Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ядерная программа КНДР и пути урегулирования корейской проблемы.




Американская стратегия по «расширенному» Ближнему Востоку.

Июнь 2004г. – остров Си-Айленд – саммит «восьмерки». Переустройство всего региона Ближнего и Среднего Востока – «Расширенный Восток» (Иран, Турция, Израиль, Пакистан, Афганистан, арабские страны Северной Африки). 35% всех мировых конфликтов; 6% населения мира. Тесная взаимосвязь между конфликтами и терактами, т.к. отсутствуют политические права и свободы. «Инициативный документ группы «восьмерки» (основа второго доклада ООН):– дефицит свободы (1); – дефицит знания (2); – дефицит полноправия женщин (3). 1.- Население не участвует в государственном управлении. Меры: продвижение демократии, тренинги, свободные выборы, поддержка независимых СМИ, борьба с коррупцией. 1.- Отстали от сферы знания. Меры: реформа образования, улучшение уровня базового образования, расширение доступа в интернет. 3.- Недостаточность участия женщин в политическом управлении. Обусловлено экономическими возможностями. Меры: поддержание частного сектора, вступление стран в ВТО. РФ и ЕС добились изменений в документе: реформы зависят от самих стран и не должны быть навязаны извне. «Концепция демократизации и ********** региона» - начать с Ирака и распространять на другие страны. С весны 2004г. отношение США изменилось (т.к. ушли последние либералы и пришли неоконсерваторы, но и у них не было сд-ва). 2 лагеря: 1).неоконсерваторы. Пентагон – скорейший вывод американских войск. Цель: переход борьбы с территории на новый этап. 2).демократы, либералы. Управляемость через демократизацию. Правящие режимы не могут управлять территорией, ресурсами и аудиторией. Плюс глобализации – дает представление о жизни на Западе. => Радикальные исламистские группировки. Угроза международная. + Основной источник нефти => нельзя оставлять регион в таком порядке. Политика США скопирована со стран Центральной и Восточной Европы (политика США на Украине, в Грузии). Политическая свобода – универсальное средство решения всех экономических проблем. Но условия разные. Восточная Европа была готова к сотрудничеству, а арабские страны не хотят. Антиамериканские настроения. Реальная политика США – не демократическая. Цель – установление проамериканских режимов. Война в Ираке оказалась бессмысленной. Суть проблемы осталась та же, но степень сильно возросла. Почему Ирак? 1.Незавершенное дело отца Буша-младшего. 2.Ирак - ******* 3.Режим Саддама Хусейна не пользовался поддержкой населения. 28июня 2004г. передали США формальный суверенитет власти Ирака. Ирак – пример того, как не надо поступать. Следствиями этой войны стали: а)усиление исламского радикализма, б)усиление антиамериканских настроений. Выход: США продолжают свое присутствие, но сокращают свою внешнеполитическую активность. В ситуации с Востоком значима позиция РФ, ЕС и КНР. Нужны механизмы воздействия на американскую политику изнутри.

 

Страны арабского мира на современном этапе развития.

Ближний и Средний Восток.

Проблемный регион, т.к. ислам.

Израиль, Турция, Иран, Арабские страны (Алжир, Тунис, Ливия, Судан, Египет), Палестина, Йемен.

