Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Клинический протокол по диагностике и лечению воспалительных заболеваний челюстно-лицевой области




 

 

Утвержден на:

заседании Секции СтАР «Ассоциация челюстно - лицевых хирургов и хирургов - стоматологов» 21 апреля 2014 года

 

 

Москва 2014 год

Оглавление:

 

1. Методология  
2. Определение  
3. Принципы диагностики  
4. Дифференциальный диагноз  
5. Лечение  
6. Методы хирургического лечения  
7. Профилактика осложнений  
8. Реабилитация  
9. Алгоритм (схема) диагностики и лечения  
10. Необходимая квалификация специалистов  

 

Состав рабочей группы:

Чл.-корр. РАМН, д.м.н., проф. Кулаков А.А. (директор ФГБУ «ЦНИИС и ЧЛХ»)

Профессор Неробеев А.И. (руководитель Центра челюстно-лицевой хирургии ФГБУ «ЦНИИС И ЧЛХ»)

Профессор Рогинский В.В. (руководитель центра для детей-инвалидов с врожденными и приобретенными дефектами лица и черепа ФГБУ «ЦНИИС и ЧЛХ»).

Профессор Бельченко В. А. (зав. кафедрой Стоматологии ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России)

Профессор Дробышев А.Ю. (зав. кафедрой госпитальной хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии ГБОУ ВПО "МГМСУ им. А.И.Евдокимова")

Профессор Топольницкий О.З. (зав. кафедрой детской хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии ГБОУ ВПО "МГМСУ им. А.И.Евдокимова")

Профессор Иванов С.Ю. (зав. кафедрой челюстно-лицевой хирургии и имплантологии хирургии ГБОУ ВПО «НижГМА Минздрава России, президент секции СтАР "Ассоциации хирургов- стоматологов и челюстно-лицевых хирургов")

Профессор Медведев Ю.А. (зав. кафедрой госпитальной хирургической стоматологии ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова)

Профессор Никитин А.А. (зав. кафедрой челюстно - лицевой хирургии и хирургической стоматологии ФУВ МОНИКИ)

Профессор Дурново Е. А. (зав. кафедрой хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии ГБОУ ВПО «НижГМА Минздрава России)

Профессор Минкин А.У. (зав. кафедрой челюстно-лицевой хирургии и хирургической стоматологии ГБОУ ВПО «Северный государственный медицинский университет Минздрава России»)

Профессор Сысолятин П. Г.(зав. кафедрой стоматологии ГБОУ ВПО НГМУ Минздрава России)

Профессор Байриков И. М. (зав. кафедрой челюстно-лицевой хирургии и стоматологии ГБОУ ВПО СамГМУ Минздрава России)

Профессор. Лепилин А. В. (зав. кафедрой хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии ГБОУ ВПО СГМУ)

Профессор. Яременко А.И. (зав. кафедрой хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии ГБОУ СПбГМУ)

Д.м.н. Брайловская Т.В. (ответственный секретарь профильной комиссии по специальности «Челюстно-лицевая хирургия»). к.м.н., доцент кафедры хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии ГБОУ ВПО "НижГМА" МЗ РФ Беспалова Н. А., к.м.н., доцент кафедры хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии ГБОУ ВПО "НижГМА" МЗ РФ Рунова Н. Б., к.м.н., доцент кафедры хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии ГБОУ ВПО "НижГМА" МЗ РФ Хомутинникова H. Е., к.м.н., доцент кафедры хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии Казаков А. В., к.м.н., ассистент кафедры хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии ГБОУ ВПО "НижГМА" МЗ РФ Янова Н. А., к.м.н., ассистент кафедры хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии ГБОУ ВПО "НижГМА" МЗ РФ Клочков А. С.

 

 

1. Методология Методы, использованные для сбора/селекции доказательств: поиск в электронных базах данных. Описание методов, использованных для сбора/селекции доказательств: доказательной базой для рекомендаций являются публикации, вошедшие в Кохрайновскую библиотеку, базы данных EMBASE, MEDLINE, PUBMED. Глубина поиска составляла 10 лет.   Методы, использованные для оценки качества и силы доказательств: консенсус специалистов, оценка значимости в соответствии с рейтинговой схемой (схема прилагается). Рейтинговая схема для оценки сил рекомендаций (Таблица 1):  
Уровни доказательств Описание
1++ Мета-анализы высокого качества, систематические обзоры рандомизированных контролируемых исследований (РКИ), или РКИ с очень низким риском систематических ошибок.
1+ Качественно проведенные мета-анализы, систематические, или РКИ с низким риском систематических ошибок.
1- Мета-анализы систематические или РКИ с высоким риском систематических ошибок.
2++ Высококачественные систематические обзоры исследований случай-контроль или когортных исследований. Высококачественные обзоры исследований случай-контроль или когортных исследований с очень низким риском эффектов смешивания или систематических ошибок и средней вероятностью причинной взаимосвязи.
2+ Хорошо проведенные исследования случай-контроль или когортные исследования со средним риском эффекта смешивания или систематических ошибок и средней вероятностью причинной взаимосвязью.
2- Исследования случай-контроль или когортные исследования с высоким риском эффектов смешивания или систематических ошибок и средней вероятностью причинной взаимосвязи.
  Неаналитические исследования (описание случаев, серии случаев)
  Мнение экспертов

 

Методы, использованные для анализа доказательств:

· Обзоры, опубликованных мета-анализов;

· систематические обзоры с таблицами доказательств.

