Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос. Социально-психологическая характеристика толпы: признаки, виды, социально-структурные характеристики.




Толпа одно из разновидностей стихийных групп. Это Кратковременное объединение большого числа лиц собравшихся вместе по какому-либо определенному поводу и демонстрирующих какие-то совместные действия. История социальной психологии в определенной степени «начиналась» именно с анализа стихийных групп (Лебон, Тард, Фрейд), В России: Михайловский и Вайтоловский.

Лебон: выделял толпу однородную - секты, касты, классы. Разнородную - анонимную и планомерную,

Тард: 19 век – эра толпы, начало 20-го - эра публик. 4 вида публики или толпы по степени активности: ожидающая, внимающая, манифестующая, действующая.

Охлократия власть толпы, как правило фактором формирования стихийных групп является общественное мнение.

Толпа образуется на улице по поводу самых различных событий. Длительность ее существования определяется значимостью инцидента или события. Характеризуется: стихийной передачей информации, отсутствие личного контроля, анонимность, повышенная внушаемость, импульсивность, раздражительность, не способность обдумывать, преувеличенная чувствительность. Сознательная личность в толпе исчезает. Лебон: человек в толпе – варвар, который склонен к произволу, буйству, свирепости, энтузиазму и справедливости. Все зависит от воздействия:

Способывоздействия: заражение; внушение подражание. Заражение – бессознательная, невольная подверженность индивида определённым психическим состояниям. Проявляется через передачу определенного эмоционального состояния, или «психического настроя» (Парыгин, 1971). Это эмоциональное состояние возникает в толпе, действует многократного взаимного усилия эмоциональных воздействий общающихся людей. Индивид бессознательно усваивает образцы чьего-то поведения, подчиняясь ему. Особой ситуацией, где усиливается воздействие через заражение, является ситуация паники. Паника возникает в массе людей как определенное эмоциональное состояние, являющееся следствием либо дефицита информации о какой-либо пугающей или непонятной новости, либо избытка этой информации. Заражению предшествует общность оценок. Так, в условиях массовых зрелищ стимулом, включающим предшествующую заражению общность оценок, например популярного актера, являются аплодисменты. Они могут сыграть роль импульса, вслед за которым ситуация будет развиваться по законам заражения. Мера, в которой различные аудитории поддаются заражению, зависит и от общего уровня развития личностей, составляющих аудиторию, и от уровня развития их самосознания. Внушение - особый вид воздействия, а именно целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. При внушении осуществляется процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии, (внушение - суггестия, кому внушают - суггеренд, кто внушает - суггестор, сопротивление внушению - контрсуггестия) в отечественной лит-ре впервые вопрос о значении социальной суггестии был поставлен в работе В.М. Бехтерева «Внушение и его роль в общественной жизни» (1903). Отличия от заражения: 1. При заражении осуществляется сопереживание большой массой людей общего психического состояния, внушение же не предполагает такого «равенства» в сопереживании идентичных эмоций: суггестор не подвержен тому же самому состоянию, что и суггеренд. 2. Внушение, как правило, носит вербальный характер, тогда как при заражении, кроме речевого воздействия, используются и др. средства (восклицания, ритмы и пр.) решающим условием эффективности внушения является авторитет суггестора, следовательно доверие к источнику информации, (косвенная аргументация). Подражание - воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения. Разработка идей о роли подражания в обществе характерна для концепции Г. Тарда, которому принадлежит теория подражания, «фундаментальным принципом развития и существования общества служит подражание. Именно в результате подражания возникают групповые нормы и ценности. Подражание выступает как частный случай более общего «мирового закона повторения». Если в животном мире этот закон реализуется через наследственность, то в человеческом обществе - через подражание. Оно выступает источником прогресса: периодически в обществе совершаются изобретения, которым подражают массы. Эти открытия и изобретения входят впоследствии в структуру общества и вновь осваиваются путем подражания. Оно непроизвольно, и может быть рассмотрено как «род гипнотизма», когда осуществляется «воспроизведение одного мозгового клише чувствительной пластинкой другого мозга». (Тард, 1892) Виды подражания: логическое и нелогическое, внутреннее и внешнее, подражание-мода и подражание-обычай, подражание внутри одного социального класса и подражание одного класса другому. Законы подражания: подражание осуществляется от внутреннего к внешнему (т.е. внутренние образцы вызывают подражание раньше, чем внешние: духу религии подражают раньше, чем обрядам); низшие подражают высшим (провинция - центру). Лидер должен быть: обаятельным, красноречивым (яркие эмоции), обладать «даром убеждения». Михайловский в работе «Герои и толпа» Лидер имеет самые лучшие качества, он превращает толпу в народ. Вайтловский «Очерк коллективной психологии» Толпе необходимо чтоб она из случайного скопища превратилась в особый организм.

