Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

I. Членство в Лиге и ее общий характер




167a. Как возникла Лига [См. также Marburg, World Court and League of Peace, 1915, выпуск 20 Американского общества судебного урегулирования международных споров; Marburg, League of Nations, 1917, 2 vols.; Smuts, The League of Nations, A Practical Suggestion 1917; Schьcking, Internationale Rechtsgarantien, 1918. О более ранних планах всеобщего мирасм. 42]. Лига наций обязана своим существованием в первую очередь частной инициативе. Вскоре после того как разразилась первая мировая война в Англии под председательством Брайса образовалась группа лиц с целью выработки проекта Лиги для упразднения войны; эта группа в феврале 1915 г. опубликовала свои Предложения об упразднении войны с вступительной статьей Брайса. Текст этих предложений был разослан на отзыв ряду международников, и в 1917 г. та же группа опубликовала окончательный результат своей работы в брошюре, составленной Брайсом и другими и озаглавленной Предложения о предупреждении будущих войн. Движение, начатое так называемым комитетом Брайса, привело к основанию в 1915 г. Общества Лиги наций. Аналогичное движение возникло в Соединенных Штатах Америки, где в июне 1915 г, была основана под председательством бывшего президента Вильяма Тафта Лига по укреплению мира.

На мирной конференции был рассмотрен ряд проектов и устав Лиги был целиком принят конференцией 28 апреля 1919 г. Он составил часть первую мирных договоров с Германией, Австрией, Венгрией и Болгарией.

Эта формальная связь Устава с отдельным мирным договором впоследствии подверглась критике, и в сентябре 1938 г. девятнадцатая Ассамблея Лиги приняла резолюцию, рекомендующую ратификацию протокола об изменениях различных статей Устава в целях выделения егоиз мирных договоров [ Off. J., Sp. Suppl., No 182, p. 29; см. также Tabouillot в Z. ц. V., 7, 1937, S. 1537; Kelsen в The World Crisis (Geneva), 1938, pp. 133159; о докладе особого комитета по этому вопросу см. С. 494, М. 335, l937, VII].

167б. Членство в Лиге. Согласно ст. 1 Устава, Лига состоит из первоначальных членов и из членов, принимаемых впоследствии.

Первоначальные члены. Первоначальными членамиЛиги являлись, строго говоря, государства [Соединенные Штаты названы в договорах первоначальным членом Лиги; но они не ратифицировали ни одного из этих договоров и никогда не состояли членом Лиги. Об отношении Соединенных Штатов к Лиге наций см. Garner, American Foreign Policies, 1928, pp. 183213; Cooper, American Consultation in World Affairs, 1934; Berdahl в Michigan Law Review, 27, 19281929, pp. 607636] и доминионы, перечисленные в приложении к Уставу в качестве подписавших мирный договор или в качестве государств, приглашенных приступить к Уcтаву, которые фактически без оговорок присоединились к нему до 20 марта 1920 г. включительно. К числу первоначальных членов обычно относятся следующие государства (хотя фактически Китай, Греция, Гаити, Гондурас, Либерия, Никарагуа, Португалия и Румыния присоединились после указанной даты) [Что касается особых условий принятия Швейцарии, об этом см. 98. Она, однако, была специально принята в качестве первоначального члена, хотя ее присоединение было подтверждено референдумом лишь 16 мая 1920 г.]

Как государства, подписавшие мирный договор: Бельгия, Боливия, Бразилия, Британская империя, Канада, Австралия, Южная Африка, Новая Зеландия, Индия, Гаити, Гватемала, Гондурас, Греция, Италия, Китай, Куба, Либерия, Никарагуа, Панама, Перу, Польша, Португалия, Румыния, Сербо-Хорвато-Словенcкое государство, Сиам, Франция, Уругвай, Чехословакия, Эквадор, Япония.

Как государства, приглашенные приступить к Уставу: Аргентинская республика, Венесуэла, Дания, Испания, Колумбия, Нидерланды, Норвегия, Парагвай, Персия, Сальвадор, Швеция, Швейцария, Чили.

Непервоначальные члены. Параграф 2 ст. 1 устава Лиги гласил: Каждое государство, доминион или колония, которые управляются свободно и которые не указаны в Приложении, могут сделаться членами Лиги, если за их допущение выскажутся две трети Ассамблеи при условии, что ими будут даны действительные гарантии их искреннего намерения соблюдать свои международные обязательства и что они примут положения, установленные Лигой касательно их военных, морских и воздушных сил и вооружений.

