Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Журналистика, публицистика и литературная критика 1840-50-ых гг.




Белинский первым, исходя из реальной обстановки 40-х годов, серьезно двинул вперед принципы журнализма. Он прекрасно изучил и оценил опыт Карамзина, Пушкина и Полевого. В условиях нарастания противоречий крепостного уклада, усиления крестьянских бунтов против помещиков острее, чем при декабристах, встал вопрос о путях дальнейшего прогресса, путях развития России, о выработке правильной революционной теории.

В этих условиях сформировались идеологические течения:

«официальная народность» Погодин, Шевырев были консервативны: ничего не хотели менять в жизни, только укреплять самодержавие и православие.

«славянофилы» братья Киреевские, Хомяков, Аксаков – критикуя недостатки русской жизни, искали идеал в прошлом, отстаивая самобытность России

«западники» Боткин, Грановский – развитие мирным путем европейских буржуазных отношений

революционные демократы Белинский, Герцен желая европеизации России, стремились к социализму, к справедливому обществу без эксплуатации и частной собственности

«Отечественные записки» Краевского 1818. В условиях 40-х годов, когда надо было еще подготовить широкое общ. мнение в пользу отмены кр. права, просвещения и прогресса, «западники-либералы и рев. демократы сотрудничали вместе в «Отечественных записках». Первоначальный успех журнала был построен на противопоставлении «Библиотеке для чтения». Все объединились вокруг нового журнала и вступили в конкурентную борьбу с полуофициозной и подчас пошлой жур-кой, стоявшей на пути прогресса.

Популярность «Отечественных записок» связана с именем Белинского, который сотрудничал в журнале как лит. критик и публицист. При нем энцик. журнал Краевского приобрел направление, кот. проводилось через все отделы журнала. Вскоре в журнале приняли участие Некрасов, Герцен, Панаев, Огарев, Лермонтов, Тургенев.

Постепенно журнал становится рупором борьбы против крепостничества, рутины, застоя. Большую роль здесь сыграла защита гоголевского направления в лит-ре как напр. критич. реализма. Не менее важным оказалось критич. отношение к идеализму в области философии. Статьи Герцена по философским вопросам «Дилетантизм в науке», «Письма об изучении природы», опубликованные в журнале, были высоко оценены современниками как защита передового, материалистического мировоззрения. Белинский и Герцен истолковывают философию как алгебру революции.

Белинский выступает как активный полемист против всех противников прогресса, начинается полемика со славянофилами. Памятниками этой борьбы являются статьи Белинского «Педант», «Парижские тайны». Белинский превратил «Отеч. записки» в полит. трибуну борьбы против кр.права, подготовки общ. сознания к неизбежности его отмены. Разбирая произведения Лермонтова, Пушкина, Гоголя, он выстроил свою систему ценностей в рус. лит., дал глубокое истолкование их творчества.

Статьи Белинского были проникнуты горячей любовью к родине. Критик-публицист защищает человеческое достоинство в людях, просвещение, высокую нравственность; проповедует передовое искусство и лит. Особенно удачно работает критик в жанре обозрений. Его статьи, по свидетельству современников, читали с жадностью. Были случаи, когда молодые люди перекупали право первому прочитать журнал с материалами Белинского. «Отеч. зап.» скоро стали самым популярным журналом. В 1846 г. они имели 4 тысячи подписчиков.

Однако политическая осторожность и эксплуататорские склонности Краевского заставили в 1846 г. уйти из журнала Белинского, Некрасова, Герцена и других.

«Современник» Некрасова В 1846 г. Некрасов и Панаев приобретают у Плетнева журнал «Современник». Идейным руководителем журнала становится Белинский. 1847—1848 гг. - короткий, но самый яркий период в журн. и общ-пол. деят-ти Белинского. «Письма к Гоголю» — его единственное произведение, написанное без оглядки на цензуру и известное долгое время только в рукописных списках. В этом произведении публицист выступил в защиту гражданского значения лит-ры, против кр.права и самодержавной формы правления, против догматов православной церкви. Самыми важными, насущными задачами своей страны он провозгласил уничтожение кр.права, отмену телесного наказания и введение элементарной законности. Осуществление этих требований обеспечило бы прогресс России. С этих позиций и оценивает Б. состояние лит., жур-ки, ведет полемику со всеми, кто мешает общ. и соц. прогрессу страны. Его обозрения русской литературы за 1846 и 1847 гг., статьи по поводу последних произведений Гоголя («Выбранные места из переписки с друзьями») стали манифестом передового движения России.

