Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Области применения системного анализа.




Системный анализ - это методология исследования трудно на­блюдаемых и понимаемых свойств и отношений в объектах путем представления этих объектов в качестве целенаправленных систем и изучения свойств этих систем, взаимоотношений между целями и средствами их реализации.

Если подавляющее большинство методов исследования и ана­лиза ориентировано на непосредственное наблюдение точно опреде­ленных объектов с учетом их природы и специфики, то системный анализ, базирующийся на теории систем, учитывает принципиальную сложность исследуемого объекта, его разветвленные и прочные взаи­мосвязи с окружающей средой, не наблюдаемость целого ряда его свойств. Исследователь в рамках системного анализа, отталкиваясь от реального явления, от имеющихся фактических данных о его свойст­вах, внутренних и внешних связях, переводит их в абстрактные катего­рии и на основе известных свойств систем выявляет новые свойства и новые взаимосвязи.

Главное в системном анализе - как сложное превратить в про­стое, как не только трудноразрешимую, но и труднопонимаемую про­блему превратить в четкую серию задач, имеющих методику решения. Системный анализ не исчерпывается расчленением сложной пробле­мы на более мелкие, а направлен на то, чтобы понять сущность цело­го, выявить факторы, влияющие на принятие решений и, в конечном счете, вернуться к целому, к проблеме.

Системный анализ представляет собой совокупность определен­ных научных методов и практических приемов, используемых при ис­следовании и конструировании сложных и сверхсложных объектов и решения разнообразных проблем, возникающих во всех сферах целе­направленной деятельности, при проектировании и управлении соци­альными, экономическими, человеко-машинными и техническими сис­темами. Характерным для системного анализа является то, что поиск лучшего решения проблемы начинается с определения и упорядоче­ния целей деятельности системы, при функционировании которой воз­никла данная проблема. При этом устанавливается соответствие меж­ду целями, возможными путями их реализации и потребными для это­го ресурсами.

Системный анализ предназначен для исследования в первую очередь слабоструктурированных систем, состав элементов и взаимо­связей которых установлен только частично, для решения задач, воз­никающих в ситуациях, характеризующихся неопределенностью и со­держащих неформализуемые элементы, которые не переводятся на язык математики. Поэтому основная особенность методик системного анализа заключается в сочетании формальных методов и неформали­зованного экспертного знания.

Примерами могут служить задачи, связанные с целеобразованием в системах управления;

· разработка основных направлений развития отрасли, региона или организации, перспективных планов и т.п.;

· задачи перестройки, совершенствования или разработки организационных структур;

· проблема управления разработками автоматизированных систем разного рода и т.д.

В последнее время привлечения методов системного анализа потребовали и некоторые задачи объемно-календарного планирования (например, в условиях по-заказной системы производства). Итак, основные области приложения системного анализа с точки зрения характера решаемых задач, следующие:

· задачи, связанные с целеобразованием и анализом целей и функций (это — задачи определения основных направлений развития отрасли, предприятий, объединений и т.д.; формирования прогнозов и перспективных планов экономики на федеральном и региональных уровнях, развития целевых комплексных программ и комплексных программ по решению важнейших научно-технических проблем и т.п.);

· задачи разработки или совершенствования организационных структур;

· задачи проектирования (проектирование сложных робото-технических комплексов, гибких- производственных систем разного рода, управление разработками автоматизированных систем).

Все эти задачи по-разному реализуются на различных уровнях управления экономикой. Поэтому целесообразно выделить области применения системного анализа и по этому принципу: задачи общегосударственные, отраслевые, региональные, отдельного предприятия.

 

Методика системного анализа.

Этап 1. Анализ проблемы:

· существует ли проблема;

· точная формулировка проблемы;

· анализ логической структуры проблемы;

· развитие проблемы (в прошлом, настоящем и будущем);

· описание связей рассматриваемой проблемы с другими проблемами;

· принципиальная разрешимость проблемы.

Этап 2. Определение и анализ структуры организации

Этап 3. Формулирование общей цели и ее декомпозиция:

· Формулирование общей цели для решения поставленной проблемы;

· Декомпозиция цели путем построения дерева целей.

