Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Может ли приложения к договорам подписывать заместитель директора некоммерческой организации - государственного бюджетного учреждения только на основании приказа? Или необходима доверенность?




Августа 2011

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Полномочия целесообразно подтверждать доверенностью.

Обоснование вывода:

Исходя из смысла п. 1 ст. 53, п. 1 ст. 182, п. 1 ст. 185 ГК РФ сделки от имени любого юридического лица, не исключая и государственных бюджетных учреждений, вправе совершать его орган или лицо, уполномоченное соответствующей доверенностью.

Доверенность от имени юридического лица должна быть подписана директором или иным уполномоченным учредительными документами лицом с приложением печати организации (п. 5 ст. 185 ГК РФ).

Ни ГК РФ, ни Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", ни иные акты гражданского законодательства не устанавливают каких-либо особых правил наделения полномочиями представителя бюджетного учреждения. Не отличается от общеустановленного и порядок выдачи доверенности от имени государственного бюджетного учреждения (за исключением доверенности на получение или выдачу денег и других имущественных ценностей, которая должна быть подписана также главным (старшим) бухгалтером).

Вместе с тем на практике полномочия руководителя организации (в том числе по подписанию документов) нередко возлагаются на иное лицо путем издания приказа по организации (без оформления доверенности).

По своей сути приказ - это локальный нормативный акт, регулирующий отношения внутри организации и не имеющий юридической силы в отношениях с третьими лицами. Но в некоторых случаях суды признают приказ надлежащим оформлением доверенности. Как указал Пленум ВАС РФ в постановлении от 27.09.1994 N 29, приказ, уполномочивающий на заключение договоров, по существу, может выполнять функции доверенности. То есть наделить лицо определенными полномочиями можно не только документом, именуемым "доверенность", но и документом, именуемым "приказ", если в таком приказе отражены все условия, наличие которых является в силу ст. 185 ГК РФ обязательным для действительности доверенности.

Такой подход в ряде случаев встречается и в более поздней судебной практике (постановление ФАС Уральского округа от 19.05.2008 N Ф09-2294/08-С5). Отчасти данная точка зрения нашла отражение и в актах органов судебной власти, в которых решался вопрос полномочий процессуального представительства (п. 11 постановления Пленума ВАС РФ от 09.12.2002 N 11, определение ВАС РФ от 11.09.2007 N 10435/07, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 24.04.2007 N А43-14376/2006-8-81, ФАС Северо-Кавказского округа от 24.02.1999 N Ф08-37/99).

Однако следует иметь в виду, что решения судов принимаются в каждом случае исходя из конкретных обстоятельств дела, фактически сложившихся отношений сторон и содержания документов. Поэтому рассчитывать на то, что суд в любом случае признает приказ документом, приравненным к доверенности, не следует. Таким образом, в отношениях с третьими лицами полномочия лица, подписывающего документы от имени учреждения, целесообразно подтверждать именно доверенностью.

Можно ли реорганизовать товарищество на вере (коммандитное товарищество) в ООО? Если да, то каков порядок данной реорганизации?

Августа 2011

Товарищества на вере (коммандитные товарищества) являются одной из форм хозяйственных товариществ (п. 2 ст. 66 ГК РФ).

Пунктом 1 ст. 68 ГК РФ предусмотрено, что хозяйственные товарищества и общества одного вида могут преобразовываться в хозяйственные товарищества и общества другого вида или в производственные кооперативы по решению общего собрания участников в порядке, установленном ГК РФ. Также п. 2 этой статьи прямо указывает на возможность преобразования товарищества в общество с ограниченной ответственностью, устанавливая, что каждый полный товарищ, ставший участником общества, в течение двух лет несет субсидиарную ответственность всем своим имуществом по обязательствам, перешедшим к обществу от товарищества.

ГК РФ и иные федеральные законы не предусматривают порядка реорганизации товарищества на вере. Следовательно, в рассматриваемой ситуации необходимо руководствоваться общим порядком реорганизации юридических лиц, определенным ГК РФ.

Как следует из п. 1 ст. 57 и п. 1 ст. 68 ГК РФ, решение о реорганизации товарищества на вере (далее - товарищество) в форме его преобразования в общество с ограниченной ответственностью (далее также - общество, ООО) принимается общим собранием участников товарищества. Порядок его проведения законом не урегулирован, следовательно, он определяется учредительным договором товарищества (ст. 83 ГК РФ), а если такие положения в учредительном договоре отсутствуют, то соглашением между товарищами.

В силу ст. 59 ГК РФ общее собрание участников в рамках процедуры реорганизации утверждает передаточный акт, который должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного товарищества в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.

Так как уставный капитал ООО состоит из долей, принадлежащих его участникам (п. 1 ст. 87 ГК РФ), полагаем, что общее собрание участников товарищество должно определить порядок обмена долей (вкладов) участников товарищества на доли в уставном капитале общества и, соответственно, определить размер уставного капитала создаваемого общества.

