Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные требования к анкете и способы их кодировки.

 

Совокупность вопросов разного типа еще не является полноценным инструментом социологического исследования, способным предоставить исследователю необходимую информацию. В процессе разработки социологического инструментария следует обратить внимание на выделении в композиции анкеты нескольких элементов.

Вводная часть опросника должна содержать наиболее простые вопросы, которые позволят наладить контакт с респондентом и подготовить его к процедуре опроса. Не следует в самом начале анкеты располагать вопросы, которые могут оказаться трудными для восприятия.

Основная часть анкеты включает вопросы, целью которых является предоставление информации, необходимой для решения исследовательских задач. В процессе разработки основной части анкеты следует учитывать прежде всего не логику исследователя, а психологическое восприятие респондентом задаваемых вопросов.

За основной частью анкеты следуют вопросы Паспортички, которые предоставят исследователю сведения о социально-демографических характеристиках участников опроса. Чаще всего здесь используются вопросы о поле, возрасте, роде занятий, материальном и образовательном статусе респондентов.

Социологическая анкета должна соответствовать ряду требований, реализация которых приведет к повышению уровня надежности информации, полученной в ходе исследования, а также снимет некоторые процедурные трудности, возникающие в ситуации опроса.

Во-первых, анкета должна быть анонимной. Факт конфиденциальности предоставляемой информации должен постоянно подчеркиваться в процессе общения социолога с респондентом.

Во-вторых, ситуация анкетного опроса должна быть обязательно подготовлена (должны быть оформлены соответствующие документы, сделано объявление о проведении социологического исследования и пр.).

В-третьих, анкета должна содержать титульный лист, на котором указывается адресная часть (организация, которая проводит исследование), наименование документа (анкета или бланк интервью), обращение к респонденту, состоящее из указания темы исследования и общей инструкции по заполнению, время и место заполнения, составители.

В-четвертых, анкеты должна включать указания по технике заполнения конкретных вопросов (например, если респондент может выбрать несколько вариантов ответа, то такая возможность должна быть обозначена в соответствующем вопросе). В целом техника оформления анкеты должна быть единообразной.

В-пятых, не рекомендуется использовать в анкете сокращения.

Анкета должна быть построена стилистически грамотно, напечатана на плотной белой бумаге достаточно крупным шрифтом. Недопустимым является перенос вопроса со страницы на страницу. С целью улучшения психологического восприятия анкеты можно использовать рисунки на ее полях.

В заключение подчеркнем, что любой метод сбора социологической информации обладает как преимуществами, так и ограничениями, поэтому в процессе проведения исследования социолог должен обращать внимание прежде всего на специфику изучаемого объекта, учитывать наличие опыта использования конкретного метода сбора данных, а также ресурсные возможности данного исследовательского проекта. С целью преодоления ограниченности отдельных методов следует ориентироваться на комбинирование опроса, наблюдения и анализа документов.

 

ИЛИ

 

Анкета – это главный инструмент опросов, носитель, к которому предъявляются особые требования.

Основные положения анкетного метода опроса:

1) респондент должен хорошо понимать вопрос, на который ему предстоит ответить:

– анкета не должна содержать трудных слов и специальных терминов;

– вопросы анкеты должны быть легкими и иметь однозначный ответ;

– формулировка вопросов на предмет понимания их респондентами должна специально проверяться при пробном тестировании анкеты;

2) респондент должен иметь возможность ответить на вопрос:

– вопросы должны касаться только имеющегося у респондента опыта;

– вопросы не должны задаваться на уровне подсознания респондента;

– вопросы должны учитывать ненадежность памяти респондента;

3) респондент должен иметь желание давать откровенные и правдивые ответы:

– вопросы не должны носить ярко выраженного личного характера;

– вопросы не должны затрагивать деликатные темы;

– вопросов должно быть разумное количество.

 

 

Кодирование анкеты

 

Следующая задача, которую необходимо решить — это под­готовка данных для ввода в компьютер. Для этого необходимо решить, каким образом будет отражаться в компьютерном представлении каждый вопрос анкеты, и каждый вариант ответа на него.
Вне зависимости от конкретной программной реализации можно считать, что в результате ввода данных опроса в компьютер формируется прямоугольная таблица, в каждой строке которой содержатся сведения об ответах определенного респондента. Разработка правил занесения этой информации в таблицу данных называется кодированием.
Согласно общим правилам кодирования числа заносятся в таблицу данных так, чтобы ответы всех респондентов на один и тот же вопрос располагались друг под другом, образуя столбцы таблицы.

 

Существуют три основных способа присвоения кодов ответам на вопросы. 1. Кодирование информации сплошное кодирование, при котором каждая группа ответов получает уникальный числовой код. Например, ваш пол: 001 -мужской, 002-женский; ваша партийность: 003 беспартийный, 004член ВЛКСМ, 005-член КПСС. 2. Несплошное кодирование, при котором фиксируется номер каждого вопроса, а группы возможных ответов каждый раз нумеруются заново. Например: 01. Ваш пол: 1-мужской, 2-женский: 02. Ваша партийность: 1 беспартийный, 2 член ВЛКСМ, 3 член КПСС. 3. Позиционное кодирование. При этом фиксируется положение ответа на каждый вопрос анкеты за определенной позицией (колонкой) перфокарты или магнитной ленты, что забирает меньше времени на кодировку анкет. Выбор способа кодирования зависит преимущественно от возможностей тех программ обработки информации, которые имеются на доступной социологу ЭВМ, однако позиционное кодирование имеет ряд преимуществ перед другими системами.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...