 

Описание методов, использованных для анализа доказательств:

При отборе публикаций, как потенциальных источников доказательств, использованная в каждом исследовании методология изучается для того, чтобы убедиться в ее достоверности. Результат изучения влияет на уровень доказательств, присваиваемый публикации, что в свою очередь влияет на силу, вытекающих из нее рекомендаций.

Методологическое изучение базируется на нескольких ключевых вопросах, которые сфокусированы на тех особенностях проекта исследования, которые оказывают существенное влияние на достоверность результатов и выводов.

На процесс оценки, несомненно, сказывается субъективный фактор. Для минимизации потенциальных ошибок каждое исследование оценивалось независимо, т.е., по меньшей мере, двумя независимыми членами рабочей группы. Какие-либо различия в оценках обсуждались уже всей группой в полном составе. При невозможности достижения консенсуса, привлекался независимый эксперт.

 

Таблицы доказательств: таблицы доказательств заполнялись членами рабочей группы.

 

Методы, использованные для формулирования рекомендаций: консенсус экспертов.

 

Рейтинговая схема для оценки силы рекомендаций (Таблица 2).

Сила Описание
А По меньшей мере, 1 мета-анализ, систематический обзор или РКИ, оцененные как 1++, напрямую применимые целевой популяции и демонстрирующие устойчивость результатов или группа доказательств, включающая результаты исследований, оцененные как 1+, напрямую применимые к целевой популяции и демонстрирующие общую устойчивость результатов.
В Группа доказательств, включающая результаты исследований, оцененные как 2++, напрямую применимые к целевой популяции и демонстрирующие общую устойчивость результатов или экстраполированные доказательства из исследований, оцененных как 1++ или 1+.
С Группа доказательств, включающая результаты исследований, оцененные как 2+, напрямую применимые к целевой популяции и демонстрирующие общую устойчивость результатов или экстраполированные доказательства из исследований, как 2++.
D Доказательства уровня 3 или 4, или экстраполированные доказательства из исследований, оцененных, как 2+.

 

Индикаторы доброкачественной практики (Good Practice Point – GPPs):

Рекомендуемая доброкачественная практика базируется на клиническом опыте членов рабочей группы по разработке рекомендаций.

 

Экономический анализ:

Анализ стоимости не проводился и публикаций по ресурсоемкости лечения не анализировались.

 

Метод достоверности рекомендаций:

· Внешняя экспертная оценка;

· Внутренняя экспертная оценка.

 

Описание метода достоверности рекомендаций:

Настоящие рекомендации в предварительной версии были рецензированы независимыми экспертами, которых попросили прокомментировать, прежде всего, то, насколько, интерпретация доказательств, лежащих в основе рекомендаций, доступна для понимания.

Полученные комментарии со стороны врачей первичного звена в отношении доходчивости изложения и их оценки важности рекомендаций, как рабочего инструмента повседневной практики.

Предварительная версия также была направлена рецензентам, не имеющим медицинского образования, для получения комментариев, с точки зрения перспектив реабилитации пациентов.

Комментарии, полученные от экспертов, тщательно систематизировались и обсуждались председателем и членами рабочей группы. Каждый пункт обсуждался и, вносимые в результате этого изменения в рекомендации, регистрировались. Если изменения не вносились, то регистрировались причины отказа от внесенных изменений.

 

Консультация и экспертная оценка:

Предварительная версия была выставлена для широкого обсуждения на сайте государственного бюджетного образовательного учреждение высшего профессионального образования "Нижегородская государственная медицинская академия" Министерства здравоохранения Российской Федерации для того, чтобы специалисты не участвующие в конгрессе имели возможность принять участие в обсуждении совершенствовании рекомендаций.

Проект рекомендаций был рецензирован независимыми экспертами, которых попросили прокомментировать, прежде всего, доходчивость и точность интерпретации доказательной базы, лежащей в основе рекомендаций.

 

Рабочая группа:

Для окончательной редакции и контроля качества рекомендаций были повторно проанализированы членами рабочей группы, которые пришли к заключению, что все замечания и комментарии экспертов приняты во внимание, риск систематических ошибок при разработке рекомендаций сведен к минимуму.