Поскольку учредительным документом общества с ограниченной ответственностью является устав (п. 3 ст. 89 ГК РФ), общее собрание участников товарищества должно также утвердить устав создаваемого ООО.

Хотя прямо законодательством это и не предусмотрено, полагаем, что при решении других вопросов в связи с реорганизацией товарищества в ООО можно по аналогии руководствоваться п. 2 ст. 11 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об ООО), предусматривающим порядок учреждения общества. В частности, общее собрание участников товарищества вправе принять решения по вопросам избрания или назначения органов управления общества, а также образования ревизионной комиссии или избрания ревизора общества, если такие органы предусмотрены уставом общества или являются обязательными в соответствии с Законом об ООО.

В течение трех рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации товарищество обязано в письменной форме сообщить в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (регистрирующий орган), о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации и с приложением решения (протокола) общего собрания участников, принявшего решение о реорганизации (п. 1 ст. 60 ГК РФ, ст. 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ)). Рекомендуемая форма письменного сообщения о начале процедуры реорганизации содержится в приложении к письму ФНС России от 23.01.2009 N МН-22-6/64.

В целях соблюдения прав кредиторов реорганизуемого юридического лица п. 1 ст. 60 ГК РФ предусмотрена обязанность реорганизуемого юридического лица после внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещать в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации. Реорганизуемое юридическое лицо, в том числе и товарищество, обязано опубликовать такое уведомление независимо от наличия у него кредиторской задолженности.

Сведения о государственной регистрации юридических лиц в настоящее время публикуются в журнале "Вестник государственной регистрации" (приказ МНС РФ от 29.09.2004 N САЭ-3-09/508@).

Для государственной регистрации создаваемого общества в регистрирующий орган по месту нахождения товарищества (п. 1 ст. 15 Закона N 129-ФЗ) должны быть представлены документы, предусмотренные п. 1 ст. 14 Закона N 129-ФЗ, а именно:

заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (форма N Р12001, утверждена постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439);1

устав создаваемого общества в двух экземплярах;

передаточный акт;

документ об уплате государственной пошлины;

справка территориального органа Пенсионного фонда РФ, подтверждающая предоставление в этот орган предусмотренных законом сведений.

Реорганизация будет считаться завершенной, а товарищество - прекратившим свою деятельность, с момента государственной регистрации создаваемого ООО (п. 1 ст. 16 Закона N 129-ФЗ).

Дополнительно отметим, что в силу пп. 4 п. 2 ст. 23 НК РФ товарищество обязано сообщить о принятом решении о реорганизации в налоговый орган по месту своего нахождения в течение трех дней со дня принятия такого решения. Приказом ФНС России от 21.04.2009 N ММ-7-6/252@ утверждена форма такого сообщения (форма N С-09-4)2.

В тот же срок товарищество обязано сообщить о принятии решения о реорганизации в территориальные органы Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ по месту своего нахождения (п. 1 ст. 3, п. 3 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования").

ООО реализует физическим и юридическим лицам путевки в детский оздоровительный лагерь, который является структурным подразделением ООО. К какому виду договора относится реализация данных путевок? Если это договор купли-продажи, нужно ли оформлять накладную ТОРГ-12? Если это разновидность договора об оказании услуг, необходимо ли оформлять акт об оказании услуг?

Августа 2011

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Путевка является документом, подтверждающим существование заключенного договора об оказании услуг и оплату по данному договору, и представляет собой бланк строгой отчетности.

При заключении договора об оказании услуг составлять акт оказанных услуг не нужно, кроме тех случаев, когда составление такого акта предусмотрено условиями самого договора.

Обоснование вывода:

Действующее законодательство не содержит единого определения термина "путевка".

Нормы Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 132-ФЗ) дают определение "туристской путевки". Согласно п. 1 ст. 1 этого Закона туристская путевка представляет собой документ, содержащий условия путешествия, подтверждающий факт оплаты туристского продукта, под которым понимается комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену по договору о реализации туристского продукта. Также указано, что туристская путевка является бланком строгой отчетности.

Иными словами, туристская путевка является документом, подтверждающим факт заключения договора об оказании туристских услуг и оплаты по нему. Самостоятельной вещью, способной быть объектом передачи по договорам купли-продажи, мены, дарения, путевка не является.

Полагаем, что то же самое должно относиться и к любой иной путевке.

При этом поездки в детский оздоровительный лагерь также могут подпадать под определение туризма, данное в п. 1 ст. 1 Закона N 132-ФЗ: временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания.

Соответственно, путевки в детский оздоровительный лагерь также могут рассматриваться как туристские путевки.

Таким образом, "продажа путевок" в детский оздоровительный лагерь фактически означает заключение договоров на оказание оздоровительных услуг, подтверждаемых, в том числе, выдачей путевок.

