Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практические рекомендации Активное слушание




Чтобы показать ребенку, что вы его слушаете, принимаете его точ­ку зрения и хотите, чтобы он продолжал дальше, вы можете ис­пользовать следующие короткие высказывания:

Да-да (кивая головой).

Хорошо.

Я слушаю.

Продолжай.

Я понимаю.

Невербальные способы управления дискуссией

Существует четыре типа сигналов управления: передача слова, сохранение слова за собой, запрос на выс­казывание и отказ в предоставлении слова. Сигнал передачи слова применяется в тот момент, когда вы за­канчиваете говорить и готовы предоставить слово другому члену группы. Вы обозначаете свое намерение замедлением речи и/или подаете какой-нибудь условный сигнал, например, обращаете пря­мой взгляд на того, кому хотите передать слово. Если это не сраба­тывает, вы можете кивнуть или указать в сторону члена группы, ко­торому собираетесь передать слово.

Второй тип сигнала — сохранение слова за собой. Он применя­ется в тот момент, когда вы собираетесь продолжить говорить, но видите, что вас кто-то хочет перебить. Вы, возможно, не хоте­ли бы уступать слово, особенно, если собираетесь сказать что-то важное. Вы можете сохранить слово за собой, если будете избе­гать контакта взглядом с тем, кто хочет начать говорить и/или если начнете говорить чуть быстрее, несколько громче или с на-


жимом. Не увлекайтесь этим приемом, иначе члены группы могут вообще не захотеть говорить!

Третий тип сигнала — запрос на высказывание. Когда вы хотите взять слово, вы можете обозначить это, подняв указательный палец и, может быть, слегка выпрямившись. Тем самым вы даете сигнал говорящему. Возможно, вам придется делать это довольно часто, если в вашей группе будут дети, которые стремятся монополизиро­вать внимание группы или часто выступают «не по делу».

Иногда вы можете заметить, что выступающий хочет закончить го­ворить и передать слово вам. Если вам нужно, чтобы он продолжал, используйте сигнал отказа в предоставлении слова. Просто со­храняйте расслабленную позу, смотрите на других детей и, главное, демонстрируйте свою заинтересованность в том, что говорит выс­тупающий. Возможно, вам необходимо, чтобы он развил тему даль­ше. Вам следует дать понять ему, что вы «присутствуете», но не следует делать это вербально.

Пример ___________________________________________

Постарайтесь использовать приемы активного слушания и способы уп­равления дискуссией хотя бы дважды за время занятия.

Активное слушание

Да-да (кивая головой). Да, продолжай. Мы слушаем. Я понимаю. Дальше.

Хорошо (кивая головой). Невербальные способы управления дискуссией Передача слова

Замедлите речь и посмотрите на ребенка, которому хо­тите передать слово.

Кивните головой в сторону ребенка, которому хотите пе­редать слово.


 

 

Часть 2: Ведение группы

Запрос на высказывание

Выпрямитесь и посмотрите прямо на выступающего. Приподнимите указательный палец, глядя на говорящего. Сохранение слова за собой Избегайте контакта глазами с говорящим или говорящими. Увеличьте темп и/или повысьте тон речи.

Если вы удерживаете слово засобой, потому чтособираетесьсмениты тему, объясните, почему вам не хотелось бы прерываться. Например:} «Нам необходимо перейти к о бсуждению».

Отказ в предоставлении слова

Не смотрите на детей, которые проявляют желание взять слово, продолжайте смотреть на выступающего, давая ему понять, что вы его слушает и используйте приемы актив­ного слушания, чтобы поддержать выступающего.

Литература

Duncan, S. К, Jr. (1972). Some signals and rules for taking speaking turns in conversations. Journal of Personality and Social Psychology, 23, 283-292.

Duncan, S. F, Jr. (1974). On the structure of speaker-auditor interaction during speaking turns. Language in Society, 2,161-180.

Различение мыслей, чувств и поведения

Обзор

Консультирование, так же как и лечение, представляет собой «це­лостный» процесс, который затрагивает разные пересекающие­ся сферы жизни наших клиентов или пациентов: физическую, мен-тальную, социальную, образовательную, духовную и эмоциональную. Эти стороны жизни настолько переплетены между собой, что изменения в одной сфере так или иначе отражаются на остальных. В ряде теоретических разработок, например,



Групповая работа с детьми и подростками


Часть 2: Ведение группы



 


Hutchins (1979) и L'Abate (1981), предлагается целостная трех­мерная модель, увязывающая мысли, чувства и действия. Цело­стный взгляд на человека представляется нам необходимым в групповой работе с детьми.

