Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1.5. Модели развития науки




План

1. Позитивистская модель эволюционного развития науки.

2. Постпозитивистские концепции развития научного знания.

А) Модель научных революций Т. Куна

Б) Модель конкурирующих исследовательских программ И. Лакатоса

Литература

Горбачев В.В. Концепции современного естествознания: учебное пособие / В.В. Горбачев, В.М. Безденежных. – М.: Экономистъ, 2004

Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания: основной курс в вопросах и ответах / Т.Я. Дубнищева. – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2003

Концепции современного естествознания: Учебник / [А.Д. Урсул, В.А. Лось]; М.: РАГС, 2005

Лозовский В.Н. Концепции современного естествознания: учебное пособие для студентов вузов / В.Н. Лозовский, С.В. Лозовский. – СПб. [и др.]: Лань, 2004

Рау В.Г. Общее естествознание и его концепции: учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / В.Г. Рау. – М.: Высшая школа, 2003

Тема 1.6. Современная научная парадигма

План

1. Основные постулаты теории самоорганизации.

2. Принцип глобального эволюционизма.

3. Системный подход в естествознании.

Рекомендации по подготовке семинарского занятия

С помощью материала учебных пособий и дополнительной литературы составьте общее представление об основных установках современного научного мышления. Обратите внимание на определения понятий, необходимых для раскрытия содержания вопросов плана (синергетика, энтропия, бифуркация, флуктуация, эволюция, система).

Учебная литература

Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания: учебное пособие для вузов / Т.Я. Дубнищева. – М.: Академия, 2006

Концепции современного естествознания: учебник для студентов вузов / [В.Н. Лавриненко и др.]; под ред. Лавриненко В.Н., Ратникова В.П. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004

Лихин А.Ф. Концепции современного естествознания: учебник для вузов / А.Ф. Лихин. – М.: Проспект, 2007

Найдыш В. М. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов по гуманитарным специальностям / В.М. Найдыш. – М.: Инфра-М: Альфа-М, 2007

Рузавин Г. И. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов / Г.И. Рузавин. – М.: ЮНИТИ, 2007

Дополнительная литература

Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М., 1994

Пригожин И.Р., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986

Современная философия науки. М, 1996

Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1996

Философия и методология науки. М., 1996

Хакен Г. Синергетика. М., 1980

Эткинс П. Порядок и беспорядок в природе. М., 1987

 

Самостоятельная работа студентов

Самостоятельная работа студентов предполагает подготовку к семинарским занятиям, указанным в тематическом планировании дисциплины. Отдельные темы для самостоятельной разработки не предлагаются.

Контрольные вопросы по материалу модуля

1. Каковы основания разграничения естественнонаучной и гуманитарной культур?

2. Что такое наука? Какие существуют подходы к определению понятия «наука»?

3. По каким основаниям можно классифицировать науки?

4. В чем состоит специфика естественнонаучного познания?

5. Каковы познавательные возможности эмпирического и теоретического уровней научного знания?

6. Какие существуют формы научного познания?

7. Какие методы используются в научном познании?

8. Каково значение науки в жизни современного общества?

9. В чем суть постпозитивистской модели развития науки? Что такое научная революция?

10. Каковы основные положения теории самоорганизации?

11. Что такое принцип глобального эволюционизма?

11. В чем состоит суть системного подхода в естествознании?

Контрольные задания по материалу модуля

1. Дайте определение понятий «космология», «физика», «химия», «геология», «биология». Объясните, почему эти науки называются фундаментальными?

2. Проведите сравнительный анализ античной науки и науки Нового времени. Назовите крупнейших ученых и наиболее значимые научные достижения античной и нововременной науки.

3. Назовите важнейшие принципы современного научного мышления. Раскройте основное содержание принципа глобального эволюционизма.

4. Дайте определение понятий «наука», «естествознание», «обществознание». Объясните, в чем разница между фундаментальными и прикладными дисциплинами?

5. Проведите сравнительный анализ классической науки Нового времени и современного естествознания. Назовите крупнейших ученых и наиболее значимые научные достижения нововременной науки и науки 20-21 столетий.

6. Назовите важнейшие принципы современного научного мышления. Раскройте основное содержание теории самоорганизации.

Примеры заданий итогового контроля

1. Раздел науки, основанный на воспроизводимой эмпирической проверке гипотез и создании теорий, описывающих явления природы, называется…

1. обществознание 2. физика

3. естествознание 4. природоведение

Какая из указанных дисциплин не является прикладной?

1. социология 2. геология 3. геополитика 4. политология

Какая характеристика не относится к научному знанию?

1. общезначимость 2. системность 3. бессистемность

4. проверяемость

4. Форма научного знания, отражающая существенные взаимосвязи вещей и явлений, называется…

1. теория 2. понятие 3. закон 4. факт

5. К эмпирическим методам научного исследования не относится…

1. эксперимент 2. наблюдение 3. моделирование 4. измерение

6. Перенос исследовательской деятельности на идеализированный объект, замещающий интересующее явление, называется…

1. научный эксперимент 2. предметный эксперимент

3. мысленный эксперимент 4. знаковый эксперимент

Выделите характеристику, не относящуюся к гуманитарной культуре.

1. принцип индивидуализации явлений и процессов 2. тенденциозность

3. частичное совпадение объекта и субъекта познания

4. принцип генерализации явлений и процессов

Мировоззренческая позиция, сторонники которой считают науку высшей ценностью и основным орудием прогресса, называется

1. сциентизм 2. фидеизм 3. динамизм 4. аксиологизм

9. Наука стала опытно-экспериментальным знанием в…

1. XII-XIII столетиях 2. XIX веке 3. XVI-XVII столетиях 4. IV веке до н.э.

10. Развитие науки понимается как прерывный, «революционный», нелинейный процесс в модели, созданной…

1. постпозитивистами 2. неопозитивистами

3. сциентистами 4. антисциентистами

Научная революция» - это

1. смена стиля научного мышления 2. изменения в обществе, которые вызваны деятельностью ученых 3. фундаментальное открытие в определенной естественнонаучной дисциплине 4. социальная революция в эпоху НТП

12. Общий стиль мышления, характерный для научного сообщества, называется…

1. матрица 2. анализ 3. синтагма 4. парадигма

13. Модель научных революций и термин «парадигма» предложил…

1. К. Поппер 2. Б. Рассел 3. Т. Кун 4. П. Фейерабенд

14. Современная научная парадигма не включает в себя…

1. теорию самоорганизации 2. принцип эволюционизма

3. системный подход 4. идею механицизма

15. Мера энергетического беспорядка системы называется …

1. бифуркация 2. энтропия 3. градиент 4. флуктуация

16. Термином «флуктуация» обозначают…

1. нестабильность развития 2. случайность развития

3. закономерность развития 4. стабильность развития

17. При описании процессов самоорганизации материи синергетика использует положение о…

1. действии в мире универсальных закономерностей 2. линейном характере эволюционных изменений 3. значении случайности в процессе развития

4. значимости внешних факторов развития

18. Развитие Вселенной во времени предполагает…

1. принцип относительности 2. принцип суперпозиции

3. антропный принцип 4. принцип эволюционизма

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...