Неправильное употребление юридической терминологии ("продажа путевок") не может влиять на квалификацию гражданских правоотношений. Это прямо следует из ст. 431 ГК РФ.

Возмездное оказание услуг регулируется нормами главы 39 ГК РФ, которые, согласно п. 2 ст. 779 ГК РФ, применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных, кроме тех услуг, которые оказываются по договорам, предусмотренным главами 37, 38, 40, 41, 44-47, 49, 51, 53 ГК РФ.

Нормы главы 39 ГК РФ не предусматривают обязательного требования о составлении сторонами этого договора акта об исполнении своих обязательств.

В соответствии со ст. 783 ГК РФ к договору возмездного оказания услуг применяются общие положения о подряде, если это не противоречит ст.ст. 779-782 ГК РФ, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг. Необходимость составления актов, подтверждающих исполнение обязательств по договору подряда, вытекает из ст. 720 ГК РФ. Однако следует учитывать, что этот акт оформляет приемку овеществленного результата выполненных работ. По договору же об оказании услуг такой результат отсутствует.

Соответственно, обязанности составления актов об оказании услуг законом не установлено. Это подтверждается многочисленной судебной практикой (смотрите, например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 30.01.2007 N Ф04-9551/2006(30744-А03-11), ФАС Волго-Вятского округа от 17.08.2009 N А11-10234/2008-К1-13/256, ФАС Поволжского округа от 06.05.2009 N А57-10294/2008).

В то же время, руководствуясь принципом свободы договора, закрепленным п. 2 ст. 421 ГК РФ, стороны договора возмездного оказания услуг вправе установить в договоре условие об обязательном составлении двустороннего акта или актов, оформляющих исполнение обязательств по данному договору, а также определить порядок действий по оформлению этого документа.

В ОАО планируется изменить количественный состав совета директоров, уменьшив количество его членов с 13 до 9. Можно ли на одном общем собрании акционеров принять решение о внесении изменений в устав (изменить количественный состав совета директоров), прекратить полномочия совета директоров в составе 13 членов и избрать совет директоров в новом составе? Или же требуется проведение двух общих собраний акционеров? С какого момента утрачивает легитимность совет директоров в старом составе? Какое число кандидатов в члены совета директоров вправе выдвинуть акционеры на общем собрании - 9 или 13?

Августа 2011

По нашему мнению, внесение в устав акционерного общества изменений, касающихся количественного состава совета директоров, прекращение полномочий текущего состава и избрание нового состава совета директоров с учетом внесенных в устав изменений следует осуществлять именно в рамках одного общего собрания акционеров.

В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО) изменения и дополнения в устав общества или устав общества в новой редакции с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных Законом об АО, - с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, приобретают силу для третьих лиц. Поскольку акционеры не являются по отношению к обществу третьими лицами, для них, а также для самого общества соответствующие изменения (дополнения) устава приобретают юридическую силу с момента их принятия общим собранием акционеров.

Следовательно, при принятии общим собранием акционеров решений оно вправе руководствоваться уставом с изменениями (дополнениями), ранее одобренными этим же общим собранием (смотрите постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 3 марта 2010 г. N 09АП-1626/2010-ГК (правомерность подтверждена постановлением ФАС Московского округа от 8 июня 2010 г. N КГ-А40/4864-10), постановления ФАС Центрального округа от 16 октября 2000 г. N А08-2451/00-20, ФАС Уральского округа от 13 мая 2005 г. N Ф09-1251/05-С5).

Более того, согласно п. 3 ст. 66 Закона об АО количественный состав совета директоров определяется уставом общества или решением общего собрания акционеров, а требования устава общества обязательны для исполнения всеми органами общества и его акционерами (п. 2 ст. 11 Закона об АО). И именно постольку, поскольку Закон об АО не содержит правил, определяющих полномочия совета директоров, количественный состав которого превышает предусмотренный уставом общества, полагаем, что существование и деятельность совета директоров в таком составе противоречит законодательству. Каких-либо санкций или негативных последствий законодательством на этот случай не установлено, но правомерность решений такого совета директоров в любой момент может быть оспорена.

Таким образом, на наш взгляд, как раз одновременное принятие решений об уменьшении количественного состава совета директоров и о новом персональном составе такого совета на одном общем собрании акционеров соответствует законодательству.

Поскольку количественный состав вновь избираемого совета директоров зависит от результатов голосования акционеров по вопросу о внесении соответствующих изменений в устав общества, право акционеров на предложение кандидатов (п. 2 ст. 53 Закона об АО) в подобных обстоятельствах может быть реализовано при условии признания за акционерами возможности выдвинуть число кандидатов, соответствующее каждому из возможных вариантов решения вопроса о внесении изменений в устав (в рассматриваемом случае - 9 кандидатов на случай принятия соответствующих изменений, 13 кандидатов - на случай отклонения таких изменений).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...