^

Под мыслями мы понимаем все, что относится к позна­вательным процессам: запоминание, понимание, анализ, синтез, творчество, доказательства, рефлексия, сужде­ния, формирование мнений и представлений, оценки. Чувства — это сложные явления, имеющие и когнитив­ную, и физиологическую составляющие. Ярость, страх, радость, любовь и другие эмоции являются результатом положительной или отрицательной оценки какой-либо си­туации. Например, если вы за рулем и какая-то машина случайно задевает вас, в вашем мозгу мгновенно возни­кает оценка данной ситуации. Это, во-первых, физиоло­гическая реакция организма—стресс, и, во-вторых, ком­бинация различных чувств (ярости, злости, страха и т.д.) — эмоциональная реакция. Поведение включает в себя как явные действия (бросание мяча, чтение стихов, вступле­ние в спор), так и неявные реакции организма, которые могут протекать незаметно (сердцебиение или головная боль).

Обоснование

Групповая работа затрагивает все эти три стороны жизни. Некото­рые группы создаются для обучения мыслительным приемам или для того, чтобы научить участников управлять своими негативными мыслями и перестроить их на более позитивный лад. Кроме того, работа в группе часто предполагает обсуждение чувств, включая осознание своих собственных чувств и развитие способности со­чувствовать друг другу. В большинстве случаев дети приходят в груп­пу, чтобы изменить собственное поведение, научиться противосто­ять насмешкам и давлению со стороны сверстников, приобрести навыки общения, улучшить отношения с друзьями и родственника­ми и т.д.

Если дети не умеют различать эти три компонента, они в большин­стве случаев не смогут понять цели групповой работы. Например,


если ребенок не знает, что его чувства отличаются от его мыслей, то как он сможет получить подтверждение им или описать их? Если ребенок не видит, что его мысли предшествуют его действиям и оказывают на них сильное влияние, то как он сможет изменить свои мысли, чтобы научиться управлять агрессией, преодолеть застен­чивость или ставить и достигать цели? Научив детей различать эти три компонента, вы будете уверены, что они вас понимают, когда работа в группе будет затрагивать мысли, чувства или поведение. Дети в группе могут сильно различаться по своему когнитивному раз­витию. Даже дети одного возраста различаются по уровню понима­ния, не говоря уже о различиях в физическом, социальном, эмоцио­нальном и образовательном развитии! Соответственно, единственное, что вы можете сделать, чтобы помочь детям понять происходящее в группе, — это научить их различать мысли, эмоции и поведение. Несмотря на то, что дети сталкиваются с этими понятиями в школе, они обычно не увязывают их с собственной жизнью и не видят воз­можности работать с ними и таким путем самосовершенствоваться. Обычно детей в классе не просят связать свои чувства с данным моментом или ситуацией. В нашем обществе вообще очень мало внимания уделяется эмоциональной стороне жизни, особенно спо­собам конструктивного выражения негативных чувств. Часто, когда вы спрашиваете взрослых, что они чувствуют, они начинают гово­рить о том, что думают. Естественно, что дети тем более не могут самостоятельно провести эти различия.

Разделение мыслей, чувств и поведения может помочь вам в ва­шей работе. Если вы привыкли концентрироваться на какой-то од­ной сфере в ущерб остальным, то, используя представления о трех основных составляющих, вы сможете сбалансировать вашу работу в группе.

Практические рекомендации

Несмотря на то, что дети обычно плохо понимают абстрактные по­нятия, большинство из них способно научиться различать эти три составляющие. Начиная с третьего класса средний ребенок может понять различия между мыслями, чувствами и поведением и кор­ректно ответить на вопрос: «Что ты по этому поводу чувствуешь?». Я обнаружила, что умение различать чувства, мысли и поведение


140 Групповая работа с детьми и подростками

очень уважается в средней школе. Дети гордятся приобретенными навыками более точно выражать свои чувства и управлять своим поведением.

