Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Статья 22. Ответственность за правонарушения




в сфере информационной безопасности Ответственность за правонарушения в сфере информационной безопас-ности несут юридические и физические лица в соответствии с законодательст-вом страны.

 

45. Зарубежные поисковые системы правовой информацииЗа рубежом ЭВМ в правовой сфере применяются давно и эффективно.Практически все развитые страны имеют свои мощные банки правовойинформации, из которых многие тысячи пользователей получают информацию пообычному телефону. Компьютерные справочно-правовые системы (СПС)появились еще во второй половине 60-х годов прошлого века по мере развитиясовременных технологий и систем телекоммуникаций. Первой в Европеэлектронной картотекой для компьютерного поиска правовой информации сталабельгийская система CREDOC, заработавшая в 1967 году. Система была созданасовместными усилиями университетов Бельгии и Бельгийского союза адвокатов инотариусов. В информационный банк системы вошли данные о документахвнутреннего и международного права, а также о парламентских материалах.Однако CREDOC не предполагала прямой связи пользователя с ИБ для полученияинтересующих его данных — пользователю необходимо было обратиться вспециальное информационное бюро. Оттуда и приходил ответ, причем срок егоожидания мог составлять до 8 дней. Разработка одной из самых известных справочных правовых систем США -LEXIS - началась в 1967 году с соглашения между Коллегией адвокатов штатаОгайо и фирмой DATA Corp. Сейчас система распространяется сетьюпредставительств более чем в 20 штатах США, с 1980 года она стала доступнапользователям Великобритании, а с 1985-го — Австралии. Ежедневно система от-вечает примерно на 20 тыс. запросов. В информационном банке находятся всесудебные прецеденты США, а также нормативные документы штатов и актыфедерального значения, в том числе полный текст конституции США. В LEXISвключено британское законодательство, а с 1981 года — и английские судебныепрецеденты. В наше время практически все экономически развитые страны имеютсправочные правовые системы. В США это WRU, LEXIS, WESTLAW, JURIS,FLITE; в Великобритании — INFOLEX, PRESTEL, POLIS, LEXIS; в Италии —ITALGUIRE, ENLEX; в Бельгии — Credos; в Германии — Система Бундестага,JURIS, LEXinform, NОMОS DATA POOL; в Австрии — RDB; в Канаде —DATUM; в Финляндии — Finlex; во Франции — IRETIV, CEDIJ, JURISDATA,SINDONI и т.д.

 

 

17. Важным моментом на пути формирования основ информационного общества на международном уровне следует считать принятие в Окинаве Хартии Глобального информационного общества, в которой устанавливаются основные принципы вхождения мирового сообщества в такое общество на основе единой информационной инфраструктуры, базис которой составляет Интернет.

 

Основные направления законодательства, имеющие наиболее тесную связь с отношениями, возникающими в Интернете:

 

• законодательство об осуществлении права на поиск, получение и потребление информации (о праве на доступ к информации или право знать);

 

• законодательство об интеллектуальной собственности (законодательство об авторском праве и смежных правах, патентное законодательство, законодательство о ноу-хау);

 

• законодательство о СМИ;

 

• законодательство о документированной информации и об информационных ресурсах;

 

• законодательство об информации ограниченного доступа;

 

• законодательство о создании и применении информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения;

 

• законодательство об ответственности за правонарушения в информационной сфере. Именно нормы актов этих направлений могут быть рассмотрены на предмет дополнений и изменений для приведения в соответствие с особенностям среды Интернета.

 

Кроме того, важнейшее значение сегодня приобретает работа по формированию актов международного законодательства, ибо именно на этом уровне необходимо регулировать основную группу отношений, возникающих в виртуальной среде Интернета, не имеющей географических границ.

3. Информационные технологии. Информационные ресурсы.

 

Информационные технологии - широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям создания, управления и обработки данных, в том числе с применением вычислительной техники. В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, ИТ имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации. Информационные ресурсы - в широком смысле - совокупность данных, организованных для эффективного получения достоверной информации.

Информационные ресурсы - по законодательству РФ - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах: библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других видах информационных систем.

 

2. Виды информации

 

Информация — сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые воспринимают информационные системы (живые организмы, управляющие машины и др.) в процессе жизнедеятельности и работы. Свойства информации: Информация обладает следующими свойствами:

достоверность, полнота, точность, ценность, своевременность, понятность, доступность, краткость и т. д. Все виды деятельности человека по преобразованию природы и общества сопровождались получением новой информации. Логическая информация, адекватно отображающая объективные закономерности природы, общества и мышления, получила название научной информации. Ее делят по областям получения или использования на следующие виды:

политическая,

техническая,

биологическая,

химическая,

физическая и т.д.;

 

по назначению - на массовую и специальную.