В соответствии с этим положением, нижеследующие государства и один доминион были впоследствии приняты в Лигу: Австрия, Албания, Афганистан, Болгария, Венгрия, Германия [Германия стала членом Лиги в сентябре 1926 г., после того как ее сомнения по поводу ст. 16 были до некоторой степени устранены коллективной нотой, адресованной ей при подписании Локарнского договора представителями Бельгии, Чехословакии, Франции, Великобритании, Италии и Польши, из которых в то время пять были членами Совета Лиги], Доминиканская республика, Египет, Ирак, Ирландское свободное государство, Коста-Рика, Латвия, Литва, Люксембург, Мексика, Союз Советских Социалистических Республик, Турция, Финляндия, Эстония, Эфиопия [Ходатайство Монако было взято обратно, а ходатайству Сан-Марино не было дано движения и оно было косвенно отклонено: Records of Second Assembly, Plenary Meetings, pp. 685686].

Прекращение членства может произойти: 1) путем добровольного выхода из состава Лиги, согласно ст. 1 (п. 3), или 2) путем исключения [Право Совета Лиги исключить члена Лиги могло не ограничиваться случаями нарушения ст. ст. 12, 13 и 15 Устава. В мае 1934 г. британский представитель высказал взгляд, что, так как Либерия не выполнила условий ст. 23 (в) Устава, согласно которой члены Лиги приняли на себя обязательство обеспечить справедливое обращение с туземными жителями территорий, находящихся под их контролем, Лига вправе рассмотреть вопрос об исключении Либерии по 4 ст.16, Off. J., 1934, p. 511], согласно ст. 16 (п. 4), за нарушение устава Лиги, или 3) в результате несогласия с поправками, согласно ст. 26 [Прекращение существования государства, например вследствие слияния его с другим государством, или коренное изменение его статуса, например превращение в протекторат, признанный таковым другими государствами, очевидно, означало бы прекращение его членства в Лиге].

Ст. 1 (3)устава Лиги [См. Schuking Wehberg, 3. Aufl., 1931, I, S. 373; Rousseau в R. G., 41, 1934, pp. 295322; Burns в А. J., 29, 1935, pp. 4050. В связи с выходом Японии был подвергнут дискуссии вопрос о значении второй части ст. 1 (3). См. Burns, op. cit., pp. 4750, и Noel Baker в B.Y., 16, 1935, pp. 153154] предусматривала:

Всякий член Лиги может, после предварительного задвагода предупреждения, выйти из Лиги, при условии, что он выполнил к этому моменту все свои международные обязательства, включая и обязательства по настоящему Уставу.

167в. Юридическая природа Лиги. Вопрос о юридической природе Лиги был предметом значительных споров. Согласно широко распространенному мнению, Лига являлась конфедерацией государств [См., например, статью Corbett в В. Y., 1924, pp. 119148, под названием. Что такое Лига наций? Автор, принимая данное Еллинеком определение конфедерации как постоянного союза независимых государств, основанного на соглашении и имеющего целью защиту территории этих государств и сохранение мира между ними, является решительным сторонником того, чтобы рассматривать Лигу как конфедерацию]. Поскольку при конфедерации исключается непосредственная ее власть над отдельными лицами и поскольку международная личность государств-членов остается неприкосновенной, такое определение юридической природы Лиги не было неправильным. С другой стороны, такой взгляд противоречил концепции конфедерации, как объединения в союз вполне суверенных государств для поддержания их внешней и внутренней независимости, причем этот союз обладает собственными органами, облеченными известной долей власти над государствами-членами [См. 88].

Но устав Лиги наций не предоставлял Лиге никакой власти над государствами-членами, за исключением необходимой для проведения жизнь некоторых обязательств по Уставу. Для всех решений главного органа Лиги Ассамблеи, не считая вопросов чисто процессуальных и случаев, особо предусмотренных по Уставу, требовалось единогласие [См. 167д], а Совет Лиги, хотя он и являлся в известном смысле исполнительным органом Лиги и пользовался весьма большим влиянием, не обладал какой бы то ни было принудительной властью над государствами членами ее, так как его решения в основном являлись только рекомендациями.

