Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

информационно - исследовательский проект по музыке

Влияние музыки

На человека

информационно - исследовательский проект по музыке

Выполнила: ученица 5 а класса

Гаркина Дарья

Руководитель: Корнилова С.Л.

учитель музыки

 

г. Абдулино

2017 год

 

 

Оглавление

 

1.Введение 4

2. Основная часть 8

2.1 Что такое музыка? 8

2.2 Пение, слушание и здоровье 9

3. Исследовательская работа 11

4. Заключение 13

5.Список литературы 14

 

 

1.Введение

«Музыка родилась одновременно с творением мира», - так утверждали древние мудрецы. Пифагор основал науку о гармонии сфер, утвердив музыку как точную науку. Его последователи проводили занятия математикой под музыку, поскольку заметили, что она благотворно влияет на интеллект человека. Аристотель утверждал, что музыка оказывает воздействие на этическую сторону души. Врачеватель древности Авиценна называл мелодию «нелекарственным» способом лечения наряду с диетой, запахами и смехом. В древнем Китае философ Конфуций средством воспитания считал три вещи: песню, музыку и обряд. Современной наукой накоплено много данных, как о позитивном, так и о негативном воздействии музыкальных звуков на организм человека.

Есть мнение, что рок – это плохо, а классическая музыка – хорошо. Но на деле все гораздо сложнее. Разная музыка в разных людях вызывает разные эмоции. И далеко не все рок - баллады настраивают на саморазрушение, так же как и не все симфонии классиков – на позитив.

Оказывается, для «правильной» и «здоровой» музыки большое значение имеют различные факторы (громкость, средства воспроизведения, тембр и т.д.) Что же мы видим с вами сегодня? Современную жизнь трудно представить без музыки. Она звучит везде. Мы встаем под ее звуки каждое утро, она сопровождает нас на улицах, в общественном транспорте, в салонах автомобилей, на остановках из наушников рядом стоящих молодых людей. Производители разных фирм в большом количестве предлагают нам продукцию в виде колонок, динамиков, плееров, телефонов. И мы с удовольствием пользуемся этой продукцией. Если покупаем колонки, то помощнее, если телефон, то обязательно с функцией прослушивания музыки. Облик современной молодежи – это подросток, в джинсах, с рюкзачком за спиной и непременное условие – наушники в ушах. Так модно…Это же «прикольно»: едешь куда-нибудь и времени не замечаешь, потому что из плеера или телефона доносится любимая музыка. И настроение прекрасное, и можно не обращать внимания на окружающую обстановку, тем самым оградив себя от негатива, часто наполняющего нашу среду обитания. Или не едешь, а просто идешь на учебу, прогулку, на работу.

Мне стало интересно действительно ли музыка способна воздействовать на человека? Как лучше слушать музыку, какими средствами воспроизведения лучше пользоваться? Поэтому объектом своего исследования я выбрала музыку и музыкальный звук со всеми его характеристиками.

Актуальность моей работы заключается в том, что в настоящее время практически не найти общественное место, где не звучала бы музыка. Музыка стала неотъемлемой частью радио, телевидения и его программ, видеоклипов, фильмов, и даже рекламы. Компьютерные игры тоже содержат музыку в качестве фона, саундтреков. Музыка стала все больше распространяется в массах: на улицах, в магазинах, в автобусах, такси, в супермаркетах, ресторанах, барах, очередях и еще во многих-многих местах. У каждого из нас есть привычные любимые мелодии, которые мы с удовольствием слушаем, собираясь на работу или учебу, в метро, в автомобиле, дома.

Поэтому цель моей работы – выяснить, какую роль в жизни человека играет музыка и как она влияет на работоспособность и физиологическое состояние человека.

 

Работая над данной темой, я поставила следующие задачи:

1. Изучить литературу по данной теме;

2. Провести анкетирование среди учащихся нашего класса;

3. Практически исследовать воздействие классической музыки на учащихся.

4.Подвести итоги и сделать выводы по результатам исследовательской работы.

