное начало соответствует задаче правового государства, а право, в свою очередь, как и вся политико-правовая жизнь общества, должна состоять в полнейшей гармонии с нравственностью. Но анализ истории развития концепции правового государства показывает, что теоретические предпосылки, взгляды, отражающие эту идею, возникли значительно раньше, формируясь в русле углубляющихся представлений о праве и государстве. Основоположниками традиции осмысления права как самостоятельного социального явления, независящего от государства, являются мыслители эпохи Древнего Мира: Цицерон, Платон, Сократ, Аристотель, Демокрит. Мыслители рассматривали право как объективную норму справедливости и тем самым устанавливали взаимосвязь справедливости и права. Так, античный мыслитель Цицерон выдвигает идею о разумности и справедливости такой политической формы общественной жизни, при которой право, благодаря признанию и поддержке публичной власти, становится общеобязательным законом, а публично-властная система, признающая право, упорядоченная и ограниченная им – справедливой. [2]

 

Большое влияние на развитие идеи правового государства оказали взгляды великого философа Аль-Фараби, изложенные в его трудах. Идея справедливого государства, в котором господствовал бы справедливый закон, закрепляющий в себе гуманное отношение к подданым – мечта великого философа. Аль-Фараби мечтал построить город счастья.[3]

 

Мыслитель, государственный деятель и политический теоретик Юсуф Баласагуни в своем произведении «Кутадгу билик» создал идеальные формы общественного и политического устройства в совокупности. Данное произведение философа известно не только казахскому народу, но и большинству народов мира в целом: чинские учения назвали ее «Правила благочиния государей», мачинские – «Благополучие государства», ученые Востока – «Украшение правителей», иранцы – «Наука счастья». В средневековой поэме сосредотачиваются четко сконструированные идеи построения правового государства, в котором главенствующую роль играет закон, а не «прихоть» начальников.

 

Таким образом, большинство выдающихся мыслителей начиная со времен античности вплоть до Нового Времени озадачивались вопросом касательно правового государства. Казахский народ, в условиях отсталого колониального Казахстана, ограничивался критикой произвола и беззакония, которые были ярко выражены в отношении казахского народа царскими чиновниками и местными феодалами.

 

В теории и практике государственно-правового развития правовое государство рассматривается в качестве некоторого слияния деятельности государственной власти с интересами народа. Как утверждает Т.Н. Довбуш в диссертации «Принципы правого государства и механизм их реализации: теоретико-правовой аспект», в качестве характерной черты правового государства выступает принцип разделения властей, несмотря на то, что в ряде государств сосредотачивается единый блок власти в виде правящего большинства в парламенте и сформированного этим большинством правительства.[4] В свое время Георг Гегель, к примеру, акцентировал свое внимание на том, что государственная власть должна быть сосредоточена в одном центре, который принимает необходимые решения и в качестве правительства следит за проведением их в жизнь.[5] Но как показывает практика, в большинстве случаев всевластие способствует установлению диктаторства и тоталитаризма, что в свою очередь приводит к разрыву тесной взаимосвязи государства с народом – его наивысшей ценностью. Ярким примером, доказывающим вышеприведенный факт, служит развал могущественного СССР в 1991 году. Мощная супердержава мирового масшатаба, значительно воздействовавшая не только на политическую и экономическую системы внутригосударственного права, но и на все мировое сообщество в целом, ущемляла и дискриминировала в правах и свободах своих собственных граждан, населявших данную территорию государства.

 

Основные принципы правового государства, касательно которых единная государственная власть подразделяется на 3 относительно самостоятельные власти – законодательную, исполнительную и судебную, впервые были сформулированы в XVII вв. французским мыслителем Ш.Л. Монтескье в работах «О духе законов», «Защита о духе закона». «Чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котром различные власти могли взаимно сдерживать друг друга». [6] Главная цель данной концепции – это ограничение верховной власти, которая перерастает в угрозу для общества и государства, если ее не ограничивать.

 


[1] Стодольник Л. Метаморфозы идеи правового государства // Критика современной буржуазной теории права. М., 1969. С. 24.

[2] Антология мировой правовой мысли. В 5 т. Т.1. Античный мир и Восточные цивилизации. М.: Мысль, 1999. С.149.

[3] Таукелев А.Н., Сапаргалиев Г.С. Государственно-правовые взгляды Аль-Фараби. – Алма-Ата: «Наука» 1975. – 102 С.

[4] Довбуш Т.Н. Принципы правого государства и механизм их реализации: теоретико-правовой аспект: автореф.... канд... юрид... наук: 12.00.01. – Санкт-Петербург, 2005. – 23 с.

[5] Гегель Г.В. Политические произведения. М., 1978. С.82.

[6] Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955. С.289

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...