Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

XIII.6. Принципы построения РФ. (основные начала)

XIII.1.Конституционные характеристики Российского государства.

Глава 1 К РФ- закрепляются конституционные характеристики. Внутренняя структура – глава 3 (Фед. устройство).

Основные характеристики:

1) Глава 1 статья 1 – государство имеет свое наименование (Россия / РФ). Оба наименования равноценны.

2) Государство демократическое. И юридически и фактически - власть народа.

3) Государство федеративное. Статья 1., ст. гл 3

4) Государство имеет республиканскую форму правления. Впервые закрепляет форму правления

5) Российское государство социальное. Статья 7 К РФ. Государство должно проводить политику, создавать благоприятные условия для жизни людей.

6) Государство светское. 14 религий, никакая религия не является государственной. Ст. 14 К РФ.

7) Российское государство суверенное. Самостоятельно осуществляет политику. Ст. 4

8) Ст. 3 РФ – государство многонациональное. 7 место в мире. 80% - русские, татары, украинцы, чуваши…7 народов < 1 млн., 100 тыс. до 1 млн. – 30 народов. 145 млн. населения в России.

9) РФ- это государство, где по К нет обз-ой, государственной идеологи. Идеологический плюрализм. Политический плюрализм = 50 общ. Партий, зарегистрированных.

По сущности переходное государство.

Россию можно рассматривать с двух сторон:

1) Россия – вполне самостоятельно, независимое, суверенное государство.

2) Россия – государство, имеющие сложную структуру. Государственно правовые признаки нужно рассматривать с 2х сторон.

XIII.2. Гос. Правовые признаки, как единого суверенного гос-ва.

1.Россия является носителем гос.суверенитета (ст4 КРФ)

Суверенитет-это внутреннее, присущие гос-ву свойство, выражающиеся в его независимости и самостоятельности в решении всех вопросов внутри гос-ва и во взаимоотношениях с другими гос-ми.

2.Росиия имеет собственную Конституцию, которая самостоятельно разрабатывает и принимает законы.

3.Россия имеет свои ОГВ,которая распространяет свою юрисдикцию на всю территорию страны.

4.Россия имеет свое законодательство (уголовное, процессуальное, гражданское), которое действует на всей тер.РФ

5.Россия имеет собственную компетенцию

6.Россия имеет собственное гражданство (ст6 КРФ)

7.Россия располагает собственными вооруженными силами. Имеет собственного главнокомандующего.Это охрана суверенитета страны.

8.Россия имеет свою тер-ию, которая целостна и неотчуждаема.

9.Россия является субъектом международного права. Она самостоятельно заключает, ратифицирует и демонстрирует международные договоры с иностранными гос-ми и международными организациями.

10.Россия имеет свою денежную систему, которая действует на тер-ии всего гос-ва. Введение других денежных единиц не допускается. Денежная еденица- рубль. Имеет свою налоговую систему, бюджет.

11.Россия имеет свою столицу- Москва.

12.Россия имеет свой официальный гос.язык- русский. Язык межнационального общения.

13.Россия имеет свой гос. символ: герб, флаг

 

XIII.3. Государственно-правовые признаки России как федеративного гос-ва

В самом названии и в Конституции

1. Децентрализованная власть

 

2. 2 уровня гос.власти в России: федеральная и субъектов

 

3. На терр. России действует 2 вида К: федеральная и субъектов

 

4. Территория РФ включает в себя территории субъектов. Терр РФ = терр S+ терр S

 

5. 2 уровня зак-ва: федеральное и субъектов. Приоритет - ФЗ, кроме случаев, когда S принимает закон в силу своих исключительных полномочий. РФ – гос-во дуалистическое

 

6. В Р. Действует система представительства: прямое и обратное

 

7. Парламент в Р является двухпалатным. Совет Федерации образуется путем представительства от S, выражает их интересы

 

8. В символах гос. власти есть признаки федерат. гос-ва

 

9. после вхождения в федерацию ее субъекты суверенитетом практически не обладают. Хотя степень суверенности субъектов в разных федерациях (или в одной и той же федерации, но разных субъектов) может быть различной

 

10. у субъектов отсутствует право выхода из федерации (его не предусматривает ни одна из конституций федеративных государств). Такое право признавалось Конституцией СССР, но ввиду отсутствия механизма его воплощения в жизнь оно так ни разу и не было реализовано за все время существования Советского государства.

