Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методики, применяемые при психологическом консультировании




 

Наиболее известными методиками, которые относятся к способам психологического консультирования, являются:

1. патогенетическая психотерапия

2. рациональная психотерапия

3. логотерапия

4. психология самореализации

5. позитивная психотерапия

6. когнитивная терапия

7. рационально-эмотивная психотерапия

8. психотерапия «здравым смыслом».

Несмотря на то, что в названии методик присутствует термин психотерапия, фактически данные методики следует признать консультативными. Это связано, во-первых, с тем, что психологическая помощь оказывается посредством влияния на мировоззрение; во-вторых, потому, что основным методом является метод информирования клиента и, в-третьих, из-за «терапевтической мишени», которой в данном случае является мировоззрение и миропонимание человека и вторично психологические проблемы и невротические симптомы. К отечественным методикам, которые также следует причислить к консультативным, в первую очередь, относится так называемая патогенетическая психотерапия, основанная на теории отношений личности В.Н.Мясищева.

Основной задачей патогенетической психотерапии является информирование пациента или клиента с целью:

• осознания мотивов своего поведения, особенностей своих отношений, эмоциональных и поведенческих реакций;

• осознания неконструктивного характера ряда своих отношений, эмоциональных и поведенческих стереотипов;

• осознания связи между различными психогенными факторами и невротическими (психосоматическими) расстройствами;

• осознания меры своего участия и ответственности в возникновении конфликтных и психотравмирующих ситуаций;

• осознания более глубоких причин своих переживаний и способов реагирования, коренящихся в детстве, а также условий формирования своей системы отношений;

• научения понимания и вербализации своих чувств;

• обучения саморегуляции.

Патогенетическая психотерапия осуществляется в четыре этапа. На первом происходит преодоление неправильных представлений пациента о его болезни; на втором — осознание психологических причин и механизмов болезни; на третьем — решение конфликта и на четвертом — реконструкция системы отношений личности.

В рамках психологии самореализации упор делается на выработку психологической стратегии максимально использовать в жизни собственный личностный потенциал, который включает:

1. Внутреннюю природу человека, его индивидуальную самость в виде основных потребностей, способностей, индивидуально-психологических особенностей.

2. Потенциальные возможности, а не реальные окончательные состояния, реализация которых детерминирована экстрапсихическими факторами (цивилизацией, семьей, окружением, образованием и т.п.).

3. Аутентичность — способность познать истинные собственные потребности и возможности.

4. Способность принимать себя.

5. Потребность в любви.

A. Маслоу признавал, что у индивида существуют ценности бытия (Б-ценности) и ценности, формирующиеся по принципу ликвидации дефицита (Д-ценности).

К ценностям бытия относятся такие, как:

 1) целостность — единство, интеграция, стремление к однородности, взаимосвязанность;

 2) совершенство — необходимость, естественность, уместность;

 3) завершенность — конечность;

 4) справедливость — законность, долженствование;

 5) жизненность — спонтанность, саморегуляция;

 6) полнота — дифференцированность, сложность;

7) простота — искренность, сущностность;

 8) красота — правильность;

9) праведность — правота, желанность;

 10) уникальность — неповторимость, индивидуальность, несравненность;

11) непринужденность — легкость, отсутствие напряженности, изящество;

12) игра — веселье, радость, удовольствие;

13) истинность — честность, реальность;

 14) самодостаточность — автономность, независимость, умение быть самим собой без участия других людей.

Позитивная психотерапия исходит из принципа обладания человеком способностей к саморазвитию и гармоничности. Основными целями позитивной психотерапии являются:

• изменение представлений человека о себе, своих актуальных и базисных способностях;

• познание традиционных для него, его семьи и субкультуры механизмом переработки конфликтов;

• расширение целей его жизни, выявление резервов и новых возможностей для преодоления конфликтных ситуаций и болезней[2].