Преобладающее мнение сводилось к тому, что Лига, хотя и являлась юридическим лицом sui generis [См. Larnaude, La Societe des Nations, 1920, pp. 4; Huber в Z. V., 12 1923, S. 370371; Scelle в R. G, 28, 1921, pp. 125127; Brieriy, p. 77], была субъектом международного права [Отличным от статуса Лиги по международному праву являлся статус, предоставленный ей внутригосударственным правом любого государства, к юрисдикции которого вопрос этот мог относиться] и международной личностью наравне с другими государствами. По существу Лига была не чем иным, как организованной семьей народов [Но не простым международным административным союзом (Zweckverband), как Почтовый союз. Hatschek (S. 141) рассматривает Лигу как объединение в целях административных. См. по этому вопросу Wegner, Geschichte des Volkerrechts, 1936, S. 328, и Rapisardi-Mirabelli в Z. ц. R., 7, 1927, S. 1121]. Не будучи государством,. не обладая территорией, не имея под своей властью граждан, Лига не обладала суверенитетом в смысле государственного суверенитета [Об отношении Лиги к проблеме суверенитета см. Butler в В. Y., 19201921, pp. 3544: Fischer Williams в В. Y., 1926, pp. 2442; Lindley, p. 121; Schucking und Wehberg, S. 80]. Вместе с тем, будучи международным лицом sui generis, Лига являлась субъектом многих прав, которые, как правило, могут осуществляться только суверенными государствами. Например, Лига обладала так называемым правом посольства [См. т. I, полутом 23, 58362. См также Ray, op. cit., p.252. Genet в R.I., 3-mе ser., 16, 1935, pp. 527556. О постоянных делегациях различных государств в Женеве См. Shatzky, ibid., pp. 7599, 736764; Genet, ibid., pp. 556573; Potter в Geneva Special Studies, No 8, 1930; Tobin в American Political Science Quarterly, 48, 1933, pp. 481512. Лига не посылала дипломатических представителей, но содержала бюрои корреспондентов в ряде столиц]; она могла осуществлять суверенные права над такими территориями, которые не находятся под суверенитетом какого-либо государства (что она в течение некоторого времени делала в отношении Саарского бассейна) [См. т. I, полутом 2, 171 (6)], она могла вмешаться в спор двух государств-членов ее [См., т. II, 52г.] и в исключительных случаях даже во внутренние дела государства-члена ее [Например, в отношении некоторых государств для защиты меньшинств см. т. 1, полутом 2, 340б340д]; она могла осуществлять протекторат над слабым государством (Данциг) [См. 93]; наконец, быть может, она также была вправе объявлять войну [См. т. II, 66a, прим.] и заключать мир [По вопросу о заключении международных договоров см. т. I, полутом 2, 494. С последним мнением автора нельзя согласиться как ни на чем не основанном. Прим. ред. ].

II. КОНСТИТУЦИЯ ЛИГИ

167г. Конституция Лиги. Двумя главными политическими органами Лиги были Ассамблея и Совет, работавшие с помощью постоянного Секретариата. Кроме того, имелись еще два учреждения, органически связанные с Лигой, но пользовавшиеся большей независимостью, а именно Международная организация труда и Постоянная палата международного правосудия. Сведения об этих учреждениях даются в других частях настоящего курса. Ассамблее и Совету в их работе оказывали содействие технические организации и постоянные и временные совещательные комиссии.

Лига имела три технические организации: 1) экономическую и финансовую [Об этой, а также и других организациях, см. Greaves, The League Committees and World Order, 1931; Morley, The Society of Nations, 1932, pp. 238260]; 2) по средствам сообщения и транзиту [См. 141a прим., и Haas в Repertoire, IV, pp. 213]; 3) по здравоохранению [См. Blayac, L'Organisation d'Hygiene de la Societe des Nations, 1932; Blankenstein, L'Organisation d'Hygiene de la Societe des Nations, 1934]. Целью этих организаций являлось оказание помощи не только Совету и Ассамблее, но и членам Лиги в деле выполнения их международных обязанностей путем установления связи между их техническими представителями [См. Off. J., 1921, p. 12]. Эти организации, обслуживавшиеся в свою очередь специализированными отделами Секретариата Лиги, действовали при посредстве комитетов экспертов, члены которых, как правило, назначались Советом Лиги. К категории технических организаций необходимо также отнести Организацию по интеллектуальному сотрудничеству, состоявшую из Международного комитета по интеллектуальному сотрудничеству, Международного института интеллектуального сотрудничества в Париже [См. Andre, L'Organisation de la cooperation internationale, 1938; Societe des Nations. Recueil des accords intellectuels, Paris; 1938; см. также Bonnet в Hague Recueil, vol. 61, 1937, t. III, pp. 463537, Mirwart в R. I. 3-me ser., vol. 19, 1938, pp.132144] и Правления.

Лига имела пять главных постоянных совещательных комиссий: 1) Постоянную совещательную комиссию по военным и морским вопросам и вопросам авиации; 2) Постоянную мандатную комиссию; 3) Совещательный комитет по опию и другим опасным наркотикам; 4) Постоянное центральное бюро по опию; 5) Совещательный комитет по социальным вопросам.

Главным административным органомЛиги являлся Секретариат (см. 167ж).