После ухода Белинского из «Отечественных записок» журнал Краевского занял умеренно-либеральную позицию.

«Москвитянин». Умеренную позицию занимали и возникавшие славянофильские журналы. Наиболее крупный из них «Москвитянин» в 40-е годы имел отдел «Духовное красноречие», защищал национальную самобытность России, печатал сербских, болгарских, чешских авторов. Ведущую роль в нем играли братья Аксаковы, Хомяков, И. Киреевский. Славянофилы пытались оспаривать взгляды Белинского на поэму Гоголя «Мертвые души», его представления о прогрессе. В 50-е годы в журнале печатался драматург Островский, оригинальный критик Ап. Григорьев. Объективная оценка купечества, высоких нравственных качеств купцов, их жен, дочерей существенно дополняла привычную негативную картину жизни этого сословия. Ап. Григорьев (позднее работавший в журналах братьев Достоевских «Время» и «Эпоха») как критик не примыкал ни к лагерю Белинского, ни к сторонникам аристократического, эстетического направления, считая, что лит-ра, искусство отражают жизнь, передают цвет и запах эпохи, а критика ищет в произведениях искусства связь с действит-ю.

Позднее славянофилы издавали несколько газет: «Молва» (1857), «Парус» (1859) и др. К сожалению, они быстро закрывались пр-вом за противопоставление жизни простого народа и господ (ст. Аксакова «Опыт синонимов: Публика — народ» в газете «Молва»), за требование славянофилами свободы слова, гласности.

Этапы деятельности Белинского:

1. 1835-1837 (период худ. мечтаний) деят-ть начинается в телескопе. «ничто ни о чем», «Лит. мечтания».

2. 1837-1841 Период философ. примирения с действит-ю - идейно – мировоззренческий кризис, увлекается философией Гегеля. Переходит в «Московский наблюдатель»: «Бородинская годовщина», «Мочалов в роли Гамлета». Идеи: понятие нравственного закона (у человека есть свои мысли на пережитое). В искусстве должна быть объективность. Искусство не должно быть учебным. Искусство не должно требовать иллюзий.

3. 1841-1848 «Отечественные записки» - взгляды меняются. 1846 переходит в «Современник». Идеи: литература – как гувернер жизни (должно воспитывать). Искусство не должно быть отражением частного и случайного, а закономерным. Критик должен разбирать не то, что хотел сказать автор, а что сказалось на его произведении. Лит. критич. статьи – главные выражающие общественные позиции.

 

 

Общественно-политические тенденции 40-50-х гг. характеризуются сохраняющимися противоречиями в политическом устройстве и экономическом укладе страны. Крепостное право, феодальные отношение, противодействие капиталистическим преобразованиям – все это тормозит развитие страны, и обсуждение этих проблем мы находим на страницах печати. Острота противоречий приводит мыслящую часть общества к осознанию необходимости в любой форме сделать эти проблемы предметом обсуждения общественности. Возникает литературное направление критического реализма. Журналистика стремится доступными средствами участвовать в этом процессе. Причем взгляды журналистов, издателей, общественных деятелей, литераторов на благоприятные для России пути развития и решения острых социальных и политических вопросов разделяются. Одни видят выход в реформах западного типа, другие проповедуют теорию “официальной народности” и надеются на охранительную роль власти и религии, третьи зовут назад в “светлое прошлое” и ругают все иностранное, как главный источник зла. Есть и еще одна группа интеллектуалов, которые хотят радикально переустроить общество и тем самым решить все проблемы. Возникают идеологические течения:

“Официальные народники” (М.П.Погодин, С.П.Шевырев), “западники” (В.Н.Боткон, Т.Н.Грановский), “славянофилы” (И.В. и П.В.Киреевские, А.С.Хомяков, К.С.Аксаков), “революционные демократы” (В.Г.Белинский, А.И.Герцен).

