Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Международно – правовое регулирование внешнеэкономических отношений

Система правового регулирования

Основу системы правового регулирования составляют принципы, которые подразделяются на две группы:

1. Общие;

2. Специальные

 

Общие принципы зафиксированы в уставе ООН; Декларации о принципах международного права, касающиеся дружественных отношений и сотрудничества между государствами 1970 г. В заключительном акте совещания СБСЕ 1975 г. существует 10 принципов, включая принцип неприменения силы, мирного разрешения споров, невмешательства во внутренние дела государства и др. принципы. Специальные принципы зафиксированы в Хартии экономических прав и обязанностей государств 1974г. и Декларацией о новом международном экономическом порядке 1974 г. Оба документа приняты Генеральной Ассамблеей ООН. Как резолюция Генеральной Ассамблеи они имеют рекомендательный характер. Однако положения документов являются обязательными в качестве принципов.

Специальные принципы

1. Взаимной и справедливой выгоды. Должен соблюдаться при заключении внешнеэкономических сделок. Ни одна из сторон не вправе получать чрезмерную выгоду или несправедливое преимущество. Но сфера действия принципа гораздо шире. От использования в международной торговле, в частности с развивающимися государствами. Государства должны содействовать друг другу в достижении справедливого баланса. Внешнеторговая цена на сырье на должна отличаться от цен на готовую продукцию. Хартия обязывает все государства участвовать в корректировке цен на экспортируемые и импортируемые товары с тем, чтобы эти цены были сбалансированными.

2.  Принцип неотъемлемого суверенитета над своим богатством и природными ресурсами. Каждое государство имеет суверенное право распоряжаться своим экономическими богатствами и природными ресурсами. Ни один народ не может быть лишен средств к существованию. В рамках распоряжения богатствами и ресурсами государства осуществляют следующие действия:

· Регулируют иностранные инвестиции в соответствии со своим национальным законодательством. Ни одно государство не может быть принуждено к предоставлению льгот иностранным инвесторам.

· Государства вправе регулировать деятельность ТНК. ТНК не должна вмешиваться во внутренние дела государств.

· Государство вправе осуществлять национализацию частной собственности в соответствии со своими внутренними правилами. При национализации должна выплачиваться компенсация. Но выплата компенсаций не может ставить государство в тяжелое материальное положение. Все споры по национализации решаются во внутренних судах государств, если только государство не прибегает к международным средствам разрешения споров

3. Преференциального режима. Этот принцип касается развития государств. Развитие государства обязано предоставить им не взаимный и не дискриминационный режим. Развивающийся не обязаны предоставлять льготы в обмени на такой режим. Преференциальный режим действует в основном в таможенной сфере и в сфере внешней торговли. Он выражается в льготных пошлинах и отмене экспортно-импортных ограничений. Развивающиеся государства предоставляют такой режим в отношениях друг с другом. И тогда третьи государства не могут предоставлять такой же режим.

4. Принцип устранения несправедливостей, возникший вследствие применения силы, которые лишают какой-то народ средств к существованию. В хартии запрещены неоколониализм, расовая дискриминация, апартеид, агрессия и другие применения силы. Государство, допустившее принуждение по отношению к стране, народу или территории обязано компенсировать все последствия такого принуждения. Все государства обязаны сотрудничать с потерпевшим государством. Ни одно государство не может поощрять инвестиции, направленные на принуждение или поддержание режима принуждения.

5. Недопущение стремления к гегемонии и разделу сфер влияния. Принцип направлен на защиту государств, являющиеся бывшими колониями. Их метрополии стремятся сохранить влияние в этих государствах даже после освобождения от колониальной зависимости. Принцип не допускает какого-либо экономического давления с целью сохранить экономическую зависимость государств.

6. Принцип международной социальной справедливости. Хартия устанавливает равные условия доступа к благам цивилизации для всех государств. Экономическое развитие влечет изменения в социальной сфере. Устранение экономического неравенства государств связано с повышением уровня их развития. Соответственно при распределении экономических благ на началах равенства повышается уровень социальной справедливости.

