Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Журналистика как социальный институт.




Понятие социального института, специфика журналистики как социального института. Основные социальные типы СМИ: государственные СМИ, частные СМИ, общественные СМИ и перспективы их создания в России. Правила функционирования СМИ в демократическом обществе: плюрализм и толерантность. Журналистика как «четвертая власть», властные полномочия СМИ. Проблема информационной безопасности. Государственная политика в сфере СМИ, проблема цензуры.

 

Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. – М., 2005.

 

Социальные институты (лат. «установление», «устройство»)– исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями, и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества (семья, производство, государство, образование, религия). Признаки СИ: 1) совокупность лиц, занятых определённым видом деятельности; 2) система правовых и нравственных норм, традиций и обычаев, регулирующих соответствующие типы поведения; 3) наличие учреждений, снабжённых материальными средствами, необходимыми для какого-либо вида деятельности; 4) связь с социально-политической, правовой, ценностной структурой общества; 5) чёткое разграничение функций каждого из субъектов взаимодействия.

Журналистика – один из важнейших социальных институтов:

- наука о журналистике;

- учебные дисциплины (специальность «Журналистика». В ВГУ подготовка журналистов началась в 1961 г. – на заочном отделении филологического факультета. В 1968 г. был открыт прием журналистов на дневное отделение. В 1985 г. отделение журналистики преобразовано в факультет);

-совокупность профессий (репортер, обозреватель, комментатор, рецензент, очеркист, фельетонист);

-наличие учреждений (газетные и журнальные редакции, теле- и радиокомпании, информационные агентства, пресс-центры, а так же обслуживающие их предприятия: службы связи, полиграфические комбинаты, распространители, образовательные центры);

- профессиональные организации (Международная организация журналистов, Международная федерация журналистов, Комитет защиты журналистов, Репортер без границ; Союз журналистов РФ);

- профессиональные издания («Журналист», «Медиапрофи» и др.);

- национальные премии в сфере журналистики («Правый взгляд» - политическая ж-ка);

- система правовых и нравственных норм (Закон «О СМИ» от 27.12.91, Кодекс профессиональной этики российского журналиста от 23.06.94).

Основные социальные типы СМИ: государственные - создаются различными структурами власти, должны представлять «общие» интересы; частные - СМИ коммерческого характера, выпускаемые ради прибыли. СМИ различных неполитических организаций, имеющие узкую специализацию (партии, творческие и ученые союзы и т.д.); общественные - максимально реализуют общие интересы, выступают с общенародной позиции и предлагают общеприемлемые решения по спорным вопросам жизни общества.

Правила функционирования СМИ в демократическом обществе. В документе Совета Европы «Декларация "Политика в области СМИ для завтрашнего дня» (2000 г.) рядом поставлены и уравнены "в правах" две взаимодополнительных характеристики деятельности СМИ - " плюрализм услуг и содержания средств массовой информации" и "содействие социальной гармонии". Речь идет о толерантности, т.е. высоком уровне благожелательности к иным взглядам, признаваемых в качества равноправных со своими (идея социального партнерства).

СМИ как 4 власть, властные полномочия СМИ: контроль деятельности государственных структур, критика политики и действий власти, публикации официальных документов в государственных СМИ, участие в создании духовной атмосферы в обществе.

Проблема информационной безопасности. Под информационной безопасностью РФ понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства:

1. соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею,

2. информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации,

3. развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации,

4. защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа. Законодательная база – ст.5 закона «О гос. тайне» - перечень сведений, сост. гос. тайну, ст. 23 Конституции – тайны частной жизни, закон «О служебной тайне», закон «О коммерческой тайне».

В законодательстве РФ находит свое выражение государственная политика в сфере СМИ. Основные законы РФ, имеющие отношение к СМИ: Конституция РФ, Закон «О СМИ», Закон «О рекламе», Закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан», Закон «О связи», Закон «Об информации, информатизации и защите информации», Закон «О государственной тайне» и др.

Проблема цензуры. Свобода слова в России — гарантируемое Конституцией Российской Федерации (ст.29, п. 4,5) право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Цензура запрещена (ст.29, п.5). Ст.4 Закона «О СМИ»: ограничения на реализацию свободы слова СМИ. Запрещено использование СМИ «в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности […], других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости», запрещает распространение информации о запрещённых за экстремизм организациях и о способах производства и местах приобретения наркотиков, и ограничивает работу журналистов при освещении контртеррористических операций».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...