Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Средства выражения позиции автора.




1. Слова – маркеры.

Авторская позиция может быть также выражена с помощью различных слов-маркеров: главное, самое важное, надо, нужно и т.д. Главное – научится различать, что действительно красиво, а что подделка (В. Лакшин). Не нужно скрывать радости! Нужно учиться культуре радости! (В. Никляев). Чрезвычайно важно понимать, что книга, как ничто, насыщает душу (В. Розов).

Оценочная лексика.

Оценочная лексика – слова, выражающие оценку различных явлений реальной действительности: отличный, прекрасный, превосходный, чудесный, изумительный, роскошный, великолепный – положительная оценка; скверный, гадкий, отвратительный, безобразный, наглый, противный – отрицательная оценка. Например: Любящий человек – это великое благо (Е. Сикирич); Лев Толстой в «Войне и мире» писал, что зло агрессивно и наступательно, потому силам добра не следует расслабляться и нужно быть готовыми к противостоянию (Л. Матрос).

Средства выразительности.

Отношение автора могут передавать различные средства выразительности, например, риторические восклицания: Ничто не доставляет такого удовольствия, как рассказывать о талантливых, честных, порядочных, мужественных людях! (Д. Гранин). Как много во всем этом ума и чувства красоты! (Л. Андреев).

Вводные слова.

Вводные слова могут выражать чувство-отношение автора: К сожалению, невоспитанные люди, при первом же удобном случае, затевающие ненужные ссоры, встречаются часто; К несчастью, так складывается жизнь, что все чаще она возвращает нас к проблемам связанным с нарушением прав человека; К счастью, есть предприятия, которые жестко следят за качеством своей продукции. Ко всеобщей радости, проблемы в отношениях сотрудников вскоре разрешились.

5. Побудительные предложения.

Побудительные предложения содержат в себе различные призывы автора, обращенные к читателю: Так что учитесь у великих: размышления об их жизни, творческой судьбе помогут вам лучше понять себя (В. Пекелис).

Авторская позиция в художественном тексте

В художественном тексте позиция автора, как правило, не выражена прямо. Читая такие тексты, как при выявлении проблемы, обращайте внимание на речь, портрет и, самое лавное, на поступки героя. Ведь и в жизни мы лучше всего понимаем и вернее оцениваем человека по его речи и поступкам. Автор произведения придумывает эти поступки, выстраивает линию поведения героя, его взаимоотношения с другими персонажами. Итак, чтобы определить позицию автора х художественного текста ответьте на следующие вопросы:

1)Положительные и отрицательные человеческие качества проявляются в поступках, словах, мыслях героя?

2)Как относятся к герою окружающие его персонажи?

3)Как связываются поступки героя на других героях произведения?

4)Согласен автор с героем или нет?

5)Автор осуждает или одобряет поведение автора?

6)Что хотел сказать читателям автор, показывая речь, мысли, поступки своего героя?

 

Помните!

Даже если автор не говорит о своём отношении к герою, а герой поступает, с вашей точки зрения, неправильно, совершает поступки, несущий зло окружающим, то, скорее всего, автор думает так же, как и вы.

Позиция автора и героя-рассказчика могут не совпадать!

Типовые конструкции для выявления авторской позиции.

Типовые конструкции:

1)Автор считает, что…

2)Автор подводит читателя к выводу о том, что…

3)Рассуждая о проблеме, автор приходит к следующему выводу…

4)Позиция автора такова…

5)Позиция автора,как мне кажется, может быть сформулирована следующим образом…

6)Автор призывает нас (к чему?)…

7)Автор убеждает нас в том, что…

8)Автор осуждает (кого/что, за что)…

9)Отношение автора к поставленной проблеме однозначно.

10)Основная цель автора заключается в том, что…

11)Хотя позиция автора не выявлена явно, логика текста убеждает в том, что…

Аргументация собственной позиции.

Обратите внимание!

Недостаточно лишь формально заявить о своём мнении: Я согласен (не согласен) с автором. Ваша позиция, даже если она совпадает с авторской, должна быть сформулирована в отдельном предложении.

Например: Таким образом, автор стремится донести до читателя мысль о том, что природа уже давно нуждается в помощи каждого из нас. Я полностью согласен с автором и тоже считаю, что человечество должно пересмотреть своё потребительское отношение к природе.

Затем ваша позиция должна быть подкреплена двумя аргументами. В этой части работы вы должны строго следовать правилам построения текста-рассуждения.

 

1)Рассуждение

Тезис

(положение, которое нужно доказать)

 


Аргументация(2)

(Доказательство, доводы)

 

Вывод

(Общий итог)

 

Тезис

(ваша позиция)

 


Вывод

(Общий Итог)

 

Цель данного типа речи- убедить адресата в чём-либо,укрепить

или изменить его мнение. Для этого используется логически стройная

система доказательств.