7. Принцип сотрудничества в целях развития. Оно (сотрудничество) является общим долгом всех государств. Государства применяют различные формы сотрудничества: сотрудничество в рамках международных организаций, сотрудничество на региональном и субрегиональном уровне. Все группировки государств должны соблюдать положения Хартии. Сотрудничество путем заключения двухсторонних и многосторонних договоров. Для осуществления сотрудничества развитые государства передают развивающимся государствам технологии, достижения науки и техники на льготных условиях.

8. Принцип свободного доступа к морю для государств, не имеющих выхода к морю. Все государства, имеющие выход к морю, предоставляют свои порты судам тех государств, которые выхода к морю не имеют. Кроме того, для выхода к морю предоставляются внутренние водные пути.

 

В системе международного регулирования международных отношений выделяют 4 уровня:

1) Универсальный;

2) Региональный;

3) Двусторонний;

4) Национальный.

 

На универсальном уровне действует целый ряд универсальных договоров. Например, Венская конвенция 1980 г., Женевская вексельная конвенция 1930 г., Женевская чековая конвенция 1931 г., конвенция УНИДРУА о международном факторинге 1988 г., конвенция УНИДРУА о лизинге 1988 г., Нью-йоркская конвенция о признании и приведение в исполнение иностранных арбитражных решений 1952 г..

       На региональном уровне действует соглашение, в котором могут участвовать только государства определенного региона. Например, Римская конвенция о праве, применимом к контрактным обязательствам 1980 г. действует в рамках ЕЭС. В рамках СНГ действуют следующие договора: Соглашение об общих условиях поставок международным организациям государствам-участникам СНГ 1992 г., Соглашение об общих условиях производственной кооперации 1993 г.

       На двустороннем уровне заключаются договора о торгово-экономическом сотрудничестве. Эти договора могут именоваться по-разному: «О торговле и мореплавании», «О торговле и экономическом сотрудничестве», «О торговом сотрудничестве». Общим для этих договоров является то, что в основном тексте договора содержатся общие обязательства сторон по осуществлению сотрудничества. Обычно к таким договорам заключается протоколы, которые содержат конкретные экономические программы, например, условие встречных поставок. В качестве протоколов заключаются внешнеэкономические контракты по межгосударственным поставкам.                                                      

           

 

Www.miripravo.ru

       Вторичная квалификация заключается в уяснении содержания норм иностранного права, их толковании и применении. В части 3-й ГК указано, что суд устанавливает содержание иностранного права в соответствии с официальным толкованием, практикой применения и доктриной существующей в соответствующем государстве. Для уточнения норм иностранного права суд может обращаться в МЮ, другие органы в РФ и за рубежом. Стороны могут предоставить иностранные нормативно-правовые акты в подтверждение своих требований и возражений и иным образом содействовать суду в установлении норм иностранного права. По спорам, возникающим из предпринимательских отношений, суд может возложить обязанность по доказыванию норм иностранного права на стороны. (Т.е. если обращаются в арбитраж, суд может обязать искать нормы иностранного права и обосновывать их. Искать нужно в специальных правовых изданиях иностранных государств). В случае, если содержание иностранного права установить невозможно, применяется российское право. В других государствах существует различная практика доказывания содержания норм иностранного права.

1. В США такие нормы рассматриваются как фактические обстоятельства и доказываются сторонами наряду с другими фактами;

2. В Германии, Австрии и Венгрии содержание норм иностранного права устанавливает суд;

3. В Швейцарии доказывание норм иностранного права возложено на суд. Но по имущественным спорам суд может возложить бремя доказывания на стороны;

4. Во Франции содержание иностранного права доказывают стороны, но суд может сам применить иностранное право, если содержание норм ему известно.

 

Наиболее сложным при вторичной квалификации является получение информации об иностранном праве. С целью обмена правовой информацией заключается договоры о правовой помощи и договоры об обмене правовой информацией. Например, Конвенция о правовой помощи и правовым отношениям по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. предусматривает обмен информацией между МЮ. Киевское соглашение 1992 г.(«О порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности») предусматривает обмен информацией между высшими судебными органами и МЮ. Россия заключила ряд двусторонних соглашений об обмене правовой информацией и государствами СНГ (Украиной, Белоруссией, Арменией, Грузией, Казахстаном и Киргизией), т.о. при вторичной квалификации основная проблема – где найти и как истолковать правовой акт.

