Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Афинянам. Гиппархии. Природа не создала женщин более слабыми, чем мужчины43. Так, амазонки, совершив столько под­вигов, ни в чем не уступали мужчинам. Помни об этом и придерживайся такого мнения. Ведь тебе не убедить




АФИНЯНАМ

Не удивляйтесь, что Диоген, утверждавший, что все принадлежит мудрецу, не просил у вас подаяния, а требовал свое. Ведь вы соглашаетесь, что все при­надлежит богу, и это вас нисколько не удивляет, а если кто-нибудь, приснившийся вам, прикажет совер­шить жертвоприношение, вы делаете это во имя бога и не говорите, что Гелиос «просит», но что он «тре­бует» свое. Заявляя, что все принадлежит богу, вы -не приходите в негодование, когда он чего-нибудь от вас требует. То же самое касается и мудреца. Вы же со­гласны, что все принадлежит богу и у друзей все об­щее, но только мудрец является другом бога. Когда же у одного из вас он попросит обол, вы причитаете, будто расстаетесь со своим добром.

АФИНЯНАМ

Диоген-собака утверждал, что все принадлежит бо­гу, а у друзей все общее, поэтому все принадлежит мудрецу42. Если кто-нибудь из этого умозаключения выбросит хоть одну посылку, он нарушит договор не между ахейцами и троянцами, но с самой жизнью. Поэтому, соглашаясь с этим утверждением, не серди­тесь, когда мудрецы просят у вас три обола. Вы даете не свое, а только возвращаете принадлежащее им.

28 гиппархии

Природа не создала женщин более слабыми, чем мужчины43. Так, амазонки, совершив столько под­вигов, ни в чем не уступали мужчинам. Помни об этом и придерживайся такого мнения. Ведь тебе не убедить меня, что дома ты не живешь в роскоши. До сих пор вместе со мной ты следовала киническому уче­нию и пользовалась уважением благодаря нашему суп­ружеству и бедности, а теперь тебе не стыдно изменить своим убеждениям и повернуть с середины пути назад?


ГИППАРХИИ

Нашу философию назвали кинической не потому, что мы ко всему безразличны, но потому, что мы стойко переносим все, что другим представляется не­выносимым из-за собственной изнеженности или при­верженности к чужому мнению. Нас называли собаками по второй, а не по первой причине. Итак, оставайся со мной и продолжай разделять со мной кинические взгляды (ведь от природы ты ничуть не хуже меня, подобно тому как суки не слабее кобе­лей), чтобы с помощью природы стать свободной, в то время как все находятся в рабстве у закона или пороков.

ГИППАРХИИ

Я отослал тебе назад плащ, который ты соткала и прислала мне, ибо запрещено носить такую одежду человеку, воспитывающему в себе стойкость и вынос­ливость. Кроме того, я хочу отвлечь тебя от занятий, которыми ты так увлеклась, чтобы показать свою лю­бовь к мужу. Если бы я взял тебя в жены с такой целью, тогда ты правильно делаешь и своим поступ­ком доказываешь свою любовь. Если же целью наше­го брака была философия, к которой ты и сама стремилась, то брось свои теперешние занятия и луч­ше старайся приносить пользу в улучшении челове­ческой жизни. Именно этому ты училась у меня и у Диогена.

ГИППАРХИИ

Разум, управляющий душой, — прекрасная вещь и высшее благо для людей. Поэтому думай над тем, как его приобрести. Взамен получишь счастье и опору в жизни. Ищи мудрых людей, если для этого придется отправиться даже на край света.


ГИППАРХИИ

Приехали какие-то люди и привезли новый плащ, который, как они рассказывали, ты сама сшила для меня на зиму. За то, что ты заботишься обо мне, спасибо, но я очень недоволен, что ты все еще занимаешься домашними делами, а не филосо­фией, которой я учил тебя. Займись, наконец, хоть сейчас философией, если в самом деле интересуешь­ся ею, а не притворяешься, и старайся делать то, ради чего ты стремилась за меня замуж, а все эти пустяковые заботы с прядением шерсти оставь дру­гим женщинам, чьи интересы очень далеки от твоих.

ГИППАРХИИ

Я узнал, что ты родила и притом легко, а мне ничего не сообщила. Благодарю бога и тебя. Ну вот, ты убедилась, что трудности нужно переносить ради того, чтобы не испытывать их. Ведь ты не родила бы с такой легкостью, если бы во время беремен­ности не трудилась, как атлеты, а большинство женщин, забеременев, ведут праздный образ жизни. Если им посчастливится остаться в живых при ро­дах, то они рожают слабых детей. Ты же доказала, что случилось то, что должно было случиться. Те­перь заботься о нашем щеночке. Я уверен, ты бу­дешь хорошо о нем заботиться, когда придешь в себя.