До второй мировой регион назывался Востоком. В 1947г. в Великобритании введен новый термин – Средний Восток. Во Франции и Италии – Ближний Восток. Сами они себя называют Средний Восток. Демографическая катастрофа, экологическая катастрофа, невозможность выстраивать отношения. Все – члены ООН. Используют это для антиглобализма в странах третьего мира и защитой ислама. Новый враг – США. Иран – конфликт с США. Скорее всего, объединения восточных стран не будет. Враг – Израиль (США действует через Израиль). Характеристика региона: Остро стоит проблема водоснабжения. Египет, Иран и Ирак – большей частью решили эту проблему. В других странах вопрос не решен, возможен конфликт между ними. Залежи нефти находятся под сильным (высоким) давлением => очень легкая добыча и транспортировка к морю. Все сосредоточено в одних руках, что облегчает поставку. Самые крупные: Саудовская Аравия –> Ирак, Кувейт, Иран, Объединенные Арабские Эмираты. Помимо нефти – железная руда. Турция и Иран. Основные поступления в бюджет – за счет нефти. В Египте одна треть бюджета формируется за счет сельского хозяйства. В остальных странах из-за отсутствия воды – нехватка продовольствия. Варианты развития экономики: 1.Нефтяные страны с небольшим населением (Саудовская Аравия, Кувейт, Оман, ОАЭ; население – в городах, отсутствие демографической проблемы => катастрофа коснется в меньшей степени). 2.Развитые нефтяные страны с большим населением (Иран, Ирак; возделывание земли, развито искусственное орошение; т.к. развито сельское хозяйство, доходы от нефти не так важны). 3.Развитые страны, не имеющие нефти (Турция, Египет, Израиль, Сирия, Иордания, Ливан; низкие темпы экономического роста => Турция и Египет живут за счет США и ЕС; значительные средства расходуются на оборону – Египет, Израиль; Иордания добилась успеха за счет повышения имиджа надежности => иностранные инвестиции). Дальнейшее развитие стран связано с исчерпанием запасов нефти. Бахрейн исчерпал и сейчас занимается банковской деятельностью. Следующий – Иран, затем Пакистан.

Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия – смогут добывать нефть и во второй половине 21 века. Религии. 1.–Ислам: а)суннизм, б)шиизм. Места в парламенте. 2.–Иудаизм (Израиль). 3.–Католицизм (Ливан, Сирия). Религиозный фактор – особая черта. Неотделима от политической жизни.

Большой процент кочевников (Саудовская Аравия). Современный Египет. Арабская республика Египет.Демографическая проблема (увеличение населения). 80% населения – крестьяне. 90% населения исповедуют ислам, менее 10% - христианство. Исламистское подполье – организация терактов. Очень влиятельно.Приведет к конфликту с Суданом (из-за территории).

 

5. Соц-эконом. и полит. развитие КНДР и РК во второй половине XX века. Проблемы и перспективы воссоединения 2 стран. Исторический саммит руководителей двух корейских государств в Пхеньяне 13-15 июня 2000г. открыл новую главу в развитии корейского полуострова. Совместная декларация, подписанная лидерами Ким Дэ Чжуном и Ким Чен Иром, стала важной вехой в отношениях между государствами, которые обязались строить их на основе примирения, сотрудничества и мирного сосуществования.

Как известно, после распада в 1945г. ранее единой Кореи на Северную и Южную обе ее части развивались не просто раздельно и независимо друг от друга, но совершенно по-разному и взаимно конфронтационно. Южная Корея при значительной западной поддержке строила капитализм и немало в этом преуспела, превратившись в одного из экономических лидеров развивающихся стран. Северная Корея примыкала к мировому социализму и создала у себя своеобразную замкнутую, военизированную с бедствующим национальным хозяйством его версию.

Если сравнить экономику двух стран, можно заметить, что "в 1999г. валовой национальный доход Республики Корея (РК) составил 402 млр. долл., тогда как в КНДР - 15,8 млрд. долл. При населении в РК, вдвое превышающем население КНДР (46,86 млн. чел. против 22,08 млн. чел.), доход на душу населения на юге (8,5 тыс. долл.) в 12 раз выше, чем на Севере (714 долл.). РК превосходит КНДР по объему своего внешнеторгового оборота в 178 раз, экспорта - в 282 раза, импорта - в 125 раз. В 1999г. РК имела положительное торговое сальдо (23,9 млрд. долл.), а КНДР - дефицит в 450 млн. долл. Производственные мощности РК превосходили северокорейские в автомобильной промышленности - в 390 раз, в нефтехимической - в 96 раз, в текстильной - в 33 раза.

