Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

крещения господня – Богоявление




 

 

 

За Рождеством Христовым следует другой большой праздник — Крещение Господне. Вот об этом празднике мы сегодня и поговорим.

Когда Иисус Христос стал взрослым, в стране, где Он жил, появился святой человек, которого звали Иоанн. Иоанн с юных лет жил в пустыне, много постился и молился. Господь повелел ему идти в долину реки Иордан и рассказать людям о том, что среди них скоро появится Спаситель и все должны покаяться и креститься. Он учил людей, наставлял их быть добрыми, никого не обижать, никого не обманывать. Люди слушали его и в знак того, что они хотят очиститься от всего плохого и начать жить, как велит Бог, — крестились: входили в воду реки Иордан, и Иоанн клал руку свою на голову каждого крещаемого и молился над ним.

И вот, в один день, к Иоанну пришел Иисус Христос и сказал, что хочет у него креститься. Иоанн же удерживал Его и говорил: "Я должен креститься у Тебя, а не Ты у меня". Иоанн был святой и поэтому знал, что Иисус Христос не простой человек, а Сын Божий. Но Иисус Христос ответил: "Оставь теперь. Я должен исполнить всякую правду, исполнить все, как записано в Законе Божием, и показать пример людям".Тогда Иоанн повиновался и крестил Иисуса Христа. И когда Иисус Христос крестился, открылось Ему небо, и Иоанн увидел Духа Божия, который в виде голубя спускался на Иисуса Христа, и с неба был слышен голос Бога Отца: "ЭТО СЫН МОЙ ВОЗЛЮБЛЕННЫЙ, НА КОТОРОМ МОЕ БЛАГОВОЛЕНИЕ" (Которого Я люблю).

Так начал Иисус Христос делать то, для чего Он родился.

Каждый год мы вспоминаем этот праздник в Церкви. После Литургии (обедни) батюшка идет с крестным ходом, освящает воду в реке, в море, на озере. Потом он благословляет людей и кропит их святой водой. Вода есть во всем, что живет, и в этот праздник освящается вся природа, все живое.

Каждого человека, когда он делается православным христианином, — крестят. Обыкновенно крестят маленьких детей, чтобы легче было им вырасти хорошими (но иногда крестятся и взрослые). Батюшка берет на руки младенца, три раза окунает его в воду - ВО ИМЯ ОТЦА, И СЫНА, И СВЯТОГО ДУХА — и ребенку дают имя.

Имя выбирают не просто красивое, а какого-нибудь святого. Святой (святая) молится за нас и помогает нам стать хорошими.

Тема детских занятий.

Если условия таковы, что дети могли видеть освящение воды на реке или озере, то вместе с ними вспомните подробности. Если нет, то поговорите о крестинах, которые они могли видеть. Дайте им вспомнить предметы, связанные с упоминаемыми событиями. Может быть, некоторые из детей знают что-нибудь о святом, имя которого носят.

 


УРОК 14 й

КАК ИИСУС ХРИСТОС

ПОМОГАЛ ЛЮДЯМ

 

После Крещения Своего Господь Иисус Христос призвал к Себе несколько учеников, которые стали жить с Ним и следовать за Ним. Иисус Христос с учениками ходили по городам и селениям еврейской земли, и всюду Иисус Христос помогал людям и учил их, говорил о Боге, Отце Своем, и о Царстве Небесном, как никто и никогда на свете не делал.

Сегодня я расскажу вам о тех особенных случаях, когда Иисус Христос помог людям в беде.

Вскоре после Крещения в городе, где находился Иисус Христос, была свадьба у бедных людей. На свадьбу пригласили Мать Иисуса Христа, Его самого и учеников. Во время праздника Мать Иисуса Христа заметила, что не хватает вина. А для хозяев это беда — нет угощения для гостей... Тогда Мария говорит Ему тихонько: "У них нет вина..." Но Иисус ответил: "Еще не пришел час Мой..." Мария знала любовь Своего Сына к людям и была уверена, что Он непременно поможет им в беде, поэтому Она сказала слугам: "Что скажет Он вам, то и делайте".

В доме находилось шесть каменных кувшинов, и вот Иисус Христос говорит слугам, чтобы они наполнили их водой. Слуги послушались. Иисус говорит им: "Зачерпните этой воды и несите к распорядителю пира". Слуги так и сделали. Распорядитель пира попробовал и удивился: "Обыкновенно дают хорошее вино в начале, а потом плохое, а тут самое хорошее вино подают под конец..."

Вот в такой простой, маленькой беде помог Иисус Христос бедным людям, совершил Свое первое чудо по просьбе Своей Матери.

Так Спаситель, Иисус Христос, положил начало чудесам Своим, и уверовали в Него ученики Его (Ин. 2,11).

Всего больше помогал Иисус Христос больным, несчастным, страдающим. Он совершал много чудес (таких необычайных дел, которые обыкновенными силами человек сделать не может, но только особенной Божественной силой), исцеляя больных.