2 Купай его в холодной воде, колыбель устрой из старого плаща, молоком корми досыта. Ты будешь уба­юкивать его в панцире черепахи — это, говорят, от­вращает от детских болезней. Когда он начнет говорить и ходить, дай ему не меч, как Этра44 Тезею, а посох, трибон и суму, которые лучше оберегают че­ловека, чем мечи, и пошли его в Афины. Об остальном позабочусь я сам, чтобы до нашей старости воспитать аиста вместо собаки.


МЕТРОКЛУ

Знай, что я очень опечалился, узнав, что Диоген был захвачен в плен пиратами. Если бы один из плен­ников не был выкуплен и не вернулся в Афины, я и сейчас пребывал бы все в том же состоянии. А теперь этот вырвавшийся из плена человек утешил меня сво­им рассказом. «Диоген, — говорил он, — стойко пе­ренес несчастье. Однажды, когда разбойники совсем забросили нас, он обратился к ним с такими словами: " Эй вы! Что собираетесь с нами дальше делать? Если бы везли свиней на рынок, то, пожалуй, стали забо­титься о них, чтобы выручить побольше денег при про­даже, а нас, собираясь продавать, как свиней, вы оставляете совсем без внимания.

2      Не думаете ли вы, что мы принесем вам гораздо больший доход, если будем выглядеть достаточно упи­танными, и меньший, если тощими? Когда люди ниче­го не едят, не кажется ли вам, что о них нужно побеспокоиться? Имейте в виду, что все, кто покупает рабов, смотрят только на одно, упитаны ли их тела и насколько они рослы. Я объясню вам и причину этого: человека покупают, чтобы использовать его тело, а не душу". С того времени разбойники всегда о нас забо­тились, и за это мы были благодарны Диогену.

3 Однажды, прибыв в какой-то город, разбойники ре­шили нас продать и вывели на рыночную площадь. Мы стояли там и рыдали, а он взял кусок хлеба, сам ел и нам предлагал, мы отказывались, а он продекламиро­вал:

Пищи забыть не могла и несчастная матерь Ниоба45.

При этом он шутил и смеялся, затем прибавил: " Хватит вам притворяться и плакать только из-за того, что станете рабами, будто бы до того, как попасть в руки разбойникам, вы были свободными, а не рабами у самых отвратительных хозяев? А теперь, может быть, вам повезет получить хороших господ, которые изгонят из вас губительную слабость и приучат к стой­кости и самообладанию, самым ценным из благ".

4 Когда он так рассуждал, покупатели, окружившие нас, слушали и восхищались его хладнокровием, а не­которые стали спрашивать, что он умеет делать. Дио-




 


ген ответил, что править людьми, и добавил: " Если кто-нибудь из вас нуждается в господине, пусть пойдет и договорится с моими владельцами". Тогда они стали смеяться и допытываться: " Какой же свободный нуж­дается в господине? " — " Все, — ответил он, — негод­ные людишки, почитающие наслаждение — самый большой соблазн, ведущий к пороку, и презирающие труд".

Тут поднялся целый спор из-за Диогена, и пираты решили его не продавать, сняли его с камня и увели к себе домой, обещая отпустить на волю, если он научит их чему-нибудь из того, что обещал при продаже. Вот почему, вернувшись домой, я не достал денег на его выкуп и тебе не писал об этом». Радуйся и ты, Мет-рокл, что даже в плену у пиратов он жив и невредим и что оказалось правдой то, чему не все верили46.

[......... ]

Многоуважаемый друг, древний оракул гласит: «Неизбежного не избежать». Лаконично и подходит к любым обстоятельствам. Тот, кто пытается избежать неизбежного, всегда несчастен, а тот, кто стремится к невозможному, обязательно потерпит неудачу. Воз­можно, я покажусь тебе слишком назойливым и пе­дантичным. Не стану оправдываться. Можешь, если хочешь, осуждать меня, но прислушайся к древним. Что же касается меня, то по собственному опыту знаю, что люди тогда попадают в тяжелое положение, когда хотят вести безмятежную жизнь.

Такое желание характерно для людей слабых и бес­помощных, а жить неизбежно приходится в общении с людьми, и от тела с его потребностями никуда не скрыться. Большинство же жизненных невзгод проис­ходит от безрассудства окружающих нас людей и от тела. Когда в тяжелом положении оказывается истин­ный мудрец, он спокоен и невозмутим. Это настоящее счастье. Если же человек не способен на это, он всегда будет тешить себя пустыми надеждами и привязывать­ся к своим желаниям.

Поэтому, если тебе по душе жить, как все, то поль­зуйся наставлениями советчиков из такого рода людей:


они более опытны в подобных делах. Если же тебе нравится жизнь Сократа и Диогена, то, оставив другим трагический пафос, сам старайся быть похожим на них.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...