Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сотрудничество с родителями




Общепризнанно, что результативность обучения и вос­питания любого ребенка во многом зависит от качества взаимодействия образовательных структур и семьи. Такая за­висимость увеличивается многократно в том случае, если ребенок имеет тяжелые нарушения развития. Когда разви­тие ребенка нарушено, для оказания ему эффективной по­мощи необходима специальная организация всей жизни, особенно важна постоянная поддержка близких. Специали­сты могут дать необходимую информацию, разрешить от­дельные проблемы, но не заменят семьи.

Зачастую при поступлении ребенка в центр родители счи­тают, что теперь вопросы обучения и воспитания ребенка становятся прерогативой педагогов и всецело полагаются на их компетентность. Большинство родителей отмечают не­регулярность и недостаточность занятий, проводимых с ре­бенком в семье, ссылаются на недостаточность своих знаний о подходах в обучении и воспитании ребенка, потребность в квалифицированной помощи. Многие родители недостаточ­но четко представляют себе принципиальные положения школы о сотрудничестве семьи и специалистов.

Кроме того, не только детям с нарушениями развития не­обходима помощь, но и самим родителям. Считается, что пе­реживания семьи являются особенно острыми в первое вре­мя после рождения ребенка. Однако, первые острые чувства, которые испытывают родители в форме шока, вины, горечи никогда не исчезают совсем, они проявляются вновь в опре­деленные периоды семейной жизни. В ходе бесед было выяс­нено, что большинство родителей чувствуют себя подавлен­ными из-за болезни сына или дочери. Они часто думают, что проблемы их детей неразрешимы, чувствуют себя одиноки­ми и изолированными. Воспитание ребенка-инвалида в семье требует от родителей больших психических затрат. В связи со специфическими трудностями, семьям, воспитывающим детей-инвалидов, требуется психологическая поддержка, ко­торая позволит сократить угрозу нервного истощения, укре­пить уверенность родителей в себе и своем ребенке.

С учетом названных проблем семейного воспитания Ле­чебно-педагогический Центр организует сотрудничество с родителями по следующим направлениям:

• обучение и воспитание ребенка в ЦЛП и в семье;

• психологическая поддержка семьи;

• участие родителей в управлении и организационно-хозяйственной деятельности ЦЛП.

Раскроем содержание работы по каждому из названных направлений. Принимая ребенка на обучение в Центр, мы выясняем, чего ждут родители, какие проблемы волнуют их больше всего, какие темы обучения и воспитания их инте­ресуют. С этой целью при поступлении ребенка в школу и в начале каждого учебного года родители заполняют анке­ты. Анкетирование показывает, что приоритетным факто­ром развития ребенка почти все родители считают обучение (98%), поэтому главной сферой сотрудничества специали­стов и родителей является обучение и воспитание ребенка.

Для организации взаимодействия с родителями заклю­чается договор о сотрудничестве в обучении и воспитании детей. Договор, в частности, предусматривает регулярные контакты между родителями и специалистами ЦЛП, созда­ние для ребенка предметно-развивающей среды дома, вы­полнение единых подходов к воспитанию ребенка в семье и в центре, и др.

Взаимодействие в процессе обучения и воспитания пред­полагает участие родителей в разработке и коррекции инди­видуальной программы обучения ребенка. Ключевыми мо­ментами в составлении программ являются — диагностика возможностей ребенка на данном этапе, социальный запрос семьи и ожидаемый результат. Работа по индивидуальным программам предполагает активное участие родителей в об­учении ребенка, что связано не только с постановкой обуча­ющих задач, но, прежде всего с тем, что их решение возмож­но лишь при условии постоянного повторения упражнений не только в школе, но и дома.

Необходимым условием для успешного осуществления педагогической работы с ребенком является обучение роди­телей приемам и методам развивающего обучения. С этой це­лью специалисты предлагают родителям ряд методических семинаров и консультаций. Кроме того, дают рекомендации по использованию педагогической и методической литерату­ры, предлагают видеоматериалы по актуальным проблемам.

Важнейшим средством сотрудничества в процессе обу­чения и воспитания является регулярный обмен информа­цией об участии ребенка в занятиях, режимных моментах, школьных мероприятиях, о его успехах и трудностях. Кро­ме родительских собраний, встреч в школе и дома, телефон­ных переговоров, используются такие формы работы как ведение дневников и письма к родителям. Дневник имеется у каждого ребенка, через него ведется каждодневное обще­ние педагогов с родителями, оно касается самочувствия ре­бенка, его занятости в школе и дома, а также пояснения к домашним заданиям. Раз в два года пишутся письма роди­телям с приложением работ, выполненных их ребенком. В этих письмах отражаются успехи в развитии ребенка, его участие в жизни класса.

При реализации индивидуальной программы обучения с родителями проводятся индивидуальные консультации. Родители и специалисты обмениваются информацией о ходе выполнения программы. Необходимы также и посещения ро­дителями занятий в Центре, их участие совместно с ребенком в каком-то виде деятельности, просмотр видеофрагментов за­нятий с детьми, обсуждение промежуточных результатов, после чего выбираются способы решения проблем, возника­ющих в процессе педагогической работы с ребенком.

Помимо этого по отдельным вопросам развития детей проводятся консилиумы, на которых проблемы одного ре­бенка рассматриваются специалистами: педагогом, логопе­дом, врачом, специалистом ЛФК. В ходе диалога решаются вопросы: о возможном изменении медикаментозного лече­ния, проведении обследований, введении индивидуального графика посещения ребенком Центра и др.

Следующим важнейшим направлением в работе с семья­ми, имеющими детей с тяжелыми нарушениями в развитии, является оказание психологической помощи. Средства и формы такой помощи могут быть различными: беседы, пси­хологические тренинги, организованное проведение досуга, участие в культурных мероприятиях. Цель тренингов — привлечь внимание родителей к самим себе, отвлечься от ребенка, избавиться от чувства вины, повышенной тревожности, эмоционально поддержать родителей, дать им возможность общения и обмена мнениями, помочь родителям обрести ре­алистичное отношение к ребенку и к самим себе.

Совместная работа ведется и в следующем направле­нии: участие родителей в управлении и организационно-хозяйственной деятельности ЦЛП. Прежде всего, оно осу­ществляется через представительство родителей в органах самоуправления (совет ЦЛП, родительский комитет). Со­трудничество в данном направлении предусматривает:

•участие родителей в обсуждении и принятии решений
по стратегическим вопросам деятельности Центра;

•участие в подготовке и проведении отдельных мероп­риятий (праздники, лагеря, концерты и т. д.);

•проведение консультаций по правовым, медицинским
и другим вопросам;

•материальная поддержка ЦЛП (поиск спонсоров/средств на организацию и проведение различных мероприятий, для решения хозяйственных вопросов;

•помощь в проведении отдельных хозяйственных ме­роприятий (работы по уборке территории) и т. д.

Предлагаемые программы являются частью системы пе­дагогической помощи лицам с тяжелыми и множественны­ми нарушениями развития. Вместе с тем, эта часть является наиболее значимой для целей социальной интеграции людей с тяжелыми формами инвалидности, потому что овладение профессиональными навыками и умениями дает человеку возможность реализовывать себя в процессе созидательной деятельности, достичь признания в обществе. Нашим детям трудно обрести профессию, чтобы потом конкурировать на рынке труда, однако, с помощью объединенных усилий спе­циалистов и семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, и готовности общества и государства к оказанию поддержки своим согражданам в ситуации инвалидности, мы поможем им достичь такого качества жизни, при котором они смогут чувствовать себя полноправной частью своего сообщества.

 

 

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...