Вот особенно интересный рассказ о том, как Иисус Христос помог больному. Однажды в одном доме собралось очень много людей послушать Иисуса Христа. В это время четыре человека принесли к дому на носилках друга своего. Они слышали про чудеса Иисуса Христа, что Он больных делает здоровыми, и решили помочь несчастному. Но народу в доме и даже вокруг дома собралось так много, что невозможно было даже войти в него. Хоть уходи домой ни с чем... Тогда они придумали вот что... В той стране дома всегда строили с плоскими крышами, и друзья с носилками влезли на крышу дома, разобрали кусочек крыши и на веревках опустили носилки прямо перед ногами Иисуса Христа.

Наверное, больной был грешный человек, но Иисус Христос был так тронут заботой его друзей, и, видя их веру, Он сказал больному: ЧАДО! ПРОЩАЮТСЯ ТЕБЕ ГРЕХИ ТВОИ. ВСТАНЬ И ХОДИ... ВОЗЬМИ ПОСТЕЛЬ ТВОЮ И ИДИ В ДОМ ТВОЙ. И больной сразу встал перед всеми, взял то, на чем лежал, и пошел в дом свой, славя Бога (Лк. 5, 17-26).

Так по вере и молитве друзей Иисус Христос помог больному, исцелил его.

Обратите внимание детей в этом рассказе на то, как важно всем нам верить и молиться за наших родных и друзей. Господь помогает нашим близким по нашей вере и молитвам.

 

А в заключение я расскажу вам о том, как Иисус Христос любил маленьких детей.

Слушать Иисуса Христа собиралась всегда толпа. Приходили здоровые и больные, старые и молодые, богатые и бедные. Приходили к Нему и матери с маленькими детьми. Ну а дети — дети не умеют тихо сидеть и молчать. Наверное, иногда они мешали взрослым слушать Христа. И ученики Иисуса Христа стали отгонять детей и говорить матерям, чтобы дети не мешали слушать Учителя. Но Иисус Христос, увидев это, разгневался и, подозвав учеников, сказал: ПУСТИТЕ ДЕТЕЙ ПРИХОДИТЬ КО МНЕ И НЕ МЕШАЙТЕ ИМ. И Он обнял их и благословил их (Мк.10,13-16).

Тема детских занятий.

Предложите детям придумать рассказ; вообразить себя детьми, которых матери привели с собой слушать Христа.


УРОК 15-й

КАК ИИСУС ХРИСТОС

Учил людей

 

Кто из вас помнит то, что мы слышали здесь о Моисее? Как он долго вел свой народ по пустыне и как от получил от Бога Законы, правила, по которым надо жить? Помните, как Моисей поднялся на гору, и еврейский народ ждал его.

Гремел гром, молнии сверкали, было страшно и грозно, а Моисей, сойдя с горы, записал в книги Законы, правила, которые дал ему Бог.

Иисус Христос, когда пришел на землю, к этому старому закону прибавил новые правила, новый закон. А произошло это совсем иначе.

 

 

Однажды вокруг Иисуса Христа, на склоне небольшой горы, собрались все Его ученики и большая толпа людей, которые приходили к Нему, чтобы послушать Его и получить от Него помощь. Был ясный солнечный день, прохладный ветер дул с озера. Видя перед Собой множество народа, Иисус Христос поднялся немного по склону горы и учил народ. Эту беседу, проповедь Его, так и называют "Нагорная проповедь".

Иисус Христос говорил, что самое главное в жизни — это любить Бога и любить других людей. И не только самых близкихсвоих — маму, папу, бабушку, брата или сестру — но всех людей,даже тех, которые нас обидели.

Во всем надо быть с другими таким, как ты хочешь, чтобы были с тобой. Ты хочешь, чтобы с тобой были милыми, добрыми, чтобы тебе помогали, — вот и будь милым и добрым с другими и помогай им. Бог хочет от нас, чтобы мы не только говорили слова молитв, умели перекреститься, поставить свечку. Но и Он хочет, чтобы мы были добрыми и делали доброе и хорошее.

Иисус Христос часто объяснял свое учение, рассказывая притчи. Притча — это сказка или поучительный рассказ из нашей обычнойжизни. И простым людям так легче было понять поучения ИисусаХриста.

Один раз пришел к Иисусу Христу ученый человек (книжник) и спросил Его:

— Что мне делать, чтобы жить по-Божьи?

Господь Христос ответил:

— А что вам говорил Моисей?

— Надо всем сердцем людить Бога и других людей — ближних, близких — любить, как самого себя.

— Ты хорошо ответил, — сказал Иисус Христос.

— А кто мой ближний? — спросил книжник.

И в ответ на этот вопрос Иисус Христос рассказал ему притчу.

Один человек шел по дороге из большого города и на него напали разбойники. Они избили его, отняли все, что было у него, и бросили на дороге еле живым.

Случайно проходил той дорогой священник. Он посмотрел на несчастного и прошел мимо. Следом шел левит (так называли людей, служащих в храме), подошел к раненому, посмотрел на него и прошел мимо. А потом проезжал мимо на ослике самарянин. (Самарянами назывались люди, которые верили и жили немного иначе, чем израильтяне, и их за это не любили.) Самарянин увидел раненого, пожалел его, подошел к нему, перевязал ему раны, потом посадил его на своего ослика и привез в гостиницу. А на другой день, когда самарянин уезжал, он дал хозяину гостиницы деньги и попросил его заботиться о больном. "Если ты истратишь больше денег, чем я тебе дал, я заплачу тебе, когда буду проезжать следующий раз".

