Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Политический режим: понятие и виды.




В научной литературе понятию «политический (государственный) режим» дается неодинаковая трактовка. Немецкий юрист К. Левенштейн связывал это понятие с численностью партий, французский политолог К. Бюрдо - с существованием или отсутствием правительственной оппозиции. Д. Истон понимает режим как стиль правления и совокупность процедур и урегулирований. Вид политического режима связывается различными авторами со степенью централизации государственного аппарата, с наличием политических свобод, с практикой выборов и т.д. В обыденном словоупотреблении под режимом нередко понимаeтся весь государственный строй.

Термин «политический режим» употребляется для характеристики функциональной стороны формы государства. В отечественной литературе данный термин впервые использовал И.Д. Левин в начале 40-х гг. как совокупность методов осуществления государственной власти. В дальнейшем ряд ученых стали различать политический и государственный режимы, указывая, что политический режим включает методы деятельности не только государства, но и других элементов политической системы общества - политических партий, массовых движений и др. Таким образом, политический режим иногда понимается как более широкое понятие, включающее в качестве своей составной части государственный режим. В.Н. Протасов различает политический режим в широком и узком смысле. В узком смысле под политическим режимом он понимает государственный режим, в широком - всю политическую атмосферу общества, которая создается взаимодействием гoсударственной власти с другими политическими силами и институтами общества.

Государственный режим – это элемент формы государства, который характеризует совокупность методов осуществления государственной власти.

Понятие «ПР» вкл-т в себя след-е признаки:

1. степень участия народа в мех-мах формир-я полит-кой власти, а также сами способы такого формир-я; 2. соотнош-е прав и свобод чел-ка и гражд-на с правами Г-ва; 3. гарантир-ность прав и свобод личности; 4. хар-ка реальных мех-мов осущ-ния власти в общ-ве; 5. степень реал-ции политвласти непосредственно народом; 6. положение СМИ, степень гласности с общ-ве и прозрачности госаппарата; 7. место и роль негос-ных стр-р в политсистеме общ-ва; 8. соотнош-е м/у законодат-ной и исполн-ной ветвями власти; 9. хар-р правового регулир-я (стимулирующий, ограничивающий) в отнош-и граждан и должн-х лиц; 10. тип политич-го поведения; 11. хар-р политич-го лидерства; 12. учет интересов меньш-ва при принятии политрешений; 13. доминир-е определённых методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осущ-нии политвласти; 14. степень верхов-ва закона во всех сферах общ-ной жизни; 15. принципы взаимоотнош-я общ-ва и власти; 16. полит-е и юрид-е положение и роль в общ-е силовых стр-р гос-ва (армия, полиция, органы госбезоп-ти); 17. мера политич-го плюрализма, в том числе многопартийности; 18. сущ-вание реальных мех-мов привлечения к полит-кой и юрид-й ответст-ти должн-х лиц, включая самых высших.

Демократический режим и его признаки.

К важнейшим признакам демократического гocударственного режима относятся следующие:

1. Подотчетность и подконтрольность органов власти народу.

2. Правление большинства с учетом интересов

меньшинства. 3. Свобода слова и критики, наличие легальной оппозиции.

4. В государственной деятельности доминирует убеждение, а не принуждение.

5. Идеологический плюрализм, т.е. никакая идеология, в т.ч. религиозная, не м.б. признана в кач-ве обязат-ной или гос-ной.

6. Политический плюрализм. Он означает, что любой дееспособный гражданин может быть организатором или участником любой политической партии, деятельность кoтopoй не противоречит Конституции, либо может являтьсябеспартийным. Политический плюрализм предполагает наличие в государстве многопаpтийной системы.

7. Выборность и сменяемость органов государственной власти, гласность их деятельности.

8. Провозглашение, реализация, охрана и защита прав и свобод человека и гражданина.

9. Провозглашение и функционирование принципа разделения властей.

Недемократические режимы

Вопрос о видах недемократических является дискуссионным в отечественной науке. Ряд авторов называют их антидемократическими, однако с этим вряд ли можно согласиться, поскольку не всякий режим, где отсутствуют развитые демократические институты по своей направленности будет антидемократическим. Неверным представляется также сведение недемократических режимов к тоталитарным и авторитарным, так как тоталитарный режим появляется лишь в ХХ в. Некоторые авторы предлагают выделять также так называемые переходные режимы с демократической или авторитарной направленностью.

Различные недемократические режимы обладают целым рядом общих признаков. К ним можно отнести доминирование в методах осуществления гocударственной власти принуждения, а не убеждения, нарушение со стороны государства прав и свобод человека и гражданина, отсутствие свободы слова,. преследование инакомыслия.

К недемократическим режимам следует отнести деспотический, тиранический, тоталитарный, военный, чрезвычайный, либеральный.

Деспотический режим был в первую очередь характерен для стран Древнего Востока. В деспотии правитель обладает практически неограниченной властью, считается Богом на земле или божественным ставленником. Отсюда вытекает вера в непогрешимость лидера, беспрекословное подчинение ему.

Тиранический режим отличается от деспотического нелегитимным характером власти. Словом «тиран» в Древней Греции называли узурпаторов власти. При тираническом режиме существует широкая оппозиция власти узурпатора, которая жестоко подавляется.

Тоталитарный режим возникает в XX в, как реакция некоторых государств на необходимость быстрого экономического роста в условиях враждебного окружения. Для данного вида режима характерны господство одной идеологии (например, фашистской), наличие харизматического лидера, развитая карательная система, милитаризация общественной жизни и агрессивная внешняя политика, тотальное вмешательство государства в регулирование общественных процессов, широкое использование принудительно, го труда, сращивание государственных и партийных органов. В литературе данный вид политического режима иногда подразделяется на жесткий и мягкий. Если при мягком тоталитаризме частная собственность в целом сохраняется, то при жестком — уничтожается, обобществляется.

Военный режим нередко встречается в странах Латинской Америки, в конституциях которых часто провозглашается особая роль армии в политической жизни страны. Некоторые западные политологи считают военный режим наиболее эффективным для некоторых стран, где слабы демократические традиции. При военном режиме верховная власть принадлежит единоличному диктатору либо группе диктаторов (военной хунте). Действие конституции отменяется либо приостанавливается, могут распускаться политические партии, ограничиваются некоторые политические права и свободы (свобода печати, шествий и митингов и др.). Как правило, военные режимы недолговечны, так как военные, предъявив претензии предыдущему правительству, после стабилизации ситуации обычно назначают новые выборы.

Чрезвычайный режим (чрезвычайное положение) устанавливается при попытках государственных переворотов, массовых беспорядках, стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях. Как правило, чрезвычайный режим вводится главой государства с согласия или с обязательным уведомлением парламента. I При чрезвычайном режиме ограничивается ряд прав и свобод, при-! чем характер ограничиваемых прав зависит от причин установления чрезвычайного режима (например, при эпидемии ограничивается свобода передвижения, при массовых беспорядках — свобода шествий и митингов и т.д.).

Либеральный режим считается переходным от недемократических к демократическим. При данном режиме демократические права и свободы провозглашаются, но реально не осуществляются в силу слабости демократических традиций, культурной и экономической отсталости населения.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...