Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика выбора результативного и факторных показателей и признаков




Предмет, цель и задачи дисциплины. Особенности народно-хозяйственного комплекса как объекта моделирования. Достижения отечественной науки.

Эконометрикацель состоит в том, чтобы придать количественные меры экономическим отношениям.

Предмет – определение наблюдаемых в экономике количественных закономерностей.

Задача — разработка эконометрических моделей, позволяющих с помощью статистических методов придавать конкретное количественное выражение общим качественным закономерностям, обусловленным экономической теорией.Источники для экономических исследований: экономическая теория, социально-экономическая статистика, основы теории вероятностей и математическая статистика, методы сбора информации. Инструментарий эконометрики: линейная модель регрессии и метод наименьших квадратов (МНК), обобщенная линейная модель регрессии и обобщенный МНК, статистический анализ временных рядов, анализ систем одновременных уравнений.

Особенности НХК. Программа развития сельскохозяйственного предприятия зависит как от производственно-экономических, так и от внешних факторов, в том числе природных. Если экономические, производственные и социальные факторы являются управляемыми, то природные, неуправляемые, придают характеристикам сельскохозяйственного производства неустойчивый характер. Наблюдаются колебания урожайности культур, издержек производства, валовых сборов. Неустойчивость в развитии отраслей растениеводства сказывается на развитии животноводства.

 

 

Системный подход как методологическая основа эконометрического моделирования

Системный подход – это направление научных исследований, основанных на рассмотрении сложного объекта как целого множества элементов, включающего отношения и связи между ними, это обще методический принцип, используемый в различных предметных областях. Системный подход базируется на первоначальном исследовании системы, выделении элементов, внутренних и внешних связей, существенным образом влияющих на исследуемые объекты и их функционирование в различных условиях и средах. Он начинается с изучения и детализации её составляющих – разбиения системы на функциональные подсистемы, которые тоже могут делиться. Процесс деления осуществляется до выявления конкретных процедур. При этом исследуемая система сохраняет целостность. Таким образом, разработка системы ведётся сверху вниз, последовательно приближаясь к конечному результату.

В методологии структурного подхода используют принципы: 1. «разделяй и властвуй» - решение сложных проблем путём разбиения на множество меньших независимых задач, лёгких для понимания и решения; 2. иерархического упорядочивания – организация составных частей проблемы в иерархические древовидные структуры с добавлением новых деталей на каждом уровне; 3. абстрагирования – выделение существенных аспектов системы и отвлечение от несущественных; 4. формализации – необходимость строгого методического подхода к решению проблемы; 5. непротиворечивости – обоснование и согласованность элементов; 6. структурирования данных – данные должны быть структурированы и иерархически организованы.

Системный подход позволяет выявить общие (типовые) процессы, элементы функционирования системы. Важным элементом системного подхода можно считать качественный анализ, основанный на определении функций, их характеристик и возможностей использования в том или ином процессе. Например, в результате качественного анализа можно определить затраты на организацию системы, которые могут превысить доход от её использования. Однако фактор экономической целесообразности (окупаемость вложений) не всегда может превалировать при решении вопросов использования, например, в библиотеках.

Системный подход подразумевает построение моделей. Речь идет о создании образов объектов (процессов и явлений, с которыми как правило, имеет дело человек). В широком смысле, модель – это любой образ (изображение, карта, описание, схема, чертёж, график, план и др.) какого – либо объекта, процесса или явления, используемый в качестве их «заместителя» или «представителя». Модель – это: a) объект – заместитель объекта – оригинала, обеспечивающий изучение некоторых свойств последнего; b) некий, как правило, новый объект, отражающий некоторые существенные стороны изучаемого объекта, явления или процесса; c) упрощённое представление системы для её анализа и предсказания, для получения качественных и количественных результатов с целью принятия правильного управленческого решения.

Обычно модели имеют иерархическую структуру, отражающую различные особенности поведения такого сложного объекта, как предприятие, например, модель процессов, представление предприятия как разновидности систем массового обслуживания, модель данных, используемых на предприятии и т.д.

 

 

Этапы построения эконометрических моделей (ЭМ) и их сущность

Рассматривая эконометрическое исследование в целом, в нем можно выделить следующие этапы:

1. Постановка проблемы, т. е. определение цели и задач исследования, выделение зависимых (у) и независимых (x) экономических переменных на основе качественного анализа изучаемых взаимосвязей методами экономической теории.

2. Сбор необходимых исходных данных.

3. Построение эконометрической модели и оценка ее адекватности и степени соответствия исходным данным.

4. Использование модели для целей анализа и прогнозирования параметров исследуемого явления.

5. Качественная и количественная интерпретация полученных на основе модели результатов.

6. Практическое использование результатов.

Методика выбора результативного и факторных показателей и признаков

Важной составляющей процесса построения эконометрической модели является отбор факторов, существенно влияющих на изучаемый показатель и подлежащих включению в разрабатываемую модель. Оптимальный набор факторов определяется на основе качественного и количественного анализа. Прежде всего, на этапе постановки задачи и содержательного экономического анализа экономической модели отбираются факторы, влияние которых должно быть учтено при построении модели. В ряде случаев набор факторов определяется однозначно или с большой степенью уверенности. Например, спрос на товар определяется в основном ценой и доходом.

При определении «оптимального» набора факторов могут использоваться два метода:

 метод включения;

 метод исключения.

Согласно методу включения, сначала строится уравнение регрессии с од-ним наиболее влияющим фактором (фактор, для которого значение парного коэффициента корреляции с результативным признаком ryx больше по модулю).Затем в него последовательно вводятся следующие факторы и определяется пара наиболее влияющих факторов. На следующем к первым двум добавляется еще по одному фактору и определяется наилучшая тройка факторов и т. д. На каждом шаге строится модель регрессии и проверяется значимость факторов. В модель включают только значимые факторы. Для проверки значимости фактора могут использоваться либо критерий Стьюдента, либо частный критерий Фишера. Процесс заканчивается, когда не остается факторов, которые следует включить в модель.

Согласно методу исключения сначала строится уравнение регрессии с полным набором факторов, из числа которых затем последовательно исключаются незначимые (наименее значимые) факторы. На каждом шаге исключается только один фактор, так как после исключения какого-либо фактора другой фактор, бывший до этого незначимым, может стать значимым. Процесс заканчивается, когда не остается факторов, которые следует исключить из модели.

Методы включения и исключения не гарантируют определение оптимального набора факторов, но в большинстве случаев дают результаты либо оптимальные, либо близкие к ним.

Не рекомендуется включать в модель очень большое число факторов, так как это может затруднить выявление качественных закономерностей и возрастает опасность включения в модель несущественных случайных факторов. Кроме того, для получения достаточно надежных оценок параметров желательно, чтобы количество наблюдений превышало количество определяемых параметров не менее чем в 67 раз.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...