Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Командные упражнения для совершенствования перехода от атаки к защитным действиям




Упражнение 1. На каждой половине поля располагаются две подгруппы из шести человек. Игрок площадки А осуществляет подачу. Игроки площадки Б разыгрывают мяч для нападающего удара и атакуют (важно обязательно проводить удары в направлении игрока на подаче, который старается принимать мячи). Нападающий игрок площадки А передает мяч игроку зоны 2. Игрок зоны 2 направляет вторую передачу к сетке. Нападающий разбегается и производит удар на любого из игроков площадки Б. Обороняющиеся игроки после приема мяча от нападающего удара быстро отдают мяч нападающему площадки А и занимают исходную позицию для приема мяча с подачи.

Упражнение 2. То же, но нападающий удар игроки площадки А проводят с первой передачи.

Упражнение 3. То же, но на площадке Б добавляется блокирующий игрок.

Методические указания. Нападающему игроку площадки А дается задание: если удару, проведенному с первой передачи, поставлен блок, он откидывает мяч для завершающего удара своему партнеру; если же блока нет, то нападающий сам проводит атаку.

Упражнение 4. То же, но проводится по всей площадке с увеличением числа блокирующих.

Методические указания. Передающий игрок в зоне 6 избирательно направляет передачу для нападающего удара то игроку зоны 4, то игроку зоны 2.

Упражнение 5. Командное. На одной стороне площадки шесть игроков располагаются в соответствии с системой ведения игры в нападении и выполняют различные комбинации этой системы, разыгрывая мяч с подачи. После этого команда переходит к обороне от нападающих ударов противоположной команды и стремится к приему мячей и ответной атаке.

Упражнения для взаимодействия атакующих игроков при совершенствовании тактических систем и комбинаций

Задача 1. Закрепить оптимальные варианты тактических комбинаций по игровым расстановкам при системе игры в нападении через разыгрывающего игрока.

Упражнение 1. На одной стороне площадки расположен основной состав команды, на другой - один-два волейболиста вводят мяч подачей в игру. Волейболисты команды разыгрывают мяч и атакуют, опробуя возможные в данной игровой расстановке тактические комбинации.

Методические указания. Длительность проработки комбинаций зависит от успешности их реализации в различных связках и звеньях. Схема расстановки производится по команде тренера. Повторная подача выполняется после проведения атаки и расположения игроков в расстановке.

Задача 2. Совершенствование тактических комбинаций нападения при активном противодействии игроков команды соперника.

Упражнение 2. На двух сторонах площадки располагаются основной и дублирующий составы команды. Команды, поочередно разыгрывая по 2-3 мяча с подачи, атакуют и обороняются.

Методические указания. По сигналу тренера производится переход и упражнение продолжается. Длительность проработки комбинаций в отдельных расстановках зависит от успешности их освоения и преодоления контрдействий соперника.

Задача 3. Совершенствование тактических комбинаций нападения в игровом упражнении нападение-защита.

Упражнение 3. Упражнение проводится в виде учебной игры (без счета). Игроки обеих команд атакуют и обороняются. При потере мяча одна из команд вводит его в игру с помощью подачи.

Физическая подготовка

Исследования в теории спорта показывают, что общая разносторонняя подготовка, развивая физические качества юных спортсменов, положительно влияет на прирост их спортивного результата. Однако с повышением роста спортивного мастерства ее удельный вес в достижении спортивных показателей постепенно уменьшается.

Как было сказано выше, исследования, связанные с физической подготовкой, показали, что в различных видах спорта нет необходимости разностороннего развития всех физических качеств, а только тех из них, которые играют важную роль в решении специфических задач спортивной техники.

В игровой деятельности волейболиста важным качеством является прыгучесть, которая проявляется в скоростно-силовых показателях сократительных способностей мышц нижних конечностей. Способность к ударно-баллистическим движениям связана с развитием динамической силы рук и плечевого пояса.

