Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальное служение Церкви в период раннего и классического Средневековья.




Церкви в средние века переходит очень важная функция — поддерживать социальный мир и сглаживать социальные противоречия. Естественно, что церковь не разделяла открытой враждебности по отношению к обездоленным и нуждающимся, так как эта враждебность была бы несовместима с проповедьюсмирения, любви к ближнему и равенства всех перед Богом. Поэтому, обращаясь к сильным мира сего, церковь взывала к милосердию. Сочувствие к низшим слоям и осуждение их притеснителей в значительной степени проистекали из социального учения церкви, которая формально превозносила бедность, считая ее идеальным состоянием. Программа церкви в этом отношении фактически сводилась к требованиюмилостыни в пользу бедняков. О способах прекращения бедности и не помышляли. В бедняках в то же время видели не столько несчастных, чью жалкую участь необходимо было облегчить, сколько спасителей богатых. В таком случае нищелюбцем двигала не любовь к ближнему, не человеколюбие, а желание очиститься от своих собственных грехов; нищий же выступал в видесредства к «самоочищению». Тем самым сложились вполне определенные правила подачи милостыни: 1) ценна только непосредственная милостыня, подаваемая из рук в руки; 2) милостыня подавалась тайком, мимоходом; 3) важна «слепая» милостыня, без выяснения причин нищенства и тех обстоятельств, кудапойдет милостыня; 4) нищий должен знать имя нищелюбца, чтобы помолиться за него в церкви, причемобратная связь здесь необязательна. Справедливости ради следует заметить, что церковь не ограничивалась лишь проповедями о необходимости милостыни, но стремилась на деле помочь нуждающимся. Так, до четверти церковных доходов употреблялись на культовые или благотворительные цели. Постепенно укрепление церковной системы привело к тому, что раздача хлеба и составление списков нуждающихся в помощи стало прерогативой церкви. В данном случае примечательна благотворительная деятельность св. Василия (329-379), епископа в Кесарии Каппадокийской,организовавшего у ворот города убежище для престарелых, госпиталь, странноприимный дом и богадельню для слабых и увечных. В качестве источников для организации благотворительных заведений служили как церковные доходы, так и частные пожертвования прихожан. Надо заметить, что госпиталь, организованный св. Василием, послужил прототипом для созданиямонастырских больниц в Западной Европе. Конечно же первые монастырские больницы отличались крайне низким уровнем лечения и ухода за больными людьми: медицинская подготовка монахов была недостаточной, а лечение «постом и молитвой» редко достигало своей цели. В условиях повторяющихся эпидемий именно монастыри как места относительной стабильности превращаются в центры раздачи милостыни. Роль монастырей в этот период трудно переоценить: помимо раздач милостыни они организовывали постоянную помощь нуждающимся через устройство монастырских госпиталей.


48. Причины голода и эпидемии в Средние века.

В средневековой Западной Европе весь мусор и пищевые отходы горожане выбрасывали прямо на улицы, узкие и кривые, недоступны для лучей солнца. В дождливую погоду улицы превращались в непроходимые болота, а в жаркий день в городе было трудно дышать из-за едкой и зловонной пыли. Понятно, что в таких условиях повальные болезни не прекращались, а во время эпидемий чумы, холеры и оспы именно в городах была самая высокая смертность. К тому же во многих местах причиной чумы объявили кошек, якобы являвшихся слугами дьявола и заражавших людей. Массовые истребления кошек привели к ещё большему увеличению численности крыс. Причиной заражения чаще всего служат укусы блох, которые предварительно жили на заражённых крысах. Голод связан с неурожаем. В Средние века на каждые 8-10 лет выпадал один голодный год с высокою смертностью. В России причинами голода являлись засуха, избыток дождей, ранние морозы, «прузи» (саранча) и т. д. Нехарактерно быстрое распространение чумы могло произойти из-за низкого уровня иммунитета в европейском населении в тот период (в следствии голода, неразвитой медицины, утомляемости людей) Еще одной причиной быстрого распространения чумы могло быть то, что к 1250 году население достигло максимума (что увеличило скученность людей и, соответственно, само по себе облегчило распространение эпидемии) и борьба за ресурсы привела к огромной разнице между владельцами собственности и крестьянами. Неравное распределение богатства между богатыми и бедными увеличилось. Арендная плата повысились, и заработная плата снизилась. Экономические условия бедных стали настолько тяжёлыми, что они дошли до нулевого прироста населения даже перед эпидемией. Отчаянная бедность населения ухудшила бедствия чумы, потому что они не могли бежать в сельскую местность и скрыться в замке, как это делала знать. Бедные жили в переполненных зданиях в антисанитарных условиях и не могли изолировать больных. Их иммунитет был ослаблен плохим питанием и болезнями, типа пневмонии, бронхита, туберкулеза, и другими.
49. Благотворительная деятельность монашеских орденов.