 

Основные рекомендации:

Сила рекомендаций (А-D), уровни доказательств (1++, 1+, 1-, 2++, 2+, 2-, 3, 4) и индикаторы доброкачественной практики (GPPs) приводятся при изложении текста рекомендаций.

 

2. Определение, классификации (МКБ 10, клинические) M86 Остеомиелит При необходимости идентифицировать инфекционный агент используют дополнительный код (B95-B97). Исключено: остеомиелит: - челюсти (K10.2) К10.2 Воспалительные заболевания челюстей(Остеит. Остеомиелит (неонатальный) челюсти (острый). Остеомиелит челюсти. Радиационный остеонекроз (хронический) (гнойный). Периостит. Секвестр челюстной кости. При необходимости идентифицировать излучение, вызвавшее поражение, используют дополнительный код внешних причин (класс XX). К10.3 Альвеолит челюстей Альвеолярный остеит, сухая лунка) К10.8 Другие уточненные болезни челюстей(Херувизм Экзостоз {Фиброзная дисплазия} челюсти Односторонняя мыщелковая гиперплазия, гипоплазия) К10.9 Болезнь челюсти неуточненная K12.2 Флегмона и абсцесс полости рта Исключено: абсцесс: - языка (K14.0) L02.0 Абсцесс кожи, фурункул и карбункул лица Исключено: века (H00.0) глазницы (H05.0) головы [любой части, кроме лица] (L02.8) носа (J34.0) подчелюстной (K12.2) рта (K12.2) L03.2 Флегмона лица Остеит (остит) К10.20 - воспаление челюстной кости, выходящее за пределы периодонта одного зуба и характеризующееся развитием экссудативно-гиперемических реакций в костномозговых пространствах, уравновешенных диффузными резорбтивными и репаративными процессами в костной ткани и надкостнице. Как самостоятельная форма остит существует незначительное время, т.к по системе гаверсовых костных каналов под надкостницу быстро распространяется инфекция (стафилококк, гемолитический стрептококк, кишечная палочка, синегнойная палочка), быстро развивается периостит. Классификация оститов: § разрешающий, § конденсирующий, § фиброзный, § гнойный. Разрешающий остит возникает в результате биологической активности остеокластов (клеток, образующихся из костного мозга и адвентиции сосудов), во время которой истончаются и рассасываются костные балки и трабекулы в том или ином участке кости. Кость становится губчатой, пористой и легкой. Этот процесс носит название остеопороза. Конденсирующий остит сопровождается бурным развитием остеоидной ткани с последующим отложением солей извести. В результате этого происходит уплотнение кости (остеосклероз), последняя не имеет губчатого строения, гаверсовы каналы не видны, костномозговые пространства отсутствуют. Типичными примерами остеосклероза являются образование костной мозоли при переломах костей, формирование стенок секвестральной коробки и т. п. Фиброзный остит, или фиброзная остеодистрофия, характеризуется прогрессирующей декальцинацией костей с последующим замещением рассасывающихся костных элементов фиброзной тканью. Полагают, что это заболевание возникает вследствие гиперфункции паращитовидных желёз и недостатка минеральных солей в пище. Гнойный остит чаще является вторичным процессом, возникающим при гнойных периоститах, инфицированных переломах костей, флегмонах и т.п. Он вызывается гноеродными микробами, проникающими в кость через гаверсовы каналы и при разрушении надкостницы. Патологоанатомические изменения при гнойном остите весьма разнообразны. Деструктивные процессы могут протекать в виде некроза или кариеса кости. Ограниченный мелкозернистый распад костной ткани с образованием на поверхности кости дефекта (костной язвы) называют кариесом. Под некрозом понимают омертвение более или менее значительных участков кости или свободно лежащих костных фрагментов. Факторы, влияющие на течение осьрой одонтогенной инфекции:
Факторы Описание
1. Эндогенные факторы - патология сердечно-сосудистой системы (гипертоническая болезнь, гипотония); - нарушения в эндокринной системе (заболевания щитовидной железы, тиреотоксикоз, сахарный диабет, повышенный уровень женских половых гормонов); - патология ЛОР-органов (наличие очагов хронического инфицирования на слизистой оболочке носа, носоглотки, верхнечелюстной пазухе); - наличие хронических одонтогенных очагов (хронический периодонтит, одонтогенные кисты челюстей, пародонтит);
2. Экзогенные факторы - физические: температурное, механическое воздействие во время проведения стоматологических манипуляций; - химические: воздействие ядов и лекарственных препаратов (гормонозамещающая терапия, рентгенотерапия), злоупотребление алкоголем, табакокурение, употребление наркотиков; - биологические: несоблюдение гигиены полости рта, инфекционные заболевания (ОРВИ, грипп, краснуха, герпес);
3. Ятрогенные факторы - травматическое удаление зуба; - неполное удаление зуба; - несоблюдение правил асептики и антисептики в процессе проведения стоматологических манипуляций;
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...