В связи с длительностью спортивных состязаний по волейболу и их турнирного характера важное значение для помехоустойчивого и надежного выполнения спортивной техники имеет и специальная выносливость, которая сопряжена с многократным выполнением прыжков при блокировании и нападающих ударах, перемещений по площадке, падений и предельно-сильных ударных движений. Весь этот комплекс интенсивных двигательных проявлений осуществляется на фоне высоких психических напряжений, что характерно для дискретно-экстремальных нагрузок.

Важное свойство сенсомоторики волейболистов - способность тонким мышечным ощущениям и дифференцировкам. Одним из главных свойств сенсомоторики и качественных проявлений двигательной деятельности волейболистов является целевая точность.

Процессуальный характер точности проявляется в точных перемещениях по площадке, выборе места при блокировании, разбеге и отталкивании при нападающем ударе, а финальный при всех взаимодействиях с мячом: передачах, ударах, подачах, блокировании.

Этот комплекс двигательных способностей волейболиста носит специфический характер и тесно связан с различными проявлениями психомоторики: уточняющими реакциями на движущийся объект объемом внимания и поля зрения, точностью глубинного зрения, тактильной и мышечно-суставной чувствительностью.

Все они включены в функциональную систему, структурные связи которой обусловлены главным ведущим фактором - достижением спортивного результата. Вмешательство в данную функциональную систему посредством неспецифических упражнений (например, больших объемов нагрузок по общей физической подготовке) может нарушить эти структурные связи и отрицательно сказаться на спортивно-технических результатах волейболистов.

В связи с этим процентное соотношение общей и специальной физической подготовки постепенно (по мере роста спортивного мастерства) изменяется в пользу последней.

Рекомендуемый подход позволяет не обобщенно, а избирательно-целенаправленно (с учетом основных биомеханических характеристик) совершенствовать технику движений не только в конкретном виде спорта, но и в отдельных движениях, различных по своей биомеханической структуре. В волейболе, например, имеются диаметрально противоположные по силовым затратам движения: нападающий удар требует взрывной силы; передача же мяча сопряжена с тонкой дифференцировкой и постепенным нарастанием мышечного напряжения. Очевидно, что даже в одном виде спорта необходим различный методический подход к развитию качественных проявлений силы. Аналогичная тенденция, безусловно, существует и при развитии других физических качеств и свойств психомоторики волейболиста. Поэтому, говоря о специальной физической подготовке, целесообразно соотносить подготовительные упражнения для развития тех или иных двигательных качеств с конкретными спортивными движениями.

Дифференциация движений может быть едва заметной. Так, при реализации точностно - целевых движений ударного и броскового характера в первом случае задержка дыхания повышает мышечные усилия, а во втором этот феномен необходим для создания твердых проксимальных биомеханических опор и оптимальных условий Для дистального рабочего звена конечности (предплечья, кисти).

Это подчеркивает важность разделения двигательных действий по специфике биомеханической структуры для выработки правильной методики.

Развитие прыгучести - одна из главных задач физической подготовки волейболиста. Прыгучесть зависит от сочетания скорости и силы разгибания мышц бедра и голени, сгибателя стопы и длинного сгибателя большого пальца. При этом большая нагрузка ложится на суставы стопы, голени и коленного сустава, а также мышечно – связочно - сухожильный аппарат, обеспечивающий работу этих суставов. Не случайно большинство травм у волейболистов приходится именно на эти суставы. В связи с этим многие развивающие упражнения одновременно и профилактически-укрепляющие и предохраняющие от травм. В частности, для стопы и голеностопного сустава систематически должны применяться такие упражнения, как ходьба на пятках, носках, наружном и внутреннем сводах стопы. Данные упражнения повторяются многосерийно и проводятся с постепенным увеличением темпа.

Рис. 86. Примерный комплекс тренировочных заданий, направленный на развитие прыгучести волейболиста

Методика развития прыгучести описана во многих учебных пособиях. Значительного эффекта в развитии прыгучести можно достигнуть, применяя комплексы упражнений с напрыгиванием, перепрыгиванием и доставанием различных предметов. Значительному увеличению высоты прыжка способствуют упражнения с использованием кинетической энергии веса собственного тела (например, многократные напрыгивания и спрыгивания на гимнастические маты и разновысокие тумбы). Во всех этих упражнениях нужно стремиться к закреплению биомеханической основы прыжка волейболиста: в фазе напрыгивания, амортизации и отталкивания от опоры. Примерный комплекс тренировочных заданий, направленный на развитие прыгучести волейболиста, показан на рис. 86.