Основные признаки толпы. Толпой обычно называют такое скопление людей, которому в той или иной степени присущи следующие признаки:

1. многочисленность (так как в малочисленных группах с трудом возникают или совсем не возникают типичные психологические феномены толпы);

2. высокая контактность (каждый участник толпы находится на близком расстоянии с другими, фактически входя в их персональные пространства);

3. эмоциональная возбужденность (типичные психологические состояния в толпе: повышенное эмоциональное возбуждение, неполная осознаваемость и спонтанность поведения, его импульсивность, волнение людей, ощущение слитности и единства и т. п.);

4. неорганизованность (толпа часто образуется стихийно, слабо организована, а при наличии организованности может легко терять ее);

5. неустойчивость цели (когда говорится о бесцельности толпы как ее свойстве, то имеется в виду отсутствие общей, всеми осознаваемой цели).

Структурные характеристики толпы. К их числу относятся:

1. форма толпы, ее величина и плотность;

2. уровень физической и психической активности.

Форма толпы. На открытых пространствах толпа формируется кольцеобразно.

Величина толпы определяется количеством собравшихся людей.

Плотность толпы определяется числом людей, приходящихся на 1 кв. м,

Уровень активности толпы оценивается по моторным показателям (наличие и скорость передвижения людей от центра толпы к периферии и наоборот.

Кроме того, любая толпа имеет внутреннюю структуру по своему составу по самым разным характеристикам — по половозрастным признакам, образовательному уровню, имущественному статусу людей или роду их занятий и т. д.

По уровню или степени своей активности выделяют пассивные, активные и агрессивные виды толп.

Характеристики состояния психики и поведения участника толпы. Как уже отмечалось, существует существенное различие между состоянием психики индивида и его поведением вне толпы и в.качестве ее участника. В целом психическое состояние и поведение человека в толпе характеризуется рядом основных признаков:

1. снижение интеллектуальных способностей (некритичность мышления и восприятия информации, более легкая пере-ключаемость внимания, а также искажение информации и порождение слухов);

2. более низкий порог психофизиологической и эмоциональной возбудимости (в толпе человек легче и быстрее приходит в состояние повышенного эмоционального возбуждения и психофизиологической мобилизации);

3. повышенная внушаемость (некритичное согласие с информацией из внешней среды, т. е. большая зависимость от внешней среды);

4. ощущение анонимности (т. е. состояние нивелировки социального и личностного статуса индивида).

Отмеченная специфика состояния психики человека, находящегося в толпе, детерминирует и основные особенности его поведения в ней, для которого характерны:

1. непроизвольность (спонтанность и импульсивность);

2. неполная осознаваемость;

3. деиндивидуализация (стирание в поведении личностных различий, похожесть людей друг на друга через одинаковость поведения);

4. более низкая способность к произвольной регуляции поведения (сильная зависимость поведения от внешних воздействий большой группы людей);

5. нетипичность поведения (более частое проявление человеком в толпе неожиданных даже для него самого форм поведения: поднять что-то тяжелое, сломать прочное, быстро бежать, высоко прыгнуть, проявить несвойственную ему жертвенность, героичность или агрессивность).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...