Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные социологические подходы




К исследованию одиночества

 

Социологические и социально-психологические подходы к проблеме одиночества во многом были обусловлены философскими концепциями, в частности, американским трансцендентализмом и европейским экзистенциализмом [10. C. 11-18]. Условно среди них можно выделить следующие направления, которыми, конечно, не исчерпывается весь спектр существующих ориентаций исследований проблемы одиночества: феноменологическое (К.Роджерс, Д.Мур, П.Эдди и др.), экзистенциальное (К.Мустакас), «социологическое» (К.Боумен, Д.Рисмен, П.Слейтер), интеракционистское (Р.Вейс, В.Серма), когнитивное (Л.Пепло и ее коллеги), «интимное» (В.Дерлега, С.Маргулис), психодинамическое (Д.Зилбург, Г.Салливан, Ф.Фромм-Рейхман), системное (Д.Фландерс).

Большинство из данных направлений представлено в основном краткими статьями или фрагментарными обзорами. Только Д.Рисмен и П.Слейтер вынесли понятие «одиночество» в название своих книг, но для них одиночество, скорее всего, явилось лишь предполагаемой характеристикой американского общества, нежели центральным звеном их анализа. Немало популярных книг, посвященных одиночеству написал К.Мустакас. Но его интересовало главным образом узаконивание и толкование понятия «одиночество», как такового, а не систематически развиваемые теоретические положения.

Естественно, сравнивать интерпретации одиночества можно по многим аспектам. Во-первых, какова природа одиночества как такового? Является ли оно нормальным состоянием или это ненормальное состояние? Позитивный или негативный опыт оно представляет? Во-вторых, каковы причины одиночества? Находятся ли они внутри личности или же коренятся в ее окружении? Проистекают ли они из современного или исторически формирующегося поведения? В-третьих, что, возможно, не столь важно, на основании таких эмпирических данных (биографических исследований, систематических и т.п.) или интеллектуальных традиций формировалась теория одиночества?

Все существующие подходы к изучению проблемы одиночества недостаточно разработаны, что является следствием начальной стадии развития данной области исследований. Всем им не достает философского осмысления сущности одиночества, и зачастую они сводятся к простой констатации полученных результатов, будь они теоретические или практические.

Наиболее глубокие философские традиции имеет феноменологический и экзистенциальный подходы к проблеме одиночества.

Феноменологический подход

Несмотря на то что требования различных теорий феноменологии личности различны, феноменологическое направление в целом, идущее от европейской традиции, служит типичным примером возврата к опыту переживания для воссоздания его основных структур. Феноменология развила одно важное понимание переживания как чувства, имеющего интенциональную структуру. Указывая на интенциональность, феноменология подчеркивает, что переживание не является полностью субъективным или внутренним чувством; напротив, переживание неотделимо от контекста жизненных отношений и связей. Поле переживаний сложно; оно включает в себя значения и ценности как природы, так и общества. Более того, поле интенциональных отношений - это динамический процесс, где переживание всегда направлено вовнутрь формы взаимосвязи. Экзистенциальная версия феноменологии, развитая М.Хайдеггером и М.Мерло-Понти подчеркивала динамический и временной аспекты событий и изменений, происходящих во внутреннем мире личности [22, 45]. Дальнейшие последователи этой философии делали попытки усовершенствовать основные ее положения и соединить их с достижениями социальных наук. В их числе можно, например, назвать работы Л.Бинсвангера, А.Шюца и У.Садлера [28, 24, 59, 60].

У.Садлер называет элементарный феномен, лежащий в основе всех переживаний, личностным миром, вслед за «жизненным миром» Э.Гуссерля. жизненный мир личности относится не просто к субъективному процессу реакции на внешнее окружение и не ограничен сферой каких-то интересов. Скорее он обозначает феномен «мир Я», понимаемый как динамический процесс взаимодействия, который по своей сути историчен. Жизненный мир личности - это интенциональная структурированная сетка, устанавливающая всеобъемлющие рамки, внутри которых события становятся значимыми. С точки зрения феноменологии одиночество грозит расколоть интенциональную структуру личности, особенно в интерсубъективной области.

С точки зрения У.Садлера, жизненный мир личности ориентирован на реализацию четырех определенных экзистенциальных возможностей:

«1) уникальность судьбы индивида, актуализация врожденного «Я» и его предельной многозначности;

2) традиция и культура личности, которые дают ей многие ценности и идеи и которые она использует для интерпретации своих переживаний и определения своего существования;

3) социальное окружение индивида, формирующее поле организационных отношений с другими людьми и те сферы, где возникает понятие участия в группе и ролевой функции личности;

4)восприятие других людей, с которыми человек может установить отношения «Я - Ты», отношения, которые могут развернуться в двойную реальность человеческого «Мы» [10. C. 30].

В соответствии с четырьмя возможными направлениями, присущими развитию и распространению вовне личностного мира, У.Садлер выделяет и четыре измерения одиночества: космическое, культурное, социальное и межличностное. Одиночество, испытываемое в одном измерении, отличается от одиночества, испытываемого в других измерениях. Но каждый тип одиночества - это форма самосознания, свидетельствующая о разрыве основной сети отношений и связей, составляющей жизненный мир личности. Одиночество вызывает стресс в главных сферах внутреннего мира человека. Острая форма одиночества означает крах глубинных ожиданий личности относительно реализации основных возможностей, которые признаются важной составляющей человеческого бытия. У.Садлер и Т.Джонсон раскрывают отличительные черты каждого из четырех выделенных ими измерений одиночества. Материалом для них послужили описания одиночества в литературе, наблюдения в повседневной жизни и исследования по данной проблематике.

