Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ различий показателей испытуемых в группах без опыта работы в студенческом отряде и с разным опытом работы в студенческом отряде

· Достоверность различий показателей испытуемых в группах без опыта работы в студенческом отряде и отработавших один трудовой семестр

 

Сравнение этих групп показало, что из двадцати шкал опросника достоверные различия прослеживаются только в пяти – доминирование, способность к статусу, общительность, толерантность и психологический склад ума. Возрастающие показатели могут свидетельствовать о том, что приобщаясь к деятельности в студенческом отряде, молодой человек попадает в среду, которая провоцирует изменение некоторых личностных качеств.

Следует отметить, что изначально отряд представляет собой диффузную группу – совокупность ранее не знакомых людей. Разумеется, между ними возникают какие-то взаимодействия, взаимоотношения, устанавливаются связи. Но носят они пока поверхностный, ситуативный характер. Далее члены группы связываются между собой дружескими узами. На этом этапе отряд характеризуется высоким внутренним единством, развитой идентификацией отдельных членов с группой в целом. Особенно отчетливо это проявляется в период трудового семестра, когда новичок попадает в незнакомую обстановку, а отряд гарантирует безопасность и поддержку каждому «своему». Принцип самоуправления и преемственности, на которых основана деятельность СО, дает возможность принять на себя лидерские функции, когда в этом возникает необходимость, стимулирует стремление и способность к обладанию высоким социальным статусом в группе (отряде). После первого трудового семестра молодой человек обладает более разносторонними интересами, вовлеченностью во многие сферы и способностью видеть перспективу, он лучше адаптированы к стрессу и какому-либо давлению извне.

С другой стороны, постоянное межличностное взаимодействие воспитывает дипломатичность, терпимость и доверие к людям, развивает способность завоевывать их доверие. С получением первого опыта работы в СО, молодой человек становится более восприимчивым и настроенным на других, лучше понимает окружающих его людей. Работа в коллективе предоставляет возможность направить свою энергию вовне, увеличиваются социальные контакты и желание участвовать в групповой деятельности.

 

· Достоверность различий показателей испытуемых в группах без опыта работы в студенческом отряде и отработавших два трудовых семестра

 

Анализ различий в группах без опыта работы и отработавших два трудовых семестра так же показывает на наличие изменений в личности молодого человека. Отметим, что после получения первого опыта отрядной жизни, для многих она приобретает личностный смысл. Боец максимально близок к тем традициям и ценностям отрядной жизни, что были заложены предшественниками. Появляется понимание того, что кроме заработка должна быть иная мотивация к вступлению в студенческий отряд. Так рождаются новые мероприятия, формируется внутренняя культура нового молодого движения СО, зарождается многолетняя дружба между отрядами разных вузов. Важно сохранять преемственность, вселять в новичков уверенность, что их альтруистическая работа нужна не только им самим, но многим людям вокруг.

Именно поэтому повышается уровень ответственности – не только за свои действия, но и за товарищей, за будущее отряда и движения в целом. Кроме того, существование различных положений, уставов и кодексов наделяет определенными обязательствами, соблюдение которых определяет репутацию самого бойца, отряда, представителем которого он является. Следование этим правилам контролируется на всех уровнях организации отрядной жизни, а нарушение влечет за собой санкции.

Рост показателя «обычность» свидетельствует о том, что постоянная работа не на личные достижения, а на успех отряда приводит к восприятию бойцом себя не как яркой индивидуальности, а как части чего-то большего. Формируя имя и имидж отряда, боец идентифицирует себя с ним и присваивает собственной личности качества всей группы. Он воспринимает себя «типичным бойцом отряда «N» ("сделанными из того же теста", "как все").

Но всё это происходит при самопрезентации вне своей группы. Если же речь идет о процессах внутри отряда, то бойцы, прошедшие уже через два трудовых семестра занимают твердую позицию в коллективе. Они надежны, принимают себя и выражают уверенность в собственных силах, готовы принимать поведение и убеждения, которые отличаются от собственных. Они эффективно взаимодействуют с другими, в то же время вполне самодостаточны и способны работать независимо. Им необходима некоторая свобода в принятии решения. Большинство из них, в целом, дружелюбны и адаптивны. Они демонстрируют некоторую проникновенность в понимании межличностного взаимодействия и воспринимаются другими как благоразумные и наблюдательные. Они обычно легко устанавливают социальные контакты.

· Достоверность различий показателей испытуемых в группах без опыта работы в студенческом отряде и отработавших три трудовых семестра

 

При сравнении группы без опыта работы с группой так называемых «стариков» - бойцов отработавших три трудовых семестра так же выявляется значимое повышение уровня эмпатии, толерантности и проницательности (шкала «Психологический склад ума»). Кроме того, повышается ощущение комфорта и удовлетворенности собой и своей жизнью, улучшается личностное самочувствие.

Стоит отметить и значимые различия по шкале «Социализация». Снижение среднего балла по этому показателю можно объяснить тем, что новички – чаще первокурсники в возрасте 17-18 лет при поступлении в ВУЗ попадают в совершенно новые условия, новую систему взаимоотношений и требований, поэтому залогом безопасности на этом этапе является соблюдение основных правил. Они предпочитают избегать ошибок и риска, они действуют на основе того, что "должно" и что "не должно". Но постепенно у молодого человека формируется собственная нормативная система (не обязательно противоречащая формальной), в соответствии с которой он принимает решения и осуществляет свою деятельность. Зависимость от социальных норм и правил снижается и появляется собственные убеждения, внутреннее разрешение на риск. Они становятся достаточно независимыми личностями способными к импровизации и инновациям.

Таким образом, можно сделать вывод, что новый, ни с чем несравнимый опыт деятельности в отряде и специфика организации самого отряда оказывает достаточно сильное влияние на личность молодого человека. Ценность студенческих трудовых отрядов заключается в их многогранном влиянии на развитие творческих сил личности, в достижении ближних и дальних перспектив профессионального развития, своевременном выявлении индивидуальных возможностей и потенций человека, формировании опыта мобильности при включении в разнообразные виды трудовой деятельности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...