— Как ты думаешь, — спросил Иисус Христос. — Кто был "ближний" избитому разбойниками?

— Тот, который помог ему, — ответил книжник.

— Иди, и поступай так же, — сказал Иисус Христос.

 

Тема детских занятий.

Можно проиллюстрировать притчу и передать ее содержание в картинках. Если группа небольшая, разыграйте притчу в лицах. Если дети развитые, попросите придумать их аналогичный по смыслу рассказ из современной, знакомой им жизни.

 


УРОК 16-й

ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ И РАСПЯТИЕ

 

 

Очень много добра сделал Иисус Христос людям, и многие любили Его, слушали Его... Но были и злые люди, не принимавшие Его учение. Особенно ненавидели Иисуса Христа фарисеи — ученые люди того времени и все те законники и начальники народа, которые думали, что самое важное в жизни — это соблюдать разные внешние правила: как одеваться, как есть, как себя вести, в какой день что делать... Фарисеи исказили образ Мессии. Они ждали Царя земного. Им не нужен был Царь Небесный. Иисус Христос не выполнил их чаяния.

И вот эти начальники и фарисеи сговорились схватить Иисуса Христа и погубить Его. Иисус Христос знал об этом и готов был пострадать. Он знал, что Его страдания, и даже смерть, даруют людям спасение.

Наступал день большого праздника — еврейской пасхи, и Иисус Христос со Своими учениками собрались на праздничный ужин, или вечерю. Во время вечери Иисус Христос долго говорил со Своими учениками обо всем самом важном, чему учил. Господь Иисус Христос знал, что Его скоро убьют и что Он собрался с учениками Своими в последний раз. Он называл Своих учеников Своими детьми и говорил: "Дети, не долго уже Мне быть с вами... Заповедь новую даю вам: любите друг друга, как Я любил вас..."

И когда они ели, Иисус взял хлеб, благословил и преломил его и, раздавая его ученикам, сказал: "Пришлите, ядите, это тело Мое". Потом, взяв чашу, подал им и сказал: "Пейте из нее все, это Моя кровь Нового Завета..." Он причастил Своих учеников, показав этим, что Он останется с ними, войдет в их жизнь, как питье и пища входят в наше тело. На этой вечере Иисус Христос установил таинство Святого Причащения. Поэтому и называется она "Тайною Вечерею".

Так причастились ученики Господа Иисуса Христа, и с тех пор, каждый раз, когда мы причащаемся, мы как бы опять присутствуем на последнем ужине (Тайной Вечере) с Ним.

После вечери Иисус пошел со Своими учениками в большой сад, который был при городе, и там долго молился. Ночью в этот сад пришла толпа солдат и слуг взять Иисуса Христа. Всю ночь Его водили от одного начальника к другому, а толпа кричала: "Распни Его! Распни Его!". И главный начальник Пилат испугался и осудил Иисуса Христа на смерть.

В те времена была страшная казнь для преступников. Их приколачивали гвоздями к большому деревянному кресту. Так казнили (распяли) Иисуса Христа, а Он молился Отцу Своему Богу: "Отец Мой, прости им, потому что они не знают, что делают".

Около двенадцати часов дня (по-еврейски, в шестом часу дня) вдруг стало совсем темно, началось землетрясение. Иисус Христос громко воскликнул: "Отец Мой, в руки Твои предаю дух Мой" и с этими словами умер.

Вот почему КРЕСТ стал для всех христиан знаком веры в Бога, в Иисуса Христа, вот почему мы носим крестик, ставим крест на здание церкви, на святые вещи.

 

Если у детей возникают вопросы: "Почему Иисус так пострадал и умер? Для чего это было нужно?" — можно попытаться объяснить понятие об искуплении так: грех, зло — это как болезнь. И болезнь лечат лекарством, которое бывает горьким, невкусным. Все люди очень много грешили, делали много злого, и, чтобы помочь им вылечиться, Господь Иисус Христос принял за них страшное лекарство — смерть на Кресте. Если вопросов не возникает, то, может быть, лучше не навязывать трудного для детей объяснения.

Тема детских занятий.

Попросите детей нарисовать восьмиконечный крест, объясняя его значение.


УРОК 16-й

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО

 

Когда Иисус Христос умер на кресте, один из Его тайных учеников, знатный человек, которого звали Иосиф, получил разрешение снять Его тело с креста и похоронить Его. Вместе с другим учеником, Никодимом, они сняли тело Христа с креста, помазали душистым маслом, покрыли чистым полотном и положили в новую могилу — в скале, недалеко от того места, где был распят Христос. Тут же стояли некоторые женщины из тех, которые всегда слушали проповеди Иисуса Христа. Они сговорились приготовить душистые мази и прийти омыть и помазать тело на другой день после праздника. Вход в пещеру Иосиф с Никодимом закрыли большим камнем.