 

(«Право Нидерландов»)

 

Взаимность – предоставление одним государством гражданам и юр. Лицам другого государства тех же прав, которыми пользуются граждане первого государства в другом государстве. Существует два вида взаимности:

1. Материальная, когда гражданам и юр. лицам предоставляются те же права, которые они имеют у себя на родине. Она фактически не распространена, т.к. суверенные государства избегают предоставления тех же прав, которые предоставляет другое государство, и каждое государство предоставляет индивидуальный комплекс прав.

2. Формальная взаимность, когда граждане и юр. лица другого государства приравниваются по своему статусу к гражданам и юр. лицам первого государства, т.е. на них распространяется такой же правовой режим, как и на собственных граждан. В ч. 3-ей ГК взаимность применяется в случае применения иностранного права. Указано, что по общему правилу применение иностранного права носит безусловный характер и не зависит от того, применяется ли в иностранном государстве российское право. Однако федеральные законы могут предусматривать применение иностранного права на началах взаимности. В РФ взаимность предусмотрена отдельными федеральными законами. Например:

· Патентный закон, который предоставляет права иностранным физ./юр. лицам только на основании международного договора или на началах взаимности;

· Закон о ТЗ, ЗО и НМПТ содержит аналогичное положение. При этом зарегистрировать наименование мест происхождения товаров иностранцы в РФ могут только в том случае, если соответствующее государство предоставляет аналогичное право российским юр. /физ. Лицам;

· Закон о правовой охране интегральных микросхем.

 

Взаимность существует не только в области патентного права, но и переводе наследственных сумм за границу, взыскивании алиментов, исполнении судебных поручений. Т.о. взаимность существует в отдельных сферах и неверным является утверждение Богуславского и Извекова о том, что взаимность (принцип) существует, а также наличие взаимности на основе международных договоров.   (Если есть договор, то действует принцип «pacta sum servanta» - договор (обязательство) должен исполниться).

 

Реторсии – ограничения, установленные государством в отношении иностранцев, если такие ограничения установлены этим государством в отношении российских юр./физ. лиц. Правомерное с т.з. международного права ответное действие государства в ответ на дискриминацию другим государством юр./физ. лиц 1-го государства. Применение реторсий должно быть соразмерным и адекватным. Реторсии не нарушают принцип неприменения силы и угрозы ее применения. В ч. 3 ГК указано, что Правительство РФ вправе вводить ответные ограничения имущественных и личных неимущественных прав юр. лиц и граждан тех государств, которые ввели специальные ограничения тех прав российских граждан и юр. лиц. О введении реторсий говорится в следующих законах: «О правовом положении иностранных граждан в СССР» 1981 г. (действует), АПК РФ, ГПК РФ, где указано, что в ответ на нарушение процессуальных прав российских граждан и организаций могут вводиться ответные ограничения. Кроме того, такие ограничения имеют место, если российскому государству и его представителям не обеспечивается должная процессуальная неприкосновенность.

       В законе «О государственном регулировании внешне торговой деятельности» 1995 г., где говорится, что при нарушении прав РФ, ее субъектов, муниципальных образований и российских лиц на внешнеторговом рынке, Правительство вправе вводить ответные ограничения. Правительство принимает федеральные программы внешнеторговой деятельности, в которых отражаются дискриминационные меры в отношении в отношении РФ и российских лиц и меры, которые приняты и которые следует принять по фактам дискриминации. Правительство может ввести количественное ограничение либо повысить таможенные пошлины. (В практике РФ нет реторсий, а их следовало бы вводить, например в случае, когда в отношении российских граждан в Прибалтике была дискриминация в языке).

 

Правовой режим – это совокупность прав и обязанностей, предоставленных гражданам и юр. лицам на основании международного договора и национального законодательства. Существует три вида правового режима

1. Наибольшего благоприятствования;

2. Национальный;

Специальный.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...