Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формы и причины домашнего насилия




 

В современной отечественной психологической литературе выделяют 3 основные формы жестокого обращения в семье: физическое насилие, сексуальное насилие или развращение, психологическое (эмоциональное) насилие.

Физическое насилие - преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку родителями или лицами, их замещающими либо ответственными за воспитание, либо другим членам семьи. Эти повреждения могут привести к смерти, вызвать серьезные нарушения физического или психического здоровья или отставание в возрастном развитии.

Физическое насилие трактуется как намеренное использование физической силы или орудий для причинения женщине повреждений или травм.

Физическое насилие проявляется в форме угроз применения физической силы (угроза ударить, избить, убить); пугающих жестов (попытка замахнуться, ударить); применения силы помимо нанесения ударов (потрясывание, толчки, удержание силой, причинение сильной боли - выкручивание рук, угрозы оружием или предметом, которым можно убить человека); в форме нанесения ударов и избиения.

Это один из наиболее распространенных и опасных типов насильственных действий.

Сексуальное насилие, или развращение вовлечение ребенка или любого члена семьи с его согласия или без, осознаваемое или неосознанное им в силу возрастной незрелости или других причин, в сексуальные отношения со взрослыми с целью получения последними выгоды, удовлетворения или для достижения корыстных целей.

Под сексуальным насилием подразумеваются случаи сексуальных действий, если они совершались с применением угрозы или физической силы, а также если разница в возрасте насильника и жертвы составляет не менее 3-4 лет.

Психическое (эмоциональное) насилие периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на члена семьи, приводящее к возникновению у него патологических черт характера или же тормозящее развитие его личности (постоянная критика, угрозы в адрес члена семьи, предъявление повышенных требований, не соответствующих возрасту ребенка, и др.)

К этой форме насилия относятся: открытое неприятие и постоянная критика; угрозы, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия, оскорбления и унижение достоинства; преднамеренная физическая или социальная изоляция; предъявление требований, не соответствующих возрасту и возможностям; ложь и невыполнение обещаний; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее психическую травму и др.

Среди факторов, влияющих на изменение личности в условиях домашнего насилия, на наш взгляд, можно выделить следующие: 1) сам характер осуществляемого насилия (вид и форма насилия, его длительность, интенсивность), 2) личностные особенности, сформированные ранее под влиянием отношений в родительской семье, 3) социокультурные стереотипы отношения к домашнему насилию, 4) внутренняя позиция и степень личностной активности.

Изменение любого из условий приводит, как известно, к изменению ситуации в целом. Первый и третий из перечисленных факторов являются внешними, объективно влияющими на личность. Старая французская поговорка гласит; «Смерть одного - трагедия, смерть ста тысяч - статистика». Может быть, агрессия в семье - настолько частое явление, что общество уже к нему привыкло. Изменение социальных стереотипов в обществе по отношению к домашнему насилию меняет в целом проблему насилия в обществе и сказывается на изменениях в жизни конкретных людей. В связи с этим необходимым представляется образовательная деятельность и информирование общества о реальностях проблемы агрессии в семье. В то же время процесс изменения социальных стереотипов очень длителен и недостаточен для разрешения ситуации в жизни конкретной личности.

Второй из перечисленных факторов - личностные особенности, сформированные под воздействием поведенческих и мировоззренческих стереотипов семьи или близкого социума. Накопленный опыт психотерапевтической и исследовательской работы сегодня делает очевидной репрессивную и насильственную природу некоторых феноменов родительского отношения, не говоря уже о случаях физического насилия, которые специфическим образом влияют на формирование личности.

И только четвертый фактор оказывается чисто внутренним, сущностным, для личности, поскольку зависит от выбранной ею самой позиции по отношению к ситуации насилия.

Помимо факторов, существуют также причины, способствующие возникновению у членов семьи тех негативных чувств, которые в итоге могут привести к взрыву от малейшей искры неудовольствия:

)Материальные проблемы. Озлобленность, зачастую возникающая при невозможности приобрести многие нужные вещи и вызванные этим уколы самолюбия, может вводить мужа в состояние неустойчивого психического равновесия, которое легко может быть нарушено неосторожными поступками жены или детей. Нарушение такого душевного равновесия легковыливается в открытое насилие если:

• Человек имеет высокую предрасположенность к агрессии, обусловленную опытом, приобретённым в детстве.

• Находится в данный момент под воздействием алкоголя или наркотических средств.

• Способность к самоконтролю ослаблена уверенностью в том, что муж имеет право бить свою жену, а родители имеют право бить детей.

)Проблемы на работе также могут быть важным источником стрессов, причем они не обязательно могут быть вызваны сложностями взаимоотношений с сотрудниками или начальством. Необходимость завершить задание к установленному сроку или постоянное выполнение рутинной, бесконечной работы также могут привести к нарушению душевного равновесия.

) Смерть любимого человека.