Издания сторонников “официальной народности” занимали охранительную, консервативную позицию. Существующая власть от Бога, главные добродетели – терпение и смирение, западные перемены пользы России не принесут – у нас особый путь – вот лейтмотив этих изданий. Это издания “триумвирата” – Булгарина, Греча и Сенковского. О них мы уже рассказывали. Это газеты “ Северная пчела”, журналы “Сын Отечества”, “Русский вестник”, “Библиотека для чтения”. Кроме этих изданий были:

“Репертуар и Пантеон” (1842-1856) появился благодаря слиянию двух литературно-театральных журналов “ Репертуар” Булгарина и “Пантеон” Полякова. Его издателем стал Песоцкий, а редактором сначала Булгарин, затем Межевич. В журнале печатались материалы, связанные с театром – биографии актеров и музыкантов, театральные обозрения, пьесы, театральные мемуары и хроника, закулисные сплетни и слухи, театральные анекдоты. В 1847 г. издателем и редактором журнала стал Ф.Кони, что положительно сказалось на углублении его содержания. Многие пьесы А.Островского впервые были опубликованы в этом журнале.

“Маяк” (1840-1845) - одно из ведущих изданий этого направления. Его ориентиры – религиозность, патриотизм, народность. Издатели и редакторы его – П.Корсаков и С.Бурчак. На страницах журнала критиковали Пушкина за недостаточную религиозность, отрицательно относились к французской литературе, особенно к Гюго и Жорж Санд. Убеждали читателей, что единственная, достойная внимания культура – это русская, а западная европейская культура русским не нужна, она чужда им. Тираж журнала около 800 экземпляров. Позиция сторонников “официальной народности” была близка к славянофильской. Несколько изданий у них были общими – это “ Московский наблюдатель” и “Москвитянин”.

Издания “славянофилов”. Их сравнительно немного, ибо приверженцы славянофильских взглядов вообще отвергали такой путь общения с народом. Их способ – это университетская кафедра или непосредственное общение с людьми. Для этого видные славянофилы, например К.С.Аксаков, регулярно посещали светские собрания, где вели свою проповедь возврата к истинно русскому во всем – в поведении, одежде, привычках, взглядах, экономическом и политическом устройстве. Но все-таки прессу использовали для пропаганды своих взглядов. Сначала это выл орган официальных народников “ Московский наблюдатель” - научно-литературный журнал славянофильского направления.Здесь печатались Киреевский, Языков, К.Аксаков. Они отстаивали идею самобытности России, идеализировали старину, патриархальную гармонию отношений бояр и народа, русскую общинность, начала народовластия. Но этот журнал вскоре сменил свое направление из-за семны редактора и с приходом туда Белинского. Затем центр славянофильской журналистской пропаганды переходит в журнал “ Москвитянин”, который создавался как консервативное славянофильское издание. Главный его отдел “Духовное красноречие” писал о православной самобытности России, противопоставлял ее “загнивающему” Западу, печатал произведения чешских, сербских, болгарских авторов. Они пытались спорить с Гоголем и Белинским по вопросу о прогрессе. Здесь восхвалялись нравственные качества купечества, но одновременно публиковались пьесы А.Н.Островского, показывающие будни купеческой жизни. Ап.Григорьев, примыкавший по взглядам к славянофилам, весьма своеобразно толковал в своих критических статьях сами пьесы и их женские образы. Видел в них идеализацию патриархальной самобытности, нравственную чистоту героев. Были у славянофилов и несколько газет, но и они вызывали недовольство цензуры из-за противопоставления жизни народа и господ.

“Молва” (1857).

“Парус” (1859).

Издания “западников”.

“Отечественные записки”. Журнал был основан в 1818 г. Свиньиным. В нем публиковались статьина исторические и географические темы, а также сообщения о быте и нравах русского народа, который благоденствует под властью царя, церкви и дворянства. Журнал особого успеха не имел. В 1831 г. перестал выходить. Но в 1838 г. Свиньин попробовал возобновить издание. Но опять неудачно. И он передал права на издание А.А. Краевскому, человеку с литературными способностями и опытом, а также с хорошей деловой хваткой. Он давно мечтал об издании журнала. Он придерживался прозападного направления. Журнал был объемный, энциклопедический. Пользовался успехом. Почти сразу в нем стал сотрудничать Белинский, высоко его ценил. При Белинском издание получило четкое направление - борьба против крепостничества, пережитков, застоя, азиатчины. Особенно эта позиция была заметна в отделах библиографии и критики, в которых Белинский выступал со статьями. В работе журнала участвовали Некрасов, Герцен, Панаев, Огарев, публиковались Лермонтов, Кольцов и Тургенев. Журнал активно полемизировал с изданиями Булгарина, Греча, Сенковского, особенно с “ Библиотекой для чтения”, а также со славянофильскими изданиями. Белинский привлек к работе в журнале многих видных литераторов – Достоевского, Салтыкова-Щедрина, Одоевского, Даля, Фета, Майкова и других. Интересен был и отдел переводов журнала – Диккенс, Ф.Купер, Жорж Санд, Г.Гейне. Из зарубежных писателей прошлого на страницах этого издания появились лишь Гете и Шекспир. В отделе критики публиковали обзоры не только отечественной, но и зарубежной литературы, помещали переводы критических статей иностранных авторов. Появлялись в журнале и полемические статьи против выступлений в печати известных славянофилов. Журнал высказывался за распространение просвещения, за свободу, за прогрессивные формы экономической, политической и культурной жизни. Ратовал за всестороннее развитие страны и ее народа. Боролся с крепостничеством, используя для этого все возможные поводы. Например, публиковал статьи о рабстве в Америке. Писал о новых методах труда, подводя к мысли о необходимости отмены крепостного права. Важное место отводилось национальной культуре России и осуждалось пренебрежительное отношение к ней дворянства. Несмотря на западнические взгляды сотрудничающие в журнале Герцен и Белинский нимало не преклонялись перед Западом, хотя и объективно оценивали большие достижения его капиталистический цивилизации. Многие материалы в журнале посвящались развитию науки, освещению новых наработок философии. Однако в 1846 г. Белинский, Некрасов и Герцен ушли из журнала, после чего он занял либеральную позицию.