Тезис

(Ваша позиция)

 

 

 


Аргумент 1 Аргумент 2

(иллюстрации) (иллюстрации)

 


Вывод

Аргументация- это способ доказательстваистинности какой-либо мысли с помощью объяснений, примеров.

Аргументы- это основания,доводы,подтвержающие или опровержающие какую-либо мысль.

Виды Аргументов

Существуют различные классификации аргументов. Например, различают логические аргументы - это доводы, апеллирующие к человеческому рассудку, к разуму (Научные аксиомы, законы природы, статистические данные, примеры из жизни и литературы), и психологические аргументы - доводы, которые вызывают у адресата определённые чувства, эмоции и формируют определённое отношение к описываемому человеку, предмету, явлению (Эмоциональная убеждённость пишущего, апелляция к общечеловечеловеческим ценностямм и др.).

Существуют также и другие классификации аргументов, например такая:

Аргументы

Рациональные (Логические) иллюстративные ссылки на авторитет

 

e itKDecRRn6esaGKWY+6a8ui3ykUsc42PBRfzeXbDIXMsXtt7xxN46mri0sPqkXnXcy4iVW9gO2sH vCu+KdLCfBFBqkzKXV/7fuOAZuL0j0l6Afb17LV78ma/AQAA//8DAFBLAwQUAAYACAAAACEAbln+ NeAAAAAIAQAADwAAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbEyPwU7DMBBE70j8g7VIXFDquFRRCXEqilQucCgt CLi58ZJExOsQu23g61lOcFzN08zbYjG6ThxwCK0nDWqSgkCqvG2p1vC0XSVzECEasqbzhBq+MMCi PD0pTG79kR7xsIm14BIKudHQxNjnUoaqQWfCxPdInL37wZnI51BLO5gjl7tOTtM0k860xAuN6fG2 wepjs3ca3rLVkrL1/QU99KFaPt+Z79eXT63Pz8abaxARx/gHw68+q0PJTju/JxtEpyFRSjHKwWwG goHk8grETsNUZSDLQv5/oPwBAAD//wMAUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhALaDOJL+AAAA4QEAABMAAAAA AAAAAAAAAAAAAAAAAFtDb250ZW50X1R5cGVzXS54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAOP0h/9YAAACU AQAACwAAAAAAAAAAAAAAAAAvAQAAX3JlbHMvLnJlbHNQSwECLQAUAAYACAAAACEAz+t6M3sCAAA6 BQAADgAAAAAAAAAAAAAAAAAuAgAAZHJzL2Uyb0RvYy54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAbln+NeAA AAAIAQAADwAAAAAAAAAAAAAAAADVBAAAZHJzL2Rvd25yZXYueG1sUEsFBgAAAAAEAAQA8wAAAOIF AAAAAA== " fillcolor="#4f81bd [3204]" strokecolor="#243f60 [1604]" strokeweight="2pt"/>Реальные факты. Конктретные примеры Мнения выдающихся людей.

Статистика. из жизни. Цитаты из авторитетных

Законы Природы. Примеры из художественных источников.

Положение официальных произведений. Мнение очевидцев.

Документов. Предположительные при- Общественное мнение.

Меры.

 

Возможны также различные способы аргументации: поддерживающая и опровергающая.

При поддерживающей аргументации ученик, соглашаясь с мнением автора,приводит доводы,подтвержающие авторский тезис. Например:

Тезис

«Русский язык и русская культура составляют неразрывное единство»

Аргумент 1

Связь языка и культуры очевидна для каждого мыслящего человека. Не случайно Д.С. Лихачёв в книге очерков «Земля родная» назвал язык главным богатством нации. В самом деле, вся духовная культура немыслима без языка и речи, которые только создают особый «культурный слой», но и отражают нравственное состояние народа.

Аргумент 2

Нельзя забывать и о том, что в переломные моменты истории именно родная речь, родной язык становятся той духовной опорой, которая обеспечивает единство нации. Именно об этом писал И.С. Тургнев в стихотворении в прозе «Русский язык» («Не будь тебя, как не впасть в отчаяние при виде того, что совершается дома»). Вспомните также знаминитые строки стихотворения А. Ахматовой «Мужество», написанного в страшные годы Великой Отечественной войны: «Но мы сохраним тебя,русская речь,великое русское слово». Мне кажется, в этом произведении особенно ярко звучит мысль о значимости русского языка для каждого россиянина.

Вывод

Да, русский язык богат и великолепен, и задача каждого из нас – приобщитьс к этому богатству и приумножить его.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...