 

Методы исследования:

- анализ научной литературы и систематизация информации;

- анкетирование учащихся;

- измерения, наблюдения;

- метод математической статистики;

- обработка результатов.

Гипотеза: Если музыка является неотъемлемой частью нашей жизни, то она не может не воздействовать на эмоциональное и физическое состояние человека, его здоровье.

Ожидаемые результаты:

Изучив литературу, статьи по данной теме, можно сделать выводы какую роль в жизни человека играет музыка и как она влияет на работоспособность и физиологическое состояние человека.

Материалы данного проекта могут быть использованы в целях пропаганды оздоровления человека средствами классической музыки, стать средством предупреждения учащихся школы о возможных последствиях при прослушивании громкой музыки, а также о вреде прослушивания музыки через наушники.

 

 

Этапы работы над проектом:

Этап Продолжит. Содержание работы Выход этапа
1. Подготовит. 1 марта v определение темы; v уточнение цели и задач проекта. v мотивация v выбор темы v определение цели и задач
2. Планирование 3 марта v анализ проблемы; v определение источников информации;   v «Мозг.штурм»; v сбор информации; v выбор оптимального варианта
3. Выполнение проекта В течение марта v поиск информации; v изучение собранной информации; v создание презентации к выступлению; v материал для выступления;   v презентация
4. Презентация проекта 18 марта v защита проекта v выступление

 

 

2.Основная часть

 

2.1. Что такое музыка?

 

Русское слово «музыка» – греческого происхождения. Музыка из всех видов искусств наиболее непосредственно воздействует на восприятие человека, «заражает эмоциями». Язык души, так принято говорить о музыке именно потому, что она обладает сильным воздействием на подсознательном уровне на область чувств человека, но нельзя исключить при этом и воздействия на область разума. Дать одно исчерпывающе точное определение явлению, называемому «музыка» невозможно. Материалом музыки (с точки зрения физической) является звук, возникающий из колебания струны, столба воздуха (принцип духовых инструментов), мембраны – кожи, пузыря, дерева, металла. И с этой точки зрения звуки (так же, как и ритмы) – явление самой природы: пение птиц и голоса животных и людей, журчание воды и т.п. Таким образом, через общность звуковой природной среды устанавливается связь со звуковой природой речи человека, с психикой, эмоциональным миром и физиологией человека (известно, что ритмической пульсацией не ограничена работа сердца, каждый орган человека имеет свою частоту вибрации).

Также и человеческий голосовой аппарат – необычный музыкальный инструмент: ничто не может сравниться с ним по богатству тембра и тонкости выражения музыкальных оттенков. Но главное – это «говорящий» музыкальный инструмент. Если слово адресуется к сознанию человека, то тембр голоса – непосредственно к его чувствам.

 

 

2.2. Пение, слушание и здоровье

 

Настоящее волшебное действие на человека оказывает песня – то есть музыка и положенные на нее слова. Причем, ее целительная сила известна еще с глубокой древности. Медики давно обратили внимание: пение – в особенности занятия вокалом на профессиональном уровне – на здоровье оказывает самое благотворное влияние.

Учеными установлено, что во время пения в головном мозге вырабатываются эндорфины – вещества, которые называют «гормонами удовольствия». Благодаря им улучшается настроение, появляются радость и умиротворение, повышается жизненный тонус, происходит избавление от стрессов. Кроме того, пение позволяет улучшить состояние легких, цвет лица и даже исправить осанку.

Американскими учеными, в частности, проведены исследования среди оперных певцов. Как оказалось, пение не только великолепно развивает дыхательную систему и грудную клетку (у профессиональных певцов они особенно развиты), но и становится залогом здоровья сердечной мышцы. Подавляющее большинство профессиональных певцов имеют уровень продолжительности жизни значительно выше среднего. То есть, обратите внимание, оперные певцы – это физически здоровые люди и, как правило, живут долго.