167гг. Поправки к уставу Лиги. Согласно ст. 26 устава Лиги, поправки к нему вступают в силу после их ратификации государствами членами Лиги, представленными в Совете, и большинством государствчленов ее, представленных в Ассамблее [См. Schьcking und Wehberg, S. 764781;Rolin в R. I., 3-me ser., 3, 1922, pp. 171184; Paulus в R. G., 30, 1923, pp. 532537; Kidd в Geneva Special Studies, V, No 78, 1934; Meriggi в Z. ц. R., 16, 1936, S. 487521]. Такие поправки необязательны для члена Лиги, если он известит о своем несогласии с ними, но несогласное государство перестает тем самым быть членом Лиги [Практика показала, что трудно побудить государства согласиться на существенные поправки и ратифицировать их. Относительно ратифицированных или предложенных поправок см. Phoade, Amendments of the Covenant of the League of Nations Adopted and Proposed, 1935; Rolin в R. I., 3-me ser., 2, 1921, pp. 5766, 225242; ibid., 3, 1932, pp. 171194, 336364; Paulus в R. G., 30, 1923, pp. 525555; Hudson в Н. L. R., 38, 1925, pp. 903953. См. т. II, 52р о проекте поправок, вытекавших из договора об отказе от войны]. Целью таких постановлений является предотвращение, по возможности, скороспелых поправок к Уставу. С другой стороны, отказ от принципа единогласия делал невозможным для отдельного государства или для незначительного меньшинства государств воспрепятствовать реформам, желательность которых чувствовалась всеми [От акта формального внесения в Устав поправок следует отличать процесс определения теми или иными средствами обязательств членов Лиги в соответствии с духом Устава (одним из таких средств являлись интерпретирующие резолюции); см. например, интерпретирующую резолюцию Ассамблея в 1921 г., касающуюся ст. 16; см. 75в (непризнание) и 167 (относительно ст. 10). Постоянная практика органов Лиги другой пример. Ни один из этих способов не мог быть применен с той целью и с теми последствиями, чтобы в чем-нибудь расширить или уменьшить ясные обязательства, предусмотренные Уставом].

167д. Ассамблея Лиги. Ассамблея фактически являлась конференцией членов Лиги. Согласно ст. 3 устава Лиги, каждый член Лиги мог послать на Ассамблею трех представителей, но при этом имел не более одного голоса. Ассамблея собиралась не реже, чем один раз в год [Об организации работы Ассамблеи см. Prevost, Les Commissions de I'Assemblee de la Societe des Nations, 1937], а если требовалось то и чаще.

Функции. Что касается сферы деятельности Ассамблеи, то в Уставе (ст. 3) говорилось, что Ассамблея на своих заседаниях ведает всеми вопросами, которые входят в сферу действия Лиги [Ограничение сферы деятельности Лиги, обусловленное в 8, ст. 15 устава Лиги, рассматривается в т. II, 25е] или которые затрагивают всеобщий мир. Однако ясно [Подвергался обсуждению вопрос о том, насколько Ассамблея и Совет были соответственно связаны решениями inter vires (в пределах своей компетенции); см. Schьcking und Wehberg, S. 264270 и Index (p. 60)], что из сферы деятельности Ассамблеи были исключены все вопросы, резервированные по Уставу исключительно для сферы деятельности Совета Лиги.

Из многих функций, выполнявшихся Ассамблеей и Советом: а) одни были резервированы исключительно за Ассамблеей; б) другие за Советом; в) некоторые требовали сотрудничества обоих органов; г) по отношению к некоторым компетенция Ассамблеи Лиги была либо совместной, либо альтернативной с компетенцией Совета Лиги [О юридических последствиях решения Ассамблеи и Совета см. Schindler, Die Verbindlichkeit der Beschlьsse der Vцlkerbundes, 1927; Ray, op. cit., pp. 151155; Brierly в В. Y., 16, 1935, p. 160].

а) К исключительной компетенции Ассамблеи относились: 1) принятие новых членов в Лигу большинством двух третей Ассамблеи (ст. 1); 2) установление правил об избрании непостоянных членов Совета [Для удобства говорилось о том или ином государстве как о постоянном или непостоянном члене Совета, но, конечно, действительными членами Совета являлись лица, назначенные правительствами государства, котороеони представляли; лица могли меняться от одного состава Совета к другому и, в частности, о сроке их пребывания в этой должности и переизбрании большинствомдвух третей голосов (ст. 4); 3) ежегодное избрание трех непостоянных членов Совета простым большинством голосов (ст. 4); резолюция Ассамблеи от 15 сентября 1926 г.[ Records of Seventh Ordinary Assembly, Plenary Meetings, p. 79]; 4) установление для непостоянных членов Совета изъятия из правила, запрещающего переизбрание в течение следующих трех лет, декларацией о допустимости переизбрания, принятой большинством двух третей голосов [ Ibidem ]; 5) приглашение время от времени членов Лиги приступить к новому рассмотрению договоров, сделавшихся неприменимыми, и международных ситуаций, сохранение которых могло бы подвергнуть опасности всеобщий мир (ст. 19) [По вопросу о том, требуется ли единогласие или большинство голосов, см. 167п]; 6) распределение между членами Лиги ее расходов (ст. 5); 7) утверждение Ассамблеей назначенного Советом генерального секретаря (ст. 6/2).