Иудейские же начальники поставили перед пещерой стражу и наложили печати на камень, чтобы ученики Иисуса не взяли тела Его.

В ночь с субботы на воскресенье Господь наш Иисус Христос ВОСКРЕС ИЗ МЕРТВЫХ. Ангел явился и отвалил камень от могилы. Солдаты, которые стерегли могилу, испугались блистающего Ангела, стали как мертвые, а потом, очнувшись, от страха разбежались.

 

 

На рассвете женщины, ученицы Иисуса Христа, пошли омыть и помазать душистыми маслами тело их Учителя.

— Кто отвалит нам тяжелый камень? — говорили они между собой по дороге.

Подойдя ближе, они увидели, что камень лежит у открытой могилы и на нем сидит Ангел в блестящей одежде и с лицом, сверкающим, как молния.

— Не бойтесь, — сказал он. — Я знаю, что вы ищете Иисуса распятого. Его здесь нет. Он воскрес, как Он говорил ученикам, в третий день после смерти. Посмотрите, где лежало тело Его, и скажите об этом ученикам Его.

Женщины с радостью пошли к ученикам, рассказать о том, что они видели и слышали. Одна из них прибежала к ученикам, которых звали Петр и Иоанн, и рассказала им. Они сразу побежали ко гробу, но Иоанн, более молодой, прибежал первым и увидел только, что тела в пещере нет. Когда прибежал Петр, он вошел в пещеру и увидел, что она пуста, а полотно и платок, которым было покрыто лицо Спасителя, лежат, сложенные рядом.

Иисус Христос воскрес! Он умер на кресте, но был сильнее смерти, Он воскрес, вновь стал жить. Сорок дней Он приходил к Своим ученикам, беседовал с ними, учил их. Ученики не сразу узнавали Его, Он был не такой как раньше, но это был Он, Господь Иисус Христос. А через сорок дней Он простился с учениками Своими, благословил их и вознесся, поднялся на небо.

Воскресение Христово, самый большой праздник в году. Мы вспоминаем, как воскрес Господь Иисус Христос; мы знаем, что Бог сильнее смерти, что для всех нас есть жизнь после смерти, что нам открыт путь на небо к Богу.

Тема детских занятий.

Если урок приурочен к предпасхалъному времени, научите детей говорить 'ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!” и "ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!". Объясните различные пасхальные обычаи: что такое пасхальные яйца, куличи, пасхи; расскажите о ночной церковной службе, колокольном звоне. См. урок 29 й.

 


УРОК 18-й

БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ

 

Вот мы узнали за этот год о Боге, о том, как Он сотворил мир, об Иисусе Христе, о том, как Он жил на земле, умер на кресте и воскрес. Мы говорили и о том, что все люди, которые любят Иисуса Христа и стараются жить, как Он учил, входят в одну большую семью. Эта семья — Церковь, и в семье все друг друга любят.

 

Надо помочь детям вспомнить те главные понятия, которые были им сообщены до сих пор.

 

Сегодня мы поговорим о праздниках. Что происходит в вашей семье, когда наступает праздник? Наверное, собираются гости, чтобы вместе порадоваться какому-то событию, поделиться радостью с друзьями.

А бывают дни, когда хочется побыть одному, подумать о себе, о своих поступках.

Попробуем вспомнить, что лучше делать одному, а что лучше делать вместе.

 

Дети могут предлагать разные занятия и игры, а преподаватель записывает на доске.

 

Вот и наша большая семья, ЦЕРКОВЬ, собирается в праздники. Каждое воскресенье и есть такой праздник, когда Церковь вспоминает всю земную жизнь Спасителя Иисуса Христа, Тайную Вечерю, на которой Иисус Христос причастил Своих учеников, и Воскресение Его.

В воскресенье в церкви совершается служба-молитва, которая называется ЛИТУРГИЯ, или обедня. Слово ЛИТУРГИЯ значит "общественная служба", или "общественное, общее дело, такое дело, которое нельзя исполнить одному человеку, а надо исполнить всем вместе. (Так, например, построить корабль.) А обедней церковную службу называют потому, что она кончается в обеденное время.

Во время Богослужения мы часто слышим молитвы-просьбы, произносимые протяжно, медленно диаконом или священником от имени молящихся. Это так называемые ектении. Слово "ектения" значит "прилежное моление". Мы просим Бога обо всем, что нам нужно: о том, чтобы нам жилось мирно и хорошо, чтобы Бог помог всем больным, всем путешествующим, всем, кому трудно, чтобы была хорошая погода, чтобы Бог дал нам все необходимое. И после каждой такой просьбы хор поет:

 

"ГОСПОДИ, ПОМИЛУЙ".

 

Тема детских занятий.

Если есть возможность, попробуйте научить детей петь ГОСПОДИ, ПОМИЛУЙ. Можно предложить им подумать и указать, о чем мы еще можем просить Бога.


УРОК 19-й

ЕВАНГЕЛИЕ

 

Мы не раз говорили с вами о Господе Иисусе Христе, о том, как Он родился, о том, как Он помогал людям, как учил их, как Он умер на Кресте, как Он воскрес. Откуда мы знаем все это?

