Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конституция РСФСР (июль 1918 г.)

Рекомендации по работе с источниками

 

«Повесть временных лет»

1. Ознакомьтесь с извлечением из источника и найдите в нем ответы на следующие вопросы:

- Какие славянские племена упоминаются в летописи?

- Как летописец характеризует славянские племена?

- Кому славяне платили дань?

- Как описывается в летописи призвание варягов и какой делается вывод из этого события?

2. Подумайте и сформулируйте (опираясь на прочитанный первоисточник и материалы лекции, учебников) свое суждение об отношении к такой разновидности источников, как летописи.

«Русская правда»

1. Ознакомьтесь с извлечением из «Русской правды» и найдите в нем ответы на следующие вопросы:

- Какими были занятия жителей Киевской Руси?

- Какие социальные группы и слои были на Руси, как они отличались друг от друга?

- Какие функции выполняла вервь?

-Что представляла собой княжеская власть?

- Какой принцип действовал при определении наказания?

- Какие правонарушения существовали в Киевской Руси?

- Какой была форма наказания за правонарушения?

2. Сформулируйте на основе прочитанного текста источника и материалов учебника свое аргументированное заключение о характере общественного строя в Киевской Руси (рабовладельческий, патриархальный, феодальный и т.д.).

3. Сравните общество, описываемое в «Русской правде», и современное общество и подумайте над вопросом: хотели бы Вы жить в то время?

«Соборное Уложение»

1. Найдите в тексте документа ответы на вопросы:

- как представлена в нем власть царя?

- какие меры предусматривало «Соборное Уложение» для укрепления власти монарха?

- как определяется в документе положение православной церкви?

- какие положения документа говорят о завершении процесса закрепощения крестьян?

2. Сравните «Русскую правду» и «Соборное уложение» по вопросу о мерах наказания за правонарушения. Как, по Вашему мнению, можно объяснить явные различия между ними по этому вопросу?

3. Опираясь на текст источника и материалы учебников, сформулируйте аргументированное заключение по вопросу: какие тенденции (социальные, политические) в развитии общества отразило «Соборное уложение»?

«Домострой»

1. Найдите в тексте ответы на следующие вопросы:

- Какие нравственно-этические нормы жизни и поведения людей пропагандировались в «Домострое»?

- Какой идеал семьи и семейных отношений предлагался людям?

- Какую роль в семейной жизни отводил «Домострой» жене?

- Какие способы воспитания сыновей «Домострой» считал наиболее эффективными7

2. Определите свое отношение к жизненным правилам «Домостроя: Вы их не приемлете вообще? Считаете, что они были «хорошими» только для своего времени? Допускаете, что некоторые из них не потеряли своего значения и в наши дни? и т.д.

«Указ о единонаследии»

1. Найдите в документе положение, свидетельствующее о консолидации землевладельческого сословия в России.

2. Подумайте (обратитесь к учебнику, лекционному материалу) и дайте ответ на вопрос: как можно объяснить эту консолидацию.

«Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». 19 февраля 1861 г.

1. Найдите в документе ответы на вопросы:

- какие права получали крестьяне с отменой крепостного права?

- на каких условиях крестьяне получали земельные наделы?

- как определялись отношения крестьян с помещиками?

2. На основе источника и материалов учебника ответьте на вопрос: какие проблемы для крестьян создавались условиями их освобождения от крепостной зависимости?

3. Подумайте над вопросом: существовал ли в то время другой (другие) вариант (варианты) решения крестьянского вопрос

«Положение о губернских и уездных земских учреждениях». 1 января 1864 г.

1. Найдите в документе ответы на вопросы:

- какова структура вводимых земских учреждений?

- как формировались земские собрания?

- какими правами в отношении земских учреждений наделялись представители государственных органов власти?

- как отражено в источнике привилегированное положение дворян?

2. Сравните реальности, создаваемые «Положением» с существовавшими ранее, и сформулируйте вывод по вопросу: какой позитивный заряд содержало в себе введение земств?

Указ Правительствующему Сенату от 9 ноября 1906 г.

1. Найдите в документе ответы на вопросы:

- какие новые возможности открывались перед крестьянами с 1 января 1907 г.?

- какие варианты выхода крестьян из общины и закрепления земельного надела в частную собственность определялись указом (что такое отруб т хутор)?

- какими правами наделялись крестьяне, вышедшие из общины, в отношении сенокосных, лесных и пр. угодий?

2. Опираясь на источник и другие материалы, ответьте на вопросы: какие позитивные возможности открывались перед крестьянами столыпинской аграрной реформой и почему за время ее осуществления массового выхода крестьян из общины не наблюдалось?

«Декрет о земле»

1. Ознакомьтесь с «Крестьянским наказом о земле», включенным большевиками в «Декрет о земле», и найдите ответы на вопросы:

- какая мера предусматривалась в «Декрете» в отношении частновладельческой помещичьей земельной собственности?

- как решался вопрос о частной собственности на землю?

- кто получал право пользования землей и на каких принципах?

- какие формы пользования землей определялись?

- как решался вопрос о применении наемного труда в деревне?

2. Обратитесь к материалам учебников и объясните, почему большевики в «Декрет о земле» включили эсеровскую идею о социализации земли?

Конституция РСФСР (июль 1918 г.)

1. Найдите в документе ответы на вопросы:

- как назывались высшие органы законодательной власти и какими полномочиями они наделялись?

- какой орган стал высшим органом исполнительной власти?

- как формировались советы?

- какие граждане РСФСР лишались избирательных прав?

2. Как большевики объясняли отсутствие в Конституции принципа всеобщего равного тайного избирательного права (ответ можно найти в самой Конституции и материалах учебников)?

3. Когда такое право было провозглашено в Советском государстве?

«О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом». Декрет ВЦИК 21 марта 1921 г.

1. Найдите в тексте документа ответы на вопросы:

- что представлял собой натуральный налог (его объем, принципы налогообложения)?

- в чем его отличия от продразверстки?

- какие права получал крестьянин-земледелец в отношении продукции, остававшейся у него после выполнения налога?

- какое отражение нашел в Декрете классовый принцип большевистской политики?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...