Первые ОРДЕНЫ МОНАШЕСКИЕ возникли в VI в. в Италии, до XI в. Они существовали независимо от католической иерархии.
ОРДЕНЫ подразделяются на созерцающие (их члены посвящают основную часть времени молитве и богослужениям) и активные, непосредственно участвующие в общественно полезном труде и акциях милосердия.
К первым, например, относятся бенедиктинцы, а ко вторым — лазаристы.
Промежуточное положение занимают доминиканцы, францисканцы и иезуиты.
Орден иезуитов — самый известный среди католических орденов. Созданный в 1534 г. испанским монахом Игнатием Лойолой, он и сегодня играет активную роль в церкви и в мире.
Этот ОРДЕН, равно как и другие ОРДЕНЫ (всего их насчитывается около 140), занимается религиозно-политической пропагандой, религиозно-воспитательной и религиозно-просветительской деятельностью в различных уголках мира, в том числе и в России.
Первыми католическими монашескими объединениями, получившими распространение в России с 1724 г., стали францисканцы и доминиканцы.
Позже появились августинцы, кармелиты, мариане и др. В начале XX в. на территории России действовало 8 мужских и 16 женских монастырей (700 монахов и монахинь), прекративших свое существование после 1917 г.

Важным явлением стало возникновение «нищенских» монашеских орденов, возводившихбедность в идеал, таких, как ордена францисканцев, доминиканцев, премонстратов, картезианцеви цистерцианцев. Названные ордена также возникшие в ХI-ХII вв., противопоставляли себямонахам старых орденов (типа бенедиктинцев)

№61

Первое поселение на территории современных США возникает в 1607 в Вирджинии, когда там высадились 102 монаха англичанина. Это событие празднуется как «День отцов пилигримов». Вскоре возникает еще 12 колоний и население достигает 2.5млн человек. В первых общинах сохраняются порядки характерные для родных земель переселенцев, ГОСПОДСТВУЮТ общинные порядки с централизованным распределением продуктов и инструментов. С середины XVII века наиболее распространенным становится английское право в решение соц проблем. Так в штатах принимаются решения о помощи бедным, но ограничиваются сроки помощи(2н-2м), при этом к проф нищим применяют телесные наказания. В XVIII веке в связи с эпидемиями, ростом смертности, общины кверков(людей не признающих роль священников) на основе местных англиканских устоев разворачивают благотворительную деятельность под строгим контролем общественности. 1776 принимается Декларация независимости США, однако этот документ не предусматривал решение соц проблем на фед уровне. Вся полнота ответственности за решение данных проблем ложилась на плечи местных властей, а потому система была хаотичной, не хватало финансирования и кадров. Начало организации помощи было поддержано филантропической гдеятельностью и актвиностью религиозных организаций. 17 сентября 1787 года принята конституция, а в 2июля 1782г. Биль о правах- эти два документа заложили основу государственности США.

Развитие соц помощи происходит при активном участие Римских-католических орденов так 1727 в Новом Орлеане открывается приют для престарелых при инициативе сестер-урсулианок. 1819 год Томас Чалмерс система спасения людей, испытывающих нужду и бедность. 1835г. Священник-униат Тукерман «Бостонское общество предотвращения пауперизма» и ряд других организаций. В 40-вые годы увеличился поток мигрантов из Европы. Эмигранты жили тесными общинами в соответствии со своими традициями, в связи с этим создаются сеттльмент-центры для американизации населения первый из них в 1866 году в Нью-Йорке.