Вы уже знаете, что у Иисуса Христа были ученики — люди, которые всегда были с Ним. После того как Иисус Христос воскрес и вознесся на небо, ученики, или, как их называли, Апостолы, стали рассказывать людям то, что они знали, видели и слышали, то, что они сами пережили, когда они ходили с Христом по дорогам той страны. Люди слушали их, верили им, собирались вместе на молитву, старались жить так, как учил Иисус Христос. Так начинала жить на земле Церковь Христова. Когда таких общин стало очень много в разных странах, Апостолы начали писать им письма – послания. Четверо из апостолов написали, каждый по-своему, рассказы о всей жизни Иисуса Христа. Их звали Матфей, Марк, Лука и Иоанн. Эти четыре рассказа о всей жизни Иисуса Христа называются Евангелия.

Книга Евангелие — самая святая книга. Она лежит в алтаре, на престоле, самом святом месте в храме.

Во время Литургии батюшка берет с престола Евангелие — большую, золотую, красиво украшенную книгу, выносит ее, так чтобы все люди в церкви видели ее, и кладет на престол. Немного позднее он опять берет Евангелие и читает из него громко вслух так, чтобы все хорошо слышали.

Иногда мы уже знаем тот рассказ, который читает батюшка, и тогда нам легче понимать то, что он читает в церкви. В наших церквах читают и поют на том языке, на котором говорили русские люди, когда они стали христианами, и он немного другой, чем тот, на котором мы говорим теперь.

 

Тема детских занятий.

Если детям это интересно, можно дать несколько п ри меров "Еще и еще" - "паки и паки", "послушаем!" - "вонмем!", "Мир тебе!" -"Мир ти!" Если дети заинтересуются, можно прочитать им знакомый отрывок из Евангелия по-славянски и по-русски, например Лк. 2. 2-7. Если у детей есть книги Новою Завета, можно им предложить сделать обложку со знаком креста.


УРОК 20 й

Великий вход

 

В прошлый раз мы говорили о том, что батюшка читает нам в церкви ЕВАНГЕЛИЕ. Кто помнит, что это за святая книга, которая называется ЕВАНГЕЛИЕ? Кто ее написал? Что в ней рассказывается?

Во время службы в церкви есть несколько особенно важных, особенно торжественных моментов, во время которых надо стоять тихо и внимательно слушать.

Еще до того, как батюшка читает нам Евангелие, за воскресной службой в церкви, за ЛИТУРГИЕЙ, бывает МАЛЫЙ ВХОД. Батюшка выходит из боковых дверей алтаря, неся Евангелие, проходит перед иконостасом и входит в средние двери — ЦАРСКИЕ ВРАТА — и кладет Евангелие на престол.

А после чтения Евангелия бывает другой, еще более торжественный ВЕЛИКИЙ ВХОД. Священник выходит из боковых дверей алтаря и переносит ДАРЫ Богу, хлеб и вино. Что значат эти простые дары? Мы не можем жить без пищи и без питья, и поэтому, принося Богу хлеб и вино, мы как бы приносим Ему в дар нашу жизнь. Священник останавливается в Царских Вратах и молится за всех, кого мы особенно вспоминаем. Потом он ставит Чашу с вином и дискос (золотую тарелочку) с хлебом на престол.

Бог дал нам жизнь, Бог дал нам наших родителей, наших близких, Он дал нам мир, в которым мы живем: и солнышко, и землю, и море, и поля, и леса, и цветы, и растения, и птиц, и животных. А что мы можем дать Богу? Мы можем стараться жить для Него, жить так, как Он хочет, исполнять Его волю. Мы можем любить Его. Мы не можем жить без еды и питья. И вот мы приносим Богу простую еду — хлеб и простое питье — вино, в знак того, что мы отдаем Ему нашу жизнь.

Во время великого входа хор поет молитву:

ИЖЕ ХЕРУВИМЫ ТАЙНО ОБРАЗУЮЩИЕ И ЖИВОТВОРЯЩЕЙ ТРОИЦЕ ТРИСВЯТУЮ ПЕСНЬ ПРИПЕВАЮЩИЕ ВСЯКОЕ НЫНЕ ЖИТЕЙСКОЕ ОТЛОЖИМ ПОПЕЧЕНИЕ.

 

Более простыми словами это значит:

БУДЕМ СТОЯТЬ, КАК АНГЕЛЫ, КОТОРЫЕ ПОЮТ БОГУ СВЯТУЮ ПЕСНЬ, И ОСТАВИМ НА ВРЕМЯ ВСЕ НАШИ ЗАБОТЫ.

 

Служба в церкви длится долго, и нам бывает трудно стоять тихо, но есть несколько особенно важных моментов, когда нельзя сидеть. Нужно стоять очень тихо и стараться молиться. Во время Великого Входа мы должны помнить, что мы должны стоять, "как ангелы".

 

Тема детских занятия.

Предложите детям вспомнить: за что мы можем быть благодарны Богу, — записывая на доске то, что они предлагают.


УРОК 21-й

Верую

 

Мы уже говорили о том, что во время воскресной службы в церкви есть особенно важные, торжественные минуты, и это понимать могут и взрослые и дети.