Экономический потенциал РК. Южнокорейское национальное хозяйство является одним из самых мощных на планете. Страна находится на 12 месте в мире по уровню экономического развития. В том числе она занимает 10-е место по энергопотреблению, 6-е - по потреблению нефти, 2-е - по судостроению (27,6% от общего объема мирового выпуска), 3-е - по выпуску полупроводников (14,1%), 4-е - по производству электронных изделий, 5-е - по автомобилестроению и производству продукции нефтехимии, 6-е - по выпуску металлургической продукции".

Огромные успехи в области высоких технологий и даже космических разработках.

На конец 2000г. РК располагала 96 млрд. долл. валютных резервов, что обеспечивало ей 5-е место в мире. При этом ее внешний долг составлял 136,6 млрд. долл.

Экономический потенциал Северной Кореи. КНДР уже длительный период своего развития придерживается курса на милитаризацию экономики, что сопровождается жесткой административно-командной системой хозяйствования и "опорой на собственные силы". Однако после распада мировой социалистической системы КНДР приходится, в основном, самой работать над своим хронически больным хозяйством.

В стране чрезвычайно обострена проблема энергоснабжения для промышленных нужд и гражданского населения. Отсутствие собственных энергоносителей и свободных валютных средств для их импорта привело к острому дефициту энергопотребления в стране. Крайне тяжелое положение сложилось на железнодорожном транспорте. Жизненный уровень вообще и медицинское обслуживание в частности находится на весьма низком уровне, не хватает продуктов питания.

При всем этом страна продемонстрировала силу и стабильность существующего политического режима культа личности Ким Чен Ира и господства Трудовой партии. У КНДР многочисленные и довольно мощные вооруженные силы. На единичных направлениях экономического и социального развития (разработка ракетной техники, жилищное строительство, среднее образование) имеются несомненные достижения.

Межкорейский политический диалог. Несмотря на наметившиеся позитивные сдвиги в отношениях между Югом и Севером после первого межкорейского саммита на уровне президентов, полуостров продолжает оставаться "пороховой бочкой".

Угроза вооруженного противостояния реальна, поскольку до сих пор в приграничных районах сосредоточены войска сторон, находящиеся в повышенной боеготовности. Столица Юга - 12-миллионный Сеул - легкоуязвим для тяжелой артиллерии северокорейской армии. И поэтому, присутствие 37-тысячного военного контингента США в Южной Корее, а в более широком плане - американо-южнокорейское военно-политическое взаимодействие - рассматривается Сеулом в качестве решающего фактора для предотвращения дестабилизации на Корейском полуострове.

Началом реальных экономических контактов между РК и КНДР считается сентябрь 1984г., когда КНДР выступила с инициативой о предоставлении гуманитарной помощи жертвам наводнения в РК, и ЮГ принял это предложение. За этим событием последовало принятие Сеулом специальной декларации 7 июля 1988г. касательно политики развития экономических отношений с Севером.

После внесения либерализационных элементов в политику РК в отношении КНДР в 1988г. объём торговли между двумя Кореями заметно вырос, ассортимент товаров стал более разнообразным. Взаимный товарооборот увеличился с 18,72 млн. долл. в 1989г. до 111 млн. в 1991г. и 425 млн. в 2000г.

Не будет преувеличением сказать, что корейская проблематика входит в сферу интересов крупных держав, в том числе США, КНР, России, Японии и ЕС. 4 июля 1972г. было подписано первое межкорейское совместное Коммюнике. В 1990-1992гг., попеременно в Сеуле и Пхеньяне были проведены 8 раундов переговоров на уровне премьер-министров. 17 сентября 1991г. РК и КНДР одновременно были приняты в ООН. 19 февраля 1992г. вступило в силу "Основное соглашение", подписанное премьер-министрами обеих стран в декабре 1991г. Все это подготовило почву для ключевого в истории разделенного народа события - июньского межкорейского саммита 2000 года. В ходе встречи в базовом документе обозначены вопросы, касающиеся вариантов интеграции двух Корей, воссоединения разделенных семей, экономического сотрудничества и культурного обмена.

