Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Метод тестового контроля с выборочными ответами

  Применение данного метода позволяет учителю получить сведения об усвоении того или иного материала, не затрачивая время на беседу с учащимися или на проверку пись­менных работ. Возможность за 10-20 мин проверить и оценить знания всего класса улучшает обратную связь, делает ее регуляр­ной. Систематическая проверка знаний не только способствует прочному усвоению учебного предмета, но и воспитывает созна­тельное отношение к учебе, формирует акку­ратность, трудолюбие, целеустремленность, активизирует внимание, развивает способ­ность к анализу. При тестовом контроле обес­печиваются равные для всех обучаемых ус­ловия проверки, т. е. повышается объектив­ность проверки знаний. Наконец, этот метод вносит разнообразие в учебную работу, по­вышает интерес к предмету. Варианты зада­ний индивидуальны для каждого, что очень важно для психологически неустойчивых учащихся.

  Оптимальны тесты, содержащие 8-12 во­просов при 4-5 выборочных ответах, из ко­торых правильный лишь один. (Возможно также сочетание нескольких ответов. В этом случае за верный принимается полный ответ. Если допущена хотя бы одна ошибка, ответ также считается неверным.) Не рекомендует­ся использовать менее четырех вариантов ответов, так как при этом существенно уве­личивается возможность случайного выбора правильного ответа.

  Учащийся получает контрольную про­грамму-тест, знакомится с вопросом, после­довательно анализирует варианты ответов, выбирает правильный (правильные) ответ и заносит его (их) в карточку ответов в виде крестика в соответствующей ячейке матри­цы (табл. 1).

 

Таблица 1

Карточка ответов

 

Ответы  

Номера вопросов

 

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10  
1       +       +           +   +   +      
2       +           +   +                  
3   +           +           +              
4           +   +                   +   +  

 

  Для проверки удобно использовать шаб­лон в форме перфокарты, отверстия в кото­ром соответствуют правильным ответам. Шаблон проще всего изготовить из облож­ки общей тетради. Одним шаблоном можно проверять четыре варианта контрольной работы. Достигается это переворачиванием шаблона, а также использованием обеих его сторон (табл. 2).

Таблица 2                                                        

Шаблон для проверки карточек ответов

 

1                     4
2                     3
3                     2
4                     1

 

  Отметка «3» ставится за 6-7 правильных ответов, «4» - за 8-9 правильных ответов и «5» - за 10 правильных ответов. Если в резуль­тате проверки установлено большое количе­ство неверных ответов на какой-либо вопрос, то на следующем уроке необходимо провес­ти дополнительное разъяснение материала.

  Впервые применяя такой контроль, учи­тель обязательно психологически готовит учащихся к выполнению тестовой работы, т. е. знакомит их с построением вопросов и ответов, техникой заполнения карточки от­ветов и критериями оценки. Важно преду­предить учащихся, что невнимательность может привести к неправильным выводам об уровне их знаний.

 

Разработка контролирующих программ

 

  В тестовые задания необходимо вклю­чить вопросы, позволяющие проконтроли­ровать знание химических формул, валент­ности, названий веществ, их классифика­ции, строения атома. Это первая группа во­просов, В качестве примера приведем неко­торые из них.

• Какая электронная формула описывает строение атома серы?

• Сколько электронов на внешнем энер­гетическом уровне атома германия?

• Укажите формулу кальцинированной соды.

Вторая группа вопросов охватывает ре­шение простейших расчетных задач. Главное при их составлении — акцентировать внимание на химической, а не на арифме­тической стороне вопроса. Поэтому наряду с текстом задачи можно привести молярные массы сложных веществ, уравнение химиче­ской реакции.

• Какой объем хлороводорода (н.у.) по­требуется для нейтрализации раствора, со­держащего 20 г гидроксида натрия? (НСl + NаОН = NаСl + Н2O; М (NаОН) = 40 г/моль.) Задачи такого типа легко решаются в уме. Третья группа вопросов связана с реше­нием экспериментальных задач.

• Укажите качественный реактив на ион (SO4)2-.

• В трех пронумерованных пробирках на­ходятся растворы карбоната натрия Nа2СO3, хлорида бария ВаCl2 и гидроксида калия КОН. В каждую пробирку прилили раствор серной кислоты. В пробирке 2 выпал белый осадок,

а в пробирке 3 наблюдалось выделение пу­зырьков газа. Определите, в каких пробирках находятся указанные вещества.

Вопросы четвертой группы проверяют знание химических законов, свойств веществ.

• Химическая реакция произойдет между парой веществ

а) Сu и FеSO4

б) Аl и МgСl2

в) Zn и FеСl2

г) Fе и ZnSO4

  Рекомендуется иногда включать в после­дующие задания вопросы из предыдущих, что способствует формированию у обучаю­щихся целостного представления об изучае­мом предмете.

  Составляя ответы, целесообразно наряду с правильными ответами включать правдопо­добные и избегать заведомо ложных и абсурд­ных. В качестве неправильных можно исполь­зовать ошибочные ответы учащихся, которые предварительно обнаружены в ходе обычно­го опроса. Если ученики должны указать фор­мулу вещества, то кроме правильной можно дать формулы других реально существующих веществ. И только в тренировочных задани­ях на составление формул веществ можно в качестве вариантов ответов предлагать фор­мулы, составленные без учета валентности.

  С целью обеспечения самостоятельной работы всех учащихся контрольные задания (тесты) лучше составлять в 25-30 вариантах.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...