Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Схема взаимоотношений основных участников процесса перевозки грузов морем




Основы морского агентирования

Лекция 1 - 16.01.12

ВВЕДЕНИЕ

Морское агентирование – одна из специфических функций, выполняемая морскими посредниками; посредническая деятельность широко распространена в торговле, страховании и на транспорте; особое место она занимает в морском бизнесе.

Посредническая деятельность связана с выполнением следующих операций:

· фрахтование и отфрахтование судов – фрахтовый брокер

· купля-продажа судов – фрахтовый брокер

· агентирование судна в порту – морской агент

· привлечение грузов на линейные суда – линейный агент и экспедитор (у нас больше экспедитор) – операции канвассинга и букирования

· страхование судов и грузов – страховой агент

Канвассинг (canvassing) – поиск клиентуры, привлечение грузов к перевозке.

Букирование (booking) – бронирование судового пространства под определенную партию груза; выполняется при помощи оформления букинг-нота (booking-note), впоследствии заменяемого линейным коносаментом.

В правовом аспекте агентская деятельность относится к институту представительства и подпадает под понятие договоров:

· комиссии (континентальное (Гамбургское право))

· поручения (континентальное (Гамбургское право))

· коммерческого посредничества.

За последние 20 лет в Украине создана целая сеть морских агентств – более 300 агентских компаний различных форм собственности. Государственная монополия на агентскую деятельность отменена в 1994 г. Лицензирование агентской деятельности отменено в 2000 году, однако компании нуждаются в государственной регистрации.

Ассоциация морских агентств Украины (АМАУ) координирует агентскую деятельность в стране и представляет интересы агентского бизнеса на международном уровне. Включает 25 агентских компаний.

АМАУ и редакция журнала «Порты Украины» проводит ежегодный рейтинг агентских компаний по количеству обслуженных судов:

· ООО «Скиф Шиппинг» – 836

· ЧГМА «Инфлот» – 620

· ООО «Пасифик Меритайм» – 482 и т.д.

Агентский рынок Украины:

· 30 млн. долл. в год

· около 20 тыс. судов в год

АГЕНТ И АГЕНТСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Понятие о морском агенте

Понятие о морском агенте впервые появилось в 14 в. в Испании. В статуте города Марселя были целые главы, посвященные агентам. К середине 19 в. сложилась сеть морских агентств во всех крупных портах мира.

Для обозначения морского агента используются следующие термины:

· судовой агент

· портовый агент

· агент судовладельца

· доверенное лицо судна

Однако термин «морской агент» предпочтительнее, т.к. агент представляет интересы не только судовладельца, но и фрахтователей, грузовладельцев и страховщиков.

Агент – как правило, юридическое лицо, выступающее в качестве представителя и помощника другого юридического лица, именуемого принципалом. По поручению принципала, от его имени, за его счет и в его пользу агент заключает коммерческие сделки с третьими лицами в рамках тех полномочий, которыми располагает сам принципал.

Агентские отношения

Агентские отношения представляют собой свод общих правил, в соответствии с которыми одно лицо, именуемое агентом, имеет полномочия изменять правовые отношения другого лица, именуемого принципалом.

Схема агентских отношений:

Агент
Принципал
Третьи лица

 

 


Отношения «принципал-агент» – внутренние; базируются на агентском соглашении или договоре морского агентирования (агентском договоре).

Отношения «агент-третьи лица» – внешние; базируются на других видах договоров (купли-продажи, хранения, буксировки, перевозки и т.д.).

Ратификация полномочий агента

Ратификация действий агента – выдача полномочий по конкретной сделке.

Агент не несет ответственности ни перед третьими лицами, ни перед принципалом, если действует от лица принципала и в рамках полномочий.

Иногда агент может действовать в интересах принципала, не имея на то полномочий. Принципал впоследствии может подтвердить полномочия агента по такой сделке (сделка «на свой страх и риск»). Если принципал подтверждает сделку, он должен подтвердить все действия агента, относящиеся к ним. Он не может подтвердить только те действия, которые выгодны для него. Если принципал отказался подтвердить действия агента по такой сделке, то сам агент несет ответственность перед принципалом и третьими лицами. Молчание принципала в ответ на информацию на действия агента не является согласием на ратификацию. Об отказе ратификации сообщают не только агенту, но и третьим лицам.

Агент, подписывая документы от имени принципала, должен указывать, что он делает это «только как агент» («as agent only»), чтобы исключить возможное толкование его подписи как подписи стороны в договоре (по некоторым национальным законодательствам). Если агент имеет на то поручение, он подписывает документы «от имени и по поручению» («for and on behalf»).

Лекция 2 - 23.01.12

Классификация морских агентов

По виду деятельности:

· портовый агент

· агент-брокер

· грузовой агент

· страховой агент

По объему полномочий:

· всеобщий (универсальный) агент – выполняет любые сделки

· генеральный агент (general agent)координирует деятельность морских агентов в стране или регионе; особенно часто в линейном судоходстве

· специальный агент – выполняет какую-либо одну функцию (бункерный агент, тур-оператор)

По виду обслуживаемого судоходства:

· агенты, обслуживающие трамповые суда

· агенты, обслуживающие линейные суда

· агенты, обслуживающие пассажирские суда

По порядку назначения:

· назначаемые судовладельцем и оплачиваемые им

· назначаемые фрахтователем, но оплачиваемые судовладельцем

В последнем случае судовладелец часто назначает протектинг-агента (protecting agent) для проверки деятельности агента фрахтователя с оплатой ему от 30% до 50% обычного агентского вознаграждения; в Украине – 35%.