Реализация пунктов соглашения придала существенный импульс процессу примирения и эвентуального единения корейского народа. В частности, после саммита проведены несколько раундов переговоров на министерском уровне, организованы взаимные поездки родственников из разделенных семей.

"Дальнейшее развитие ситуации на полуострове зависит также и от позиции крупных держав. Бесспорна ключевая роль США в формировании параметров ситуации на полуострове. Обладает рычагами влияния на ситуацию и Китай. Активизировала усилия по возврату прежних позиций в межкорейском процессе Российская Федерация. В стабильности и предсказуемости ситуации заинтересована Япония.

К сожалению, достигнутый прогресс в постсаммитовский период временами не получал дальнейшего закрепления. Практически все двусторонние контакты были прерваны из-за внешних обстоятельств, в частности, когда новая администрация США объявила о пересмотре политики в отношении КНДР.

Задержка Пхеньяна от проведения второго саммита привела к значительному снижению поддержки "солнечной политики" со стороны южнокорейского общества, которые в своем большинстве считает, что КНДР односторонне использует Сеул для получения экономической помощи.

Перспективы экономических связей Республики Корея и КНДР.

В совместной декларации (саммит 2000г.) есть и одна весьма интригующая формулировка о "сбалансированном развитии национальной экономики" как единого комплекса.

1. Взаимные экономические интересы должны были изменить межкорейские отношения. Если каждая сторона будет извлекать прибыль от делового сотрудничества, то отношения в политической сфере постепенно станут партнерскими.

2. Непременным условием для этого является сохранение мира. При интенсивном экономическом сотрудничестве между странами участники этого процесса станут зависимыми друг от друга и будут озабочены тем, чтобы не нанести вреда партнеру, и как результат следовало ожидать снижения вероятности возникновения межкорейского конфликта.

3. РК имеет не менее значительный интерес в том, что использование дешевого труда в Северной Корее снизит производственные затраты, что позволит ее товарам стать еще более конкурентоспособными. В свою очередь, перед КНДР открывается перспектива привлечения южнокорейских инвестиций и доступ к их технологиям, а также использование возможностей рынка РК.

А это в итоге должно было создать предпосылки для строительства экономической общности "Север-Юг". Без сомнения, южнокорейские бизнесмены ради перспективы готовы инвестировать в страну с однотипной культурой и языком. Северяне, в свою очередь, также не оставались безучастными к наметившимся переменам. Меры, предпринятые КНДР, привели к тому, что был снят ряд ограничений для инвесторов, значительно расширен список областей применения инвестиций.

Ядерная программа КНДР и пути урегулирования корейской проблемы.

Ядерную программу КНДР можно разделить на два этапа. Первый - с середины 50-х до конца 70-х, - когда закладывались основные исследования КНДР в ядерной области, создавалась соответствующая инфраструктура, начиналась подготовка научных и технических кадров. Эта деятельность осуществлялась при содействии СССР, частично КНР. Второй этап - с конца 70-х по настоящее время. Данный период характеризуется развитием научно-производственной базы в основном с опорой на собственные силы, одновременно сопровождается попытками привлечения значительной иностранной помощи для создания атомно-энергетического комплекса в стране, способного существенно снизить остроту энергетического кризиса в КНДР. В это же время КНДР присоединяется к ДНЯО, возникают кризисы 1993-94, 2002-2003 годов, связанные с выполнением обязательств КНДР по ДНЯО и соглашению об осуществлении гарантий МАГАТЭ.