Этап 4. Проектирование организации: Для достижения поставленной цели построить структуру организации в усовершенствованном варианте в соответствии с деревом целей.

 

Преимущества и недостатки системного подхода.

Преимущества:

· Выявляется общее в различных объектах и процессах, что трудно обнаруживается, пока не отброшены частности.

· Методы принятия решений переносятся из одних функциональных областей в другие.

· Не допускается переоценка возможностей отдельных методов при принятии решений, например, только математического моделирования в ущерб экспертным оценкам

· Осуществляется синтез знаний из различных наук.

· В проекты вводится информационное описание системы (виды, объемы, назначение и пути прохождении информации).

· Возникает объективная основа выбора необходимых направлений дальнейшего развития исследований в области, к которой относится проектируемая система.

Недостатки.

Системность означает определенность. Но мир неопределенен. Неопределенность сущностно присутствует в реальности человеческих отношений, целей, информации, в ситуациях. Она не может быть определена до конца, а иногда принципиально доминирует над определенностью.

Системность означает целостность, но клиентская база оптовых, розничных фирм, банков и т.п. никакой целостности не образует, поскольку она не всегда может быть интегрирована и каждый клиент имеет несколько поставщиков и может бесконечно их менять. Нет целостности и у информационных потоков в организации.

Вопрос

Бизнес-модель — это описание предприятия как сложной системы с заданной точностью. В рамках бизнес-модели отображаются все объекты (сущности), процессы, правила выполнения операций, существующая стратегия развития, а также критерии оценки эффективности функционирования системы.

Форма представления бизнес-модели и уровень ее детализации определяются целями моделирования и принятой точкой зрения. Термин «бизнес-модель» используется для того, чтобы охватить широкий диапазон формальных и неформальных описаний ключевых элементов бизнеса. Мы применяем этот термин в следующем смысле: «Бизнес- модель компании определяет, как она получает прибыль – как обращается к своему рынку, представляет свои предложения и развертывает бизнес-отношения». (PWC)

Бизнес- модель компании – это способ, который компания использует для создания ценности и получения прибыли.

Любая бизнес-модель должна давать ответ на три ключевых вопроса:

 как компания создает ценность для

внешних клиентов;

 как компания зарабатывает деньги;

 как компания обеспечивает

стратегический контроль над

цепочками создания ценности.

Бизнес-модель логически описывает, каким образом организация создаёт, поставляет клиентам и приобретает стоимость — экономическую, социальную и другие формы стоимости[1]. Процесс разработки бизнес-модели является частью стратегии бизнеса.

В теории и практике термин бизнес-модель употребляется в широком спектре формальных и неформальных определений, для передачи основных аспектов бизнеса, включая цель бизнеса, продуктовый ряд, стратегию, инфраструктуру, организационную структуру, способы продаж, операционные процессы и политики.

Бизнес-модель разрабатывается и внедряется, но не остаётся неизменной, т.к. меняется под влиянием различных факторов внешней среды с течением жизненного цикла компании.

Алгоритм создания бизнес-модели:

1. Анализ бизнес-модели отрасли.

2. Анализ существующей бизнес-модели компании.

3. Ориентиры стратегии развития компании.

4. Определение новой бизнес-модели.

5. Конкретизация новой бизнес-модели.

Бизнес-моделирование (деловое моделирование) — деятельность по формированию моделей организаций, включающая описание деловых объектов (подразделений, должностей, ресурсов, ролей, процессов, операций, информационных систем, носителей информации и т. д.) и указание связей между ними. Требования к формируемым моделям и их соответствующее содержание определяются целями моделирования.

Бизнес-моделированием также называют дисциплину и отдельный подпроцесс в процессе разработки программного обеспечения, в котором описывается деятельность компании и определяются требования к системе — те подпроцессы и операции, которые подлежат автоматизации в разрабатываемой информационной системе.

С финансовой точки зрения, бизнес-модель любой компании можно описать как произведение рентабельности продаж и оборачиваемости активов (капитала)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...