Вспомним, как священник вносит большую книгу, ЕВАНГЕЛИЕ, и кладет ее на престол. Как потом он читает нам вслух из Евангелия. А вот помнит ли кто-нибудь из вас, как зовут тех учеников Иисуса Христа, которые написали Евангелие?

Говорили мы и о том, как батюшка вместе с диаконом и прислужниками торжественно выходит из боковых дверей алтаря и переносит наши Дары — хлеб и вино — на престол, а хор поет молитву, которая начинается словами ИЖЕ ХЕРУВИМЫ... Есть и другие молитвы во время Литургии, которые вы сами можете всегда узнать и запомнить.

После торжественного великого входа и просительной ектений в церкви поют — Символ Веры — молитву, которая начинается словами ВЕРУЮ... В очень многих церквах эту молитву поет не только хор, но все люди, которые стоят в церкви.

У Символа Веры очень интересная история.

Долгое время после того, как люди узнали про Иисуса Христа и стали "христианами", им было очень трудно жить. Их преследовали за то, что они христиане, сажали в тюрьму, убивали, мучили и требовали от них, чтобы они отказались от Иисуса Христа. Так прошло много-много лет, и, наконец, могущественный царь (римский император) сам стал христианином. Он позволил христианам строить церкви, молиться, жить по- христиански.

Люди стали открыто говорить о своей вере, о том, как они думают, как верят. Оказалось, что некоторые люди неправильно понимали слова Иисуса Христа и Его учеников. Начались споры.

Тогда решили собрать в городе Никее знающих, святых людей и в простых, коротких словах объяснить самое главное из того, во что верят христиане. Такое собрание называлось СОБОР. Больше трехсот епископов сошлись из разных стран! Среди них были те, которые смогли пострадать за свою веру, когда она была запрещена, - хромые, ослепленные, обожженные, увечные... Их слушали особенно внимательно.

На этом собрании и была составлена молитва "ВЕРУЮ..." (Символ Веры), в которой говорится самое главное о том, во что мы верим. В этой молитве мы говорим, что верим в единого Бога, который сотворил весь мир, в Сына Его Иисуса Христа, Который родился на земле, был распят на кресте, воскрес из мертвых и вознесся на небеса, и в Святого Духа Божия, Который всему дает жизнь.

символ веры

 

1. ВЕРУЮ ВО ЕДИНАГО БОГА ОТЦА, ВСЕДЕРЖИТЕЛЯ, ТВОРЦА НЕБУ И ЗЕМЛИ, ВИДИМЫМ ЖЕ ВСЕМ И НЕВИДИМЫМ.

2. И ВО ЕДИНАГО ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА, СЫНА БОЖИЯ, ЕДИНОРОДНАГО, ИЖЕ ОТ ОТЦА РОЖДЕННАГО ПРЕЖДЕ ВСЕХ ВЕК, СВЕТА ОТ СВЕТА, БОГА ИСТИННА ОТ БОГА ИСТИННА, РОЖДЕННА, НЕСОТВОРЕННА, ЕДИНОСУЩНА ОТЦУ, ИМЖЕ ВСЯ БЫША.

3. НАС РАДИ ЧЕЛОВЕК И НАШЕГО РАДИ СПАСЕНИЯ СШЕДШАГО С НЕБЕС И ВОПЛОТИВШАГОСЯ ОТ ДУХА СВЯТА И МАРИИ ДЕВЫ, И ВОЧЕЛОВЕЧШАСЯ.

4. РАСПЯТАГО ЖЕ ЗА НЫ ПРИ ПОНТИЙСТЕМ ПИЛАТЕ, И СТРАДАВША И ПОГРЕБЕННА.

5. И ВОСКРЕСШАГО В ТРЕТИЙ ДЕНЬ ПО ПИСАНИЕМ.

6. И ВОЗШЕДШАГО НА НЕБЕСА, И СЕДЯША ОДЕСНУЮ ОТЦА.

7. И ПАКИ ГРЯДУЩАГО СО СЛАВОЮ СУДИТИ ЖИВЫМ И МЕРТВЫМ, ЕГО ЖЕ ЦАРСТВИЮ НЕ БУДЕТ КОНЦА.

8. И В ДУХА СВЯТАГО, ГОСПОДА, ЖИВОТВОРЯЩАГО, ИЖЕ ОТ ОТЦА ИСХОДЯЩАГО, ИЖЕ СО ОТЦЕМ И СЫНОМ СПОКЛОНЯЕМА И ССЛАВИМА, ГЛАГОЛАВШАГО ПРОРОКИ.

9. ВО ЕДИНУ СВЯТУЮ, СОБОРНУЮ И АПОСТОЛЬСКУЮ ЦЕРКОВЬ.

10. ИСПОВЕДУЮ ЕДИНО КРЕЩЕНИЕ ВО ОСТАВЛЕНИЕ ГРЕХОВ.

11. ЧАЮ ВОСКРЕСЕНИЯ МЕРТВЫХ.

12. И ЖИЗНИ БУДУЩАГО ВЕКА. АМИНЬ.

