Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Центральный банк РФ, его правовой статус, организационная структура и высшие органы управления.

 

Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус Центрального Банка России, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции – защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2).

Ключевым элементом правового статуса Банка России является принцип независимости, который проявляется прежде всего в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительное право по изданию нормативных актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и иными федеральными законами. Банк России в соответствии с Конституцией Российской Федерации не обладает правом законодательной инициативы, однако его участие в законодательном процессе, помимо издания собственных правовых актов, обеспечивается также и тем, что проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны направляться на заключение в Банк России.

Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России – по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций, а кредитные организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда Банк России или кредитные организации принимают на себя такие обязательства.

В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Государственная Дума), которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации); направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете в рамках своей квоты, а также рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и годовой отчет Банка России и принимает по ним решения. На основании предложения Национального банковского совета Государственная Дума вправе принять решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Кроме того, Государственная Дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, а также заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, необходимые для осуществления деятельности банка.

Высшим органом Банка России является Совет директоров - коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и осуществляющий руководство и управление Банком России.
В целях совершенствования денежно-кредитной системы РФ при Банке России создается Национальный банковский совет, куда входят по 2 представителя от палат Федерального Собрания РФ, по одному представителю от Президента РФ и Правительства РФ, а также министр финансов РФ и министр экономики РФ. Остальные члены Национального банковского совета назначаются Государственной Думой по представлению Председателя Банка России. Данный порядок назначения высших руководителей обеспечивает прочные позиции Банка России и его руководителей и позволяет им противостоять давлению со стороны политических партий, оказываясь от краткосрочных целей.

Центральный аппарат Банка России функционирует на основе принципов: единства, системности, централизации и вертикальности управления.

В настоящее время в структуре Центрального аппарата ЦБР функционируют 24 департамента:

1. Сводный экономический департамент
2. Департамент исследований и информации
3. Департамент наличного денежного обращения
4. Департамент регулирования, управления и мониторинга платежной системы Банка России
5. Департамент регулирования расчетов
6. Департамент бухгалтерского учета и отчетности
7. Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций
8. Департамент банковского надзора
9. Департамент банковского регулирования
10. Департамент финансовой стабильности
11. Департамент операций на финансовых рынках
12. Департамент обеспечения и контроля операций на финансовых рынках
13. Департамент финансового мониторинга и валютного контроля
14. Департамент платежного баланса
15. Департамент методологии и организации обслуживания счетов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
16. Юридический департамент
17. Департамент полевых учреждений
18. Департамент информационных систем
19. Департамент кадровой политики и обеспечения работы с персоналом
20. Финансовый департамент
21. Департамент внутреннего аудита
22. Департамент международных финансово-экономических отношений
23. Департамент внешних и общественных связей
24. Административный департамент

 

Подразделения ЦБ:

-Главная инспекция кредитных организаций

-Главное управление безопасности и защиты информации

-Главное управление недвижимости БР

-Главное управление экспертизы и планирования капитальных затрат Банка России

Территориальные учреждения Банка России представлены главными управлениями по территориальным субъектам РФ. По решению Совета директоров Банка России территориальные учреждения могут создаваться по экономическим районам, объединяющим территории нескольких субъектов федерации.

Территориальные учреждения, в пределах представленных им полномочий, осуществляют свои функции независимо от органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Возглавляет территориальное учреждение начальник, на должность которого назначается лицо, имеющее высшее экономическое или юридическое образование и стаж работы на руководящих должностях в банковской системе или финансовых органах не менее 5 лет. Такие же требования предъявляются к лицам, претендующим на должности заместителей начальника и руководителей подразделений территориальных учреждений Банка России.

В составе территориальных учреждений на правах структурных подразделений действуют расчетно-кассовые центры (РКЦ) и обслуживающие их операции вычислительные центры.

Основной целью деятельности РКЦ является обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы России.

РКЦ возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителей территориального учреждения Банка России в порядке, определяемом советом директоров Банка России. Начальник РКЦ руководит деятельностью РКЦ и действует от имени Банка России на основании доверенности, выданной в порядке передоверия начальником территориального учреждения.

Полевые учреждения Банка России являются воинскими подразделениями, действующими на основании воинских уставов. Они осуществляют банковское обслуживание организаций на территориях, где отсутствуют территориальные учреждения Банка России (о.Тикси, Плесецк, Новая Земля).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...