Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Личностные, метапредметные и предметные

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Данная программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов:

 

личностные результаты:

- сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития биологической науки и общественной практики;

- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

- сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

- сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно - полезной, учебно - исследовательской, творческой и других видах деятельности;

- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы;

- критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

- креативность мышления, инициативность и находчивость;

 

метапредметные результаты:

- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, а также навыками разрешения проблем; готовность и способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

- умение ориентироваться в различных источниках биологической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, полученную из различных источников;

- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

- осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев;

- умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, умозаключение «индуктивное, дедуктивное и по аналогии» и делать аргументированные выводы;

- представление о необходимости овладения биологическими знаниями с целью формирования адекватного понимания особенностей развития современного мира;

- понимание места и роли биологии в системе наук; представление об обширных междисциплинарных связях биологии;

 

предметные результаты:

- владение представлениями о современной биологической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;

- владение биологическим мышлением для определения биологических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;

- сформированность системы комплексных социально-ориентированных биологических знаний о закономерностях развития природы, о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач;

- владение умениями проведения наблюдений за отдельными биологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;

- владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;

- владение умениями биологического анализа и интерпретации разнообразной информации;

- владение умениями применять биологические знания для объяснения и оценки разнообразных процессов и явлений, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;

- сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА для очной формы обучения

 

Вид учебной работы Всего часов семестры
   
Максимальная учебная нагрузка (всего)      
Обязательная аудиторная нагрузка, в том числе:      
Самостоятельная работа обучающегося (всего), в том числе:      
· проработка конспектов учебных занятий      
· подготовка к зачету      
· подготовка реферативных сообщений      
· создание презентации      
Итоговая форма аттестации - дифференцированный зачёт      

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА для заочной формы обучения

 

Вид учебной работы Всего часов семестры
   
Максимальная учебная нагрузка (всего)      
Обязательная аудиторная нагрузка, в том числе:      
Самостоятельная работа обучающегося (всего), в том числе:      
· проработка конспектов учебных занятий      
· подготовка к зачету      
Итоговая форма аттестации – домашняя контрольная работа + дифференцированный зачёт      

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ для очной формы обучения

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала (теоретические вопросы, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся) Объем часов Виды учебной деятельности обучающихся
       