Для этих целей используется транскультуральный подход к оценке тех или иных психологических феноменов и болезненных симптомов. Суть его заключается в предоставлении клиенту или пациенту информации об отношении к имеющимся у него психологическим проявлениям, симптомам, проблемам или болезням в иных культурах. Например, при патологической эмоциональной реакции индивида на выявляемую у него алопецию (облысение) ему приводят пример отношения к облысению в некоторые африканских племенах, где эталоном красоты считается не густая шевелюра, а лысая голова. Такие культуральные сравнения направлены на выработку у клиента понимания относительности жизненных ценностей. Еще одним способом в позитивной психотерапии является позитивная интерпретация любых проблем и симптомов (например, импотенция трактуется как способность избегать конфликтов в сексуальной сфере, фригидность — как способность телом сказать «нет», анорексия — как способность обходиться минимумом пищи и т.д.).

Особое внимание в позитивной психотерапии уделяется формированию личностной и характерологической гармоничности с помощью предоставления информации о традиционных транскультуральных способах переработки конфликтов и формирования ценностей.

Когнитивная терапия рассматривает механизмы возникновения различных эмоциональных феноменов в связи с имеющимися у пациента отклонениями в оценке реальной действительности в виде «систематических предубеждений». Считается, что эмоциональные расстройства возникают из-за «когнитивной уязвимости» — предрасположенности к стрессу в силу использования при анализе внешних событий жестко заданных иррациональных заблуждений («когнитивных искажений»). Среди них выделяются:

• сверхгенерализация (неоправданное обобщение на основании единичного случая);

• катастрофизация (преувеличение последствий каких-либо событий);

• произвольность умозаключений (бездоказательность и противоречивость при вынесении умозаключений);

• персонализация (склонность интерпретировать события в контексте личных значений);

• дихотомичность мышления (склонность к использованию в мышлении крайностей);

• выборочность абстрагирования (концептуализация ситуации на основе детали, извлеченной из контекста).

Целью когнитивной терапии являются исправление ошибочной переработки информации и модификация убеждений в сторону ее рационализации и выработки жизненной стратегии здравого смысла.

Близкой по смыслу к когнитивной терапии считается рационально-эмотивная терапия, нацеливающая на искоренение когнитивных искажений и так называемых «иррациональных установок и мыслей». A.Ellis описал двенадцать основных иррациональных идей, которые в процессе консультирования должны быть исправлены:

1. Для взрослого человека совершенно необходимо, чтобы каждый его шаг был привлекателен для окружающих.

2. Есть поступки порочные, скверные. И повинных в них следует строго наказывать.

3. Это катастрофа, когда все идет не так, как хотелось бы.

4. Все беды навязаны нам извне — людьми или обстоятельствами.

5. Если что-то пугает или вызывает опасение — постоянно будь начеку.

6. Легче избегать ответственности и трудностей, чем их преодолевать.

7. Каждый нуждается в чем-то более сильном и значительном, чем то, что он ощущает в себе.

8. Нужно быть во всех отношениях компетентным, адекватным, разумным и успешным.

9. То, что сильно повлияло на вашу жизнь один раз, всегда будет влиять на нее.

10. На наше благополучие влияют поступки других людей, поэтому надо сделать все, чтобы эти люди изменялись в желаемом для нас направлении.

11. Плыть по течению и ничего не предпринимать — вот путь к счастью.

12. Мы не властны над своими эмоциями и не можем не испытывать их.

В соответствии с принципами рационально-эмотивной терапии со стороны клиента или пациента должен произойти «отказ от требований» к действительности и самому себе, основанных на иррациональных идеях (установках), которые делятся на четыре группы: установка долженствования («люди должны быть честными», «супруг должен быть верным»); катастрофическая установка («все ужасно и непоправимо»); установка обязательной реализации своих потребностей («я должен быть счастлив»); оценочная установка. [3] Основным способом терапии является сократовский диалог — когнитивный диспут с использованием законов логики.

На логическом переубеждении клиента или пациента основан также метод рациональной психотерапии, направленный на обучение человека правильному мышлению, умению избежать логических ошибок и заблуждений с целью предотвращения появления невротических симптомов.