1880 году на территории США начинает действовать Английская армия спасения в 1899 она зарегена, как американская филантропическая и религиозная организация. 1874 первый Американкский соц конгресс, 1898г первая школа добровольных помощников. 1905 первые школы соц работы 1910 начало соц страхования 1911 обоснование Мэри Ричмонд метода индивидуальной работы

58 вопрос

Первые законодательные акты в относительно проблем бедности в Европе относятся к 6 веку, изданы они были в Византии и носили запретительный характер. Позднее в 16 веке Карл 5 император св р. империи принимает закон о лицензиях на бедность. На примере прусского социального законодательства можно проследить общеевропейские тенденции так 1714 году принят закон о наказаниях для бедных в том числе тюремных, а уже 1794 бедность признается проблемным явлением общественного значения. Этот законодательный акт является отправной точкой соц политики нового времени. В 18 веке выходит в свет труд итальянца Беккария «о преступлениях и наказаниях» главный постулат его – наказание должно быть по возможности мягким и соизмеримым с преступлением, основано на точном толкование закона. Под воздействием этого труда в странах Европы начали отменять пытки, так Иосиф 2 выступал против ее уничтожения. Англичанин Говард выступал за изменения тюрем написал учебник по реформе всей тюремной системы, отрицательно относился к депортации, ратовал за создание карантинов для заразных зэков. Главная мысль трудов – «Приучай к работе – и сделаешь преступника новым человеком» Англичанин Вильберфобс 1789 году выступал в парламенте с речью о положение негров в колониях, и в 1817 году первый принят международный договор о запрете работорговли.

Руссо выступает за создание новой педагогики, так одной из главных мыслью является возращение к природным началам, показанная на примере кормления матерями своих детей самостоятельно. Август Герман Франк – француз создает крупный воспитательный дом для незаконнорождённых младенцев. Так же в 18 веке государства Европы поощряли рождения большого количества детей, так семье в которых было более 3-х детей получали привилегии. Европейские монарх боролись с проф нищенством, сначала были запрещена, под угрозой наказания, частная милостыня и содержание нищих передавалось приходам, в последствии стали создаваться работные дома и местные структуры для борьбы с эти явлением.

В общем государства Европы придерживались данных моделей поведения:

-регулировать законодательным путем дело подаяния милостыни и оказания помощи,

- в тех случаях, когда частная и церковная или иная благотворительность недостаточны для устранения опасностей, принимать меры для удовлетворения необходимейших потребностей лиц, во всем нуждающихся.

№ 59

В 19 перед государствами Европы встают новые задачи в области соц защиты населения.

1)Довольно большой проблемой становится проституция, в том числе детская. Проститутки являлись большой опасностью в первую очередь для клиентов, в связи с ростом венерических заболеваний. Для предотвращения распространения заболеваний создаются дома «терпимости» или целые улицы, где ведется полицейский и врачебный контроль за проститутками, ведутся облавы на уличных проституток.

2) В 1840-ые принимаются первые законодательные акты в отношение рабочих с целью улучшить санитарно-эпидемиологическую ситуацию на предприятиях и общежитиях рабочих, с этой же Целью в Англии создается главное управление по охране здоровья.

3) В это же время по всей Европе создаются специальные колонии для бедных, беспризорных и бродячих детей (в 1840 г. была открыта колония Пети-Бур), дома милосердия и благотворительные заведения для молодых преступниц. Во Франции создавались исправительные колонии для несовершеннолетних. Образцом стала открытая в январе 1840 г. исправительная колония для несовершеннолетних преступников в Меттрэ, сочетавшая в себе приют, тюрьму, школу, мастерскую и армейский полк. Тогда же, в середине XIX в., были созданы учреждения для брошенных или нищих детей, сиротские приюты (крупнейший – Нэхоф), заведения для подмастерьев («Дом» в Нанси) и «заводы-монастыри».

4) Особое место системе призрения заняли заведения для малолетних детей: ясли и детские сады, созданные прежде всего для беднейших слоев населения. Ясли стали новым типом благотворительных заведений и впервые возникли в середине 1840-х гг. во Франции, в Париже, по инициативе Марбо. Ясли, предназначенные для детей низших классов общества, должны были заменить ребенку мать и предохранить его от вредных условий жизни среди нищеты. Уже в 1855 г. сеть яслей во Франции состояла из 400 заведений.

Вторым типом благотворительных заведений стали дневные приюты, целью которых стало обеспечение надзора за детьми, чьи родители работали.

5) В августе 1878 г. был утвержден устав благотворительной христианской организации – «Армия спасения». В первой половине 1880-х гг. деятельность «Армии» разворачивается в США (в штатах Калифорния, Коннектикут, Индиана, Кентукки, Мичиган и др.), а затем и в других странах мира (в Канаде, Австрии, Франции, Швейцарии, Индии, Южной Африке).

цели:

– духовное, моральное и физическое преобразование рабочего класса:

– перерождение злобных, преступных, распутных и опустившихся;

– посещение бедных и больных;

– проповедь христианства посредством открытых и закрытых собраний.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...