Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные виды и жанры народного художественного творчества




рехскатная крыша была широко распространена в южнорус­ских губерниях. (См. схему 2)

 

„• иглу

n» oipmcj
Схема 2. Конструкции кровли.

Схема I. Способы вязки бревен.

Облик древнерусских городов и поселений создавали срубные дома с двускатными крышами и маленькими узкими прорезями в стенах - волоковыми окнами. В деревенских домах такие окна были вплоть до XIX века. Изнутри они за­двигались задвижками. Слюдяные или «стекольчатые» окна


Народная художественная культура

были известны уже в Древней Руси, но были принадлежно­стью только богатых хором. Их называли «косящатыми» (ко­сяк - оконница из толстых колод). В рядовом городском жи­лище они распространяются в XVIII веке. В сельском доме

XIX века сначала только одно среднее фасадное окно дела­
лось «косящатым» — красным, позже подобным образом
сооружались все три фасадных окна. До конца XIX - начала

XX века они не открывались. Створчатая конструкция полу­
чила распространение только в XX веке.

Крестьянское жилище Типы жилища

В разных частях России существовали свои региона­льные традиции в конструк­ции, внешнем облике и деко­ративном убранстве сельского жилища. Большинство из них сформировались на основе избы-пятистенки, известной уже в X-XI веках. Пятая стена внутри четырехугольного сруба делила помещение на собственно избу и сени. Вплоть до XVII-XVIII веков городское жилище мало чем отличалось от сельского, в нем было лишь меньше хозяйственных построек и помещений для скота. Региональные традиции во многом определялись природно-климатическими условиями и нали­чием строительного материала.

В соответствии с региональным принципом можно выделить следующие типы русского жилища: 1. На Севере и Северо-Востоке дома были срубными, на вы­соком подклете, иногда двухэтажные, с кровлей «на сам­цах». Одно строение было замкнутым жилищно-хозяйственным комплексом: изба и двор под одной кры­шей. В подклете и крытом дворе хранились орудия труда и транспортные средства, находились помещения для ско­та и даже баня. Таким образом, зимой можно было не вы­ходить на улицу без особой нужды. Исследователи счи­тают, что в величественном облике огромных северных


Основные виды и жанры народного художественного творчества

домов отразились древние черты жилищ новгородцев, из­давна осваивавших северные территории.

2. В центральных районах и Поволжье дома также были
срубными, имели невысокий подклет, двухскатные или
четырехскатные крыши «на самцах» или на стропилах,
иногда земляной пол. Двор был крытый или полузакры­
тый.

3. На Западе (Псков, Витебск, Смоленск) основу конструк­
ции избы составлял сруб. Из-за более мягких зим жилища
часто делались без подклета с земляным полом или на
низком подклете. Крыши «на самцах» или на стропилах
крылись тесом или соломой.

4. В южнорусских районах срубы иногда обмазывались
глиной; здесь велось кирпичное или саманное строитель­
ство (саман - род сырцового кирпича). Хозяйственные
помещения были столбовыми или плетеными. Полы -
земляными или глиняными. Четырехскатная крыша кры­
лась соломой.

5. В районах расселения казачества дома имели свои харак­
терные особенности. На Дону в построении жилища про­
слеживается украинское влияние. Дома чаще возводились
глинобитные или саманные, реже встречались срубы.
Подклеты домов были высокие, так как Дон весной раз­
ливался. Для казачьих домов характерно наличие галереи,
окружавшей по периметру весь дом, железная крыша. На
открытом дворе обязательно сооружалась летняя печь или
кухня.

6. Дома в бассейнах Кубани и Терека имели много общих
черт с донскими и украинскими. Но здесь преобладали
глинобитные или плетеные и обмазанные глиной по­
стройки.

7. При освоении русскими обширных территорий Сибири
сюда были принесены и основные приемы домострои­
тельства, бытовавшие в Европейской части России. Про­
изошла адаптация этих приемов к местным условиям. Ха-
ракккцццтерной особенностью жилища Сибири являются


Народная художественная культура

усадьбы-крепости. Дом и хозяйственные постройки пред­ставляют собой единый комплекс, обнесенный мощным глухим забором. Практически ни одно окно не выходит на улицу, окна дома защищены ставнями на железных зам­ках. В усадьбах, как правило, два двора - «чистый» и «хо­зяйственный».

Помимо региональных особенностей в основу класси­фикации может быть положено такое понятие как связь (оп­ределяет планировочную связь с крытым двором и другими постройками). Остановимся на основных типах такой связи:

а) однорядная связь или «брус» (двор и сени примы­
кают к задней стене дома и находятся под одной с ним дву­
скатной крышей; в плане такая изба вытянута как брусок);

б) двухрядная связь или «кошель» (двор пристроен к
дому сбоку под одной крышей с ним или под собственной
двускатной крышей; в плане как два отделения кошелька);

в) дома усложненной конфигурации, имеющие в пла­
не Г-, Т- или П- образную (покоеобразную) форму.

Типы внутренней планировки избы

Знание как экстерьера, так и интерьера избы имеет важное значение для художественно-образной системы крестьянского жилища. Пространство избы

делилось на несколько зон или «углов», составляющих опре­деленную иерархию. Выделялся прежде всего «красный» или «святой» угол - парадное помещение с полкой-»божницей». «Бабий угол» или «куть» - пространство около печи- традиционно воспринимался как женская половина из­бы. «Подпорожье» или «кут» — мужское пространство, где хозяин дома занимался разным хозяйственным ремеслом

Существует несколько региональных типов внутрен­ней планировки избы В основу типологии положены такие критерии, как расположение печи, красного угла и направле­ние устья печи.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...