 

Часть информации, которая занесена на бумажный носитель, получила название документальной информации. Любое производство при функционировании требует перемещения документов, т. е. возникает документооборот. Наряду с научной информацией в сфере техники при решении производственных задач используется техническая информация. Она сопровождает разработку новых изделий, материалов, конструкций, агрегатов, технологических процессов. Научную и техническую информацию объединяют термином научно-техническая информация.

 

Верхним уровнем информации как результата отражения окружающей действительности (результата мышления) являются знания. Знания возникают как итог теоретической и практической деятельности. Информация в виде знаний отличается высокой структуризацией. Это позволяет выделить полезную информацию при анализе окружающих нас физических, химических и прочих процессов и явлений. На основе структурирования информации формируется информационная модель объекта.

 

 

5. Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, представляющей собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений. Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации. Национальная безопасность Российской Федерации существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать. Интересы государства в информационной сфере заключаются в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, для реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

 

6. Понятие и признаки информационного общества. Путь России в информационное общество.

Информационное общество — общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы — знаний. Ученые считают, что в информационном обществе процесс компьютеризации даст людям доступ к надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации обработки информации в производственной и социальной сферах. Движущей силой развития общества должно стать производство информационного, а не материального продукта. Материальный же продукт станет более информационно емким, что означает увеличение доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости. ПРИЗНАКИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА: 1.Осознание обществом приоритетности информации перед другим продуктом деятельности человека. 2.Первоосновой всех направлений деятельности человека (экономической, производственной, политической, образовательной, научной, творческой, культурной и т.п.) является информация. 3.Информация же является продуктом деятельности современного человека. 4.Информация в чистом виде (сама по себе) является предметом купли – продажи. 5.Равные возможности в доступе к информации всех слоев населения. 6.Безопасность информационного общества, информации. 7.Защита интеллектуальной собственности. 8.Взаимодействие всех структур государства и государств между собой на основе ИКТ. 9.Управление информационным обществом со стороны государства, общественных организаций.

 

7. Информационное право рассматривается как наука, как учебная дисциплина и как собственно система правового регулирования отношений в информационной сфере, то есть подотрасль российского административного права. Информационное право как наука — это система научных знаний об информационном праве как подотрасли административного права, его предмете, методах, принципах правового регулирования информационных отношений, истории развития, его основных институтах, сравнительно-правовом анализе норм права и общественных отношений в информационной сфере зарубежных стран. И эта наука находится на начальном этапе своего формирования. Основным предметом правового регулирования информационного права выступают информационные отношения, то есть общественные отношения в информационной сфере, возникающие при осуществлении информационных процессов — процессов производства, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, передачи, распространения и потребления информации. В информационном праве используется вся совокупность способов регулирующего воздействия на информационные правоотношения, то есть как диспозитивное регулирование (свобода выбора, равенство сторон, децентрализация, координация), так и императивное регулирование (централизованное осуществление властных полномочий, строгая субординация). Включенность различных методов в систему информационного права не означает их произвольного столкновения или конкуренции. Дискуссии по вопросам значительности тех или иных методов для информационного права можно примирить, только выработав самостоятельную правовую систему для разрешения проблем, возникающих в отношениях информационного свойства.

 

8. Информационное право — отрасль права, совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в информационной сфере, связанных с оборотом информации, формированием и использованием информационных ресурсов, созданием и функционированием информационных систем в целях обеспечения безопасного удовлетворения информационных потребностей граждан, их организаций, государства и общества. Система информационного права существует объективно, ибо отражает реальные общественные отношения, являющиеся предметом данной отрасли. Эта система получает выражение в информационном законодательстве, в науке информационного права. В Общей части информационного права сосредоточиваются нормы, устанавливающие основные понятия, общие принципы, правовые формы и методы правового регулирования деятельности в информационной сфере (информационной деятельности). Излагается содержание предмета и метода правового регулирования информационных отношений, дается характеристика источника информационного права. Дается характеристика системообразующих начал информационного права: правовое регулирование отношений при осуществлении права на поиск, получение и использование информации; при самостоятельном обороте информации; при обращении документированной информации; при установлении правового режима информационных технологий и средств их обеспечения, а также информационной безопасности. Формулируются правовые проблемы Интернет как виртуальной информационной сферы.