 

Более простыми словами это значит:

 

1. Я верю в Бога, Единого, Который держит все в Своих руках, Который создал небо и землю, все, что мы видим и не видим.

2. (Я верю) в единого Господа Иисуса Христа, единственного Сына Божия, рожденного Богом до того, как началось время. Он Свет от Света, истинный Бог от истинного Бога, Он рожден Богом, а не сотворен, и по существу Он тот же Бог, от Которого все произошло.

3. Для нас людей и нашего спасения Он (Иисус Христос) сошел с небес, силой Духа Святого родился у Девы Марии и стал Человеком.

4. Он был распят в правление Пилата Понтийского, Он страдал и был погребен.

5. И воскрес в третий день, как это было сказано в Священном Писании.

6. Он поднялся на небеса и теперь пребывает вместе с Отцом Своим.

7. Он придет опять, со славою, судить живых и мертвых, и Царству Его не будет конца.

8. (Я верю) в Духа Святого, Господа, Который все делает живым, Которого мы славим, Которому поклоняемся вместе с Отцом и Сыном и Который говорил через пророков.

9. (Я верю) в единую Соборную (в которой участвуют все), основанную Апостолами церковь.

10. Я признаю единое крещение для оставления грехов.

11. Я надеюсь на Воскресение мертвых.

12. И что в будущем будет другая вечная жизнь.

Может быть, вы уже заметили, как часто мы говорим, что Бог — един, один. Мы верим в единого Бога, а в то же время мы говорим, когда крестимся: "ВО ИМЯ ОТЦА, И СЫНА, И СВЯТОГО ДУХА". Как же это единый Бог и в Трех Лицах? Первое Лицо — Бог Отец, второе Лицо — Бог Сын, третье Лицо — Бог Дух Святый.

А один святой это объяснял так: "Разве вы не видите солнца? На небе светит только одно солнце, которое дает жизнь всему на земле. Солнце одно, но мы говорим о его форме — оно огромный шар, мы говорим о его теплоте, и мы говорим о его свете. Солнце — одно; его форма, свет и тепло — это все единое солнце".

Тема детских занятий.

Постарайтесь разучить с детьми Символ Веры наизусть. Чтобы хорошо запомнить Молитву, ее лучше петь медленно, как мы поем "Верую" в храме на Литургии.


УРОК 22-й

святое ПРИЧАСТИЕ

 

В начале урока хорошо опять вспомнить с детьми те главные моменты Божественной

Литургии, о которых говорилось: ектения, малый вход, чтение Евангелия, великий вход,

пение Символа Веры.

 

Теперь наступает самое главное время нашей церковной молитвы. Мы вспоминаем о Тайной Вечере, как Господь Иисус Христос встретился в последний раз со Своими учениками и сказал им любить друг друга, как Он любил их. На вечере, разломив хлеб, Он дал им есть его, а потом дал пить вина из чаши. Принимая этот хлеб и это вино, они принимали в себя Господа нашего Иисуса Христа. С этим хлебом и вином Он Сам вошел в их жизнь. Так Иисус Христос причастил Своих учеников. В память того дня и мы, христиане, причащаемся Святых Тайн во время Литургии.

 

Хор поет молитву:

"ТЕБЕ ПОЕМ, ТЕБЕ БЛАГОСЛОВИМ,

ТЕБЕ БЛАГОДАРИМ, ГОСПОДИ...",

 

а в это время священник молится над Дарами, и Бог освящает их, делает их Святым Причастием. В эти минуты совершается великое таинство: хлеб становится истинным Телом, а вино — истинной Кровью Христовою. Иисус Христос сказал Своим ученикам: Я — хлеб жизни, сошедший с небес. Ядущий хлеб сей будет жить вовек (Ин. 6, 51).

Когда мы слышим в церкви, что поют "ТЕБЕ ПОЕМ...", мы знаем, что нам надо стоять очень тихо и стараться молиться.

 

Тема детских занятий.

Хорошим упражнением к этому уроку может быть беседа с детьми и иллюстрации на тему о ХЛЕБЕ и о ВИНЕ. Как растет колос, как его молотят, делают муку, пекут хлеб. Как растет виноград и как из него делают вино. Более сознательное понимание детьми значения хлеба и вина придет позднее в понимании отдельных притч.


УРОК 23-й

отче наш

 

Сегодня мы поговорим о молитве, которую, может быть, некоторые из вас знают и которая особенно для нас много значит.

В церкви, в воскресенье, ее поют в конце службы перед тем, как мы причащаемся. Она начинается словами "ОТЧЕ НАШ..." — "Отец наш..."

Об этой молитве есть совсем особенный рассказ в Евангелии. Случилось Иисусу Христу быть с учениками в одиноком местеза городом. Он отошел от них помолиться, а когда вернулся, один из учеников сказал Ему:

"Господи, ведь вот Иоанн, у которого Ты крестился, он учит людей, как надо молиться. Научи же и Ты нас молитве”.

 

Иисус Христос ответил: "Молитесь так..."

 

ОТЧЕ НАШ, ИЖЕ ЕСИ НА НЕБЕСЕХ!