Гортань, наш орган голосообразования, ученые образно называют «вторым сердцем» человека. Когда мы поем для собственного удовольствия или на занятиях по профессиональному вокалу, то тренировка голоса дает здоровье всему организму, словно настраивая его на нужный лад. Например, будущим мамам специалисты рекомендуют слушать классические произведения, а вот если петь самим, то лучше колыбельные песни – спокойные, умиротворяющие. Последнее особенно полезно, поскольку во время вокала звуковыми частотами активизируется внутриутробное развитие ребенка, происходит положительное воздействие на его мозг.

Для детей пение особенно важно. Переоценить его влияние на здоровье и развитие ребенка невозможно. Особенно если он посещает занятия по вокалу, где с его голосовым аппаратом работает преподаватель. Полезно петь хором. И это отнюдь не случайно, потому что коллективное пение способствует и дружбе между детьми. От сверстников таких детей отличает положительная эмоциональность, самодостаточность. У них не возникает желания искать сомнительные стимулирующие средства, не говоря уже о пристрастии к опасным удовольствиям, в том числе наркотикам.

Голос, который дан человеку с рождения, представляет собой уникальнейший музыкальный инструмент. Его вибрация положительно воздействует на весь организм.

Каждый звук при звучании голоса сопровождают колебания обертонов – более высоких частот. Свою роль здесь играет близкое расположение друг к другу гортани, в которой происходят эти колебания, и головного мозга. Резонируя с костями черепа и с мозгом, отвечающим и за иммунную систему человека, обертоны укрепляют защитные силы организма. Что особенно важно для ребенка. Поэтому дети, которые любят петь, значительно меньше подвержены простудным заболеваниям, чем их лишенные этого занятия сверстники.

Детский голос, когда он тренирован, способен охватить диапазон частот приблизительно 70-3000 колебаний в секунду. Кроме того что эти вибрации в целом благотворно влияют на здоровье, они как бы пронизывают организм поющего ребенка, способствуя очищению клеток и их регенерации. Столь широкий диапазон колебаний человеческого голоса также улучшает кровообращение: высокие частоты благоприятствуют микроциркуляции крови в капиллярах, а низкие – ее току в артериях и венах.

Ученые полагают, что внутренние органы человека настроены на собственные частоты вибраций. Поэтому вокал является уникальным средством самомассажа каждого из них, что способствует оздоровлению и нормальному функционированию. Если какой-то орган заболевает, то его частота изменяется. Вследствие этого разлад возникает в работе всего организма.

Когда человек поет, то тем самым воздействует на больной орган, возвращая ему здоровую вибрацию. Этот эффект объясняется тем, что при пении лишь 20% звуков направляются во внешнее пространство, а значительная часть – 80% – обращены вовнутрь, побуждая наши органы работать интенсивно. Звуковые волны, совпадая с соответствующими тому или иному органу резонансными частотами, вызывают в нем максимальную вибрацию и оказывают прямое воздействие.

Во время пения активизируется работа диафрагмы. Тем самым массируется печень и предотвращается застой желчи. Одновременно улучшается работа органов желудочно-кишечного тракта. Некоторые гласные, когда мы их воспроизводим, заставляют вибрировать гланды и железы внутренней секреции, что помогает бороться с зашлакованностью организма. Многие звуки и вовсе способны полностью восстанавливать кровообращение и устранять застойные явления. И все это не ново: такая терапия звуком широко применялась в Китае и Индии, где практикуется до сих пор.

С давних времен известно положительная роль пения – и сольного, и хорового – при лечении нервных и психических недугов. Например, депрессии, которая распространена и в наши дни.

Еще в Древней Греции практиковали хоровое пение как средство от бессонницы, а Аристотель и Пифагор утверждали, что оно весьма полезно при душевных расстройствах. Знания об этом были известны и в Древнем Тибете: тамошние монахи до сих пор рекомендуют пение для излечения от нервных болезней. Правда, эти познания в большинстве своем были на уровне интуиции. Люди в древности лишь угадывали в пении такой оздоровительный потенциал, однако не имели возможности обосновать это научно.