По форме собственности:

· государственные агентские компании

· частные агентские компании

· компании со смешанным капиталом

По принадлежности капитала (по отношению зависимости):

· независимые агенты

· полностью зависимые агенты

· агенты, частично контролируемые судовладельцами, фрахтователями, операторами, стивидорными компаниями и т.д.

Классификация третьих лиц

Официальные третьи лица:

· администрации портов

· таможенные власти

· пограничные власти

· ветеринарные власти

· карантинные власти

· санитарные власти

· полиция (милиция)

· консульства

· нотариусы

· судебные органы

Договорные третьи лица:

· по договору перевозки:

ü фрахтователи

ü грузоотправители

ü грузополучатели

ü их агенты

ü страховые компании

· компании, обслуживающие груз:

ü стивидорные

ü тальманские

ü экспедиторские

ü терминальные

· компании, обслуживающие судно:

ü лоцманские

ü буксирные

ü швартовные

ü судоремонтные

ü аварийно-спасательные

ü навигационные камеры (обеспечивают судно навигационными картами и пособиями; устраняют девиацию)

· кампании, осуществляющие обслуживание судна и экипажа:

ü шипчандлерские (доставка технического снабжения, продовольственных товаров)

ü бункерные

ü водолейные

· компании, обслуживающие парк оборудования:

ü лизинговые

ü ремонтные

ü железнодорожные

ü автотранспортные

ü контейнерные депо

ü прочие треть лица:

ü сюрвейеры

ü адвокаты

ü представители классификационных обществ

ü представители клубов взаимного страхования (P&I Club)

Парк оборудования – средства укрупнения (контейнеры, флеты, шасси, трейлеры, ролл-трейлеры) и запасные части к ним.

Сюрвейеры – независимые компании, оценивающие качество и количество груза и повреждения судна (как независимые стороны).

Схема взаимоотношений основных участников процесса перевозки грузов морем

Продавец
Покупатель
FAS, FOB
CIF, CFR
Договор купли-продажи
Договор тр-ого экспедирования
Договор тр-ого экспедирования
чартер
Фрахтователь
Судовладелец
линейный коносамент
Транспортный экспедитор
L t1UKDXHTtVBSKC5JzEtJzMnPS7VVqkwtVrK34+UCAAAA//8DAFBLAwQUAAYACAAAACEAmAvDvsQA AADbAAAADwAAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbESPQWvCQBSE7wX/w/IEL6Ibc2hrzCYEq7Q9Vr3k9sw+ k2D2bchuNe2v7xYKPQ4z8w2T5qPpxI0G11pWsFpGIIgrq1uuFZyO+8UzCOeRNXaWScEXOcizyUOK ibZ3/qDbwdciQNglqKDxvk+kdFVDBt3S9sTBu9jBoA9yqKUe8B7gppNxFD1Kgy2HhQZ72jZUXQ+f RsF7sX/h17g8f1sf73o3p7J8mis1m47FBoSn0f+H/9pvWkG8ht8v4QfI7AcAAP//AwBQSwECLQAU AAYACAAAACEA8PeKu/0AAADiAQAAEwAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAW0NvbnRlbnRfVHlwZXNdLnht bFBLAQItABQABgAIAAAAIQAx3V9h0gAAAI8BAAALAAAAAAAAAAAAAAAAAC4BAABfcmVscy8ucmVs c1BLAQItABQABgAIAAAAIQAzLwWeQQAAADkAAAAQAAAAAAAAAAAAAAAAACkCAABkcnMvc2hhcGV4 bWwueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAJgLw77EAAAA2wAAAA8AAAAAAAAAAAAAAAAAmAIAAGRycy9k b3ducmV2LnhtbFBLBQYAAAAABAAEAPUAAACJAwAAAAA= " fillcolor="#4f81bd" strokecolor="#243f60" strokeweight="2pt">
Транспортный экспедитор
Стивидорный контракт
Стивидорный контракт
Стивидорная компания
Стивидорная компания
Агентское соглашение
Агентское соглашение
Стив-ый контракт
Стив-ый контракт
Агент
Агент
Прочие третьи лица
Прочие третьи лица

При трамповых перевозках коносамент выполняет следующие функции:

· служит распиской в приеме груза на судно

· является доказательством наличия договора перевозки (чартера)

· является товарораспорядительным документом, т.е. является ценной бумагой, по которой можно купить или продать груз

При линейных перевозках коносамент выполняет следующие функции:

· служит распиской в приеме груза на судно

· является договором перевозки

· является товарораспорядительным документом, т.е. является ценной бумагой, по которой можно купить или продать груз

Лекция 3 - 30.01.12

Варианты распределения расходов по грузовым работам между судовладельцем и фрахтователем по чартеру:

· free in – судовладелец свободен от расходов по погрузке

· free out – судовладелец свободен от расходов по выгрузке

· fio – судовладелец свободен от расходов по погрузке и выгрузке

· fiot – судовладелец свободен от расходов по погрузке, выгрузке и штивке

· fios – судовладелец свободен от расходов по погрузке, выгрузке и укладке

· fiost – судовладелец свободен от расходов по погрузке, выгрузке, укладке и штивке

· gross terms – судовладелец оплачивает все грузовые работы

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...