Раздел1. Происхождение и начальные этапы эволюции жизни на земле. Тема 1.1 Многообразие живого мира и основные свойства живой материи.   Основные законы и закономерности развития живой природы. Уровни организации живой материи. Основные критерии живой материи. Методы, применяемые для изучения биологических объектов живой природы.       Ознакомление с биологическими системами разного уровня: клеткой, организмом, популяцией, экосистемой, биосферой. Изучение правил поведения в природе, бережного отношения к биологическим объектам.  
Самостоятельная работа Проработка конспектов учебных занятий.    
Тема 1.2 Возникновение жизни на Земле. Основные точки зрения на происхождение жизни. Теория А.И.Опарина. Теория В.И.Вернадского. Теория «симбиозов». Гипотеза «Фагоцителлы».   Составление таблицы «Происхождение жизни на земле».
Самостоятельная работа Проработка конспектов учебных занятий. Составление таблицы.    
Раздел 2.Учение о клетке. Тема 2.1 История развития учения о клетке. Характеристика прокариотических клеток.     История развития учения о клетке: -клетки прокариотические; -вирусы; -неклеточные формы жизни.     Работа с дополнительной литературой и интернет-ресурсами. Выполнение тестовых заданий.
Самостоятельная работа. Подготовка докладов.    
Тема 2.2 Химический состав клеток. Химический состав клеток: неорганический химический состав клеток (уровень атомов хим. элементов, уровень молекул: вода, минер. соли, кислоты); органический хим. Состав клеток (белки, липиды, углеводы, нуклеиновые кислоты, АТФ, АДФ, АМФ).     Усвоение учебного материала. Составление химических характеристик организации живых и неживых объектов.  
Самостоятельная работа. Проработка конспектов учебных занятий.    
Тема 2.3 Обменные процессы клеток. Основы метаболизма. Ассимиляция. Диссимиляция. Особенности и этапы энергетического обмена. АТФ, АДФ, АМФ.   Изучение схем обменных процессов в организме. Работа с текстом учебника.
Самостоятельная работа. Проработка конспектов учебных занятий.    
Тема 2.4 Структурная организация клеток. Биологическое строение клетки. Временные органоиды клетки (включения). Постоянные органоиды клетки (ядро, митохондрии, эндоплазматическая сеть, комплекс Гольджи, рибосомы).   Работа с микроскопами, готовыми микропрепаратами клеток, схемами и таблицами.
Самостоятельная работа. Проработка конспектов учебных занятий.    
Раздел 3. Размножение и развитие организмов. Тема 3.1 Неполовое размножение, формы неполового размножения.   Многообразие форм и распространение неполового размножения (деление клеток, спорообразование, почкование, вегетативное размножение растений и простейших многоклеточных животных) Биологическое значение бесполого размножения.   Составление схемы: «Формы неполового размножения организмов».  
Самостоятельная работа. Подготовка докладов и сообщений по теме.    
Тема 3.2 Половое размножение организмов. Половое размножение и его биологическое значение. Органы половой системы, принципы их строения и гигиена. -Митоз (его фазы, кроссинговер). -Овогенез, гаметогенез. -Осеменение и оплодотворение. -Сущность полового процесса.     Заполнение таблицы: «Сравнительная характеристика митоза и мейоза».
Самостоятельная работа. Проработка конспектов учебных занятий.    
Тема 3.3 Онтогенез - индивидуальное развитие организмов. Этапы эмбрионального развития. Периоды и направления постэмбрионального развития. Биологическая продолжительность жизни. Влияние вредных воздействий курения и алкоголя.   Подготовка сообщений по данной теме. Составление описания признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательства их эволюционного родства
Самостоятельная работа. Проработка конспектов учебных занятий.    
Раздел 4. Основы генетики и селекции. Тема 4.1 Основные генетические понятия и методы генетики.     История развития генетики. Основные генетические понятия: -наследственность; -изменчивость; -генотип; -фенотип; -доминантный признак; -рецессивный признак. Гибридологический метод исследований.     Знакомство с портретами ученых генетиков и их биографией. Решение генетических задач.
Самостоятельная работа. Подготовка таблиц.    
Тема 4.2 Законы Г.Менделя. Биографические данные о Г.Менделе. Первый закон наследования признаков Грегора Менделя. Второй закон наследования признаков Г.Менделя. Дигибридное скрещивание. Закон неполного доминирования признаков. Цитологические основы наследования.   Выполнение практической работы. Выполнение тестовых заданий по теме. Работа со справочными материалами и дополнительной литературой.
Тема 4.3 Селекция и ее значение для хозяйственной деятельности человека. Общие понятия о селекции. Методы селекции. Выдающиеся селекционеры мира и России (Мичурин, Вавилов, Иванов). Гетерозис и полиплоидия. Сорт, порода, штамм. Достижения современной селекции.   Работа с таблицами, муляжами. Выполнение упражнений по теме параграфа
Раздел 5. Об эволюции органического мира. Тема 5.1 Биология в додарвинский период. Теория эволюции Ч.Дарвина.   Ученые додарвинского периода (Ж.Кювье и Сент-Илеро, К.Линней, Ж-Б.Ламарк). Биография Ч.Дарвина. Основные положения теории Дарвина, основные движущие силы.     Самостоятельная работа с учебником. Выполнение упражнений по теме.  
Самостоятельная работа Проработка конспектов, подготовка рефератов.   Самостоятельная работа с учебником. Выполнение упражнений по теме.  
Тема 5.2 Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе и борьбе за существование. -искусственный отбор, -борьба за существование, -межвидовая борьба, вид и видообразование, -внутривидовая борьба, -борьба с неблагоприятными условиями, -естественный отбор.      
Самостоятельная работа. Решение задач.    
Раздел 6. Биологическая эволюция органического мира. Тема 6.1 Основные направления эволюции, понятие макро и микроэволюции.     Аллогенез. Катагенез. Арогенез. Макроэволюция. Микроэволюция.     Работа со схемами и таблицами учебника. Изготовление наглядного пособия по формам приспособленности организмов. Выполнение тестовых заданий.
Тема 6.2 Эволюция органического мира по эрам и периодам. История возникновения и первые следы жизни. Архейская эра. Протерозойская эра. Палеозойская эра. Мезозойская эра. Кайнозойская эра.   Подготовка докладов по теме: Эволюция органического мира по эрам и периодам.  
Тема 6.3 Эволюция человека, главные движущие силы. Происхождение человека. Предки человека. Биологический фактор. Социальный фактор.     Просмотр учебного фильма с последующим обсуждением.  
Итоговое занятие - дифференцированный зачёт.      
ИТОГО: Аудиторные занятия. Самостоятельная работа.      