Петь полезно в любом случае. Даже если человек думает, что природа обделила его голосом и музыкальным слухом. Умение выражать свой внутренний мир в музыке, в песне является эффективным средством снятия внутреннего напряжения, стрессов.

Факт, который не нуждается в доказательствах: когда человек поет, он настроен позитивно и доброжелательно. Даже если ему грустно или произошло горе, то пение несет в себе ощутимое облегчение.

У вас плохое настроение? Испытываете напряженность и усталость? Часто болеете? Посоветовать можно только одно – пойте! Неважно, какая это будет песня. Не имеет значения и то, хорошо ли вы ее помните. И уж тем более не играет никакой роли ваша начальная вокальная подготовка. Главное, делайте это от всей души! Но лучше не в одиночестве, а в кругу семьи.

Также хотелось бы отметить, какую музыку и как полезно слушать?

После исследования музыки, написанной различными композиторами, французский отоларинголог Альфред Томатис выяснил, что музыка Моцарта в наибольшей степени содержит в себе высокочастотные звуки, подзаряжающие и активизирующие мозг. Очень полезно слушать голоса птиц, звуки природы. Также важен расширенный речевой диапазон (от 60 до 6000 Гц) потому, что речь представляет собой сложные сигналы, которые помимо основных тонов содержат еще много кратных им по частоте гармоник. Наш родной русский язык в этом смысле очень перспективный, потому что включает как очень низкие, так и очень высокие частоты. Область американского и английского гораздо уже.

 

 

Какой же громкости должна быть музыка при прослушивании?

В середине XX века во многих странах были установлены санитарные и охранные нормы, ограничивающие громкость музыки, предел допустимой громкости составил 85-90 дБ.

Существуют некоторые пределы, в которых человеческое ухо может воспринимать звук. Порог слышимости (когда мы впервые воспринимаем звук) начинается с 0 дБ. Звуки громкостью свыше 100 дБ могут вызвать болезненные ощущения. Шумы порядка 140 дБ могут серьёзно повредить барабанную перепонку.

0 дБ Порог слышимости
10 дБ Фон сельской местности
20 дБ Фон в библиотеке
40 дБ разговор
50-60 дБ Шум толпы
70 дБ пылесос
80 дБ Движущийся поезд
90 дБ Шум дорожного движения
100 дБ Пневматическая дрель
110 дБ Концерт рок-группы, раскат грома
120 дБ Реактивный двигатель на холостом ходу
130 дБ Реактивный самолёт на взлёте
140 дБ Порог болевой чувствительности

 

Звук, который больше 90 дБ является опасным для человеческого уха. Для лучшего представления можно отметить, что 60 дБ издает человек во время крика. Поэтому звук в районе 120 дБ будет очень серьезным испытанием для человеческого уха, такой звук могут воспроизвести любые наушники.

3.Исследовательская работа

В процессе работы над проектом я провела анкетирование среди учащихся нашего класса (16чел.)

На вопрос 1.«Может ли человек прожить жизнь без музыки?» ответ «НЕТ» дали 85% и 78% соответственно. А 15% (девочек) и 22% (мальчиков) считают, что это вполне возможно.

Второй вопрос 2.«Любишь ли ты слушать музыку?» ответ «ДА» дали 93% и 96%.

3.Только у 11% мальчиков и 30% девочек дома звучит классика, а народная музыка и того меньше 3% и 12%

4.Поют в семьях 33% девочек и 62 % мальчиков.

На вопрос 5.«Поёшь ли ты дома для души?» ответ «ДА» дали 61 % девочек и 71% мальчиков.

5.90% мальчиков и 81% девочек при прослушивании музыки используют наушники.

6.42% мальчиков и 48% девочек слушают громкую музыку.

На вопрос 7.«Может ли влиять музыка на здоровье человека?» положительный ответ дали 80% девочек и 76 % мальчиков.