 

10. Источники информационного права - внешние формы выражения информационно-правовых норм. Основу источников информационного права составляют НПА информационного законодательства. По уровню принятия НПА информационного законодательства и их действию в пространстве можно выделить: Федеральные акты, акты субъектов РФ, акты органов МСУ. Федеральный уровень источников информационного права представляется информационно-правовыми нормами КРФ, ФКЗ, ФЗ, указы и нормативные распоряжения Президента РФ, постановления и нормативные распоряжения Правительства РФ, НПА федеральных министерств и ведомств. На уровне субъектов РФ- законы и иные НПА высших органов государственной власти субъектов РФ, НПА органов исполнительной власти субъектов РФ. Источники информационного права на уровне органов МСУ представляются НПА этих органов, принимаемыми в порядке применения норм федерального уровня и уровня субъектов РФ. Структура информационного законодательства может быть представлена следующей совокупностью информационно-правовых и актов информационного законодательства: Информационно-правовые нормы международных актов; Информационно-правовые нормы КРФ; НПА отрасли информационного законодательства; Информационно-правовые нормы в составе др. отраслей законодательства. Информационно-правовые нормы КРФ(ч.3 ст.15, ст.23, ст.24, ст.29, ст. 33, ч.3ст.41, ст.42, ст.43, ст.44, ст.45, ст.55, ч.3 ст.56) КРФ устанавливает порядок подготовки и принятия ФЗ и ФКЗ, условия их применения и действия. Акты и нормы отрасли информационного законодательства. Акты отрасли информационного законодательства условно подразделяются на 2 группы: акты, «образующие» систему информационного законодательства как единый, цельный механизм правового регулирования отношений в информационной сфере(общая часть), и акты, регулирующие отдельные направления в соответствии с установленными в общей части принципами, нормами и правилами(особенная часть). Законодательство об осуществлении права на поиск, получение и потребление информации (о праве на доступ к информации или право знать) только лишь формируется, специального ФЗ в области реализации права на информацию пока нет. Основу этого законодательства составляют нормы ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» Законодательство о гражданском обороте информации призвано урегулировать отношения, возникающие при обращении информации в качестве товара. Законодательство о формировании информационных ресурсов, подготовке информационных продуктов, предоставлении информационных услуг(о документированной информации). Базовым актом этого законодательства являются ФЗ «Об информации, информатизации, защите информации», входят также Основы законодательства РФ от 09.10.1992г. «О культуре», ФЗ от 14.06.1994г «О порядке опубликования и вступления в силу ФКЗ, ФЗ, актов палат Федерального Собрания РФ», ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» Законодательство о создании и применении информационных систем, их сетей, иных информационных технологий, и средств их обеспечения. Входят нормы ФЗ «Об информации информатизации и защите информации», нормы из ГКРФ, ФЗ от 16.02.1995г. «О связи». Законодательство об информационной безопасности. Закон РФ ОТ 05.03.1992Г. «О Безопасности», нормы ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», Закон РФ от 19.02. 1993г. «О федеральных органах правительственной связи и информации», Законодательство об интеллектуальной собственности, «Об авторском праве и смежных правах», патентного и ноу-хау. Законодательство о Средствах массовой информации (СМИ) Закон РФ от 27.12.1991г. «О СМИ», ФЗ «О рекламе», «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных СМИ», «О порядке опубликования и вступления в силу ФКЗ, ФЗ, актов палат Федерального Собрания РФ, проекты ФЗ «О телевидении и радиовещании», «О кабельном телевидении», «О спутниковом вещании». Законодательство о библиотечном деле представлено Основами законодательства РФ О культуре, ФЗ «О библиотечном деле». Законодательство об архивном фонде и архивах- Основы законодательства РФ «Об архивном фонде РФ и архивах», Законодательство о государственной тайне- Законом РФ «О государственной тайне». Законодательство о коммерческой тайне только формируется. Законодательство о персональных данных формируется, пока представлено нормами ФЗ, прежде всего ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации». Эти отрасли дополняются НПА Президента РФ, Правительства РФ, федеральных министерств и ведомств, а также отдельными нормами актов др. отраслей законодательства.

 

11. Наука информационного права относится к отраслевым юридическим наукам. В целом юридическая наука определяется как совокупность (или система) знаний либо как система взглядов и принципов, закономерностей, либо как совокупность научных представлений, знаний и теоретических положений. Наука информационного права представляет собой динамично развивающую систему знаний. Во-вторых, с социологических позиций наука представляется как специфическая форма общественной деятельности, определенный вид разделения труда. Основным предметом правового регулирования информационного права выступают информационные отношения, то есть общественные отношения в информационной сфере, возникающие при осуществлении информационных процессов — процессов производства, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, передачи, распространения и потребления информации. В информационном праве используется вся совокупность способов регулирующего воздействия на информационные правоотношения, то есть как диспозитивное регулирование (свобода выбора, равенство сторон, децентрализация, координация), так и императивное регулирование (централизованное осуществление властных полномочий, строгая субординация). Включенность различных методов в систему информационного права не означает их произвольного столкновения или конкуренции. Дискуссии по вопросам значительности тех или иных методов для информационного права можно примирить, только выработав самостоятельную правовую систему для разрешения проблем, возникающих в отношениях информационного свойства.