Ниже мы подробно обсудим, как можно объяснить детям эту кон­цепцию. Вы можете использовать плакаты «Мысли, чувства, пове­дение» (рис. 2), «Таблица чувств» (рис. 3) и рабочий листок «Обо­значь ситуацию» (иллюстрация 6). На плакате «Мысли, чувства, поведение» данная концепция представлена в графическом испол­нении. В «Таблице чувств» перечисляются различные эмоции вме­сте с изображением их проявлений. Кроме того, таблица дает на­глядное представление о сильной, средней и слабой степени проявления эмоций. Рабочий листок «Обозначь ситуацию» содер­жит описание различных ситуаций и вопросы о характере этих си­туаций (соответствуют ли они сфере чувств, мыслей или, может быть, поведения). Плакаты «Мысли, чувства, поведение» и «Таб­лица чувств» вы можете использовать в работе с детьми всех воз­растов. Рабочий листок рассчитан на детей 5-6 классов и старше. Вы можете составить аналогичный список, отвечающий уровню раз­вития детей в вашей группе. На иллюстрации 7 приводится воз­можный порядок обсуждения с детьми рассматриваемой концеп­ции. Пример рассчитан на детей 5-6 классов. Различия между мыслями, чувствами и поведением необходимо объяснить на первом или втором занятии. После того, как дети освоятся с этими представлениями, они будут более ясно пред­ставлять себе, что такое групповая работа, и смогут более четко сформулировать собственные цели.

Пример

1. Объясните детям на доступном для них уровне, что такое мыс­ли, чувства и поведение. Если считаете нужным, используйте плакаты «Мысли, чувства, поведение» и «Таблица чувств».

2. После объяснения каждого пункта предложите детям привес­ти собственные примеры. Попросите трех-четырех детей рас­сказать своими словами о том, что они поняли. Обсуждение продолжайте до тех пор, пока не почувствуете, что большин­ство детей разобралось в этом вопросе.


 

 

Часть 2: Ведение группы

3. Разбейте детей на пары и попросите их ответить на вопросы из рабочего листка «Обозначь ситуацию» (иллюстрация 6).

4. Соберите группу и обсудите все ответы.

5. Проверьте, насколько дети поняли материал. Попросите каждо­го привести пример из области чувств, мыслей или поведения.

Рис.2

Мысли, чувства, поведение



 

Часть 2: Ведение группы

Иллюстрация 6

ОБОЗНАЧЬ СИТУАЦИЮ

Буквой А отметь мысли, Б — действия, В — чувства.

1. Ты ищешь новый способ решения задачи по математике

2. Ты подходишь к холодильнику и достаёшь банку с компотом

3. Ты краснеешь от смущения__

4. Ты мечтаешь о летних каникулах__

5. Ты ешь мороженое__

6. Ты предвкушаешь завтрашний день рождения

7. Ты радуешься неожиданной посылке_

8. Ты быстро мчишься вниз с горы на велосипеде__

9. Ты огорчаешься оттого, что отец пообещал, но забыл взять тебя к себе в гости

10. Ты приходишь в ярость оттого, что вместо ожидаемой четверки получил двойку

11. Ты аккуратно развешиваешь одежду в шкафу__

12. Ты огорчаешься от известия, что лучший друг переезжает в дру­гой город

13. Ты пытаешься решить, пойти в кино или поиграть с друзьями

14. Ты злишься оттого, что в школе хулиган отобрал новый калькулятор

15. Ты размышляешь над тем, продолжить ли учебу в школе или пойти в училище

16. Ты плачешь оттого, что друг/подруга поссорился с тобой__

17. Ты выполняешь домашнее задание_

18. Ты сердишься из-за того, что сестра включила радио / очень громко /j

19. Ты выбираешь себе книгу в библиотеке_ Jfl

20. Ты интересуешься, как живется приятелю в Канаде______ jgg


144 Г рупповая работа с детьми и подростками

Иллюстрация 7

ПРИМЕР ОБЪЯСНЕНИЯ РАЗНИЦЫ МЕЖДУ МЫСЛЯМИ, ЧУВСТВАМИ И ПОВЕДЕНИЕМ


Часть 2: Ведение группы 145

Что произойдет, если я выпью слишком много газировки в жару?

Я понял, как надо собирать эту игрушку.

Стоит ли мне заняться в следующем году биологией или лучше выбрать музыку?

Какие примеры мыслительной деятельности вы можете привести сами?