б) Исключительная компетенция Совета Лиги будет рассмотрена в следующем параграфе.

в) Сотрудничество обоих органов требовалось в случаях, когда Ассамблея утверждала простым большинством голосов: 1) назначение Советом добавочных постоянных его членов (ст. 4); 2) увеличение Советом числа его членов (ст. 4); 3) назначение Советом генерального секретаря; 4) поправки к Уставу, ратифицированные членами Лиги, представленными в Совете (ст. 26); 5) самостоятельное, но единовременное избрание Советом судей и заместителей судей Постоянной палаты международного правосудия согласно ст. 4 ее Статута [См. т. II, 25а25г.]; 6) доклад Ассамблеи по спору, переданному на ее рассмотрение согласно 9 ст. 15 Устава.

г) Совместная или альтернативная компетенция. Согласно ст. 11, всякий член Лиги имел право обратить внимание Ассамблеи или Совета (либо обоих вместе) на любое обстоятельство, могущее затронуть международные отношения или угрожающее нарушить международный мир либо доброе согласие между народами; по ст. 14 как Ассамблея, так и Совет могли запросить консультативное заключение Постоянной палаты международного правосудия, а по ст. 15 (9) Совет мог передать спор на рассмотрение Ассамблеи, и в этом случае Ассамблея осуществляла, с некоторыми изменениями, все относящиеся к этому спору функции Совета.

Методы голосования. Ассамблея могла принять имеющее силу решение по меньшей мере посредством четырех способов голосования, выбор которых зависел от характера решения [См. Fischer Williams в A. J., 19, 1925, pp. 475488; Hill, ibid., 22, 1928, pp. 319329]. Эти четыре способа следующие: а) единогласие всех членов Лиги, представленных в собрании [См. по этому вопросу Riches, ор. cit., pp. 4250] (ст. 5) таково прежде всего было общее правило; б) простое большинство голосов членов Лиги, представленных в собрании, которое применялось ко всем вопросам процедуры [Некоторые объяснения по поводу этого выражения см. у McNair в В. Y., 1926, р. 10], включая назначение комиссий по расследованию (ст. 5); в) большинство двух третей голосов, которое [См. Stone в В. Y., 14, 1933, р. 2931] требовалось по определенным пунктам порядка дня, упомянутым выше в настоящем параграфе, и по определенным менее важным вопросам, по которым оно требовалось регламентом Ассамблеи [Doc. С. 356, М. 158, 1923, V]; г) большинство голосов (по 10, ст. 15 или по ст. 26), но включая голоса всех членов, представленных в Совете. Значительное умаление общего принципа единогласия было причинено принятием Ассамблеей правила, что решение, которое может быть охарактеризовано как представляющее собою voeu (как бы мы ни переводили это слово рекомендация, пожелание, надежда, мнение, взгляд), не требует единогласия и для него достаточно простого большинства [См. Fischer Williams, ор. cit., p. 479].

167е. Совет Лиги. Членство. Совет может быть охарактеризован в большинстве случаев как исполнительный орган Лиги. Состав его определялся прежде всего ст. 4. Совет состоял из членов следующих категорий: 1. Постоянные члены, а именно великие державы, состоявшие членами Лиги; Совет мог, с утверждения большинством Ассамблеи, назначить других постоянных членов. 2. Одиннадцать непостоянных членов, из которых нормально три выбирались ежегодно на три года; эта группа может быть подразделена на: а) непостоянных членов, не подлежащих переизбранию до истечения трех лет по окончании срока их пребывания в этой должности, и б) непостоянных членов, которые большинством двух третей участвующих в голосовании членов Ассамблеи признавались могущими быть немедленно переизбранными [ Records of Seventh Ordinary Assembly, Plenary Meetings, p. 79 и Оff. J., Spec. Suppl., No 43, p. 8]. Признание возможности переизбрания не включало гарантии переизбрания. 3. Представители ad hoc. Дополнительно к предусмотренным Уставом членам Совета, упомянутым в 5, ст. 4 следующим образом определяла представительство ad hoc члена Лиги, когда обсуждаемые вопросы затрагивали его интересы, а он не имел своего представителя в Совете:

Всякий член Лиги, не представленный в Совете, приглашается прислать представителя для присутствия в нем в качестве члена Совета, когда в Совет вносится вопрос, особенно затрагивающий его интересы.

Этот представитель ad hoc присутствовал в качестве члена Совета и голосовал наравне с другими членами [При известных обстоятельствах представитель государства нечлен Лиги мог стать членом Совета ad hoc, как, например, Турция в споре о границах ее с Ираком в 1924 и 1925 гг. Передача спора по этому делу на рассмотрение Совета произошла на основании Лозаннского договора, но по тому же пути пришлось бы пойти и в силу ст. 17 Устава].

