Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Познавательные и прагматические модели

Ционная система всегда больше, чем сумма ее составляющих элемен-

тов, а дезорганизационная — всегда меньше суммы своих частей.

Поэтому главная задача тектологии заключается в лучшей органи-

зации вещей (техники), людей (экономики) и идей.

А. А. Богданов считал, что всякую деятельность человека можно

рассматривать как некоторый материал организационного опыта и

исследовать с организационной точки зрения. Это положение —

ключевая позиция современного менеджмента. Богданов внес замет-

ный вклад в становление и развитие науки управления. Он выступа-

ет представителем организационно-технологического подхода

к управлению. Отмечал, всякая задача может и должна рассматри-

ваться как организационная.

А. А. Богданов одним из первых в мире ввел понятие системнос-

ти. Состояние системы определяется равновесием противополож-

ностей. В результате непрерывного взаимодействия формируются

три вида систем, которые он подразделяет на организованные, неор-

ганизованные и нейтральные.

Ученый разработал идею о структурной устойчивости системы и

ее условиях. В самой системе одним из первых увидел два вида зако-

номерностей:

а) формирующие, т.е. закономерности развития, приводящие к пе-

реходу системы в другое качество;

б) регулирующие, т.е. закономерности функционирования, способ-

ствующие стабилизации нынешнего качества системы.

Он ввел также ряд интересных понятий, характеризующих этапы

развития различных систем. Так, термин “комплексия” употреблял-

ся им для обозначения ситуации, когда система представляет собой

чисто механическое объединение элементов, между которыми еще

не начались процессы взаимодействия. Это характерно для случаев,

когда, скажем, предприниматель начинает создавать организацию

(набрал кадры, закупил технику, нанял помещение и т.д.), но она

еще не функционирует.

Термин “конъюгация” (по Богданову) означает уже такой этап

развития системы, когда начинается сотрудничество между ее от-

дельными элементами системы (например, работники установили

между собой формальные и неформальные отношения).

Термин “ингрессия” выражает этап перехода системы к новому ка-

честву (например, рост сплоченности, взаимопонимания, сработан-

ности коллектива), а понятие “дезингрессия”, наоборот, означает

процесс деградации системы, ее распада как целостного объединения.

В Берлине А. А. Богданов опубликовал свои идеи. С ними озна-

комился австрийский биолог и философ Людвиг фон Берталанфи

(1901–1972), который создал второй вариант общей теории систем.

В 30–40-е годы Берталанфи, работая в Вене, заложил основы кон-

цепции организмического подхода к организованным динамичес-

ким системам, обладающим свойством эквифинальности, т.е. спо-

собностью достигать цели независимо от нарушений на начальных

этапах развития. Он обобщил принципы целостности, организации

и изоморфизма в единую концепцию. Сначала применил идею открытых систем к объяснению ряда проблем биологии и генетики, но

потом пришел к выводу, что методология системного подхода явля-

ется более широкой и может быть применима в различных областях

науки. Так возникла идея общей теории систем.

Л. Берталанфи достаточно четко сформулировал проблему по-

строения общей теории систем. Для этого необходимо: во-первых,

сформулировать общие принципы и законы поведения систем без-

относительно к их специальному виду и природе составляющих их

элементов и строгим законам в нефизических областях знания; во-

вторых, заложить основы для синтеза научного знания в результате

выявления изоморфизма законов, относящихся к различным сферам

деятельности. Идеи Берталанфи привлекли внимание международ-

ной научной общественности, а идеи Богданова оказались невостре-

бованным потенциалом науки. Это тот, почти библейский случай,

когда идеи, как зерна: одни упали на неподготовленную почву, а

другие — на благодатную.

Л. Берталанфи сыграл огромную роль в становлении и популяри-

зации системного подхода. В 50-е и 70-е годы ХХ ст. он работал в

США и Канаде. Судьбоносной для системных идей стала его работа

в Чикагском университете — мировом центре методологии. Там же

складывалась школа выдающихся социологов. Поэтому неудиви-

тельно, что системный подход сразу же вошел в социологическую

науку и как теория, и как принцип, и как знание, и как метод иссле-

дования. Л. Берталанфи — основоположник целого научного нап-

равления, связанного с созданием общей теории систем. Он первым

поставил саму задачу построения этой теории. Общая теория систем

мыслилась им как фундаментальная наука, исследующая проблемы

систем различной природы.

Существенный недостаток в понимании Л. Берталанфи общей те-

ории систем состоял в том, что он объявил ее заменяющей филосо-

фию, что вызвало справедливые возражения философов. Если обра-

тить внимание на содержание общей теории систем, то в нее входят

в основном формализованные науки, которые хорошо применимы к

относительно простым системам. Потребность исследования слож-

ных систем заставляет использовать качественный анализ, которым

владеют философские науки. Но философии систем в общей теории

систем места не нашлось. Поэтому произошло раздвоение общей тео-

рии систем (ОТС) на ОТС в широком смысле и на ОТС в узком. Последующее развитие системных знаний привело к тому, что

возникло несколько вариантов общей теории систем в узком смысле

слова, сформировалось знание, которое отражало отдельные сторо-

ны систем, появились значительные наработки о системах различ-

ной природы: физических, химических, биологических, психических

и социальных.

 

5 Моделирование — метод исследования объектов посредствомвоспроизводства их характеристик на другом объекте — модели.

Модель системы — объект, который представителен системе, может замещать ее в исследовательском или практическом процессе, а полученные результаты могут переноситься на саму систему.

 

6 нету

 

Познавательные и прагматические модели

Разделим модели на познавательные и прагматические, что соответствует делению целей на теоретические и практические
Познавательные модели являются формой организации и представления знаний, средством соединения новых знаний с имеющимися. Поэтому при обнаружении расхождения между моделью и реальностью встает задача устранения этого расхождения с помощью изменения модели. Познавательная деятельность ориентирована в основном на приближение модели к реальности, которую модель отображает
Прагматические модели являются средством управления, средством организации практических действий, способом представления образцово правильных действий или их результата, т.е. являются рабочим представлением целей. Поэтому использование прагматических моделей состоит в том, чтобы при обнаружении расхождений между моделью и реальностью направить усилия на изменение реальности так, чтобы приблизить реальность к модели. Таким образом, прагматические модели носят нормативный характер, играют роль стандарта, образца, под которые "подгоняются" как сама деятельность, так и ее результат.
Другими словами, основное различие между познавательными и прагматическими моделями можно выразить так: познавательные модели отражают существующее, а прагматические — не существующее, но желаемое и (возможно) осуществимое.

 

8 В данном случае под (физической) моделью понимают изделие или устройство, являющееся упрощенным подобием исследуемого объекта или позволяющее воссоздать исследуемый процесс или явление. Например, предметные модели, как уменьшенная копия оригинала (глобус как модель Земли, игрушечный самолёт с учётом его аэродинамики)

 

9 НЕТУ НИ ХУЯ!!!

 

10 Адекватность модели — совпадение свойств (функций/параметров/характеристик и т. п.) модели и соответствующих свойств моделируемого объекта. Адекватностью называется совпадение модели моделируемой системы в отношении цели моделирования.

И́стина — то что есть реально, соответственно истинность модели – это её воплощение в реальность. (я так это понимаю. лучше сам проверьте ещё)

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...