9. Информационное право рассматривается как наука, как учебная дисциплина и как собственно система правового регулирования отношений в информационной сфере, то есть подотрасль российского административного права.[1]

 

Информационное право как наука — это система научных знаний об информационном праве как подотрасли административного права, его предмете, методах, принципах правового регулирования информационных отношений, истории развития, его основных институтах, сравнительно-правовом анализе норм права и общественных отношений в информационной сфере зарубежных стран. И эта наука находится на начальном этапе своего формирования.

 

Информационное право как учебная дисциплина — это система знаний об информационном праве, обязательных к изучению в соответствующих учебных заведениях, в первую очередь юридических.

 

Информационное право представляет собой подотрасль административного права, регулирующих отношения в информационной сфере. Выделение информационного права в подотрасль признается не всеми учеными и произошло сравнительно недавно.

13. Информационное право как учебная дисциплина — это система знаний об информационном праве, обязательных к изучению в соответствующих учебных заведениях, в первую очередь юридических. Предметом науки информационного права является система информационного права. Информационное право как наука изучает научные проблемы формирования и развития этой системы. Основные направления: 1. изучение понятийного аппарата информационного права, основных терминов и их дефиниций, применяемых в системе информационного права; 2. исследования особенностей и характеристик информационного права как новой комплексной отрасли права; 3. исследование структуры и состава отрасли информационного права как комплексной отрасли права, изучение взаимосвязей этой отрасли права с другими отраслями права в системе российского права; 4. исследование информационно-правовых норм, особенностей их построения, оценка их полноты и качественного оформления; 5. изучение информационных правоотношений как отношений особого рода, исследование особенностей поведения субъектов информационных правоотношений, прав, обязанностей и ответственности лиц - участников информационных правоотношений, юридических фактов; 6. изучение особенностей и юридических свойств информационных объектов, по поводу которых возникают информационные отношения; 7. исследование и разработка принципов информационного права, особенностей применения методов правового регулирования информационных отношений; 8. изучение источника информационного права - информационного законодательства, судебных решений, других правоприменительных актов; 9. систематизация и кодификация информационно-правовых норм, объединение их в институты и подотрасли информационного права; 10. разработка теоретических основ и способов формирования Информационного кодекса РФ как основного кодифицированного акта информационного права; 11. исследование практики применения и методов повышения эффективности норм информационного права.

15. Структура информационного законодательства может быть представлена следующей совокупностью информационных правовых норм и актов информационного законодательства:

- информационно-правовые нормы международных актов; - информационно-правовые нормы Конституции РФ; - нормативные правовые акты отрасли информационного законодательства; - информационно-правовые нормы в составе других отраслей законодательства.

По вертикали (по видам нормативных правовых актов и по уровню их принятия)

"Вертикальная" структура информационного законодательства, как и всего законодательства РФ, строится исходя из принципа верховенства закона: нормы вышестоящего по иерархии акта обладают более высокой юридической силой и, как правило, являются определяющими для соответствующих норм всех нижестоящих актов. Наличие иерархии актов обусловлено тем, что на практике реализация правовых норм федерального закона нередко требует принятия правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, актов субъектов РФ, иных нижестоящих по иерархии актов. Система актов дополняется актами органов местного самоуправления, как бы исполняющих предписания норм вышестоящих актов в конкретных условиях. Такая иерархия актов выстраивается с учетом распределения предметов ведения в информационной сфере РФ и субъектов РФ (предметы ведения РФ, предметы совместного ведения РФ и субъектов РФ, предметы ведения субъектов РФ) в соответствии со ст. ст. 71, 72 и 76 Конституции РФ. По горизонтали (по отраслям российского законодательства). "Горизонталь" структуры информационного законодательства выстраивается исходя из того, что оно включает в свой состав не только нормы, входящие в блок специальных нормативных актов по институтам информационного права, но и нормы других отраслей законодательства РФ. Анализ зарубежного опыта и проведенные в России исследования в этом направления лишний раз подтверждают, что информационное законодательство – комплексная отрасль, включающая как некоторые отрасли законодательства целиком и специальные нормативные акты, полностью посвященные проблемам информации, так и отдельные информационно-правовые нормы в актах других отраслей законодательства.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...