Функции. Подобно Ассамблее, Совет на своих заседаниях ведал всеми вопросами, входившими в сферу деятельности Лиги или затрагивавшими всеобщий мир (ст. 4), не отнесенными специально к сфере деятельности Ассамблеи. Функции Совета могут быть классифицированы как: а) входящие в его исключительную компетенцию, б) требующие сотрудничества с Ассамблеей и в) входящие в совместную или альтернативную компетенцию Ассамблеи и Совета. О функциях, указанных в пунктах б) и в),мы упомянули в предыдущем параграфе. Главнейшими вопросами, входившими в исключительную компетенцию Совета, являлись следующие: 1) утверждение на значений персонала Секретариата, произведенных генеральным секретарем (ст. 6); 2) составление проектов сокращения вооружений и дача указаний относительно контроля над производством частными предприятиями вооружения и военного снаряжения (ст. 8); 3) указания относительно способов выполнения обязательств по ст. 10 Устава в случае агрессии и по ст.13 (4) относительно мероприятий, которые должны обеспечить приведение в исполнение третейского или судебного решения; 4) рекомендации относительно того, какие эффективные военные, морские и военно-воздушные силы каждый член Лиги: должен предоставить в состав вооруженных сил, имеющих быть использованными для защиты прав Лиги (ст. 16); 5) исключение члена Лиги за нарушение Устава (ст. 16); 6) утверждение [Предпоследний параграф ст. 22 налагал на Совет белее широкие обязанности пo вопросу о мандатах, но фактически Совет почти не шел дальше регистрации их утверждения] условий мандатов, принятие годовых отчетов от мандатариев для рассмотрения их Постоянной мандатной комиссией и общий надзор за системой мандатов при содействии указанной комиссии (ст. 22).

Кроме обязанностей, возлагавшихся на Совет самим Уставом, имелось весьма много важных обязанностей [Их перечень см. Schьcking und Wehberg, S. 313322], которые должны были им выполняться согласно другим актам, связанным с урегулированием отношений после первой мировой войны, например, согласно статуту Постоянной палаты международного правосудия, или в связи с Данцигом, или с гарантиями условий о меньшинствах, или же независимо от этого, например, по международным договорам между Великобританией и Ираком 1930 г. и Великобританией и Египтом 1936 г. [См. 94г и 539, полутом 2; см. также о правах и обязанностях, присвоенных Лиге наций международными договорами. Doc. С. 3, М. 3, 1944, V].

Методы голосования. Совет мог принять имеющее силу решение посредством следующих способов голосования, выбор которых зависел от характера решения [См. Riches, The Unanimity Rule and the League of Nations, 1933; Eles, Le principe da I'unanimite dans la Societe des Nations, 1935; Stone в В. Y., 14, 1933. pp. 1842]: а) единогласие всех членов Лиги, представленных в собрании (ст. 5), таково прежде всего общее правило, одним из многих примеров которого были положения ст. 26; б) простое большинство голосов членов Лиги, представленных в собрании; применявшееся ко всяким вопросам процедуры, включая назначение комиссий, на которые возлагалось расследование особых случаев (ст. 5); в) голосование всех членов Совета, исключая представителей спорящих сторон [См. консультативное заключение No 12, Series В, pp. 2931 и Riches, ор. cit., pp. 134157], причем такое голосование, согласно 6 ст. 15, было достаточно для того, чтобы придать силу предусмотренному в этом параграфе докладу, с тем последствием, что война против стороны, выполняющей требования этого доклада, является нарушением Устава; г) простое большинство голосов всех членов Совета [В некоторых из договоров, связанных с урегулированием отношений после первой мировой войны, содержались постановления об изменении определенных постановлений с согласия большинства Совета; например, в ст. 12 договора с Польшей от 28 июня 1919 г. и в ст. 14 договора с Чехословакией от 10 сентября 1919 г.]; такое голосование было достаточным для доклада о споре, согласно 4 ст. 15, если спор не имел Последствий, упомянутых выше, в пункте в (последовавшая война); д) единогласие всех членов Совета для исключения из Лиги какого-либо ее члена, при этом исключался голос представителя исключаемого государства, если оно являлось членом Совета (ст. 16, 4).