В 1947-50 годах СССР проведены геологоразведочные работы по урановым рудам. Обнаружено, что в Северной около 4 млн. тонн урана пригодны для промышленной разработки. В это же время сооружаются рудники. После окончания корейской войны КНДР приступает к подготовке научно-технических кадров в области ядерных исследований. В 1956 году с СССР подписано соглашение о подготовке корейских специалистов. Они обучаются в МИФИ, МВТУ им.Баумана, МЭИ, проходят стажировку в Объединенном институте ядерных исследований в Дубне. Всего до начала 90-х годов СССР подготовил около 300 корейских специалистов. В это же время в КНДР создаются НИИ в ядерной области: НИИ ядерной физики, НИИ радиохимии. После подписания в 1959 году соглашения с СССР о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии в Ненбене (80 км севернее Пхеньяна) начинается сооружение центра ядерных исследований. В том же году КНДР заключила аналогичное соглашения с КНР. К 1965 году исследовательский центр в Ненбене построен. МАГАТЭ также помогало в создании ядерной базы в КНДР.

Вторая очередь крупного строительства в Ненбене начинается с 1980 года. КНДР начала сооружать собственный завод по производству топливных сборок. Одновременно строится завод по рафинированию урановой руды.

12 декабря 1985 года КНДР подписала ДНЯО. Это было одно из условий СССР по оказанию содействия Пхеньяну в строительстве 4 блоков. Изыскательские работы проводились вплоть до 1991 года, когда сотрудничество было прекращено из-за отказа КНДР оплачивать уже выполненные работы.

В мае 1992 года началась инспекционная деятельность МАГАТЭ в КНДР. Реакцией на настойчивые требования допустить специнспекции двух объектов, которые не были заявлены Пхеньяном как ядерные, стало заявление правительства КНДР от 12 марта 1993 года о выходе из ДНЯО.

В ответ Россия полностью приостановила сотрудничество с КНДР в ядерной области. Резолюция ООН от 11 мая 1993 года с призывом к Пхеньяну вернуться в ДНЯО и продолжить сотрудничество с МАГАТЭ была расценена Северной Кореей как вмешательство в ее внутренние дела и посягательство на суверенитет страны.

В июне 1993 года КНДР в обмен на обязательства США не вмешиваться в ее внутренние дела и не угрожать применением силы заявила о "приостановлении" вступления в силу решения о выходе из ДНЯО. Пхеньян обусловил свое окончательное решение о продолжении участия в Договоре урегулированием военно-политических вопросов на Корейском полуострове и нормализацией своих отношений с США.

13 июня 1994 года заявила о выходе из МАГАТЭ и об отказе от инспекций Агентства.

12 февраля 2003 года Совет Управляющих МАГАТЭ большинством голосов принял резолюцию, которая, среди прочего, предусматривает направление в ООН доклада о несоблюдении КНДР соглашения с Агентством о применении гарантий в связи с ДНЯО. Положение осложнило сделанное 18 апреля Пхеньяном заявление о том, что переработка 8000 стержней, содержащих отработавшее ядерное топливо из реактора в Нёнбёне, находится на завершающей стадии, что означало бы наличие в КНДР значимого количества оружейного плутония.

6 января 2004 года Пхеньян в официальном заявлении ЦТАК, подтвердив свою приверженность "пакетному" урегулированию проблемы, выразил готовность воздерживаться от производства и испытания ЯО и даже заморозить "в качестве первоначальной меры" свою ядерную деятельность в обмен на исключение КНДР из списка стран, поддерживающих терроризм, снятие всех санкций в её отношении и возобновление экономической помощи.

Кроме того, поскольку ядерная программа КНДР в основном является ответной мерой на нажим со стороны США, перспектива её свёртывания почти полностью зависит от смягчения позиции Вашингтона.

С другой стороны, возможности политического манёвра Пхеньяна достаточно ограничены по нескольким причинам. Во-первых, резерв возможных ответных действий КНДР на случай американских демонстративных акций уже практически исчерпан, при этом дальнейшая эскалация напряжённости Пхеньяну явно невыгодна. Во-вторых, КНДР остро требуется экономическая помощь.

В этой связи реальная возможность разблокирования ситуации остается достаточно существенной

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...