ДА СВЯТИТСЯ ИМЯ ТВОЕ,

ДА ПРИИДЕТ ЦАРСТВИЕ ТВОЕ,

ДА БУДЕТ ВОЛЯ ТВОЯ, ЯКО НА НЕБЕСИ И НА ЗЕМЛИ.

ХЛЕБ НАШ НАСУЩНЫЙ ДАЖДЬ НАМ ДНЕСЬ;

И ОСТАВИ НАМ ДОЛГИ НАША, ЯКОЖЕ И МЫ

ОСТАВЛЯЕМ ДОЛЖНИКОМ НАШИМ;

И НЕ ВВЕДИ НАС ВО ИСКУШЕНИЕ,

НО ИЗБАВИ НАС ОТ ЛУКАВАГО.

 

Более простыми словами это значит:

 

Небесный Отец Наш, Господь,

Пусть будет свято имя Твое,

Пусть Ты будешь Царем нашей жизни,

Пусть все в нашей жизни будет так, как Ты хочешь.

Дай нам все, что нам нужно на сегодня,

Прости нам наши грехи, как мы прощаем другим;

Не дай нам хотеть делать плохое,

И сохрани нас от всего скверного.

 

Пяти- и шестилетние дети еще слишком малы для объяснения им более глубокого духовного смысла Молитвы Господней; но надо постараться, чтобы слова стали им понятными.

Тема детских занятий.

Желательно начать учить слова Молитвы Господней наизусть. Лучше делать это понемногу, прошение за прошением, чтобы избежать механического зазубривания. Попросите детей приклеить на картон напечатанный текст Молитвы Господней, разукрасить и взять домой.


УРОК 24-й

МЫ ПРИЧАЩАЕМСЯ

Цель этого урока научить детей, как подходить к причастию и причащаться. Предполагается,

что все дети в детском саду православные и крещеные и что они, в возрасте пяти-шести

лет, еще не исповедуются. Если обстоятельства складываются иначе, этот урок в такой форме,

как он здесь изложен, преподавать нельзя.

 

В прошлый раз мы говорили о том, как в церкви поют молитву ОТЧЕ НАШ, которой Иисус Христос научил Своих учеников. Многие ли из вас знают и помнят эту молитву? Попробуем вместе прочитать ее.

Очень скоро после того, как мы поем в церкви молитву ОТЧЕ НАШ, мы идем причащаться, получить святое причастие так, как его получили от Иисуса Христа Его ученики.

После окончания пения "ОТЧЕ НАШ...", если можно, мы целуем иконы (это называется "прикладываемся к иконам"), потому что мы теперь как бы входим в семью святых.

Открываются Царские Врата. Священник, батюшка, выходит из Царских Врат со Святой Чашей в руках и говорит: СО СТРАХОМ БОЖИИМ И ВЕРОЮ ПРИСТУПИТЕ.

Ожидая нашей очереди подойти к Чаше, мы с стоим с руками, сложенными на груди. Стоять надо спокойно и тихо, не разговаривая друг с другом. Батюшка причащает нас ложечкой, а стоящие рядом с ним его помощники вытирают губы особым платком. Мы целуем край Чаши, но креститься, когда мы подходим и причащаемся, не надо, так как можно нечаянно толкнуть Чашу. Подходя к Причастию, можно думать о том, что мы все как бы присутствуем на Тайной Вечере, когда Иисус Христос причастил Своих учеников. Отойдя от Причастия, мы подходим к столику, берем и съедаем кусочек просфоры и запиваем его "теплотой" — вином с водой.

 

Если дети спросят, почему мы это делаем, можно объяснить — для того, чтобы быть уверенным, что мы хорошо проглотили причастие.

Тема детских занятий.

Научите детей складывать руки и говорить свое имя при подходе к Святой Чаше.


УРОК 25 й

После ПРИЧАСТИЯ

 

После того, как мы причастились, мы не сразу выходим из церкви. Ведь когда мы в гостях у кого-нибудь, мы не уходим, не попрощавшись и не сказав "спасибо". Когда все причастились, батюшка ставит Чашу на престол, потом обращается ко всем людям в церкви и говорит: СПАСИ, БОЖЕ, ЛЮДИ ТВОЯ И БЛАГОСЛОВИ ДОСТОЯНИЕ ТВОЕ.

Хор поет наш ответ, а батюшка берет Чашу и Дискос и благословляет нас, крестит нас, говоря:

БЛАГОСЛОВЕН БОГ НАШ, ВСЕГДА, НЫНЕ И ПРИСНО И ВО ВЕКИ ВЕКОВ.

Теперь мы можем вернуться на свое место. Мы причастились и получили благословение.

Мы всегда должны помнить, что Литургия — наша общая служба, работа Богу — самая важная церковная служба. Мы приносим Богу в дар себя, свою жизнь, мы говорим Богу: "Вот, Господи, я твой...", а Бог приходит к нам, входит в нашу жизнь, дает нам Себя в Святом Причастии.

Вот почему так важно бывать у обедни по воскресеньям.

Уроки 26—30 предлагаются как дополнительный материал для занятий по другим темам, кото

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...