Отношения между Ассамблеей и Советом. Устав Лиги не пытался общим образом определить отношения между Ассамблеей и Советом. Как мы видели, одни действия могли быть совершены только первым из этих органов, другие только вторым, а иные требовали совместного участия обоих. В пределах собственной исключительной сферы каждый из них был независим от другого. Тот факт, что Ассамблея избирала девять из четырнадцати членов Совета, делал ее важным органом контроля; между тем, с другой стороны, Ассамблея не могла вносить поправки в Устав без согласия всех членов Совета. Но ключ к отношениям между обоими этими органами лежал не в букве конституции Лиги, а в ее действительной работе и в том, что Ассамблея имела право и возможность обсуждать деятельность Совета. Если рискнуть сделать обобщение, то можно сказать, что в то время как Совет являлся исполнительным органом с особой и на практике почти исключительной функцией в деле рассмотрения международных споров, не передаваемых на третейское или судебное разрешение, Ассамблея стремилась стать общей направляющей силой в деятельности Лиги и инициатором ее политики [Доклад об отношениях между Советом и Ассамблеей и о соответствующей Компетенции (Records of the First Assembly, Plenary Meetings, pp. 318320), принятый Ассамблеей 7 декабря 1920 г.]. Некоторые признаки иерархического превосходства Ассамблеи могутбыть найдены также и в том, что Ассамблея не только избирала непостоянных членов Совета, но и, как было установлено в 1926 г., могла в любое время решить большинством двух третей голосов произвести новые выборы всех непостоянных членов Совета [См. Off. J., Special Suppl., 1926, No 43, p. 9. Оценку финансового контроля Ассамблеи см. Fischer Williams, Some Aspects of the Covenant, 1934, pp. 7677].

Заседания. Заседания Совета (ст. 4) происходили от времени до времени, когда того требовали обстоятельства, но не реже раза в год. С 1929 г. Совет обычно имел ежегодно три ординарные сессии [Решение уменьшить число сессий с четырех до трех было принято в сентябре 1929 г.], но собирался, с предупреждением за несколько дней, для рассмотрения вопросов, носивших характер кризиса, как, например, в сентябре 1925 г. по поводу греко-болгарского спора [Сведения о функционирования системы докладчиков см. Morley, The Society of Nations, 1932, pp. 409413; Zimmern, The League of Nations and the Rule of Law, 1936, pp. 452454. О различных комитетах Лиги см. Doc. С. 99, М. 99, 1945, V].

167ж. Секретариат. СекретариатЛиги состоял из генерального секретаря [См. Sсhьcking und Wehberg, 3 Aufl.,S.539604], назначавшегося Советом с утверждений большинством Ассамблеи, и из другого необходимого персонала (ст. 6), причем мужчины и женщины пользовались равноправием при назначении на все должности [См. Morley, The Society of Nations, 1932, pp. 261337].

Секретариат помещался в Женеве, месте пребывания Лиги, а представители его имелись в некоторых других странах [См. 167г]. Сотрудники Секретариата являлись международными гражданскими служащими; они сохраняли свое гражданство, но находились на службе не своих государств, а Лиги и ее членов в целом [По решению Ассамблеи от 1932 г., генеральный секретарь и должностные лила Секретариата при вступлении в исполнение своих обязанностей должны были сделать заявление о своей лойяльности по отношению к Лиге, включавшее в себе обязательство не добиваться и не получать инструкций от какого бы то ни было правительства или внешней власти]. По отношению к более высоким постам была сделана попытка до некоторой степени сохранить равновесие в отношении национальности служащих, но в то же время было установлено, что главным критерием при отборе являются способности и личная квалификация кандидатов [См. Report of the Committee of Thirteen, 1930; A. 16, 1930; резолюции Ассамблеи от 1932 г. и правила о должностных лицах, исправленные в том же году. См. также Toynbee, Survey, 1928, pp. 135140]. Должностные лица Лиги пользовались дипломатическими привилегиями и иммунитетом при исполнении обязанностей по делам Лиги [См. т. I, полутом 2, 417а] (ст. 7 Устава).

Секретариатделился на следующие 15 секций: 1) юридическую, включавшую регистрацию международных договоров, согласно ст. 18 Устава (см. т. I, полутом 2, 518а); 2) центральную; 3) политическую; 4) информационную; 5) по делам меньшинств; 6) мандатную; 7) по разоружению; 8) финансовую, включавшую Бюро экономической информации; 9) экономических отношений; 10) средств сообщения и транзита; 11) здравоохранения; 12) международных бюро и интеллектуального сотрудничества; 13) по торговле опиумом; 14) по социальным вопросам и 15) казначейства [Общий бюджет на 1937 г., включая расходы по Постоянной палате международного правосудия и по Международной организации труда, достиг суммы в 29 184 128 швейцарских франков (в 1919 г.15 318 945 фр.].