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ для заочной формы обучения

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала (теоретические вопросы, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся) Объем часов Виды учебной деятельности обучающихся
       
Раздел1. Происхождение и начальные этапы эволюции жизни на земле. Тема 1.1 Многообразие живого мира и основные свойства живой материи.   Основные законы и закономерности развития живой природы. Уровни организации живой материи. Основные критерии живой материи. Методы, применяемые для изучения биологических объектов живой природы.       Ознакомление с биологическими системами разного уровня: клеткой, организмом, популяцией, экосистемой, биосферой. Изучение правил поведения в природе, бережного отношения к биологическим объектам.  
Самостоятельная работа Проработка конспектов учебных занятий.   Работа со справочными материалами и дополнительной литературой.
Тема 1.2 Возникновение жизни на Земле. Основные точки зрения на происхождение жизни. Теория А.И.Опарина. Теория В.И.Вернадского. Теория «симбиозов». Гипотеза «Фагоцителлы».   Составление таблицы «Происхождение жизни на земле».
Самостоятельная работа Проработка конспектов учебных занятий. Составление таблицы.   Работа со справочными материалами и дополнительной литературой.
Раздел 2.Учение о клетке. Тема 2.1 История развития учения о клетке. Характеристика прокариотических клеток.     История развития учения о клетке: -клетки прокариотические; -вирусы; -неклеточные формы жизни.     Работа с дополнительной литературой и интернет-ресурсами.  
Самостоятельная работа. Проработка конспекта. Терминология.   Работа со справочными материалами и дополнительной литературой.
Тема 2.2 Химический состав клеток. Химический состав клеток: неорганический химический состав клеток (уровень атомов хим. элементов, уровень молекул: вода, минер. соли, кислоты); органический хим. Состав клеток (белки, липиды, углеводы, нуклеиновые кислоты, АТФ, АДФ, АМФ).     Работа со справочными материалами и дополнительной литературой.
Самостоятельная работа. Проработка конспектов учебных занятий.    
Тема 2.3 Обменные процессы клеток. Основы метаболизма. Ассимиляция. Диссимиляция. Особенности и этапы энергетического обмена. АТФ, АДФ, АМФ.   Изучение схем обменных процессов в организме. Работа с текстом учебника.
Самостоятельная работа. Проработка конспектов учебных занятий.   Работа со справочными материалами и дополнительной литературой.
Тема 2.4 Структурная организация клеток. Биологическое строение клетки. Временные органоиды клетки (включения). Постоянные органоиды клетки (ядро, митохондрии, эндоплазматическая сеть, комплекс Гольджи, рибосомы).   Работа со справочными материалами и дополнительной литературой.
Самостоятельная работа. Проработка конспектов учебных занятий.   Работа со справочными материалами и дополнительной литературой.
Раздел 3. Размножение и развитие организмов. Тема 3.1 Неполовое размножение, формы неполового размножения.   Многообразие форм и распространение неполового размножения (деление клеток, спорообразование, почкование, вегетативное размножение растений и простейших многоклеточных животных) Биологическое значение бесполого размножения.   Составление схемы: «Формы неполового размножения организмов».  
Самостоятельная работа. Подготовка докладов и сообщений по теме.   Работа со справочными материалами и дополнительной литературой.
Тема 3.2 Половое размножение организмов. Половое размножение и его биологическое значение. Органы половой системы, принципы их строения и гигиена. -Митоз (его фазы, кроссинговер). -Овогенез, гаметогенез. -Осеменение и оплодотворение. -Сущность полового процесса.     Заполнение таблицы: «Сравнительная характеристика митоза и мейоза».
Самостоятельная работа. Проработка конспектов учебных занятий.   Работа со справочными материалами и дополнительной литературой.
