Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экспериментальное исследование особенностей воспитания единственного ребенка в семье




Диагностика особенностей воспитания единственного ребенка в семье

 

В первой главе мы теоретически обосновали особенности воспитания единственного ребенка в семье. Исходя из этого, мною было проведено исследование, в ходе которого необходимо осуществить диагностику, которая позволяет выявить, что если семья воспитывает единственного ребенка, то в семье преобладает такой тип воспитания как гиперопека.

Экспериментальное исследование было проведено в гимназии № 1, расположенной по адресу: г. Мелеуз, в 3 "в" классе.

В эксперименте учувствовали 32 ребенка в возрасте 8-9 лет - 17 девочек и 15 мальчиков, из них 11 детей являются единственными в своей семье. Исследование проводилось по методическому пособию Дереклеевой Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа 1-4 классы. - М.: "ВАКО", 2003. - 320 с.

Для выявления особенностей воспитания единственного ребенка в семье, в чатности младшего школьного возраста были использованы следующие методики.

Методика 1. Тест-опросник "Выявление родительского отношения к детям", который предназначен для определения типов воспитания родителями своих детей.

 


Таблица 1

Результаты методики Тест-опросник "Выявление родительского отношения к детям" диагностирующей отношение родителей к детям на констатирующем этапе эксперимента

№ п/п Кумир семьи Гиперопека Гипоопека Безнадзорность Золушка Ежовые рукавицы Повышенная моральная ответственность Культ болезни Кронпринц Противоречивое воспитание Смена образцов воспитания
1       +              
2             +        
3       +              
4             +        
5             +        
6                 +    
7                   +  
8                   +  
9 +                    
10 +                    
11                 +    
12             +        
13   +                  
14           +          
15     +                
16                   +  
17                     +
18           +          
19 +                    
20             +        
21                   +  
22     +                
23       +              
24                     +
25   +                  
26     +                
27 +                    
28   +                  
29             +        
№ п/п Кумир семьи Гиперопека Гипоопека Безнадзорность Золушка Ежовые рукавицы Повышенная моральная ответственность Культ болезни Кронпринц Противоречивое воспитание Смена образцов воспитания
30             +        
31           +          
32   +                  
Всего 4 4 3 3 0 3 7 0 3 3 2
В % 12,4 12,4 9,3 9,3 0 9,3 21,7 0 9,3 9,3 6,2

 

повышенная моральная ответственность - 7 чел. (21,7%)

кумир семьи - 4 чел. (12,4%)

гиперопека - 4 чел. (12,4%)

гипоопека - 3 чел. (9,3%)

безнадзорность - 3 чел. (9,3%)

"ежовые рукавицы" - 3 чел. (9,3%)

кронпринц - 3 чел. (9,3%)

противоречивое воспитание - 3 чел. (9,3%)

смена образцов воспитания - 2 чел. (6,2%)

 

 

Согласно данным таблицы и графических данных, можно сделать вывод о том, что в классе преобладают повышенная моральная ответственность родителей (21,7%), а также негативное отношение родителей к детям (гипоопека, безнадзорность, "ежовые рукавицы" - 9,3%). Для семей с единственным ребенком, а их 11, характерны такие стили воспитания как: гиперопека (12,4%), кумир семьи, а также кронпринц (9,3%). Анализ результатов по классу в целом показал, что большинство родителей негативно влияют на самооценку детей, в результате чего у детей возникает чувство тревоги.

Методика 2. Тест "Забота родителей о ребенке"

Данный тест направлен на определение степени проявления заботы родителей по отношению к собственному ребенку.


Таблица 2

Результаты методики "Тест на определение степени проявления заботы родителей по отношению к собственному ребенку" на констатирующем этапе эксперимента

№ п/п

Баллы

  Меньше 25 25-40 40 и выше
1 +    
2   +  
3 +    
4   +  
5   +  
6     +
7   +  
8   +  
9     +
10     +
11     +
12   +  
13     +
14     +
15 +    
16   +  
17 +    
18     +
19     +
20   +  
21     +
22 +    
23 +    
24   +  
25     +
26 +    
27     +
28     +
29   +  
30   +  
31     +
32     +
Всего 7 12 13
В % 21,7 37,2 40,3

 

Анализ табличных данных показал, что в классе дети в основном зависимы от родителей, а именно:

меньше 25 баллов - 7 чел. (21,7%)

-40 баллов - 12 чел. (37,2%)

баллов и выше - 13 чел. (40,3%)

 

 

Таким образом, анализируя полученные данные, можно сделать вывод, что в большинстве семей в классе преобладает чрезмерная опека над детьми со стороны родителей (40,3%), в том числе одиннадцать семей с единственным ребенком. Эта зависимость от родителей не способствует формированию интересов и самооценки у ребенка, а также не развивает у ребенка умение самостоятельно принимать решение и нести ответственность за свои поступки.

 

Выводы по главе II

 

Итак, целью экспериментальной работы является: рассмотреть отношение родителей к ребенку и выявить степень заботы родителей о ребенке с помощью диагностических методик. В экспериментальной работе осуществлены диагностические методики, такие как: тест-опросник "Выявление родительского отношения к детям" и тест "Забота родителей о ребенке".

Согласно проведенному исследованию было выявлено, что для семей с единственным ребенком характерны такие стили воспитания как: гиперопека (12,4%), кумир семьи, а также кронпринц (9,3%). В большинстве семей в классе преобладает чрезмерная опека над детьми со стороны родителей (40,3%), в том числе семьи с единственным ребенком, что подтверждает нашу гипотезу, о том, что если семья воспитывает единственного ребенка, то в семье преобладает такой тип воспитания как гиперопека.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...