Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Групповая работа с детьми и подростками




Групповая работа, как правило, представляет собой длительный процесс. Групповые консультанты, работающие с детьми и под­ростками, должны быть подготовлены именно к этой работе и понимать степень своей ответственности, поскольку дети более восприимчивы и ранимы, чем взрослые. Всегда стоит помнить о том, что групповая работа — это очень сильное средство, кото­рое может быть весьма эффективным, но может и причинить эмо­циональную боль и вызвать сильные переживания. Поэтому пси­холог, ведущий детские и подростковые группы, должен иметь специальную подготовку и постоянно повышать свой профессио­нальный уровень.

Данный раздел посвящен обсуждению вопросов, лежащих в ос­нове групповой работы. Это, прежде всего, — планирование и ведение группы, а также оценка ее эффективности.

Основы групповой работы

Типы групп

До сих пор не существует однозначной типологии психо­логических групп. Даже среди профессионалов в облас­ти образования, психологии и психотерапии такие термины, как группа поддержки, групповая терапия, групповое консультирова­ние и групповое руководство, не имеют однозначного толкова­ния. Ассоциация специалистов по групповой работе (ASGW), под­разделение Американской психологической ассоциации, предложила следующую классификацию основных типов групп (ASGW, 89): рабочие (группы, созданные специально для реше­ния какой-то конкретной непсихологической задачи), обучающие, консультационные, психотерапевтические. Основные харак­теристики различных видов групп и их соотношение представле­ны в таблице 1. Эту таблицу можно использовать для объяснения сути вашей работы в разговоре с администрацией или родителя­ми будущих участников группы. Поняв отличительные особенно-


Часть1: Подготовка и организация групповой работы 13

сти различных видов групповой работы, вы сможете объяснить и всем остальным, какие именно услуги вы предлагаете.

Рабочие группы

К этому типу относятся все группы, участники которых заняты какой-то общей деятельностью или работают над принятием совместного решения. Роль руководителя в группах такого рода состоит в том, чтобы использовать законы групповой динами­ки для более быстрого и более эффективного достижения на­меченной цели. К этому типу групп, в частности, относятся раз­нообразные оргкомитеты, рабочие совещания, дискуссионные группы и т.п. В нашем случае примером может быть группа детей или подростков, разрабатывающая план проведения Но­вогоднего праздника, или школьники, работающие над совме­стным учебным проектом.

Обучающие группы

Обучающие группы обычно формируются в учреждениях си­стемы образования или молодежных и детских центрах. В подобной работе акцент ставится на способах решения про­блем, характерных для данной аудитории, и на выработке соответствующих социальных навыков. Целью проведения та­кого рода групп является профилактика возможных психо­логических проблем и отклонений, поэтому членам группы предоставляется информация по конкретным проблемам и оказывается помощь в принятии эффективных решений и вы­работке адекватного стиля поведения. Фактически это —те­матический семинар с элементами тренинга. Ведущий такой группы должен ориентироваться на развитие у детей соци­альных умений, при этом, безусловно, в группе должна быть атмосфера сплоченности и доверительности, что обеспечи­вает также и личностный рост участников.

Такие группы обычно проводятся с большим количеством уча­стников. Примером могут служить группы полового воспита­ния старшеклассников, классы начальной школы, изучающие приемы общения, группа подростков, занимающаяся пробле­мами профессионального самоопределения, и пр.


Таблица 1. Типы групп

 

Основные характеристик» Рабочие группы Обучающие группы Консультационные Психотерапевтические группы группы
Конечная цель групповой работы Постановка и ре- Обучение конкретным Решение психологи- Глубинные лично-шение конкретной психологическим навы- ческих проблем через стные изменения задачи кам с целью профилак- организацию взаимо­тики действия участников
Средства достижения цели Процесс принятия ре- Эмоциональное погру- Эмоциональное шения Процесс познания жение погружение
Основной предмет группового обсуждения Содержание и спо- Содержание конк- Процесс взаимодей- Процесс лич-собы решения конк- ретной сферы зна- ствия участников ностных изме-ретной задачи ниии конкретных ДруГ с другом нений социальных навы­ков
Состав участников Все желающие, ко- Все желающие, ко- Малая группа, Малая группа, личество — значе- личество —значе- сформированная на сформированная ния не имеет ния не имеет основе отбора на основе отбора
Время работы Необходимое для Необходимое для решения постав- решения постав- 3-6 месяцев Не ограничено ленной задачи ленной задачи

Таблица 1 (продолжение)


Основные (характеристики


Рабочие группы


Обучающие группы


Консультационные Психотерапевтические
группы группы


 


Основная

роль и функции ведущего


Управление

конфликтами,

стимулирование Трансляция знаний

мозгового штурма и

принятия решений


Работа с проблемами участ­ников группы


Работа с

проблемами

участников группы


 


Конфиден­циальность


Не обязательна


Не обязательна


Обязательна


Обязательна


 


Ведущие групп


Широкий круг специалистов


Педагоги,

социальные

работники,

психологи


Профессиональные психологи, про­шедшие специ­альную подготовку


Психотерапевты,

имеющие

специальную

подготовку и

опыт групповой

работы


 


Примеры


Рабочие

совещания,

дискуссионные

группы, орг­комитеты и пр.


Специально созданные учебные группы профес­сионального самоопределения,

полового воспитания и пр.


Психологические

группы,

работающие с

проблемами

развода родителей,

утрат, агрессивного

поведения и пр.


Психотерапев­тические группы, работающие с глубинными личностными проблемами


■' I


|£ Групповая работа с детьми и подростками

Консультационные группы

Этот тип групп, в США обычно называемый «групповым кон­сультированием», существенно отличается от упомянутых выше. Консультационные группы ориентированы на процесс, в то вре­мя как предыдущие два типа групп ориентированы на содер­жание. Основным инструментом достижения цели является процесс межличностных отношений внутри группы, все про­блемы решаются в процессе взаимодействия, совместных пе­реживаний и совместного обсуждения того, что происходит в группе «здесь и теперь». Такие группы рассматривают обыч­ные, но тем не менее сложные жизненные вопросы, решение которых требует специфических навыков и опыта, например, проблемы развода родителей, взаимоотношения со взрослы­ми и сверстниками, ситуации нетрагических потерь, навыки об­щения и нормализация самооценки. Обычно подобные группы создаются в школах или психологических центрах.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...