Психотерапия «здравым смыслом» включает в себя, наряду с элементами рациональной психотерапии, т.е. переубеждения человека на основании логической аргументации и формирования правильного мышления, основанного на определенности, последовательности и доказательности, становление многовариантного способа осмысления действительности[4]. Он противопоставляется одновариантному (ригидному), являющемуся частью патологического мыслительного паттерна при так называемой каузальной атрибуции. Базой личностной позиции при психотерапии «здравым смыслом» считается «антиципационная состоятельность» — способность человека предвосхищать ход событий, строить процесс прогнозирования на многовариантной гибкой основе, исполним прошлый жизненный опыт. Считается, что гармоничные характерологические черты и свойства личности, а также неврозоустойчивость способны формироваться лишь в случае использования таких принципов, как:

 а) отказ от претензий («мне никто ничего не должен»);

 б) отказ от однозначности (при истолковании происходящих событий — «это может значить все, что угодно»);

в) отказ от фатальности (при истолковании будущих событий — «все возможно»);

 г) выработка стратегии «антиципирующего совладания» и «предвосхищающей печали» взамен «предвосхищающей радости».


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Психологическое консультирование это проведение анализа психического состояния клиента или пациента с использованием различных методов психологической диагностики (интервьюирования, экспериментов и пр.) с предоставлением ему объективных данных и научных интерпретаций их результатов, которые должны способствовать разрешению стоящих перед человеком общежитейских проблем, формированию новых представлений о различных подходах к решению психологических проблем, вариантах их предотвращения и методах психологической защиты и компенсации, а также расширению его психологической культуры и личностному росту.

Таким образом, консультирование охватывает, во-первых, диагностический процесс и способствует определению нормального или аномального развития человека, наличия или отсутствия психопатологической симптоматики; во-вторых, процесс информирования индивида о структуре его психической деятельности и индивидуально-психологических особенностях, благоприятных и потенциально патогенных жизненных ситуациях; в-третьих, процесс обучения навыкам психологической защиты, аутотренинга и иных способов нормализации собственного эмоционального состояния.

Наиболее известными методиками, которые относятся к способам психологического консультирования, являются: патогенетическая психотерапия, рациональная психотерапия, логотерапия, психология самореализации, позитивная психотерапия, когнитивная терапия, рационально-эмотивная психотерапия, психотерапия «здравым смыслом».

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Абрамова Г.С. Практическая психология. - М., 2007. - 368 с.

2. Александров А.А. Современная психотерапия. — М., 2001. — 335 с.

3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. -М., 1988.-400 с.

4. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций.- М.: Изд. АПН РСФСР, 1990.

5. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. — М., 1985. — 304 с.

6. Кондратенко В.Т., Донской Д.И. Общая психотерапия. - Минск, 2005. -464 с.

7. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология: Учебное пособие / В Д Менделевич. - 5-е изд. - М.: МЕДпресс-информ, 2005. - 432 с.

8. Менделевич В.Д., Авдеев Д.А., Киселев СВ. Психотерапия «здравым смыслом». - Чебоксары, 2002. - 76 с.

9. Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни. - М., 2005. - 336 с.

10. Уолен С, ДиГусепп Р., Уэсслер Р. Рационально-эмотивная психотерапия. -М., 1997. - 257 с.

11. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990. - 368 с.

12. Шевченко Ю.С. Психокоррекция: теория и практика. - М., 2004. - 224 с.

13. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. - Л., 1990. -192 с.

14. Юнг К. Психологические типы. — М., 1995. — 616 с.


[1] Выготский Л. С. Развитие высших психических функций.- М.: Изд. АПН РСФСР, 1990.

[2] Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни. - М., 2005. - 336 с.

[3] Уолен С, ДиГусепп Р., Уэсслер Р. Рационально-эмотивная психотерапия. -М., 1997. - 257 с.

[4]Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология: Учебное пособие / В Д Менделевич. - 5-е изд.– М.: МЕДпресс-информ, 2005. 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...