167 з. Международные союзы и организации, действующие под руководством Лиги. Параграф 1 ст. 24 устава Лиги предусматривал, что под руководством Лиги должны состоять все международные бюро, уже учрежденные коллективными договорами, если стороны, участвующие в этих договорах, на то согласятся, и что все международные бюро и все комиссии по урегулированию вопросов международного значения, которые будут созданы после учреждения Лиги, должны быть также поставлены под ее руководство. Совет придерживался несколько консервативного взгляда на сферу применения ст. 24 [См. доклад Ганото, принятый Советом Лиги в 1921г.: Off. J., 1921, р. 759; резолюцию Совета от 1923 г., касавшуюся неконвенционных международных бюро; там же, 1923, р. 858, 948]в значительной мере ввиду того, что было необходимо согласие государств нечленов Лиги. Под руководством Лиги состояли следующие бюро: 1) Международное гидрографическое бюро [ Off. J., 1921, pp. 1116 et seq ]; 2) Центральное международное бюро по контролю за торговлей спиртными напитками в Африке [ Ibid., 1922, pp. 91, 128129]; 3) Международная комиссия по воздушной навигации [ Ibid., 1921, p. 1166]; 4) Международное бюро информации и расследования о пособиях иностранцам (Bureau International d'Assistance [Ibid., pp. 761, 1166]; 5) Международное Нансеновское бюро беженцев [ Records of the Eleventh Assembly, 1930, pp. 156158]; 6) Международное бюро по выставкам [ 0ff. J., 1931, p. 1110]. Кроме того, для выполнения задач, совпадающих со сферой деятельности Лиги, были учреждены следующие институты на основе соглашений между Лигой и отдельными правительствами, учредившими и поддерживавшими эти институты: 1) Международный институт интеллектуального сотрудничества [ Ibid., 1925, pp. 284289]; 2) Международный институт по унификации частного права [ Ibid., 1926, pp. 812815; 1928, p. 1773]; 3) Международный институт воспитательной кинематографии [Ibid., 1927, p. 1450]; 4) Международный центр по изучению проказы [ Ibid., 1928, p. 139; 1931, pp. 2085 et seq ].

III. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛИГИ

167 и. Две задачи Лиги. Основные задачиЛиги были торжественно сформулированы в преамбуле Устава. Высокие Договаривающиеся Стороны, принимая во внимание, что для развития сотрудничества между народами и для обеспечения международного мира и безопасности важно принять некоторые обязательства не прибегать к войне, поддерживать в полной гласности международные отношения, основанные на справедливости и чести, строго соблюдать предписания международного права, признаваемые отныне действенным правилом поведения правительств, установить господство справедливости и добросовестно соблюдать все налагаемые договорами обязательства во взаимных отношениях организованных народов, принимают настоящий Устав, который учреждает Лигу наций.

Повидимому, Лига была предназначена служить двум различным задачам, а именно поддержанию международного мира и безопасности и развитию международного сотрудничества. Эти задачи должны были осуществляться при помощи четырех перечисленных в преамбуле принципов или методов. Функции Лиги по выполнению этих задач удобно сгруппировать следующим образом:

1) функции, связанные с поддержанием международного мира и безопасности, ст. ст. 821 (167л 167пп);

2) функции, связанные с развитием международного сотрудничества ст. ст. 2325 (167с);

3) разные функции 94в94е, 340б340д (полутом 2).

Впрочем, некоторые из изложенных в следующих параграфах вопросов представляется более удобным рассмотреть в других частях настоящего курса.

167 л. Мирное разрешение международных споров. Предотвращение войны путем мирного разрешения международных споров являлось одной из важнейших задач Лиги. Ст. ст. 11 17 Устава, определяющие план выполнения этой задачи, анализируются в части I второго тома настоящего курса, озаглавленной Разрешение международных споров[Т. II, 256 25ж].

167 м. Ограничение вооружений. Ст. 8 устанавливает принцип, в силу которого вооружения отдельных государств должны быть уменьшены до низшей точки, совместимой с государственной безопасностью, и с принудительным выполнением, путем совместных выступлений, принятых этими государствами международных обязательств. Эта статья обращает также внимание на опасность оставления вруках частных предприятий производства оружия и военного снаряжения. Вопросы эти обсуждаются в 25з и 25и второго тома настоящего курса.

167н. Гарантии против агрессии. Согласно ст. 10 Устава, Члены Лиги обязуются уважать и охранять против всякого внешнего нападения территориальную целостность и существующую политическую независимость всех членов Лиги. В случае нападения, угрозы или опасности нападения, Совет указывает меры к обеспечению выполнения этого обязательства.

Главный автор Устава президентВильсонрассматривал эту статью как краеугольный камень всего Устава. Британский официальный комментарий, изданный в июне 1919 г. [Cmd., 151], характеризует Устав как содержащий взаимную гарантию территории и независимости и обращает внимание на слово внешний, как показывающее, что Лига не может быть использована, как использовался Священный Союз [Сравнение Лиги наций со Священным Союзом см., Chevallier в R. I; Paris, I, 1927, pp. 940 и с Дельфийской и Коринфской лигами, см. Tenekides в R.G., 38, 1931, pp. 520], для подавления национальных или других движений внутри государств членов ее, а только для предотвращения насильственной аннекс

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...