Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

DHW MEM В 'ИХЭОНЖИЯЬ'ОиЭН HOHhOOEdM Я ЭН dHlAI




хохе xofond внээи ввня!гэд1Ч1гол 'sdnw 3HXBHduooa эоннэахэнАь

'aoHEBdgo-OHxadMHOM олэ 'BxoBdEoa олонякэдгяиом BMHagsd ихэ

-оннэдоэо эимээьилояохиэи вваихиь^ ахэаХь HWBHExdo яхвн

-nduooa хэжок MOHagad охь 'ox 0HH3HXD9tnAwH3du яэоний'ояа

ошээи а Амяиомэои 'онувьАиэ эн охс ц аои^олЕ^л и Х1яня1;эх

-иахээтАэ ей мнвмхоэ 1чд явм 'moodu янэьо нэээи 1яхэмэт_

9HxAdl7' 3wdoxoM3H и)^oжod 'omoitow 'gairx 'эПяывэй'о 'вмя1;эд1Ч1г

-ом '^яEвdgo эимээьилоиофим 'эинхоаиж эинтЕ^о!/ '(идА^ол)

ивннавшэажорАх

ииАл 'михом 'BMmArotf 'вмтАдвд 'Пэхо 'яхеи олэ 'пэнэй*В1Ш ивэ


Народная художественная культура

Пример:

Тятеньке - сажень,

Маменьке — сажень,

Дедушке - сажень,

Бабушке - сажень.

Брату - сажень,

Сестрице - сажень,

А Колюшке - большую, наибольшую, Пестушкам присуще своеобразное построение, опреде­ляемое характером и краткостью физических упражнений, не­обходимых ребенку в тот или иной момент. Они имеют отлич­ное от родственных жанров содержание, касающееся только физического воспитания, только тех действий, которые произ­водятся, их ожидаемых результатов. Пестушки не всегда риф­мованы, но если имеется рифма, то она, как правило, парная («ходунюшки — фатунюшки»). В смежных, не рифмованных между собой стихах применяется внутренняя рифма («В лесок по мошок»). Поэтизация текста достигается с помощью повто­ра («Лунь плывет, лунь плывет»). К пестушкам примыкают и заговоры-шутки. Купают ребенка и, чтобы он не плакал при окачивании водой, весело приговаривают: С гуся вода, С Пети худоба.

Все эти заговоры носят, подчеркнуто шуточный харак­тер, но в силу веры ребенка в могущество матери помогают, успокаивают его. Некоторые пестушки, усложняясь, развивая игровое начало, переходят в жанр потешек.

Потешки

Потешками принято называть забавы взрослых с малыми детьми, которые сопровождаются различными движениями,хлопками и т.д. Потешками называются и песенки — приговорки, органи­зующие эти забавы. Многие потешки в записи по форме близки к колыбельным песням, но характер их исполнения, бытовое назначение, эмоционально-мелодическая основа и


Основные виды и жанры народного художественного творчества

педагогическое воздействие совершенно иные. Впервые ка­чественные записи потешек дал И.П.Сахаров. Главное назна­чение потешки — приготовить ребенка к познанию окру­жающего мира в процессе игры, которая скоро станет неза­менимой школой физического и умственной подготовки. Иногда в потешку вводится характерное для большой кресть­янской семьи разделение труда в зависимости от физических возможностей:

Большаку дрова рубить (большой палец}, 1

А тебе воды носить (указательный),

А тебе печа топить (безымянный), ^

А малышке песни петь (мизинец),

Песни петь да плясать,

Родных братьев потешать.

Потешки являются первой ступенью лестницы, веду­щей к познанию богатств русского языка, к усвоению народ* ного музыкально-поэтического творчества.

Потешки сменяются прибаутками.
Прибаутки Прибауткой принято означать «смешной

небольшой рассказ или смешное выраже­ние, придающее речи юмористический оттенок». В детском фольклоре под этим термином издавна объединяли стишки-песенки, которые развлекали и потешали детей. От потешек (забавок) они отличались тем, что не сопровождаются опре­деленными игровыми действиями. Некоторые ученые (Г.Н.Потанин, В.И.Даль, А.Ф.Можаровский, А.Марко), види­мо, по признаку наличия юмористических тенденций, к при­бауткам относили произведения других жанров (считалки, перевертыши, скороговорки, дразнилки, и т.д.). Успешно ре­шала вопросы классификации детского фольклора


Народная художественная культура

О.И.Капица. Но и она, по мнению М.Н..Мельникова, не сочла необходимым провести грани между прибаутками и песенка­ми для детей, объединив их в одном разделе своей книги. И это не случайно: поэтика прибауток и песенок взрослых для детей не имеет серьезных различий. В быту они выполняют одну и ту же роль.

Вполне обоснованно поэтому решение В.П.Аникина объединить все эти произведения под термином «прибаутки». Это отражает и исторические изменения жанра. Прибаутки генетически в основе своей восходят к игровым приговорам и «скоморошным» песням. Как жанр детского фольклора они, оформились не раньше ХУШ века. И.П.Сахаров дал описание девичей игры «Коза». Игровой приговор являлся диалогом девушки и козы:

Коза, коза, бя, Где ты была'!' Коней стерегла. И где кони? Они в лес ушли...

Этот игровой приговор дал начало многочисленным диалогическим прибауткам про козу, сороку и др. Темы при­бауток о насекомых, которые дрова рубили, баню топили, о / свиньях умных, что «пиво варили, борова женили», и многие другие унаследованы от скоморохов. Впервые прибаутки бы­ли опубликованы сибирской фольклористикой Е.А.Авдеевой в 1849 году в «Отечественных записках». Жанр прибауток далеко не однороден. В него входят короткие песенки (без элемента комического), обращения к детям типа:

Наша доченька в дому

Что оладушек в меду,

Что оладушек в меду,

Сладко яблоко в саду.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...