Развитие силы ударного движения правой (левой) руки обеспечивается многократным и многосерийным выполнением динамических упражнений с резиной и амортизаторами, имитирующими ударное движение в преодолевающем режиме. Для этой же цели выполняются броски набивных мячей различного веса и размера с акцентированным их выбросом. Особенного эффекта достигают парные упражнения с двумя набивными мячами. При этом один из партнеров выбрасывает мяч из-за головы двумя руками по высокой траектории, а другой по более пологой. Это делается для того, чтобы мячи не сталкивались в воздухе. Через некоторое время партнеры меняются ролями, затем отдыхают и вновь выполняют очередную серию бросков. Используются также броски теннисных мячей, метание камней на дальность.

Главным же упражнением, соединяющим развитие силы с техникой ударного движения, являются удары в пол с отскоком мяча от стенки, удары по подвесному мячу и удары по мячу через сетку.

Развитие специальной скоростно-силовой выносливости волейболиста осуществляется в многосерийной интервальной тренировке, моделирующей фрагменты атакующих и защитных действий. Такая тренировка предусматривает чередование интенсивного тренинга в защите с многократными ударами через сетку и кратковременными интервалами отдыха. Количество серий и длительность отдыха могут изменяться в зависимости от уровня функциональной подготовленности волейболиста.

Хорошим средством интегральной тренировки по выработке специальной выносливости и совершенствованию технико-тактического мастерства, являются игры с уменьшенными составами.

Дифференцировка усилий, необходимая при нижних и особенно верхних передачах для точного отскока мяча или его точной передачи, развивается и совершенствуется во всех упражнениях с мячом, где требуется точная передача.

Вместе с тем для этой цели широко применяется индивидуальная тренировка у стенки с многократным выполнением подбивания мяча снизу или посредством верхней передачи. При этом изменение усилий достигается уменьшением или увеличением расстояния тренирующегося игрока от стенки. Обязательным здесь является и использование контрастного метода, который в данном случае состоит в чередовании различной встречной скорости полета мяча. Для этой цели мяч попеременно посылается то тихим, то сильным ударом, в связи с чем игрок то подбивает его, выполняя встречное и сопровождающее движение, то амортизирует отскок мяча с помощью простой подставки рук или смещения принимающей поверхности предплечий вниз - назад (в зависимости от скорости полета мяча).

Ловкость, необходимая при выполнении различных падений и перекатов во время приема далеко летящих мячей, с одной стороны, способствует принятию смелых решений, с другой - исключений) серьезных травм. При этом быстрая группировка и использование силы инерции разбега помогают игроку быстро подняться и вновь включаться в игру.

Акробатические упражнения волейболиста связаны с имитацией бросков-перекатов на грудь-живот и падений-перекатов на бедро-спину. Правилом начального разучивания таких упражнений является постепенное понижение ЦТТ к моменту падения-переката и выполнение всего упражнения в замедленном темпе (можно на гимнастических матах). По мере освоения имитации бросков и падений-перекатов приближаться к реальным игровым условиям.

В упражнениях на точность передач особое место занимают настенные мишени-тренажеры, наклонные мишени и др. Но главными ориентирами остаются партнеры, сетка, площадка и игроки соперника.

Упражнения общего воздействия применяются в начале подготовительного периода после ответственных соревнований, отвлекая от основной спортивной деятельности, и способствуют поддержанию необходимой физической формы и в основном соревновательном периоде. Их объем постепенно снижается по мере роста спортивного мастерства, уступая место специальной физической подготовке.

Контроль за уровнем физической подготовленности осуществляется с помощью тестов и соответствующих измерений.

Например, метод определения скоростно-силовой выносливости, который заключается в длительности выполнения многократных прыжков с ударами через сетку в тренажерную наклонную мишень. Прекращение упражнения или снижение прыжка и силы ударов означает наступление утомления.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...