Тема 3.3 Онтогенез - индивидуальное развитие организмов. Этапы эмбрионального развития. Периоды и направления постэмбрионального развития. Биологическая продолжительность жизни. Влияние вредных воздействий курения и алкоголя.   Работа со справочными материалами и дополнительной литературой.
Самостоятельная работа. Проработка конспектов учебных занятий.   Работа со справочными материалами и дополнительной литературой.
Раздел 4. Основы генетики и селекции. Тема 4.1 Основные генетические понятия и методы генетики.     История развития генетики. Основные генетические понятия: -наследственность; -изменчивость; -генотип; -фенотип; -доминантный признак; -рецессивный признак. Гибридологический метод исследований.           Знакомство с портретами ученых генетиков и их биографией. Решение генетических задач.
Самостоятельная работа. Проработка конспектов учебных занятий.   Работа со справочными материалами и дополнительной литературой.
Тема 4.2 Законы Г.Менделя. Биографические данные о Г.Менделе. Первый закон наследования признаков Грегора Менделя. Второй закон наследования признаков Г.Менделя. Дигибридное скрещивание. Закон неполного доминирования признаков. Цитологические основы наследования.   Работа со справочными материалами и дополнительной литературой.
Самостоятельная работа. Проработка конспектов учебных занятий.   Работа со справочными материалами и дополнительной литературой.
Тема 4.3 Селекция и ее значение для хозяйственной деятельности человека. Общие понятия о селекции. Методы селекции. Выдающиеся селекционеры мира и России (Мичурин, Вавилов, Иванов). Гетерозис и полиплоидия. Сорт, порода, штамм. Достижения современной селекции.   Работа с таблицами, муляжами. Выполнение упражнений по теме параграфа.
Самостоятельная работа. Проработка конспектов учебных занятий.   Работа со справочными материалами и дополнительной литературой.
Раздел 5. Об эволюции органического мира. Тема 5.1 Биология в додарвинский период. Теория эволюции Ч.Дарвина.   Ученые додарвинского периода (Ж.Кювье и Сент-Илеро, К.Линней, Ж-Б.Ламарк). Биография Ч.Дарвина. Основные положения теории Дарвина, основные движущие силы.     Самостоятельная работа с учебником. Выполнение упражнений по теме.  
Самостоятельная работа Проработка конспектов, подготовка рефератов.    
Тема 5.2 Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе и борьбе за существование. -искусственный отбор, -борьба за существование, -межвидовая борьба, вид и видообразование, -внутривидовая борьба, -борьба с неблагоприятными условиями, -естественный отбор.     Работа со справочными материалами и дополнительной литературой.
Самостоятельная работа. Решение задач.    
Раздел 6. Биологическая эволюция органического мира. Тема 6.1 Основные направления эволюции, понятие макро и микроэволюции.     Аллогенез. Катагенез. Арогенез. Макроэволюция. Микроэволюция.       Работа со схемами и таблицами учебника. Работа со справочными материалами и дополнительной литературой.
Самостоятельная работа. Проработка конспекта. Терминология.    
Тема 6.2 Эволюция органического мира по эрам и периодам. История возникновения и первые следы жизни. Архейская эра. Протерозойская эра. Палеозойская эра. Мезозойская эра. Кайнозойская эра.   Работа со справочными материалами и дополнительной литературой.
Самостоятельная работа. Проработка конспекта. Терминология.    
Тема 6.3 Эволюция человека, главные движущие силы. Происхождение человека. Предки человека. Биологический фактор. Социальный фактор.     Работа со справочными материалами и дополнительной литературой.  
Самостоятельная работа. Проработка конспектов по всем изученным темам. Терминология. Подготовка к дифференцированному зачёту.    
Итоговое занятие - дифференцированный зачёт.      
ИТОГО: Аудиторные занятия. Самостоятельная работа.      

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...