“Современник”. Журнал, основанный А.С.Пушкиным в 1846 г. приобретают у Плетнева Некрасов и Панаев. Среди ведущих его сотрудников – Белинский, фактически осуществлявший идейное руководство. Он работал здесь всего два года, но это самый заметный период в жизни обновленного журнала. “Письмо к Гоголю” - своеобразное программное произведение Белинского, долгое время известное только в рукописном варианте. Здесь выражен его взгляд на роль литературы и публицистики в борьбе с крепостничеством, с произволом власть имущих, с пережитками самодержавия. Именно с такой меркой подходит Белинский к оценке современной ему литературы и публицистики, в этом ключе реагирует на выступления других журналов, с таких позиций участвует в полемике с оппонентами. Это обеспечило успех журнала. Он выходит тиражом 3100 экземпляров, начинает приносить доход. После смерти Белинского журнал остается одним из лучших журналов. На его страницах появляются произведения Толстого, печатаются Тургенев Гончаров, Писемский. Закрыт журнал был в 1866 г.

Издания “революционных демократов” – это издания, выпускавшиеся за границей и доставлявшиеся в Россию нелегально. Первым, кто стал этим заниматься, был А.И.Герцен, талантливый публицист, литератор и философ. Он решил на деле показать силу свободного печатного слова и начал издание своего альманаха и газеты при нем. Он был сторонником русского утопического социализма. И главной задачей своей журналистской и издательской деятельности считал революционную пропаганду. Критика крепостничества, просвещение народа, распространение идей утопического социализма, опора на русскую крестьянскую общину – вот главная тематика его изданий. На их страницах он поддерживал революционные проявления в разных странах, прежде всего польских повстанцев России. Сначала Герцен издает брошюры, затем альманах и газету.

Издания Герцена: альманах “Полярная звезда” (1855) и газета “Колокол” (1857-1867). Альманах выходил в Лондоне. Название полностью повторяет заглавие альманаха декабристов. Отражено это и в оформлении – на обложке портреты всех казненных декабристов. Первый номер вышел к годовщине их казни – 25 июля 1855 г. Главное в нем – письмо императору Александру II, в котором он требовал свободы слова и освобождения крестьян. Издание получило распространение в России. Через год вышел второй номер. В нем были опубликованы запрещенные стихи Пушкина, Рылеева и других поэтов. Литературные произведения и у Герцена играли пропагандистскую роль и воспринимались как публицистические материалы читателями. Таковы были особенности времени. Альманах выходил редко. Герцен решил выпускать в дополнение к ней газету “ Колокол”. Эта первая революционная газета имела эпиграф “ Зову живых!”. Выходила раз в месяц, а став самостоятельным изданием в 1861 г., – два раза в месяц. Главная тема выступлений газеты определялась провозглашенным в “ Полярной звезде” девизом: Везде, во всем, всегда быть со стороны воли против насилия, со стороны разума против предрассудков, со стороны науки против изуверства…” Здесь публиковались злободневные острые сообщения из России. Многие материалы были написаны в жанре революционных воззваний за освобождение крестьян от гнета помещиков, за отмену цензуры и свободу слова. За освобождение крестьян от побоев. В своих выступлениях Герцен беспощадно критиковал самодержавие, помещиков, сановников-казнокрадов. Он способствовал развитию новых жанров революционной публицистики: передовой статьи, критической корреспонденции, памфлета открытого письма. Отмена крепостного права сначала обрадовало Герцена. Но потом стало ясно, что проблем едва ли стало меньше. Крестьяне без земли, власти все так же ведут антинародную политику. Словом, для публикаций у Герцена недостатка в темах не было. Пишет для этого издания и его друг Огарев. Успех газеты в России был огромен. Ее читали многие. Тираж составлял 2500-3000 экземпляров. Естественно, издавалась газета на собственные средства издателя. Однако цели своей Герцен не достиг – революции в России не произошло. Свобода слова не была обретена. Демократия не сформировалась. Он испытал некоторое разочарование. И понял, что стихийные крестьянские бунты, бессмысленные и беспощадные, по его словам, не могут привести к успеху. В последние годы он стал больше материалов в газете посвящать опыту революционной борьбы в европейских странах, деятельности I Интернационала. В 1867 г. издание прекращается. Однако влияние публицистики Герцена на русское общество и на журналистику в целом весьма значительны.