 

XIII.4.Юридическая природа и особенности становления и развития федерализма в России.

Р как федеративное госво отличается от классических типов федераций (Р – не союзная)

Особенности

1) По порядку возникновения Р: как добровольное федерат госво была провозглашена 25.01 1918г. Принимается Декларация прав трудящихся и экспл-го народа. 10.07 1918г- унитар республики не было. В конце октября 1918г внутри Р выделяется Башкирская, Татарская республики, АО, округа. Фактически ни одного S не было при провозглашении её федерат республикой – конституц федерация

 

2) По S-му составу: единой тз не было. Обл. края – АТЕ. Особые территории с нац составом – автономные республики, национальные округа, автономные области. S РСФСР ни в одной республике не прим-ся как автономная республика. В отношениях с федерат центром – признак федерализма. Автономные области, округа по своему составу = к обычным АТЕ. но с особым нац составом.

 

3) До 1990 года парламент Р был однопалатным, что противоречило всем канонам федерализма. Интересы Sв никто не представлял. В 1991г в К 1978г были внесены изменения – 2 палаты: Совет Республик и Совет нац-й (представители от Sв. Процедура образования 2х палат одинаковая, в практике деление ничего не значило. Точного количества Sd не было, поэтому однопалатная, кто должен посылать представителей.

 

4) Организация территории Р (до принятия действующей К). Федер территория чуть меньше половины ½ - отношения федеративные; ½ - унитарная Р – полуфедерация. После 1992г федеративная территория – территория всей Р складывается из территорий Sв.

 

5) Юридически Р- федеративное госво. Фактически Р – унитарное госво (полуфедерация)

 

 

6) В самом статусе Р – Р- S 2х федераций: Р- S договорной федерации; Р- S СССР

«Договорная Ф» с 1918 – 1922 образованы независимые республики (Украина, Белоруссия, Азербайджан). Отношения устанав-сь договором-«договорная федерация». Как такового федерат госва не существовало. Договоры соверш-сь преимущественно с Р. Р – центр договор Ф. Полномочия органов власти РСФСР распространяются и на Украины. Законодательство РСФСР → начало действовать на территории других республик с согласия органов власти, те Р – роль общефедеральная. Республики имели своих представителей в органах РСФСР. De jure, De fakto – Р- центр несуществующего «фед госва»

30.12 1922г – 4 независимых республики (Р, Украина, Закавказская республика, Белоруссия) подписали договор об образовании союза ССР. Декларация об образовании федерации, те РСФСР утратила статус самостоятельного госва и стала частью др федерации.

1925г – К РСФСР закрепила изменения статуса Р. СССР- федерация классического типа.

«Договор о денонсации договора об образовании СССР и об образовании СНГ» - Беловежская пуща 08.12 1992

 

 

XIII.6. Принципы построения РФ. (основные начала)

(кафедральная точка зрения)

1. Единство и территориальная целостность.

Важн. принцип ст 5 п 3, ст 4 п 3.

1 источник власти, единая цель развития и у Федерации и у Sов.

Принцип незыблемости границ -

ни один S не имеет право на выход;

территория России включает в себя территорию S-ов;

единство экономического пространства: единая денежная единица – рубль;

 

2. Добровольность и свобода конституирования себя S-ами Федер. Изнач. Федер. создается добровольно. Каждый S имеет право по согласованию с федер. центром изменить свой статус. S-ты имеют право объединятся между собой, образовывать более крупные S.

 

3. Равноправие S-ов РФ. Юридически S=S ст 5. 6 видов S-ов. Фактически неравноправны. Они равноправны в отношениях с органами власти фед. центра, в количестве представителей в фед. орг.

 

 

4. Учет и сочетание интересов федерации в целом, и S-ов. Обусловлен единством государства. Юридически выражается в научно-обоснованном распр-ии полномочий между фед. центром и S-ом. Ст 72 Вопросы решает совместно. Ст 11 п 3 – каждый S-т имеет право заключать с фед. центром двухсторонний договор о перераспр. полномочий. Неравноправие, вследствие заключения некоторыми S-ми договоров.

 

5. Принцип сочетания нац-терр-го и терр-го в РФ. Раньше S-ты это S-ты на нац-терр. основе. Юрид. основа сочетания – федеративн. договор.

6. Научно-обоснованное размежевание компетенций. Право подписания фед. двухстор. договора.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...