 


МЫСЛИ

Мысли — это то, что происходит в вашем уме. Это - множество явлений, которые мы относим к сфере мышления. Например, память, — вы можете думать о ком-то умершем или вспоминать о том, что говорил ваш друг перед отъездом, или представлять, как выглядела ваша собака, пока она не потерялась, или, наконец, пытаться вспомнить, куда вы засунули тапочки. Это все, что уже произошло. Вот еще несколько примеров:

Поставил ли я велосипед в сарай или оставил его на улице?

Моя бабушка печет самые лучшие в мире пирожки с капустой.

Интересно, это синица или воробей?

Еще одним примером мыслительной деятельности является оце­нивание, которое означает, что вам что-то нравится больше, что-то меньше. Например, честность вам нравится больше, чем ложь, играть в мяч вам нравится больше, чем играть на пианино. Оцен­ка — это выбор, который вы делаете в своем уме, и поэтому мы относим оценивание к области мыслей. Приведем еще примеры:

Хочу ли я дружить с...?

Стоит ли брать сигарету, если мне ее предложили?

Как бы получше расставить мебель в спальне?

Решение математической задачи и изучение новых явлений — это еще один вид мыслительной деятельности, который называется рассуждением. Вот несколько примеров рассуждений:


ЧУВСТВА

Чувства еще называют «эмоциями». Чувства — это то, как мы пе­реживаем разные события. Чувства можно «ощущать» — то есть обычно мы можем описать, что происходит с нашим телом, когда у нас возникают какие-то очень сильные чувства, например, ярость, страх или счастье. Чувства делятся на две составляющие: во-пер­вых, что-то происходит у вас в голове, а во-вторых, что-то слу­чается с вашим телом. Вы можете научиться понимать, в какой части тела «ощущается» та или иная эмоция. Где вы ощущаете свою злость? (Вы можете покраснеть или почувствовать, что ваше дыхание перехватило). Где в своем теле вы можете ощутить страх? (У вас могут зашевелиться волосы на затылке, или вы можете ощу­тить пустоту в животе), Чувства помогают нам понять, что для нас хорошо, а что плохо, и мы можем предпринять какие-то действия, например, убежать, если нам страшно, или поделиться с кем-нибудь своей радостью, когда мы счастливы.

Чувства не бывают хорошими или плохими — это часть нас са­мих. Иногда, под влиянием сильных чувств, например, гнева, мы совершаем поступки, которые задевают других, и мы можем по­пасть в неприятности. Что случится, если вы разозлитесь на брата или сестру за то, что он или она вас дразнят, и вы ударите его или ее? (Возможно, вы получите сдачи, а может


10 Р. Смид


146 Групповая работа с детьми и

родители накажут вас обоих). А вот поступки, которые вы совершаете под влиянием ваших чувств, могут быть плохими или хорошими. Сами же по себе чувства являются нашей неотъем­лемой частью и не могут быть плохими или хорошими. Чувства могут быть слабыми, средними или сильными по степени их проявления. Одна и та же ситуация может вызвать и слабые, и сильные чувства. Иногда, когда мы испытываем очень сильные чувства, мы можем совершить что-нибудь отвратительное, чтобы дать им выход или как-то их выразить. Скорее всего, позже мы будем жалеть об этом. Возможно, если бы мы подумали вначале, наши чувства не захлестнули бы нас и мы не совершили бы ничего подобного. Например, предпо­ложим, что ваш приятель одолжил ваши роликовые коньки и сломал у них колесо. Вы можете огорчиться (слабое чувство), рассердиться (среднее чувство) или прийти в ярость (сильное чувство). Вместо того чтобы вопить и орать на вашего прияте­ля, что в данной ситуации выглядит бесполезным и только доставит вам неприятности, вы можете выбрать более спокой­ный тон и сказать ему, что вы сильно огорчены и что он должен починить коньки. Какие примеры чувств можете привести вы?

ПОВЕДЕНИЕ

Поведение — это то, что мы делаем. Вы можете видеть, что я сижу и говорю с вами, а я могу видеть, что вы пишете что-то в своих тетрадях. Все это — поведение или действия. На за­нятиях мы очень часто говорим о поведении, потому что нам иногда надо изменить его, чтобы достигнуть каких-нибудь ус­пехов в жизни. Иногда мы рассматриваем неприятные для себя ситуации, и мы должны научиться вести себя по-другому, что­бы справляться с ними.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...