Главное в творчестве В.Г.Белинского – революционно-демократическая устремленность критика, его связь с идеями освободительного движения своего времени. Он был первым профессиональным демократическим журналистом, который своими поисками и размышлениями в области истории и теории журналистики заложил основы науки о печати. Он впервые в России сформулировал те требования, которым должно отвечать журналистика, в статье “Ничто о ничем, или отчет г. издателю “Телескопа” за последнее полугодие (1835) русской литературы”. Статья написана в форме обозрения. Заголовок позволяет затронуть множество тем и сюжетов. Белинский рассматривает только журналы. В них находит наиболее полное выражение ведущих тенденций времени. Широко освещает вопросы журналистики. Это одна из первых теоретических работ в этой области. Он касается вопросов о направлении журнала и о способах влиять на публику. Цели и функции периодического издания и различных его отделов – все это нашло отражение в статье. Белинский видел в журнале огромную идеологическую силу и хотел направить ее на решение демократических задач. Он расширил понятие о журналистике - не только способ интеллектуального развития народа, но и единственный способ пробуждения его политического и правового сознания. “Журнал должен иметь... физиономию, характер; альманачная безличность для него всего хуже. Физиономия и характер журнала состоят в его направлении, его мнении, его господствующем учении, которого он должен быть органом...”. Статья интересна для понимания журнальной борьбы 30-х гг. XIX в. В ней выковывалась демократическая пресса. Статья направлена против антидемократических концепций и охранительной деятельности журнального триумвирата. Публицист Белинский выступает против Булгарина, который, как он считает, издевается над русским народом и его литературой, против издателя “Библиотеки для чтения” Сенковского, провозгласившего, как он утверждает, беспринципность и безыдейность основой своей редакторской деятельности. Он осуждает субъективный характер критики “Московского наблюдателя”. Белинский пытается понять причины роста журнальной промышленности, причины влияния журналистики торгового направления. Оно было довольно значительно. При неразвитости в России капиталистических отношений, русские буржуа научились извлекать выгоду из печатного слова. Благородная просветительская и гуманистическая роль прессы уступила место откровенной торговле словом - доходы издателей находились в прямой зависимости от обесценивания идей, выражаемых журналами. Он старается понять причину их популярности. Учит распознавать истинные ценности и ложные декларации. Статья полна пафоса и борьбы против журнального триумвирата (Сенковского, Булгарина и Греча с их изданиями). Они, по мнению Белинского, своей пошлостью, ограниченность и явным расчетом на помещичьи вкусы стояли на пути прогрессивной журналистики, которая хотела приобщить русских людей к достижениям европейской культуры, возбудить их жажду знания, интерес к прогрессу и стремление к свободе. В торговой журналистике он видит и положительные черты – ее занимательность, доступность, разнообразие и богатство материалов. Он считает необходимым использовать это передовой журналистикой. Но безусловно выступает за идейность изданий одновременно с использованием способов “завоевания” читателей. Но этим не ограничивается вклад Белинского в отечественную журналистику. Он развил и сделал универсальным жанр литературной критики, который стал ведущим в журналистике второй половины XIX в. Белинский создает теорию реализма, основными тезисами которой являются самобытность и народность (т.е. правдивость, верность) литературы. Работы критика долгое время были нравственными и эстетическими ориентирами для интеллектуальной части общества.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...