Космическое измерение, самое сложное с их точки зрения, применяется для обозначения по крайней мере трех различных форм самовосприятия:

1) постижение себя как цельной реальности, благодаря которому человек соотносится с природой и космосом;

2) причастности к мистическим, таинственным аспектам жизни, предельно близким к Богу или к глубинам бытия;

3) веры человека в уникальность своей судьбы или причастности к великим историческим целям.

В качестве примеров такого типа одиночества авторы приводят литературу эпохи романтизма, религиозный экзистенциализм, мистическую теологию Запада и Востока, гуманистическую психологию (работы У.Джемса и К.Г.Юнга).

Одиночество в культурном измерении лежит в основе определенных форм отчуждения, разъединенности человека с культурой и даже аномии. Пример культурного измерения одиночества можно найти в характерной форме переживаний человека в современном мире, описание которого занимает центральное место в книге Э.Фромма «Бегство от свободы» [20]. Культурное одиночество иногда наиболее выпукло проявляется в обстановке, характеризуемой аномией, особенно если аномия имеет субъективное воздействие, как предполагал Э.Дюркгейм в работе «Самоубийство», а также и Р.Мертон в своем исследовании «Социальная теория и социальная структура» [4, 11]. Люди, испытывающие внутреннее расстройство и смятение, проистекающие от ощущения разъединенности с традиционными ценностями и нормативами, часто говорят о чувстве одиночества, которое не могут даже объяснить. Культурное одиночество проявляется также в малых группах, когда люди ощущают, что их связь с собственным культурным наследием порвана или что общепринятая культура неприемлема для их внутреннего мира. Данный тип одиночества существует в обществах. Где происходят бурные социальные изменения.

При изучении социального измерения одиночества понятие «социальное» в первую очередь применимо к особым группам в обществе, а не к самому обществу в целом. Особенно острые формы такого одиночества обозначены понятиями социальной изоляции: изгнание, остракизм, неприятие, отставка. Такой тип одиночества может возникнуть, когда человек чувствует свое неприятие группой. На рост этого типа одиночества в современном мире оказывают влияние такие факторы, как увеличивающаяся раздробленность общества, высокая степень мобильности, неопределенность традиционнных социальных границ, распад традиционных групп и короткая жизнь групп, претендующих на свое место, высокий уровень ожидания, связанного с социальной позицией. Предостережение Дж.Хоманса. прозвучавшее несколько десятков лет назад, актуально и сейчас: «Цивилизация, которая ради прогресса и роста разрушает малые жизненные группы, сделает людей одинокими и несчастными» [39. C.457]. Одно из следствий гигантских социальных изменений состоит в появлении этого особого типа одиночества в огромных масштабах.

По мнению У.Садлера и Т.Джонсона, многие испытывают одиночество в нескольких измерениях, не осознавая этого. Когда же одиночество возникает в двух или более измерениях одновременно, то стресс достигает иногда масштабов серьезного расстройства личности, особенно если индивиды не осознают значения этого стресса для их личностного мира и, следовательно, не могут бороться непосредственно с ним. Предложенная У.Садлером и Т.Джонсоном феноменологическая модель дает возможность считать одиночество потенциальным источником стресса и причиной индивидуальных трагедий во всей их сложности. Аномия, по их мнению, во многих случаях является следствием одиночества, испытываемого в двух или более измерениях личностного мира.

Другой известный сторонник феноменологического направления К.Роджерс обращался непосредственно к проблеме одиночества [56]. Он известен тем, что разработал терапию сконцентрированную на личности больного. Его анализ одиночества основан на «Я-теории» личности. К.Роджерс полагает, что общество вынуждает индивида действовать в соответствии с социально оправданными, ограничивающими свободу действия образцами. Это ведет к противоречию между внутренним истинным «Я» индивида и проявлениями «Я» в отношениях с другими людьми. Но одно лишь исполнение социальных ролей, адекватное или неадекватное, ведет к бессмысленному существованию индивида.

Индивид становится одиноким, когда, устранив охранительные барьеры на пути к собственному «Я», он тем не менее думает, что ему будет отказано в контакте со стороны других. К.Роджерс пишет об этом: «Одиночество... наиболее резко и болезненно проявляется у тех индивидов, которые по той или иной причине оказываются будучи лишенными своей привычной защиты уязвимыми, испуганными, одинокими, но обладающими истинным «Я» и уверенными в том, что будут отвергнуты всем остальным миром.» [57. C.119].

По мнению К.Роджерса, уверенность в том, что истинное «Я» индивида отвергнуто другими, «держит людей замкнутыми в своем одиночестве» [57. C.121]. Страх быть отвергнутым приводит к тому, что человек придерживается своих социальных «фасадов» (ролей) и поэтому продолжает испытывать опустошенность. Основываясь на этой точке зрения, другие исследователи (Дж.Мур) выводят гипотезу о том, что несоответствие между действительным и идеализированным «Я» в конечном счете венчается одиночеством.

Анализ одиночества, проведенный К.Роджерсом, вытекает из его клинической практики, работы с пациентами. Он рассматривает одиночество как проявление слабой приспособляемости личности. Он считает, что причина одиночества находится внутри индивида, в феноменологических несоответствиях представлений индивида о собственном «Я». Согласно К.Роджерсу, содержание опыта одиночества составляют текущие влияния, которые испытывает личность.

К.Роджерс один из немногих исследователей проблемы одиночества, опирающийся на клиническую практику и предложивший конкретную терапию, направленную на помощь конкретной личности, которая, однако, необязательно испытывает именно чувство одиночества. В его понимании одиночества ярко прослеживается не только влияние феноменологической традиции, но и психоанализа 3.Фрейда, хотя К.Роджерс и считает, что не следует придавать большого значения ранним детским переживаниям на формирование личности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...