) Болезнь или враждебные действия близких или значимых людей.

) Новые служебные обязанности.

) Новое место жительства.

Согласно утверждениям специалистов, психологически жестокое обращение в семье принимает шесть основных форм:

. Отвержение. Активное отвержение представляет собой отказ выполнять просьбы или удовлетворять потребности члена семьи в форме, выражающей сильную неприязнь.

. Отказ в эмоциональном отклике. Эта пассивная форма отказа члену семьи в теплых чувствах, заключающаяся в излишней холодности, нежелании или неспособности ответить на предпринимаемые членом семьи попытки общения.

З. Унижение. Публичное, в присутствии других людей, унижение члена семьи или постоянное высмеивание его, употребление по отношению к нему обидных прозвищ. Самооценка и самоуважение члена семьи снижаются частыми нападками на его достоинство, знания или умственные способности.

. Запугивание. Принуждение члена семьи быть свидетелем надругательства над любимым человеком или угроза применить насилие к нему самому поселяют в душе члена семьи глубокий страх. Так, ребенок, страдающий от постоянных побоев или все время слышащий угрозы типа: «Будешь плохо себя вести, голову оторву!» - удерживается взрослыми в состоянии постоянного страха. Более хитрая форма запугивания проявляется тогда, когда родители оставляют расшалившегося ребенка на улице, где он оказывается незащищенным от опасности.

. Изоляция. Запрещение члена семьи встречаться с друзьями или принимать участие в семейных мероприятиях также может быть формой психологического насилия. А некоторые формы изоляции, такие как запирание члена семьи одного в помещении, из которого он не может выбраться без посторонней помощи, можно рассматривать и как запугивание.

. Эксплуатация. Использование ненависти или слабости члена семьи. Наиболее очевидным примером эксплуатации является сексуальное насилие.

Одним из самых психотравмирующих событий для человека является сексуальное насилие и растление, особенно это касается детей. Сексуальное насилие - вовлечение члена семьи без его согласия (а в случае с детьми и по их согласию) в сексуальные действия с целью сексуального удовлетворения или получения выгоды. Сексуальное насилие выявить труднее всего, поскольку дети вследствие стыда и страха скрывают факты сексуального насилия, особенно в случаях инцеста, когда сексуальные домогательства совершают отцы, отчимы, старшие братья, другие родственники.

Как отмечает С. В. Ильина, опыт жертвы насилия оказывается многомерным и мультимодальным: дети страдают в семье, как правило, от нескольких сопутствующих друг другу насильственных действий. Английский исследователь П. Дейл полагает, что в основе любой формы семейного насилия, в том числе, сексуального, лежит насилие эмоциональное (депривация, отвержение), которое он называет "особенно коварным", "причиняющим значительный ущерб развитию личности". Российский психолог Е.Т. Соколова считает, что эмоциональное или психологическое насилие над ребенком в семье в не меньшей степени, чем физическое или сексуальное, создает ситуацию, "непригодную для жизни ребенка". Такие феномены, как неадекватные родительские установки, желание "переломить", "усовершенствовать" ребенка, эмоциональная депривация и симбиоз, психологическое манипулирование, унижения и угрозы, заставляют его жертвовать своими насущными потребностями, чувствами, мировоззрением в угоду ожиданиям, страхам или воспитательным принципам родителей. Если же ситуация давления становится хронической, и ребенок терпит такие формы насилия, как эбьюз, инцест, избиения, то формируется особая личностная структура, характеризующаяся диффузной самоидентичностью, полизависимым когнитивным стилем, привязанностью самооценок к оценкам других людей; приостанавливается психическое развитие.

Авторы приводят ряд причин, почему знакомство с насилием в детстве способствует проявлению агрессии во взрослом возрасте:

. Люди, часто видящие сцены насилия, становятся относительно индифферентными к агрессивному поведению. Их способность к подавлению внутренней агрессивности может оказаться довольно слабой ввиду отсутствия представления о том, что недопустимо нападать на других людей ради достижения собственных интересов.

. Большую роль может играть научение, когда дети учатся правильным действиям в конкретной ситуации через наблюдение действий других людей. Так, мальчики, видя драку взрослых, усваивают, что и они могут решать свои проблемы путем нападения на другого человека.

. Люди могут также копировать поступки своих родителей. Когда матери и отцы били их в детстве, то этими действиями они как бы говорили им: «В будущем поступай, как я». Таким образом, они приучали своего сына или дочь к мысли о необходимости строгого наказания ребенка в случае нарушения им существующих правил. Возможно, что при этом они убедили своих детей в том, что агрессия является эффективным способом решения многих проблем.

В заключение параграфа нужно отметить, что психологи утверждают, что в каждой неблагополучной семье каждый её член душевно страдает независимо от роли, которую он исполняет в семье: насильника или жертвы. И фактически насильственный стиль взаимоотношений с другими людьми переходит от одного поколения к другому.

 

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...