При помощи медицинского работника школы я провела эксперимент по воздействию прослушанной музыки на одноклассниц. Был измерен пульс и артериальное давление до и после прослушивания в течение 6,51 мин музыки Петра Ильича Чайковского «Струнный концерт». Целью моего эксперимента было убедиться в том, что музыка на самом деле способна влиять на человека и его физиологическое состояние. Данные измерений приведены ниже в таблице.

 

Таблица измерений пульса и артериального давления до и после прослушивания музыки П. Чайковского “Струнный концерт” продолжительностью 6.51 мин.

 

Имя Пульс до прослушивания Давление до прослушивания Пульс после прослушивания Давление после прослушивания
Андреева Софья   90/50   100/50
Сидорова Кристина   100/60   90/60
Куприянова Дарья   100/60   95/70
Косарева Юлия   100/60   90/60
Турсукова Наталья   100/50   90/50
Кукушкин Константин   100/60   100/70
Юсов Кирилл   100/60   95/50
Москалев Алексей   100/60   100/50
Шестаев Вячеслав   100/50   100/60
Джеляев Руслан   100/60   100/70
Белов Данил   100/70   105/80
Юсов Глеб   100/60   105/70
Залитов Никита   100/60   100/70

 

Из данных таблицы видно, что у слушателей менялся и пульс и артериальное давление, то есть менялось физиологическое состояние.

 

4.Заключение

Гипотеза, выдвинутая мной: «Если музыка является неотъемлемой частью нашей жизни, то она не может не воздействовать на эмоциональное и физическое состояние человека, его здоровье», в ходе исследовательской работы подтвердилась.

Полученные результаты диагностики воздействия музыки на физиологическое состояние человека подтвердили мое предположение.

Терапевтические возможности музыкального искусства известны с древнейших времен и нашли научное подтверждение в наше время. Поскольку оздоровление организма при помощи музыки доступно всем, то знания о том, как этого достигать, необходимы.

Подростки должны знать:

- громкая музыка негативно влияет на физиологическое состояние подростков и на их работоспособность;

- может привести к ухудшению слуха и тугоухости;

- наибольшую опасность для слуха представляют наушники-вкладыши, поэтому при выборе наушников следует отдавать предпочтение «мониторным» наушникам.

Роль музыки в нашей жизни действительно огромна. В одних случаях она просто улучшает настроение, в других – расслабляет и умиротворяет. Положительные эмоции, которые мы испытываем, слушая приятные мелодии, концентрируют внимание, активизируют работу центральной нервной системы и стимулируют интеллектуальную деятельность.

Проведенные исследования и обзор литературы позволили мне не только сделать правильные выводы о влиянии музыки на человека. Я узнала о свойствах музыкального звука, влиянии музыки различных направлений на организм человека, что происходит, когда мы слушаем громкую музыку, о том, что есть разница между прослушиванием музыки через колонки и через наушники.

Подводя итог нашему исследованию, хочется пожелать всем: слушайте классическую музыку на здоровье! Она напомнит о любви к людям и поддержит в горе, научит восхищаться красотой человеческой души и величием природы, принесет радость, здоровье и наслаждение!

 

 

5.Список литературы

1. Барышева Т.А., Шекалов В.А. Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческих способностей. – Ростов-на-Дону, 2004 (Серия «Мир вашего ребенка»),

2. Большая Советская Энциклопедия. Электронное издание CD-ROM. 2003.

3. Здоровье-МЭИ 2000г. Влияние эмоций на здоровье.

4. Кондратюк Н.Н. Музыка в лечебных целях: Музыка в школе.-М.: ТЦ Сфера, 2005 (Игровые методы обучения). С. 52-55.

5. Лобанова Е,А. Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки // Образование в современной школе. 2005. №9. С. 44-57.

6. Петрушин В.И. Слушай, пой, играй. – М.: ВЛАДОС, 2000.

7. Райгородский Б.Д. Что может музыка // Музыка в школе. 2004. №4. С.61-62.

8. Соболева А.Е. Верный помощник учителя-музыка // Директор школы.2008. №8. С.95-99. (Уроки здоровья).

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...